В современном обществе одним из основных аспектов повышения качества образования является его переориентирование на развитие активной творческой личности дошкольника, формирование его познавательных интересов, в том числе и к окружающему предметному миру. Вопросу формирования у дошкольников познавательных интересов к окружающему миру в дошкольной педагогике традиционно уделяется много внимания. Но автора опыта заинтересовала проблема выбора средств развития у старших дошкольников познавательного интереса к истории предметного мира. И одним из наиболее эффективных средств является использование для этой цели проектной деятельности.
Опыт нашей работы формировался в условиях работы муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 4» общеразвивающего вида. В нем воспитываются дети с 2 до 7 лет в четырех возрастных группах.
Началом работы по теме опыта стало проведение первичной педагогической диагностики дошкольников в возрасте 5–7 лет по оценке уровня сформированности у них познавательного интереса к истории предметного мира по методикам С. В. Гусаровой. А именно: «Отгадай предмет», «Два домика», логические задачи «Что будет, если…», «Предмет из прошлого».
Полученные результаты позволили говорить о том, что традиционные средства развития познавательного интереса не в полной мере соответствуют современным тенденциям развития дошкольного образования. Исходя из этого, возникла идея использования проектной деятельности как средства развития у старших дошкольников познавательного интереса к истории предметного мира.
Актуальность исследования определяется современным социальным заказом общества на выпускника дошкольного образовательного учреждения, который касается не требований к конкретным знаниям, а новых универсальных способностей, сформированных стойких познавательных мотивов, основным из которых является познавательный интерес.
В состоянии интереса человек (ребенок, взрослый) всегда более или менее активен, успешен. Познавательный интерес, его проявление связано с преобладанием особых форм активности и положительного аффективного состояния, возникающего из потребности во внешних впечатлениях, взаимодействия с окружающим миром и избирательной направленности на него.
В силу психологических особенностей дошкольного возраста (эмоциональность, наблюдательность, подражательность, стремление выражать свои впечатления в игровой и продуктивных видах деятельности) специального внимания заслуживает историческая информация о предметном мире как продукте деятельности взрослого и творении его человеческой мысли. Высокая эмоциональность дошкольника обуславливает значение получаемых сведений для дальнейшего развития личности. В период дошкольного детства происходит расширение границ познания, становление первых представлений о развитии, движении, изменении мира, осознание того, что у каждого предмета есть прошлое, настоящее и будущее (начальные формы диалектического рассмотрения и анализа окружающих предметов, так называемые методологические знания).
Развитие познавательного интереса как сложного личностного образования происходит постепенно в деятельности, имеющей практическую направленность, позволяющей входить ребенку в проблемную ситуацию. Такой деятельностью, обеспечивающей возможность получать, синтезировать, комбинировать, активно использовать историческую информацию о предмете, является проектная деятельность.
Диапазон опыта представлен использованием особенностей организации проектной деятельности, как средства развития у детей старшего дошкольного возраста познавательного интереса к истории предметного мира в рамках образовательной работы дошкольной организации.
До недавнего времени в дошкольной педагогике развитию познавательных интересов дошкольников не уделялось особого внимания, между тем как познавательный интерес признается сейчас одним из ведущих мотивов, побуждающих детей к знаниям, к учению.
Исследования Б. Г. Ананьева, Л. Н. Божович, Л. С. Выготского, А. Г. Запорожца показывают, что познавательный интерес формируется более успешно при активной познавательной деятельности. Познавательный интерес ребенка проявляется в стремлении узнавать новое, выяснять непонятное о качествах, свойствах предметов, явлений действительности, в желании понять их сущность, найти между ними имеющиеся отношения и связи [7].
В настоящее время существуют различные подходы к определению понятия познавательного интереса. В современных исследованиях представлены различные аспекты проблемы формирования познавательного интереса. Так, в исследованиях Г. И. Щукиной, рассматриваются содержательные компоненты познавательного интереса: интеллектуальные, эмоциональные, регулятивные и творческие процессы [10].
