Структурные преобразования в условиях модернизации экономики Узбекистана | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №37 (223) сентябрь 2018 г.

Дата публикации: 13.09.2018

Статья просмотрена: 1354 раза

Библиографическое описание:

Махмудова, Г. Н. Структурные преобразования в условиях модернизации экономики Узбекистана / Г. Н. Махмудова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 37 (223). — С. 113-118. — URL: https://moluch.ru/archive/223/52582/ (дата обращения: 16.11.2024).



Устойчивый экономический рост в практике большинства развитых стран обеспечивается инновационными факторами, через осуществление программы модернизации национальной экономики и её структурных преобразований.

В Стратегии действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017–2021 гг. основным направлением названо «повышение конкурентоспособности национальной экономики за счет углубления структурных преобразований, модернизации и диверсификации ее ведущих отраслей» [1].

Мировая экономика ориентирована на достижение пропорциональности между модернизацией экономики и структурными преобразованиями, а также на достижение устойчивых темпов экономического роста за счет инновационных факторов в экономике.

В период 2005–2017 гг. среднегодовой темп роста ВВП в Узбекистане составлял более 7 %, что обеспечивало соответствующее увеличение валового внутреннего продукта на душу населения.

Таблица 1

Отраслевая структура ВВП (в процентах) [13]

Показатели

2000 г.

2005 г.

2010 г.

2015 г.

2016 г.

2017 г.

2000–2017гг., изменения

Всего

100

100

100

100

100

100

Валовая добавленная стоимость отраслей

87,5

89,4

90,8

91,2

91,3

89,8

2,3 п. п.

Промышленность*

14,2

21,1

23,9

25,7

25,7

30,1

9,9 п. п.

Строительство

6,0

4,8

6,5

7,3

7,2

Сельское хозяйство*

30,1

26,3

18,0

18,3

17,6

17,2

–12,9 п. п.

Транспорт и связь

7,7

10,6

11,5

12,2

12,5

42,5

5,3 п. п.

Торговля и общественное питание

10,8

8,8

9,2

10,3

10,5

Другие отрасли

18,7

17,8

21,7

17,4

17,8

Чистые налоги на продукты

12,5

10,6

9,2

8,8

8,7

10,2

2,3 п. п.

*Согласно данным Государственного комитета статистики Республики Узбекистан, с 2015 г. при расчете валовой добавленной стоимости промышленной отрасли учитывается строительство, при расчете валовой добавленной стоимости сельскохозяйственной отрасли — рыболовная и лесная.

Как показывают отраслевая структура ВВП и динамика вклада отдельных отраслей экономики в обеспечение роста ВВП, национальная особенность модернизации экономики начинается с индустриализации (табл. 1).

Как видно по данным табл. 1, в 2000–2017 гг. валовая добавленная стоимость отраслей выросла на 2,3 п. п., доля производства выросла на 9,9 п. п., добавленная стоимость сельского хозяйства снизилась на 12,9 п. п. В анализируемый период темпы роста промышленности были более высокими, чем темпы роста сельского хозяйства; соответственно, в структуре ВВП увеличилась доля отраслей промышленности, доля сельского хозяйства соответственно снизилась.

В модернизации экономики используются импортозамещающая и экспортоориентированная стратегии, что предусматривает пополнение внутренних рынков за счет диверсификации промышленности и только после этого ориентацию на экспорт. Главным критерием в экспортоориентированной стратегии становится международная промышленная кооперация.

Под понятием «стратегия модернизации экономики» подразумевается изменение экономической политики государства и связь между институтами, осуществляющими эту политику на определенном этапе. Стратегия модернизации экономики тесно связана с правовыми и институциональными изменениями. В данном случае определяются проблемы модернизации национальной экономики и разрабатываются направления решения этих проблем в период реализации стратегии на основе национального своеобразия, точно определяются цели, реализуемые в сроки, указанные в стратегии модернизации экономики. В частности, принятие национальной программы технологического развития Узбекистана и модернизации внутреннего рынка создаст новые возможности для обретения Узбекистаном достойного места в ряду развитых стран мира. Для достижения данной стратегии поставлена цель увеличения объема ВВП на душу населения к 2030 г. в два раза, а также рост доли промышленности (вместе со строительной отраслью) с 33,5 % в 2017 году до 40 %.

