Цель:
‒ закрепить у детей знания о городе Новокузнецке;
‒ закрепить у детей образ Москвы — столицы, главного города России;
‒ закрепить умение детей пользоваться картой;
‒ воспитывать у детей любовь к своей Родине, родному городу;
‒ воспитывать патриотические, гражданские чувства;
‒ развивать память, мышление, воображение;
‒ закрепить знание пословиц о Родине.
Ход занятия
1. Звучит песня о Родине. (Дети заходят в группу, становятся полукругом возле воспитателя.)
Восп. Ребята, что мы Родиной зовем?
ДЕТИ:
1. Дом, где мы с тобой живем
И березки, вдоль которых
Рядом с мамой мы идем.
2. Поле с тонким колоском
Наши праздники и песни
Теплый вечер за окном.
3. Все, что в сердце бережем
И под небом синим, синим
Флаг России над Кремлем.
2. Ребята, а нас с вами какая окружает Родина?
А как вы понимаете слова «малая родина»? (Это место, где мы живем, где родились, где живут наши родители, друзья, родственники, город в котором мы живем.)
Назовите название нашего города.
Ребята, что вы видите перед собой? (карта Кемеровской области)
Кто сможет показать на карте наш город?
Кто знает столицу Кемеровской области?
Кто сможет показать на карте?
Кто может назвать губернатора Кемеровской области?
Вы любите свой город?
Много интересного знаете о своем городе?
Хотите проверить свои знания?
3. Викторина «Мой любимый город»
Я предлагаю разделиться на две команды.
Команда «МОЛОДЦЫ»
Наш девиз:
Мы защита и опора
Нашей Родины большой.
Наша дружная команда
За добро стоит стеной!
Команда «УДАЛЬЦЫ»
Наш девиз:
Мы добрые, умелые,
Умные и смелые;
Наши добрые дела –
Для тебя, моя страна!
Достав фишку из бочонка, вы узнаете номер своего вопроса на игровом поле.
4. Конкурс капитанов «Кто быстрее соберет герб»
Вопросы:
1. Почему Новокузнецк называют «стальным сердцем Сибири».
2. Назовите самую большую реку, протекающую в нашем городе?
3. Назови район, в котором ты живешь?
4. Назовите улицы Новоильинского района?
5. Назови коренные народы нашего края?
6. Назови область, в которой, ты живешь?
7. Назови автора слов «Я знаю — город будет, я знаю — саду цвесть»?
8. Назовите достопримечательности нашего города?
9. Что называют «Черным золотом Кузбасса»?
10. Почему наш город назвали Новокузнецк?
5. Игра «Расскажите, какой наш город»
6. Закончите пословицы
- Родина — мать, умей за нее постоять.
- Где кто родился, там и пригодился.
- Родная сторона — мать, чужая — мачеха.
- Береги Родину, как зеницу ока.
- Если дружба велика, будет Родина крепка.
- Жить — Родине служить.
- Человек без Родины, что соловей без песни.
- Родной край — сердцу рай.
7. «Исторический»
(я вам предлагаю вспомнить историю России, с помощью загадок.
1. Эта роспись просто чудо,
Голубая вся посуда.
Роспись с синим завитком
Манит русским васильком (Гжель)
2. Разноцветные подружки
Любят прятаться друг в дружке. Что это? (Матрешка)
3. Выросла золотая травка на ложке,
Распустились красный цветок на плошке. (Хохлома)
4. Все игрушки — непростые,
А волшебно-расписные
Белоснежны, как берёзки,
Кружочки, клеточки. Полоски. (Дымковская игрушка)
5. Добрый мастер сделал сказку,
Оживают звери в сказке,
Мишки, зайцы, колотушки –
Деревянные игрушки. (Богородская игрушка)
6. Как называли богатырей, которые стояли на страже нашей Родины.
(Илья Муромец, Добрыня Никитич, Леша Попович)
7. Её надевали, идя в бой. Это одежда из металлических колец, не мешала в бою, а надежно защищала владельца от ударов. (Кольчуга)
8. Он нужен для того, чтобы оберегать голову владельца от ран. (Шлем)
9. Воин закрывается им наподобие стены. Бывает различной формы, из железа или дерева, на руке крепится шнурком. (Щит)
10. Чугунок он обнимает
И из печки вынимает.
А потом он встает в строй
По соседству с кочергой. (Ухват)
- У Печника прапрадед был,
Он почту в старину возил.
По тракту он в повозке мчался,
Каким он словом назывался. (Ямщик)
- Из овчины шубу сшили
И довольны очень были,
Ведь морозов не боится.
Тот, кто в шубу облачился. (Тулуп)
8. Физкультминутка «Мы веселые ребята».
9. Чтение стихотворения ДрожжинС.Д. «О Родина»!
Как не гордиться мне тобой, о Родина моя
Когда над речкою родной, стою, недвижим я.
Как хороша ты в теплый день,
На празднике весны,
Среди приветных деревень
Родимой стороны
Во всей в тебе и мощь видна,
И сила с красотой
Не даром ты и названа
Великой и святой!
10. Велика исильна наша Родина— Россия!
Назовите столицу нашей Родины?
Ребята, кто может показать Москву на карте?
Как называется эта карта?
Ребята, а что вы можете рассказать о столице нашей Родины — Москве?
Рассказы детей:(дети смотрят на иллюстрации и рассказывают)
«Москва-река». Имя нашей столице дала река Москва, на берегах которой, среди лесов и болот, поселились в древности люди. Москва означает слово «река», текущая в болотистой местности.
«Красная площадь» — главная площадь столицы. «Красная» значит красивая, славная. В старину здесь оглашали указы, люди узнавали новости. Красную площадь украшает храм Василия Блаженного.
«Кремль». В Кремле работает правительство России, которое управляет, руководит жизнью нашей страны.
11. Кто больше назовёт пословиц оРодине.
1. Жить — Родине служить!
2. Родина любимая, что мать родимая!
3. На чужой сторонушке и весна не красна!
4. Русское раздолье — человеку приволье!
5. Береги землю родимую, как мать любимую!
12. Ребята, у каждой страны есть свой флаг. А, что символизируют цвета на нашем флаге?
Рассказ детей о групповом флаге.
13. Кроссворды — флора и фауна России.
По горизонтали
2. Хитрое рыжее животное
5. Растение, которое добавляют в чай
6. Род некрупных грызунов семейства беличьих
8. Прилипает к одежде
10. Маленькая птичка известна довольно громким и мелодичным пением
13. Млекопитающее из отряда парнокопытных, подотряда свинообразных
14. Птица, которая ведет оседлый образ жизни
По вертикали
1. Насекомое, собирающее нектар
2. Крупное животное, живет в лесу
3. Род хвойных деревьев
4. Ягода, растущая на болоте
7. Растение, которое жалит
9. Растение, которое прикладывают к ране
11. Растение, плавающее на болоте
12. Ластоногое млекопитающие
Итог занятия.
Дети получают медали «Знатоки нашей Родины».