В статье рассматриваются теоретические и практически основы возможных последствий увеличения ставки налога на добавленную стоимость на экономику страны, включая и экономику России. Делаются выводы о том, как поведет себя экономика страны на ближайшую и долгосрочную перспективу. Рассматриваются положительные и отрицательные последствия принятия данного решения, а также иные варианты увеличения доходной части бюджета.
Ключевые слова: налог на добавленную стоимость, добавленная стоимость, налог, рост цен, рост ставок налога, товар, ставка НДС, повышение ставки НДС, Налоговый кодекс, налоговая отчетность, уплата НДС.
Налог на добавленную стоимость (НДС) — косвенный налог, форма изъятия в бюджет государства части стоимости товара, работы или услуги, которая создаётся на всех стадиях процесса производства товаров, работ и услуг и вносится в бюджет по мере реализации. [1]
Добавленная стоимость — это та часть стоимости продукта, которая создается в данной организации. Рассчитывается как разность между стоимостью товаров и услуг, произведенных компанией (то есть выручка от продаж), и стоимостью товаров и услуг, приобретенных компанией у внешних организаций (стоимость купленных товаров и услуг будет состоять в основном из израсходованных материалов и прочих расходов, оплаченных внешним организациям, например, расходы на освещение, отопление, страхование и т. д.)
Объектом налогообложения по НДС признаются операции:
– по реализации товаров, работ, услуг, имущественных прав (далее — товаров) на территории РФ, в том числе безвозмездно;
– по передаче товаров для собственных нужд на территории РФ;
– по выполнению СМР для собственного потребления;
– по ввозу товаров на территорию РФ. [3, с.95]
Налоговая ставка — величина налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы.
Согласно статье 164 Налогового Кодекса Российской Федерации, на сегодняшний день установлены 3 ставки налога на добавленную стоимость: 0 %, 10 % и 18 %. Ставка 0 % применяется, к примеру, при реализации товаров, вывезенных на экспорт; при оказании услуг по международной перевозке товаров и др. Ставка 10 % применяется, к примеру, при реализации отдельных видов продовольственных товаров; реализации детских товаров; медицинских товаров. Ставка 18 % — является основной ставкой налога в РФ, и применяется во всех остальных случаях. [1]
Как известно повышение ставки налога на добавленную стоимость запланировано на 1 января 2019 года. По разным оценкам, это может принести в бюджет страны около 620 млрд. рублей в год.
Впервые в Российской Федерации налог на добавленную стоимость в на был введен 1 января 1992 года. Ставка НДС была установлена на уровне 28 %, но уже через год с 1 января 1993 года она была снижена до 20 %. С 1998 до 2004 года в регионах помимо налога на добавленную стоимость дополнительно взимался налог с продаж, который не превышал 5 %.
Сегодняшняя ставка, установленная в размере 18 % действует с 1 января 2004 года. Решение о снижении ставки было принято по предложению Министерства Финансов Российской Федерации с целью поддержки инвестиционного роста, а также в следствие увеличения цен на нефть, которое представило дополнительные возможности для снижения налоговой нагрузки. На определенный перечень товаров, установленный Налоговым кодексом Российской Федерации распространяется льготная ставка НДС в размере 10 %. Такими товарами, например, являются ряд продовольственных и медицинских товаров, товаров для детей, периодические печатные издания, книжная продукция и др.
К осени 2004 года правительство предполагало увеличить показатели ВВП страны, за счет снижения с 2006 года ставки налога с 18 % до 13 %. Идея была поддержана председателем правительства Михаилом Фрадковым, который дал распоряжение Министерству финансов подготовить расчеты, однако к началу 2005 года от этой идеи отказались ввиду того, что эффект от снижения ставки НДС будет нулевой либо отрицательный. По мнению Минфина, данная мера могла привести на то время к потере 362,1 млрд руб. (т. е. около 1,5 % ВВП). В 2006 году в трехлетнюю программу социально-экономического развития был внесен пункт о снижении ставки НДС до 13 %, однако ставка так и не была снижена.
В начале 2008 года Президент России предполагал введение единой и максимально низкой ставки НДС, то есть унификации ставки налога на уровне около 12–13 %. Кроме этого, предполагалось изучить возможности замены НДС налогом с продаж. Предлагалась замена ставки НДС на ставку налога с продаж размером 10 %.
В 2013 году были планы к снижению в 2015 году ставки НДС до 15 %, как первый шаг на пути к замени НДС налогом с продаж.
Резко сменившееся политическое и экономическое положение в стране заставило отказаться от идей снижения налога на добавленную стоимость или замены на налог с продаж, стали появляться новые возможные варианты реформирования налоговой системы.
В начале 2017 года Минфин в лице министра финансов предложил снизить ставку по страховым взносам, то есть около 30 % до отметки в 22 %, компенсируется данное понижение увеличением ставки по налогу на добавленную стоимость до 22 %. [7, с. 1]
И вот в июле 2018 года Госдума приняла в третьем, окончательном чтении закон о повышении с 1 января 2019 года ставки налога на добавленную стоимость с 18 % до 20 %.