Для повышения эффективности инвестиционной политики при осуществлении стратегии модернизации экономики разработаны альтернативные прогнозы по углублению структурных преобразований и модернизации национальной экономики на среднесрочную перспективу.

На основе модернизации экономики и структурных изменений «...мы переходим на путь инновационного развития, направленного на коренное улучшение всех сфер жизни государства и общества» [3, с. 19].

Институциональные изменения и реформы в данных областях непосредственно влияют на модернизацию экономики. Следовательно, эффективность деятельности государства и предприятий, являющихся основными субъектами экономики, зависит от общества. Модернизация общества обеспечивается созданием новых или совершенствованием существующих институтов. В данном случае имеется в виду модернизация всех сфер общества, в частности модернизация самого общества. Как показывает мировой опыт, стратегия модернизации национальной экономики должна быть гибкой, то есть она должна своевременно приспосабливаться к изменениям мировой и национальной экономики.

В целях достижения устойчивого темпа экономического роста для эффективной реализации концепции модернизации экономики необходимо опираться на один из следующих подходов.

  1. Достижение устойчивых темпов роста национальной экономики путем совершенствования институциональных основ модернизации.
  2. Устойчивые темпы экономического роста способствуют развитию институциональной инфраструктуры, обслуживающей модернизацию национальной экономики.

В реализации стратегии модернизации экономики важное значение имеет инвестиционная политика. Одной из движущих сил процесса модернизации экономики являются инвестиции. «Без инвестиций нет прогресса, нет технического, технологического обновления и модернизации производства и в целом страны» [4, с. 43]. В национальной инвестиционной политике инвестиции в основной капитал занимают ведущее место. Ниже приведены источники финансирования инвестиций в основной капитал в 2000–2017 гг. и изменение их структуры по отраслям экономики (табл. 2–3).

Таблица 2

Инвестиции восновной капитал по источникам финансирования (в процентах) [7, с. 252, 257, 265; 8, с. 62; 9, с. 31, 39, 40]

Источники финансирования

2000г.

2005г.

2010г.

2014г.

2015г.

2016г.

2017г.

2000–2017гг., изменения

Всего

100

100

100

100

100

100

100

Республиканский бюджет

29,2

12,2

5,6

4,5

4,5

4,5

5,5

-23,7 п. п.

Средства предприятий и населения

39,1

57,5

49,0

54,7

52,9

53,0

43,9

4,8 п. п.

Банковские кредиты и другие заёмные средства

7,2

3,8

9,7

11,2

11,8

11,1

11,0

3,8 п. п.

Иностранные инвестиции

23,2

21,7

28,3

19,8

19,9

21,3

26,9

3,7 п. п.

Средства внебюджетных фондов

1,3

4,8

7,4

9,8

10,9

10,1

12,7

11,4 п. п.

Как видно из данных табл. 2, в 2000–2017 гг. доля инвестиций из республиканского бюджета в основной капитал снизилась на 23,7 процентных пункта. Удельный вес финансирования за счет средств предприятий и населения повысился на 4,8 процентных пункта. Проведенный анализ показывает рост инвестиционной активности предприятий и населения, что является основным источником финансирования модернизации. В 2017 г. доля инвестиций в основной капитал за счет средств внебюджетных фондов, в том числе фонда реконструкции и развития, существенно увеличилась: на 11,4 процентных пункта по сравнению с 2000 г.

Как свидетельствуют данные, в 2000–2017 гг. в структуре инвестиций в основной капитал по формам собственности доля государственного сектора существенно снизилась — с 63,9 до 24,7 %, или на 39,2 п. п.; доля негосударственного сектора, напротив, увеличилась — с 36,1 до 75,3 %.

