В работе автор анализирует современные правовые проблемы статуса сотрудников полиции. На первый план выдвигаются проблемы Закона о полиции, регулирующего деятельность сотрудников полиции. Цель работы заключается в анализе некоторых элементов правового статуса сотрудников полиции.
Ключевые слова: ОВД, государственная служба, сотрудник полиции, полиция, министерство внутренних дел, реформирование.
Согласно конституционным положениям в Российской Федерации главной и высшей ценностью страны признаются права и свободы человека. В связи с этим одной из обязанностей государства является защита и соблюдение прав и свобод всего населения Российской Федерации. Данная функция осуществляется, в том числе, с помощью полиции, как государственно-исполнительного органа власти, в лице сотрудников органов внутренних дел (далее — ОВД), которые в свою очередь охраняют все блага общества, закрепленные Конституцией РФ [1]. Так, в частности, на данное положение указывает ст. 2 Федерального закона от 7.02.2011 № 3-ФЗ «О полиции» (далее — Закон о полиции) [2].
Однако, как отмечают ученые и эмпирические данные по изучению деятельности ОВД, степень доверия общества к органам внутренних дел уже на протяжении долгого времени далека от идеала. ОВД не только не расцениваются как органы, призванные оберегать и защищать человека от противоправных действий других лиц, но и зачастую воспринимаются как силовая структура, несущая в себе угрозу для общества [3].
Актуальность заявленной темы также заключается в том, что глобальное реформирование деятельности ОВД кардинально изменило правовое положение сотрудников, в связи с чем, вызвало многоженство вопрос и пробелов регулирования их правового статуса.
Решению вышеуказанных проблем, связанных с деятельностью и правовым статусов сотрудников полиции, способствует совершенствование законодательной регламентации и практической реализации деятельности органов ОВД.
В начале работы хотелось бы отметить, что понимается под правовым статусом сотрудника полиции. Так согласно ч. 1 ст. 25 Закона о полиции, сотрудником полиции является гражданин РФ, который осуществляет служебную деятельность на должности федеральной государственной службы в органах внутренних дел и которому в установленном порядке присвоено специальное звание.
В науке под правовым статусом сотрудника полиции понимается «законодательно установленные государством и соединенные права, обязанности и свободы, связанные с гарантией стабильности государственной и общественной жизни» [3, с. 194].
При анализе понятия сотрудника полиции, закрепленного в законодательстве, можно сделать вывод, что оно не содержит основополагающих начал, указывающих на целевое назначение данного правового статуса.
Как указывает Дмитриева Н. И. в своей работе: «понятия правового статуса сотрудника ОВД напрямую связано с системой характеризующих элементов, которые включают в себя права, обязанности, правовые преимущества, а также ограничения, запреты и ответственность» [4, с. 37].
В Законе о полиции изложены все структурообразующее элементы, указанные выше. Стоит отметить, что все права и обязанности полицейских условно можно разделить на две группы: общее и специальные.
Наибольший интерес вызывает категория специальных прав сотрудника полиции, которые характеризуют его как представителя органа государственной власти. Специальные права сотрудника закреплены в ст. 28 Закона о полиции.
Так, в частности, в целях выполнения возложенных на полицию задач, в числе прочих полиция наделена правами применять отдельные меры государственного принуждения. Применение сотрудниками полиции мер государственного принуждения для выполнения обязанностей и реализации прав полиции допустимо только в случаях, предусмотренных законодательством РФ.
Почему же сотрудники полиции, применяя меры государственного принуждения, зачастую, сами нарушают закон? Думается, основными причинами этому являются несовершенство законодательства и низкая правовая грамотность сотрудников полиции [5].
Например, очень часто, сотрудники полиции путают такие меры государственного принуждения, превышают должностные полномочия, а также выполняют функции, которые не предусмотренные законодательством РФ.
Важнейшим, на наш взгляд, в контексте заявленной темы, является вопрос об ответственности как элементе правового статуса сотрудника полиции. Ученые констатируют тот факт, что вопросы привлечения к ответственности сотрудников полиции на сегодняшний момент являются одними из актуальнейших в государстве [6].
Несмотря на многочисленные научные работы по вопросам административного наказания и административной ответственности, до сих пор не осуществлено комплексное исследование юридического механизма применения административной ответственности к полицейским.