Какие же предполагаемые последствия данного повышения следует ожидать?
Для начала о положительных сторонах. По мнения Министерства финансов подобная мера способна обеспечить федеральному бюджету дополнительные 633,5 млрд руб. в 2019 г., 678 млрд. руб. в 2020 и 728 млрд руб. в 2021 гг.
Какова реальна цель увеличения ставки налога, для чего правительству потребовались, так называемые дополнительные деньги. Основная цель изменения экономического курса страны — это консолидация дополнительных бюджетных доходов с целью обеспечения нового майского указа президента Владимира Путина, то есть увеличение финансирования инфраструктуры, демографической политики, здравоохранения и образования.
Почему была выбрана эта мера, ведь были и другие варианты. К примеру, Алексей Кудрин (Глава счетной палаты РФ) считает, что вопрос о повышении ставки НДС можно было бы отложить на шесть лет. Все что для этого потребуется, это внести изменения в определение бюджетного правила. На сегодняшний день бюджет Российской Федерации оценён из расчета, что 1 баррель нефти стоит 40 долларов, хотя реально он продается за сумму более чем за 70 долларов. Этот так называемый доход идет на пополнение резервов, а не на вливания в развитие экономики. Исходя из этого, если предполагать, что баррель стоит 45 долларов, то в этом случае налог можно было бы повысить только в 2023 году.
Выбранный вариант обосновывается в том числе тем, что если увеличить ставки прямых налогов (НДФЛ) и страховых взносов в ПФР, ФСС, ФОМС, то это может поспособствовать уклонению бизнеса от официального начисления зарплат, а также вызовет рост «теневой экономики». В то время, как уклониться от уплаты НДС, на сегодняшний день, крайне проблематично, поскольку уже введена и успешно функционирует система АСК НДС-2, с помощью которой сопоставляются данные налоговой отчетности конкретного лица по НДС с данными налоговой отчетности по НДС его контрагентов для установления незаконно предъявленных вычетов по НДС. В перспективе находится запуск АСК НДС-3, с помощью которой можно будет определить цепочку взаимозависимых компаний, пути движения денежных средств, определить незаконный вывод из-под налогообложения НДС и налога на прибыль. А чтобы контролировать зарплаты, страховые взносы и НДФЛ таких систем пока не предусмотрено. [5, с.3]
Для правительства данная мера показалась наиболее удобной и менее затратной, а также наиболее прогнозируемой и ожидаемой.
Первым ожидаемым последствием является рост одного из наиболее значимых социально-экономических показателей. Это рост инфляции. Центральный банк Российской Федерации считает, что в течение первого полугодия после повышения налога инфляция поднимется на 1.16 пунктов, поскольку ожидается рост стоимости около 70 % товаров потребительской корзины. Стоимость потребительской корзины вырастет не полностью, поскольку на определенный НК РФ перечень товаров, такие как скажем, детские вещи, некоторые социально значимые продукты (мясо, масло, хлеба и др.) по-прежнему будет действовать льготная ставка в размере 10 %. Данная льгота действует, в том числе для авиа-перевозок внутри страны. Эта льготы останется, НДС для этих категорий товаров и услуг повышаться не будет. [6]
Таблица 1
Рост цен на продукты потребительской корзины. (Росстат)
Товар |
Средняя цена за 1 кг. |
Подорожание |
Вареная колбаса |
351 р. |
+ 2.8–4.4 р. |
Сыр |
461 р. |
+ 3.7–5.7 р. |
Говядина |
121 р. |
+ 1–1.5 р. |
Картофель |
25 р. |
+ 20–30 коп. |
Куриные яйца |
64 р. |
+ 50–80 коп. |
Ожидаемый рост цен тоже составит не 2 % а в пределах 0,8–1,25 % в течении первого полугодия 2019 года. Особенность заключается в том, что на практике увеличение налогов перекладывается на конечного потребителя. Повысить цены готовы все участники цепочки, однако с платежеспособным спросом нынче и так проблемы, и бурного роста доходов пока не ожидается. В следствие этого цены будут повышать аккуратно, в противном случае потребитель может от каких-то товаров и услуг вообще отказаться. При этом, как прогнозирует Центральный Банк, производителям придется пожертвовать частью прибыли.