При модернизации экономики промышленная отрасль должна занимать ведущее место в структуре ВВП. В Узбекистане в 2005–2017 гг. наблюдался стремительный и устойчивый темп экономического роста в таких отраслях реального сектора, как промышленность, сельское хозяйство, строительство, транспорт и связь, что было обеспечено инвестициями в основной капитал данных отраслей.

Таблица 3

Структура инвестиций восновной капитал по отраслям экономики (в процентах) [7, с. 289, 297. с. 257, 265; 9, с. 52, 53]

Наименование отрасли

2000г.

2005г.

2010г.

2014г.

2015г.

2016г.

2017г.

Изменения в 2017г. относительно 2000г.

Всего

100

100

100

100

100

100

100

Промышленность

29,7

32,6

30,4

37,4

40,9

39,4

48,8

19,1 п. п.

Сельское хозяйство

5,7

4,4

3,5

4,1

3,3

3,3

3,3

–2,4 п. п.

Транспорт и связь

16,8

24,1

29,7

14,1

11,2

13,8

11,8

–5,0 п. п.

Строительство жилья

13,0

11,0

15,1

20,2

21,9

22,3

17,9

4,9 п. п.

Другие отрасли

34,8

27,9

21,3

24,2

22,7

21,2

18,2

–16,6 п. п.

В том числе иностранные инвестиции восновной капитал

Промышленность

62,4

46,4

23,6

67,7

70,8

87,8

74,0

11,6 п. п.

Транспорт и связь

24,7

38,7

68,3

23,2

20,5

8,4

19,0

–5,7 п. п.

Сельское хозяйство*

4,6

3,0

0,9

2,3

0,8

1,0

7,0

*

Другие отрасли

8,3

11,9

7,2

6,8

7,9

2,8

–1,3 п. п.

* В 2017 г. сельское хозяйство учтено в составе других отраслей.

В 2000–2017 гг. в инвестициях в основной капитал, в том числе в структуре иностранных инвестиций, ведущее место занимала промышленность (табл. 3).

Как видно из данных табл. 3, в 2017 г. относительно 2000 г. инвестиции в основной капитал увеличились на 19,1 процентных пункта в промышленности и на 4,9 п. п. в строительстве жилья. В 2017 г. в отрасли «Транспорт и связь» инвестиции в основной капитал снизились на 5,0 процентных пункта; удельный вес иностранных инвестиций, направленных на развитие этой отрасли, снизился на 5,7 процентных пункта. В анализируемый период иностранные инвестиции в основной капитал промышленности выросли на 11,6 процентных пункта. Это означает, что государство уделяет большое внимание инвестициям в промышленность. В технологической структуре инвестиций в основной капитал в 2000 г. строительно-монтажные работы составили 58,1 %, оборудование и инвентарь — 30,6 %. В 2017 году объем инвестиций в строительно-монтажные работы увеличился на 60,3 %, в оборудование и инвентарь — на 31,5 %.

На наш взгляд, инвестиции не следует целиком направлять на строительство новых объектов, предпочтительно направить их на модернизацию высокотехнологичных перерабатывающих действующих предприятий, что способствует совершенствованию структуры инвестиций, повышению их отдачи и росту эффективности.

Таблица 4

Технологическая структура инвестиций восновной капитал в 2000–2017гг. (в процентах) [9, с. 33; 12; 8, c. 69]

Годы

Структура

2000 г

2005г.

2010г.

2014г.

2015г.

2016г.

2017г.

Изменения в 2017 г. по сравнению с 2000 г.

Всего

100

100

100

100

100

100

100

Строительно-монтажные работы

58,1

48,7

52,1

55,0

54,9

56,9

60,3

2,2 п. п.

Оборудование и инвентарь

30,6

38,7

39,0

34,5

34,0

35,4

31,5

0,9 п .п.