Проектная деятельность имеет определенную структуру, предполагающую следующие компоненты: оценка ситуации, прогнозирование (построение гипотез);моделирование действий; реализация предполагаемых действий, коррекция исследовательского поведения; анализ получаемых результатов.
В условиях дошкольного учреждения очень важна роль педагога при осуществлении проектной деятельности дошкольников. Существуют и основные требования к использованию метода проекта в детском саду: в основе любого проекта лежит проблема, для решения которой требуется исследовательский поиск; обязательные составляющие проекта: детская самостоятельность (при поддержке педагога), сотворчество ребят и взрослых; развитие коммуникативных способностей детей познавательных и творческих навыков.
Основной целью проектного метода в ДОУ является развитие свободной творческой личности ребёнка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.
Общие задачи развития, специфичные для каждого возраста:
обеспечение психологического благополучия и здоровья детей;
развитие познавательных способностей;
развитие творческого воображения;
развитие творческого мышления;
развитие коммуникативных навыков.
В настоящее время в педагогике используются различные подходы к классификации проектной деятельности, как метода обучения. В практике дошкольных организаций используются различные типы проектов. Автор опыта опирался на классификацию, предложенную А. Ю. Кузиной. Рассмотрим типы проектов, которые используются в опыте работы, и применение которых возможно при развитии у дошкольников интереса к истории предметного мира.
По продолжительности выполнения проекты характеризовались как:- краткосрочные — могут быть разработаны на нескольких занятиях по программе одной методики или как дисциплинарные; средней продолжительности — от недели до месяца; долгосрочные — от месяца до нескольких месяцев.
Также различались: монопроекты — такие проекты проводят в рамках одной методики; межпредметные, затрагивающие две-три методики.
Руководство проектной деятельностью заключалось в изменении позиции педагога. Из носителя готовых знаний он превращается в организатора познавательной деятельности своих воспитанников. Содержание проектной деятельности определяется темой, целями и образовательными задачами и реализуется в различных видах детской деятельности и формах организации образовательной деятельности.
Планируемые еженедельные мероприятия, указанные в тематическом планировании проектной деятельности, реализуются в различных формах образовательной деятельности, организуемой как в непосредственно образовательной деятельности, так и в образовательной деятельности в режимных моментах и самостоятельной образовательной деятельности детей. Наиболее интересными и эффективными, по мнению автора, являются такие формы организации образовательной деятельности как: «путешествие в пространстве», «путешествие во времени», коллекционирование, экспериментирование, проектирование, наблюдения, решение проблемных ситуаций, викторины, инсценирование и драматизация, оформление и презентация выставок, портфолио, диалог с рассматриванием предметов; сравнительные беседы; рассказ от имени самих вещей (спор предметов); экскурсии; поисково-исследовательская деятельность и др.
Основной формой специально организованной образовательной деятельности остается организация непосредственно образовательной деятельности (далее НОД), в том числе и в форме занятий, в основном в современной нетрадиционной форме. А именно: занятия-соревнования (выстраиваются на основе соревнования между детьми: кто быстрее назовёт, найдёт, определит, заметит и т. д.); занятия — КВН (предполагается разделение детей на две подгруппы и проводятся как познавательная или литературная викторина); театрализованные занятия (разыгрываются микросценки, несущие детям познавательную информацию); занятия — сюжетно-ролевые игры (педагог входит в сюжетно-ролевую игру как равноправный партнёр, подсказывая сюжетную линию игры и решая, таким образом, задачи обучения); занятие-консультации (когда ребёнок обучается «по горизонтали», консультируясь у другого ребёнка); занятия-взаимообучения (ребёнок-«консультант» обучает других детей конструированию, аппликации, лепке, рисованию); занятия-аукционы(проводятся как настольная игра «менеджер»); занятия-сомнения(исследовательская деятельность детей типа тает-не тает, летает-не летает); занятия-путешествия, бинарные занятия (составление творческих рассказов на основе использования двух предметов, от смены положения которых меняются сюжет и содержание рассказа); занятия-сказки; занятия-концерты(отдельные концертные номера несущие познавательную информацию); занятия типа «Следствие ведут знатоки»(работа со схемой, ориентировка по схеме с детективной сюжетной линией); занятия типа «Поле чудес»(проводится как игра «Поле чудес» для читающих детей); занятие «Интеллектуальное казино» (проводится как игра «Интеллектуальное казино» или викторины с ответами на вопросы: Что? Где? Когда) и др.
