В статье проанализированы основные тенденции текущего развития российского рынка вина. Выделены фундаментальные факторы отрасли и экономики страны, которые влияют на его ключевые показатели. Проанализирована динамика цен на мировом рынке вина и объемы выручки отечественных винодельных компаний. Исследованы пути развития экспорта российского вина и барьеры, которые тормозят данный процесс. В заключение проанализированы перспективы дальнейшего развития рынка вина России в условиях санкций.
Ключевые слова: рынок вина, вино, виноделие, алкогольная продукция, санкции, экспорт.
The article analyzes the main trends of the current development of the Russian wine market. Fundamental factors of the industry and economy of the country are singled out, which affect its key indicators. The dynamics of price in the world wine market and the volume of revenue of domestic winemaking companies are analyzed. The issue of the development of Russian wine exports and the barriers that hamper this process are examined. In conclusion, the results regarding the prospects for the further development of the wine market of Russia in terms of sanctions were summed up.
Key words: wine market, wine, winemaking, alcoholic beverages, sanctions, export.
В настоящее время винодельческая отрасль является одной из приоритетных и развивающихся. Производство винной продукции в Российской Федерации, несмотря на все трудности и барьеры, с которыми ему пришлось столкнуться (мировой кризис, санкции, программы по борьбе с алкоголизмом, нехватка достаточного количества собственного виноградного сырья), характеризовалось в начале XXI века значительным ростом вследствие успешной реализации программ по обновлению промышленных мощностей. В частности, это связано и с увеличением числа малых и средних предприятий, которые открываются в отрасли винного производства [1].
Сегодня, на территории России, включая территорию Крыма, площадь виноградников составляет около 340 тыс. га. Для сравнения в СССР виноград выращивался на 1,2 млн. гектарах (второе место в мире на тот период) [2]. Сегодня лидером по площади виноградников является Испания (980 тыс. га) несмотря на общий тренд снижения площадей во всей Европе (3,3 млн. га), второе место занял Китай — 847 тыс. га (в период с 2015 по 2016 годы ему удалось увеличить площадь на 17 тыс. га.), на третьем —Франция —789 тыс. га. Россия находится примерно на уровне Бразилии и занимает 19 место в мире [3]. Однако, объем площадей виноградников не является первостепенным показателем развитости отрасли. Например, в Новой Зеландии площадь виноградников относительно невелика (около 20 тыс. га), однако местное вино пользуется большим спросом в мире.
Обладающий обширными производственными возможностями Крым, а также виноделы полуострова оказались под влиянием экономических санкций. Для крымских винодельческих заводов были закрыты многие конкурсы и выставки на Западе, а также, что не менее важно, традиционный украинский рынок сбыта. Но несмотря на это, крымское вино стало появляться в российских магазинах, которые раньше испытывали его дефицит, а также на выставках в Азии.
В результате наложенных экономических санкций, которые повлияли на рынок вина, наблюдается повышение интереса к отечественной продукции со стороны российского потребителя, в результате чего импортные вина падают в спросе [4]. К тому же, теперь отечественный рынок получил качественных производителей, включая компанию «Массандра», которая известна своей крупнейшей мировой коллекцией эксклюзивных вин. Таким образом, происходит охват, как массового потребителя, так и требовательных покупателей, которые могут позволить себе элитные вина (зачастую ранее импортируемые из-за рубежа).
Значение виноделия подкрепляется стремлением Минздрава РФ решить важную социально-экономическую задачу по снижению алкоголизации населения за счет повышения потребления вина среди населения при параллельном сокращении доли крепкого алкоголя (повышение культуры потребления алкоголя).
Анализируя развитие рынка вина в России в период с 2004 по 2014 годы, прослеживалась тенденция постоялого роста объема рынка в денежном выражении (рисунок 1).
Рис. 1. Динамика объема рынка вина в России, млрд. рублей [1]
При этом, по объему продукции, рекордными были 2010 и 2011 года. С 2012 по 2014 гг. наблюдалось постепенное снижение объема с 125,9 млн дал до 112,1 млн дал.
Но причиной роста выручки винодельческих компаний России были, как внутренние факторы отрасли, среди которых тенденция роста стоимости литра вина на мировом рынке (рисунок 2).
Рис. 2. Динамика цен на мировом рынке вина [5]
Более того, причинами роста объема отечественного рынка были и фундаментальные факторы экономической конъюнктуры, среди которых инфляция и девальвация российского рубля.
Если говорить об экспорте российских вин на зарубежные рынки, то доля России пока что минимальная. Более того, исходя из последних данных за 2017 год, объем экспорта отечественной продукции упал на четверть (рисунок 3).
В основном, динамика экспорта российского вина ухудшилась из-за снижения производства тихих вин. Если говорить о игристых и специальных, то они наоборот, демонстрируют прирост. В частности, специальные вина, которые с 2015 по 2017 гг. выросли в объеме экспорта с 0,38 млн долларов до 2,13 млн долларов (460,53 % рост).
Рис. 3. Динамика экспорта российских вин, млн. долларов [6]
Исходя из проведенного анализа, можно сделать следующие выводы о перспективе развития российского рынка вина в условиях санкций:
– объем производства отечественной продукции вырастет за счет крымских винодельных компаний;
– внутреннее потребление российского вина будет расти;
– отечественные производители будут делать ставку в сторону производства качественной продукции;
– экспорт отечественной продукции будет увеличиваться;
– производственная стоимость литра вина будет иметь тенденцию к снижению.
Таким образом, экономические и политические санкции не имеют прямого влияния на развитие российского рынка вина, целью которого является замещение другой алкогольной продукции и выход на международные рынки экспорта.
В настоящее время российский винный рынок развивается очень стремительно и с каждым годом наращивает всё более внушительный потенциал. Увеличиваются площади виноградников, растёт мастерство виноделов, техническая оснащённость предприятий, появляются новые высококачественные вина из международных и автохтонных сортов винограда. Российские вина имеют все шансы занять достойное место в структуре потребления в России и в мире.
Литература:
1. Карпушин Е. С., Соловьева А. С. Не с того конца взялись: перспективы развития рынка вина в России // Эко. — 2016. — № 4. — С. 75–89.
2. Рынок российских вин и его стереотипы URL: https://wineretail.info/vinotorgovlya/ryinok-rossijskix-vin-i-ego-stereotipyi-2018–04–06.html (дата обращения 25.07.2018)
3. OIV report on the world vitivinicultural situation 2017
4. Санкции подстегнули российских виноделов. URL: https://www.vedomosti.ru/business/articles/2016/09/16/657181-sanktsii-podstegnuli-vinodelov (дата обращения: 25.07.2018).
5. Симонова-Хитрова М. Ю. Международная торговля вином и региональные рынки // Российский внешнеэкономический вестник. — 2015. — № 10. — С. 116–125.
6. Экспорт российского вина резко упал в 2017 году. URL: https://www.rbc.ru/business/07/11/2017/59fc69659a79476ae69e671a (дата обращения: 25.07.2018).