Другие капитальные работы и расходы

11,3

12,6

8,9

10,5

11,1

7,7

8,2

–3,1 п. п.

Как видно из данных табл. 4, в 2005–2017 гг. наряду с увеличением на 11,6 процентных пункта объёма инвестиций в основной капитал и на строительно-монтажные работы, наблюдается заметное снижение доли инвестиций, направляемых на оборудование и инвентарь. Это связано с появлением в экономике страны новых высокотехнологичных отраслей, что, в свою очередь, может привести к росту пассивной части в структуре основного капитала в экономике.

Модернизация экономики, как показывают результаты исследования, тесно связана со структурными преобразованиями. Годовой рост ВВП страны изменяется вследствие расширения отраслевой структуры экономики; роста производства промышленных товаров; изменения объемов затрачиваемых инвестиций, состояния основных фондов, количества занятого населения в отраслях экономики и др. В Стратегии действий по дальнейшему развитию Узбекистана в 2017–2021 гг. поставлена задача повышения к 2021 г. доли обрабатывающей промышленности в промышленной отрасли до 85 %. По нашим расчетам, для достижения данной цели доля обрабатывающей отрасли во всей промышленности должна составлять в 2018 г. 81,6 %, в 2019 г. — 82,4 %, в 2020 г. — 84,4 %. В 2021 г. объем промышленного производства должен увеличиться в 1,5 раза в номинальной стоимости по сравнению с 2017 г., в том числе объем обрабатывающей промышленности увеличится в 1,6 раза.

Таблица 5

Темпы роста промышленного производства идоля отдельных отраслей вэкономическом росте Узбекистана в 2018–2021гг. (в процентах)

Отраслевая структура промышленности

2018г.

2019г.

2020г.

2021г.

Среднее за 2018–2021гг.

Горнодобывающая промышленность и разработка карьеров

0,65

0,62

0,71

0,80

0,69

Обрабатывающая промышленность

9,82

8,48

9,46

9,48

9,31

Водоснабжение, канализация, сбор и утилизация отходов

0,10

0,08

0,06

0,06

0,08

Электроснабжение, подача газа, пара и кондиционирование воздуха

0,33

0,39

0,20

0,17

0,27

Итого темпы роста промышленности

10,9

9,5

10,4

10,5

10,3

Доля промышленности в росте ВВП

2,0

1,8

2,1

2,2

2,02

Как видно из данных табл. 5, в 2018–2021 гг. доля промышленности в росте ВВП составит в среднем 2 %, средние темпы роста производства составят 10,3 %, доля обрабатывающей промышленности достигнет 9,3 %.

Посредством математического моделирования осуществлено прогнозирование темпов роста промышленности и её отраслей до 2030 г. (табл. 6).

При разработке вариантов прогноза были учтены следующие параметры макроэкономического состояния страны:

‒ девальвация обменного курса национальной валюты в среднем составляет 15 % годовых;

‒ рост индекса потребительских цен (инфляция) в 2018 г. составит 18–19 %, в 2019–2021 гг. — в среднем 10 %;

‒ устойчивая внешняя среда и изменение цен на основную экспортную продукцию в стране достаточно стабильны;

‒ экономика основных стран-партнеров имеет тенденцию к стабильному росту;

‒ стабильная предпринимательская среда в экономике в результате мягкой фискальной политики в стране;

‒ свободный приток иностранного капитала в условиях либерализации внешнеэкономической деятельности страны;

‒ формирование здоровой конкурентной среды в стране, исходя из вышеизложенного макроэкономического состояния.