По мнению Минэкономразвития инфляция, спровоцированная увеличением НДС вырастет уже в этом году, поскольку население начнет приобретать впрок товары длительного пользования. По их мнению, инфляция увеличится с нынешних 2,3 % годовых до 3,1 % к концу 2018 года, а в следующем году превысит целевой показатель ЦБ в 4 % и достигнет 4,3 %. Только к 2020 году, по прогнозам, рост цен замедлится до 3,8 %, а затем вернется к заветным 4 %. [5, с.2]
Тем не менее, на ближайшую перспективу прогнозы не сильно оптимистичные. Роста цен спровоцирует падение покупательной способности работающего населения, чьи зарплаты также снизятся, а если быть точнее, то по оценкам Минэкономразвития, рост зарплат упадет с 6,3 до 1 %. Все это, ожидаемо, приведет к снижению стимулов к труду, сокращению выпуска и доходов, а также потребления. Сильного замедления роста экономике к концу 2018 года не ожидается, но в 2019 году он уже понизится на 0,2–0,4 %. Сократятся и инвестиции — меньшая занятость снизит доходность капитала, а рост цен — прибыль компаний.
Однако принятое решение о повышении ставки НДС — не самый безнадежный вариант финансирования майских указов президента, поскольку увеличение ставки налога на прибыль или страховых взносов привело бы к еще большим потерям в экономике. К примеру, увеличение ставки взносов, по разным оценкам, могло бы привести к снижению темпов роста экономики на 0,8–1,1 %, а потребления и инвестиций — на 1–1,5 %. Увеличив налога на прибыль, рост ВВП замедлится на 0,5–1 %, потребление — на 0,5–0,8 %. Но эти варианты даже не были на обсуждении у правительства, из-за того, что у НДС больше налогооблагаемая база и для роста сборов нужно меньше увеличивать ставку. Рост ставок НДФЛ или налога на прибыль, в том числе, могли бы замедлить экономику страны в разы сильнее.
Рис. 1. Структура поступления взносов и налогов в бюджет.
Еще одна причина по которой выбран вариант с повышением именно налога на добавленную стоимость это его высокая собираемость. Поскольку НДС собирается почти со всех товаров и услуг, проданных или оказанных на территории России. Тот налог платится всеми участниками цепочки от производителя до покупателя. После перепродажи товара НДС предъявляется к вычету за счет следующего участника цепочки. И налог с одного конкретного товар в казну поступает только один раз. А конечный покупатель, который никому ничего не перепродает, списать НДС не может. И в связи с этим, для государства НДС является более удобным. В случае, если кто-то в торговой цепочке не заплатит налог, государство может получить свои деньги от следующего звена, а контрагенты будут разбираться между собой. Конечному покупателю уклониться от уплаты НДС не представляется возможным.
На долгосрочную перспективу, по мнению Минэкономразвития, благодаря правительственным мерам по ускорению экономики ситуация улучшится. В период с 2021 по 2024 гг. рост ВВП ежегодно станет выше 3 %. А экономическая активность населения возрастет — благодаря увеличению продолжительности здоровой жизни в совокупности с повышением пенсионного возраста. В 2019 г. численность занятых увеличится на 300 000 человек, а к 2024 г. — на 1,8 млн человек. Благодаря этому, по оценке Минэкономразвития, в 2019–2024 гг. совокупный вклад в экономический рост составит 1,3 п. п. Дополнительным фактором увеличения предложения труда должен стать рост притока мигрантов и развитие технологий. [5]
Согласно отчету Райффайзенбанка, НДС дает около 34 % доходов бюджета. Он является самым крупным федеральным налогом. Его повышение в целом окажется более выгодным для федерального бюджета и менее глубоким на последствия для региональных бюджетов, чем повышение подоходного налога. Повышение базовой ставки НДС негативнее всего скажется на подакцизных товарах — бензине, алкоголе и табаке. Цены на них могут вырасти, предупреждают эксперты. Цены на бензин сейчас для властей является серьезной проблемой. После президентских выборов в России начался резкий рост цен на топливо. С мая в разных регионах России проходят акции протеста.
Повышение НДС скорее всего негативно скажется на доходах населения и покупательной способности, кроме того, это может подстегнуть инфляцию. Повышение НДС может привести к снижению прибыли у компаний, а также снизить инвестиционную привлекательность некоторых предприятий, например, в машиностроении.
Одно, на сегодняшний день ясно точно, это то что НДС является косвенным налогом, который платят по цепочке все, кто участвует в создании товаров и услуг. Но в итоге он чаще всего перекладывается на конечного потребителя, на котором в большей степени отразится его повышение.
Литература:
- Налоговый Кодекс Российской Федерации
- Федеральный закон от 03.08.2018 № 303-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах»
- Мельникова Н. П. НАЛОГИ И НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. — М.: Юрайт, 2018. — 317 с.
- Зуенко М. Ю., Щеглова О. Г. Экономические аспекты влияния НДС на экономический рост в России // Экономическая наука и практика: материалы V Междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2017 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2017. — С. 1–6. — URL https://moluch.ru/conf/econ/archive/221/12191/
- Минэкономразвития оценило последствия повышения НДС // Ведомости. URL: https://www.vedomosti.ru/economics
- Увеличение НДС с 18 до 20 %: что нам с этого будет и куда пойдут деньги // Комсомольская Правда. URL: https://www.spb.kp.ru/daily/26861.7/3903748
- Как менялся НДС в России // Комерсант. URL: https://www.kommersant.ru