В статье рассматривается один из важных вопросов российского общества о необходимости международных стандартов в сфере избирательного права. Данный вопрос анализируется российскими учеными уже давно, однако в научном сообществе нет единой точки зрения на вышеобозначенную проблему. Автор встает на сторону тех ученых, которые говорили о том, что без системы единых принципов избирательного права не возможна реализация одного из базисных принципов демократии, а именно охрана прав и свобод человека и гражданина.
Ключевые слова: государство, право, выбор, свобода, демократия, личность, международный.
К концу 20 века международное сообщество выработало систему международных норм в области прав и свобод человека и гражданина, которые в дальнейшем получили название «международные стандарты». Среди данных стандартов были те, которые затрагивали проведение выборов [1].
Международные избирательные стандарты — это обязанность государств не только предоставлять лицам, находящимся под их юрисдикцией, права и свободы на участие в проведении выборов, но и не посягать на такие права и свободы и принимать соответствующие меры по их реализации.
Принцип равного избирательного права считается одним из распространенных. Он закрепляется многими нормативными актами большинства государств, ряд других актов устанавливают обязательность его соблюдения на выборах. Определяя принцип равного избирательного права стоит учесть тот факт, что голос каждого гражданина стоит наравне с голосом любого другого гражданина, но также и осуществлять равную процедуру регистрации избирателей.
В избирательном праве России существуют универсальные принципы и нормы международного и межгосударственного права по возможности осуществления и защиты избирательных прав гражданина. В соответствии со ст. 21 Всеобщей декларации прав человека, в которой находят свое отражение основные принципы проведения выборов, российский законодатель постепенно осуществлял возрождение избирательной системы, приходя к такому выводу, что «волеизъявление народа должны являться основой власти государства и эта воля должна находить свое отражение в выборах, которые должны проводиться при равных правах всех лиц, участвующих в данных выборах» [2]. Однако по нашему мнению в конвенции нужно было еще добавить принципы деятельности политических партий и средств массовой информации в избирательных компаниях, помимо этого установить правила по подготовке к выборам, например к формированию кандидатов и их функционирование, а также слежение за законностью проведения данных выборов.
В ч.1 ст. 81 Конституции РФ провозглашено, что выборы Президента РФ проводятся на основании принципов всеобщего, равного, прямого избирательного права, на основе принципа тайного голосования. Однако стоит отметить, что в отечественной научной литературе нет единого подхода к понимаю принципа равного избирательного права [3].
Отдельные ученые высказывали мысль, что далеко не все международные избирательные стандарты будут отличаться демократизмом. Поэтому простое копирование иностранного опыта являлось не самым лучшим решением. Важно помнить, что каждый гражданин находится под юрисдикцией своего государства, поэтому будут предприниматься попытки со стороны любого другого государства вмешаться во внутренние дела с мотивировкой «защиты прав и свобод человека и гражданина». Отсюда следовало, что требовалось в более полной мере сопоставить российские законы с законами международного сообщества, которые были направлены на защиту прав граждан и других лиц [4].
Однако принципы международных избирательных стандартов стали основой всех российских законов и подзаконных актов. Любой нормативно правовой акт на данный момент не мог бы существовать без сущностных начал, даже если они не находят свое отражение в них. Законодатель постепенно внедрял основные принципы выборов, которые сопоставлялись с принципами и нормами международного права.
Проводя анализ основных правовых источников международных избирательных стандартов, мы пришли к выводу, что данные стандарты — это ничто иное как обязанность Российской Федерации не только формально предоставлять российским гражданам права на участие в выборах, но и гарантировать законодательством их реализацию. В исключительных случаях возможно допущение тех или иных ограничений прав, если это установлено международным стандартом.
Анализ конституционных основ системы избирательных прав и свобод граждан России показывает, что Россия постепенно приобщала зарубежный опыт в свою правовую систему, тем самым признав, что защита прав и свобод человека и гражданина, а также улучшение институтов народного волеизъявления способствуют укреплению сотрудничества между странами с целью охраны принципов и идеалов, которые являются для демократической страны своим достоянием.
Для Российской Федерации международными стандартами демократических выборов являются:
– международные стандарты в области избирательного права и избирательного процесса, т. е. право избирать и быть избранным в органы государственной власти и органы местного самоуправления, основываясь на принципах избирательного права. Такими принципами являются: всеобщего равного прямого избирательного права при свободном тайном голосовании или использование иных методов, которые обеспечивают свободное волеизъявление гражданина на основании периодического проведения выборов, а также их справедливого, открытого и гласного характера;
– процессуальные гарантии. В данную группу можно отнести те нормы-принципы, которые обеспечивают законность проведения выборов, а именно: организация подсчета голосов независимыми избирательными органами, либо иными лицами, обжалование итогов голосований и результатов выборов в уполномоченных на то организациях, опубликование результатов голосований и разрешение избирательных споров.
Также следует отметить позитивную роль данных принципов в системе государственного управления, а именно, невозможность государства установить свои правила проведения выборов, тем самым формируя у гражданина чувство законности и легитимности выборов. Вследствие чего, Россия выходит на новую ступень эволюции.
Суммируя вышеизложенное, автор полагает, что система избирательных стандартов не нуждается в корректировке, так как применение существующих принципов является гарантией избирательных прав и свобод человека и гражданина в России, а законность проводимых выборов обеспечивает стабильность в государстве.
Литература:
- Казановская Ю. А. Современные проблемы регламентации и применения международных избирательных стандартов// Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: История и право. 2017. Т. 7. № 1 (22). С. 21–26.
- Всеобщая декларация прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948).
- Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ).
- Mityaeva Yu.V. Политико-правовые аспекты реализации гражданами пассивного избирательного права на стадии выдвижения и регистрации кандидатов // Выборы: теория и практика. 2015. № 2.