Таблица 6

Сценарий имодели роста производства промышленных товаров

Наименование модели

R2

Fstat

Наименование сценария

DW

Горнодобывающая промышленность и разработка карьеров

y = 42*t2 + 330*t + 8829,8

0,98

2891,19

Мобилизационный

2,66

Y = 666,4*t + 8437,8

0,96

226,05

Базовый

1,37

y = 8914,4t0,284

0,95

28,66

Инерционный

0,75

Обрабатывающая промышленность

y = 613,11t2 + 2285,54t + 56720,4

0,96

1053,05

Мобилизационный

1,59

Y = t*7190,4 + 50998,1

0,99

173,79

Базовый

0,54

y = 58898t0,3892

0,95

26,26

Инерционный

0,53

Водоснабжение, канализация, сбор и утилизация отходов

y = 0,26t2 + 522,51t + 389,07

0,98

554,75

Мобилизационный

2,37

Y = t*78,5 + 386,6

0,99

1280,55

Базовый

2,3

y = 306,5t0,5811

0,90

70,03

Инерционный

0,51

Электроснабжение, подача газа, пара и кондиционирование воздуха

y = –21,33t2 + 563,9t + 5874,1

0,97

2891,19

Мобилизационный

2,66

Y = t*393,25 + 6073,2

0,98

352,7

Базовый

0,78

y = 6085,4t0,2512

0,92

129,49

Инерционный

1,12

Как видно из данных табл. 6, при приближении R-squared к 1 в моделях роста производства промышленных товаров установленные тренды и выбранные модели считаются адекватными.

Если структурные преобразования в промышленности будут реализовываться согласно государственным программам до 2021 г., то варианты прогноза по трем сценариям для промежуточных периодов по увеличению объема ВВП в два раза на душу населения относительно 2017 г., которые установлены в качестве основных стратегических задач, намеченных на долгосрочную реализацию до 2030 года, будут выглядеть следующим образом.

Как показывают данные табл. 7, если основываться на мобилизационном сценарии, то темпы роста производства будут составлять в 2022–2026 гг. 9,8 %, в 2027–2030 гг. — 8,7 %; доля обрабатывающей промышленности в темпе роста будет составлять 12,8 и 9,2 % соответственно, объем производства промышленных материалов увеличится в 1,3–1,5 раза.

Таблица 7

Варианты прогноза, намеченные на 2018–2030гг. вУзбекистане

Показатели

2022–2026гг.

2027–2030гг.

Инерционный сценарий

Темпы роста производства, %

3,5

3,5

Доля обрабатывающей промышленности, %

3,7

3,6

Темпы роста горнодобывающей промышленности, %

3,7

3,8

Базовый сценарий

Темпы роста производства, %

5,6

4,3

Доля обрабатывающей промышленности, %

5,6

4,4

Темпы роста горнодобывающей промышленности, %

4,7

3,6

Мобилизационный сценарий

Темпы роста производства, %

9,8

8,7

Доля обрабатывающей промышленности, %

12,8

9,2

Темпы роста горнодобывающей промышленности, %

9,0

6,9

На основе проведенных исследований по данной теме можно сделать ряд выводов.

  1. Использование методологических рекомендаций по определению и классификации эндогенных и экзогенных факторов, влияющих на процесс модернизации экономики, способствует совершенствованию методологических основ формирования программ модернизации в ведущих отраслях экономики и её структурных преобразований.
  2. Исходя из требований модернизации промышленности и структурных преобразований и диверсификации в инвестиционной политике Узбекистана, в технологической структуре инвестиций, привлеченных в экономику, соотношение между строительно-монтажными работами и долей оборудования и инвентаря необходимо довести до 1:2. В данном случае основное внимание необходимо уделять приобретению ресурсосберегающих, высокотехнологических средств, производству импортозаменяющих товаров, что будет способствовать эффективному использованию инвестиций.
  3. Согласно Стратегии действий по дальнейшему развитию Узбекистана в 2017–2021 гг. для увеличения доли обрабатывающей промышленности производственной отрасли в 2021 г. до 85 % необходимо, чтобы доля перерабатывающей отрасли составляла в 2018 г. 81,6 %, в 2019 г. — 82,4 %, в 2020 г. — 84,4 %, а объем производства промышленных товаров к 2021 г. должен увеличиться в номинальной стоимости в 1,5 раза по сравнению с 2017 г.
  4. Согласно мобилизационному сценарию темпы роста промышленности на долгосрочный период будут составлять 9,8 % в 2022–2026 гг., 8,7 % в 2027–2030 гг.; темпы роста обрабатывающей промышленности — 12,8 % в 2022–2026 гг. и 9,2 % в 2027–2030 гг. Это, в свою очередь, показывает целесообразность применения мобилизационного сценария для реализации структурных преобразований в промышленности и обеспечения устойчивых темпов роста.