Административисты говорят о необходимости определить юридическую природу и основания применения административной ответственности сотрудников полиции [7].
Особый порядок привлечения полицейских к административной ответственности установлен ч. 1 ст. 2.5 КоАП РФ и ст. 15 Федерального закона № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел» [8] и заключается он в том, что сотрудники за совершение правонарушений, за исключением нарушений, указанных в ч. 2 ст. 2.5 КоАП РФ, несут дисциплинарную ответственность, т. е. меры административного наказания в этих случаях не применяются.
Обобщая анализа норм, регулирующих ответственность сотрудников органов внутренних дел за совершение правонарушений, можно сделать вывод, что сотрудники за совершенные административные правонарушения привлекаются либо к административной, либо к дисциплинарной ответственности, что противоречит определению административного правонарушения, указанного в ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ.
Следовательно, деяния, за исключением указанных в ч. 2 ст. 2.5 КоАП РФ в случае их совершения сотрудниками органов внутренних дел, не являются административными правонарушениями, так как при буквальной интерпретации норм КоАП РФ такие деяния не квалифицируются как административные правонарушения.
Таким образом, при совершении правонарушений сотрудниками полиции, попадающих под административный состав, их деяния чаще расцениваются как дисциплинарные.
Помимо указанного, в правовой статус сотрудников полиции входят социальные гарантии. Гарантии сотрудникам полиции закреплены в Федеральном законе от 19.07.2011 № 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел РФ и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» [9].
Практика реализации вышеуказанного Федерального закона в части осуществления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения показывает, что данным правом воспользовались не все сотрудники, а те, кому удалось это сделать, не все фактически нуждались в улучшении жилищных условий. Большинство полицейских, которые ютятся в общежитиях, имея при этом на руках детей или престарелых родителей, честно и добросовестно прослужившие много лет, иногда вынуждены наблюдать, как руководитель, у которого есть необходимые связи, получает солидную «социальную выплату» на улучшение и без того хороших жилищных условий. Такие случаи создают атмосферу недоверия и подрывают основы служебной деятельности.
Подводя итог статье, можно сделать вывод, что правовой статус полицейских — это система элементов, включающая в себя гражданство, возраст, права, обязанности, правовые преимущества, а также ограничения, запреты и ответственность, которые в свою очередь регулируются законодательством РФ. В рамках совершенствования правового статуса сотрудника полиции необходимо выдвигать содержание и механизм реализации правовых запретов и ограничений, позволяющих не допускать сотрудниками полиции злоупотребления полномочиями, контролировать их деятельность в целях реализации задач законодательства, также необходимо усовершенствовать механизм административной ответственности.
Литература:
1 Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // в Собрании законодательства РФ, 04.08.2014, № 31, ст. 4398.
2 Федеральный закон от 07.02.2011 № 3-ФЗ (ред. от 29.07.2018) «О полиции» // Российская газета, № 25, 08.02.2011.
3 Виноградова В. С. Правовой статус полиции в современной России: теоретико-инструментальный и сравнительный анализ: дисс.... канд. юрид. наук. Краснодар, 2014.
4 Репьев А. Г. Правовые преимущества как необходимый элемент укрепления правового статуса сотрудника органов внутренних дел (на примере участковых уполномоченных полиции) // Юристъ — Правоведъ, 2017. № 4 (83). С. 194–200.
5 Дмитриева Н. И. Правовой статус сотрудника полиции: проблемы совершенствования // Научный журнал. 2018. № 2 (25). С. 37–40.
6 Ваньков А. В. Вопросы применения полицией мер государственного принуждения // Деятельность правоохранительных органов в современных условиях. Сборник материалов XXI международной научно-практической конференции. 2016. С. 158–162.
7 Маюров Н. П., Бялт В. С. Совершенствование дисциплинарных правоотношений в органах внутренних дел // Пробелы в российском законодательстве. 2010. № 3. С. 225–229.
8 Камасова А. Г. Административное правонарушение как основание административной ответственности сотрудников органов внутренних дел // Вестник Московского университета МВД России. 2015. № 6. С. 86–88.
9 Федеральный закон от 30.11.2011 № 342-ФЗ (ред. от 03.08.2018) «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // Российская газета, № 275, 07.12.2011.
10 Федеральный закон от 19.07.2011 № 247-ФЗ (ред. от 23.04.2018) «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // Российская газета, № 157, 21.07.2011.