Эти формы работы включаются в образовательные области: «познавательное развитие», «социально-коммуникативное развитие», «речевое развитие», «художественно-эстетическое развитие». При этом интеграция прослеживается не только в содержании образования, но и в используемых методах, приемах, средствах обучения, а также в целях и задачах. К примеру, в проектной деятельности по теме «Бытовые приборы».
Таким образом, применение метода проектов обеспечивает:
высокую степень самостоятельности, инициативы воспитанников;
развитие социальных навыков в процессе трудового взаимодействия со сверстниками и взрослыми;
приобретение детьми опыта исследовательско-творческой деятельности;
интеграция знаний, умений, навыков.
Кроме того, использование метода проекта позволило автору опыта: выдерживать позицию партнера, друга, а не учителя; создавать личностно-ориентированное пространство; выдерживать демократический стиль общения; применять диалоговые формы взаимодействия с детьми; сделать родителей заинтересованными участниками жизни детей в детском саду.
Литература:
- Андреенко, Т. А. Формирование познавательного интереса к предметному миру у детей дошкольного возраста. Опыт работы МДОУ детского сада 73 «Дельфин» г. Тольятти [Электронный ресурс]– режим доступа:http://doshkolnik.ru/pedagogika/5274-poznavatelny-interes.html,свободный. — Загл. с экрана.
- Андреенко, Т.А., Нефедова, Н. А. Формирования познавательного интереса к предметному миру у детей дошкольного возраста [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.openclass.ru/node/207134
- Дыбина О. В. Что было до...: Игры-путешествия в прошлое предметов. М: Сфера, 2010. — 160 с.
- Жиров, М. С. Народная художественная культура Белгородчины [Электронный ресурс] Режим доступа http://ashkalov.ru/kultura.html
- Журавлева, В. Н. Проектная деятельность старших дошкольников. — Воронеж.: Учитель, 2011. — 67 с.
- Игра и игрушки в истории и культуре, развитии и образовании: материалы международной научно-практической конференции 1–2 апреля 2012 года. — Пенза — Витебск — Москва: Социосфера, 2012. — 251 с.
- Козлова, С.А., Куликова, Т. А. Дошкольная педагогика. — М.: Академия, 2000, — 416 с.
- Колина, Г. Ф. Развитие познавательных способностей у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с историей создания вещей [Электронный ресурс]– режим доступа: http://nsportal.ru/detskiy-sad/, свободный. — Загл. с экрана.
- Короткова, Н. А. Образовательный процесс в группах старшего дошкольного возраста. — М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2007. — 208 с.
- Кузина, А. Ю. Теоретические основы проблемы развития у старших дошкольников познавательного интереса [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.bestreferat.ru/referat-406508.html
- Культура Белгородской области [Электронный ресурс] Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/Культура Белгородской области
- Некоторые аспекты психологического наследия Анри Валлона. История психологии. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.voppsy.ru/issues/1981/811/811134.htm
- Сценарии детских праздников, конкурсов для детей [Электронный ресурс] Режим доступа: http://doshvozrast.ru/prazdniki/prazdniki.htm
- Учебно-методический кабинет [Электронный ресурс] Режим доступа: http://ped-kopilka.ru/blogs/irina-vladimirovna-shirshova/scenarii-otkrytija-ruskoi-izby.html