Литература:

  1. Указ Президента Республики Узбекистан № УП-4947 от 7 февраля 2017 года «О стратегии действий по дальнейшему развитию Республики Узбекистан».
  2. Мирзиёев Ш. М. Послание Президента Республики Узбекистан Шавката Мирзиёева Олий Мажлису. — Т. : Узбекистон, 2018. — 80 с.
  3. Каримов И. А. 2014 год станет годом развития страны высокими темпами, мобилизации всех возможностей, последовательного продолжения оправдавшей себя стратегии реформ. — Т.: Узбекистан, 2014. — 64 с.
  4. Нуреев Р. М. Экономика развития: модели становления и модернизации рыночной экономики. — М., 2008. — 367 с.
  5. Сейтмуратов Р. А. Приоритетные направления модернизации экономики в условиях углубления экономических реформ : Автореф. дис. на соискание ученой степени докт. экон. наук. — Т.: 2012. — 43 с.
  6. Чепель С. В. Системный анализ и моделирование перспектив устойчивого развития национальной экономики Узбекистана : монография. — Ташкент: IFMR, 2014. — 316 с.
  7. Статистический ежегодник. — Т., 2007; 2013.
  8. Социально-экономическое положение Республики Узбекистан за 2017 год. — Т., 2018. — 198 с.
  9. Строительство в Узбекистане. — Т., 2017.
  10. Альманах Узбекистана 2013. — Т., 2013.
  11. www.lex.uz
  12. сer.uz
  13. www.stat.uz
Основные термины (генерируются автоматически): обрабатывающая промышленность, основной капитал, национальная экономика, сельское хозяйство, темп роста, горнодобывающая промышленность, инвестиция, модернизация экономики, темп роста производства, валовая добавленная стоимость.


Похожие статьи

Особенности реализации структурных преобразований в условиях реформирования экономики Узбекистана

Особенности развития отраслей национальной экономики Узбекистана в условиях модернизации

Инновационный путь развития аграрного сектора Узбекистана и его особенности

Современные тенденции управления фирмой в условиях модернизации и диверсификации экономики Республики Узбекистан

Развитие инвестиционной деятельности Республики Узбекистан в условиях модернизации экономики

Инновации как ключевой фактор экономического роста в условиях модернизации экономики Узбекистана

Система социальной защиты населения в Узбекистане в условиях либерализации экономики

Состояние и перспективы развития института местного самоуправления в современной России

Пути совершенствования пенсионной системы в Республике Узбекистан в условиях рыночной экономики

Анализ и оценка финансовой устойчивости предприятия в современных условиях Казахстана

Похожие статьи

Особенности реализации структурных преобразований в условиях реформирования экономики Узбекистана

Особенности развития отраслей национальной экономики Узбекистана в условиях модернизации

Инновационный путь развития аграрного сектора Узбекистана и его особенности

Современные тенденции управления фирмой в условиях модернизации и диверсификации экономики Республики Узбекистан

Развитие инвестиционной деятельности Республики Узбекистан в условиях модернизации экономики

Инновации как ключевой фактор экономического роста в условиях модернизации экономики Узбекистана

Система социальной защиты населения в Узбекистане в условиях либерализации экономики

Состояние и перспективы развития института местного самоуправления в современной России

Пути совершенствования пенсионной системы в Республике Узбекистан в условиях рыночной экономики

Анализ и оценка финансовой устойчивости предприятия в современных условиях Казахстана

Задать вопрос