Познавательные процессы в структуре способностей к математике | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №37 (223) сентябрь 2018 г.

Дата публикации: 15.09.2018

Статья просмотрена: 1548 раз

Библиографическое описание:

Суворова, Г. А. Познавательные процессы в структуре способностей к математике / Г. А. Суворова, Л. А. Прохорова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 37 (223). — С. 138-141. — URL: https://moluch.ru/archive/223/52614/ (дата обращения: 18.12.2024).



В данной статье рассматриваются теоретические представления о способностях отечественными психологами и понятия восприятия, памяти и мышления как основные познавательные процессы. Так же представлена структура способностей к математике.

Ключевые слова: способности, математические способности, восприятие, память, мышление, структура математических способностей.

В настоящее время одной важнейшей проблемой в психолого-педагогической практике является понимание способностей. У разных ученых понятие способностей понимается по-разному.

Б. М. Теплов определяет понятие способностей как, индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от других, определяющие успешность выполнения деятельности или ряда деятельностей, не сводимые к знаниям, умениям и навыкам, но обусловливающие легкость и быстроту обучения новым способам и приемам деятельности. [6]

С. Л. Рубинштейн понимает под способностью в более специальном смысле слова сложное образование, комплекс психических свойств, делающих человека пригодным к определенному, исторически сложившемуся виду общественно полезной деятельности. Сергей Леонидович пишет так «Способность развивается на основе различных психофизических функций и психических процессов. Она — сложное синтетическое образование, включающее ряд качеств, без которых человек не был бы способен к какой-либо конкретной деятельности, и свойств, которые лишь в процессе определенным образом организованной деятельности вырабатываются» [4, с.537]

В. Д. Шадриков считает, что, способности можно определить и как свойства психологических функциональных систем, реализующих отдельные психические функции, имеющие индивидуальную меру выраженности и проявляющиеся в успешности и своеобразии усвоения и реализации той ли иной деятельности. [7, с. 415]. «Понятие «способности» относят не только к человеку, но и к любой вещи неорганического и органического мира, естественно или искусственно созданной, находящейся на разных ступенях эволюционного развития…Анализ использования понятия «способности» показывает, что оно применяется как категория свойства (качества) вещи…Способности как свойства объектов определяются структурой объектов и свойствами элементов этой структуры» [8, с. 11].

Нельзя стать творческим работником в области математики, не переживая увлеченности этой работой, — она порождает стремление к поискам, мобилизует трудоспособность, активность. Без склонности к математике не может быть подлинных способностей к ней. Если ученик не чувствует никакой склонности к математике, то даже хорошие способности вряд ли обеспечат вполне успешное овладение математикой. Роль, которую здесь играют склонность, интерес, сводится к тому, что интересующийся математикой человек усиленно занимается ею, следовательно, энергично упражняет и развивает свои способности. На это указывают постоянно сами математики, об этом свидетельствуют вся их жизнь и творчество.

Эффективность изучения математики зависит от уровня развития познавательных способностей человека. Возможности для их развития безграничны и все зависит от прилежания и упорства в достижении цели, поставленных перед собой.

Для развития математических способностей важно учесть три основных познавательных процесса, такие как восприятие, память и мышление. Рассмотрим каждый процесс подробно.

Восприятие — это процесс, формирующий образ предметов, явлений из окружающего мира в структуры психики. Это отражение качеств и свойственных характеристик предмета и явления цельно. Это своего рода свернутое мышление. Основными особенностями восприятия являются предметность, целостность, структурность, иллюзия, изобретательность.

Восприятие в психологии — это процесс отображения характерных свойств предметов и явлений в психике, когда на органы чувств происходит непосредственное влияние. [9]

В. Д. Шадриков в своей книге «От индивида к индивидуальности» пишет так «…что нельзя рассматривать процесс восприятия как безобразный анализ признаков. Этому есть три причины: во-первых, анализируемые признаки не являются какими-то особыми, отличительными других. Во-вторых, богатство феномена восприятия не объясняется теми детекторами признаков, которые открыты. В-третьих, в механизмах восприятия различают эффекты, возникающие в детекторах признаков, и эффекты, продуцируемые в системе, анализирующей эти признаки» [7, с.181].

Память — это процесс, протекающий в человеческой психике, благодаря которому осуществляется накапливание, сбережение и отражение материала. Данный процесс способствует тому, что человек может расширять свои познавательные способности. Также это свойство имеет сложную структуру, состоящую из некоторых функций и процессов, которые обеспечивают восприятие информации из окружающей действительности и фиксирование ее в прошлом опыте.

Память в психологии — это определение возможностей человека запоминать, сохранять, воспроизводить и забывать информацию собственного опыта. Это свойство помогает человеку перемещаться в пространстве и времени. [9]

«Под памятью обычно понимают запоминание, сохранение и последующие воспроизведение обстоятельств жизни и деятельности личности, её прошлого опыта» [7, с. 428] пишет В. Д. Шадриков.

Мышление — это психический процесс отражения действительности, высшая форма творческой активности человека. Это целенаправленное использование, развитие и приращение знаний, возможное лишь в том случае, если оно направлено на разрешение противоречий, объективно присущих реальному предмету мысли. [10]

Про понятие мышления В. Д. Шадриков пишет так: «Мышление в своей родовой (но не простейшей) форме представляет собой психический процесс познания, установления значения и смысла воспринятого. Момент самого движения в процессе познания от чувственного материала (образов и переживаний) к знанию есть мысль» [7, с.185].

Когда говорят об общих способностях человека, то также имеют в виду уровень развития и характерные особенности его познавательных процессов, ибо чем лучше развиты у человека эти процессы, тем более способным он является, тем большими возможностями он обладает. От уровня развития познавательных процессов учащегося зависит легкость и эффективность его учения.

Среди наиболее важных компонентов математических способностей выделяются специфическая способность к обобщению математического материала, способность к пространственным представлениям, способность к отвлеченному мышлению.

Для целенаправленной и успешной работы по развитию математических способностей каждый из нас, прежде всего, должен иметь целостное о них представление. В свое время В. А. Крутецкий, исследуя вопросы математических способностей школьников, определил общую схему структуры этих способностей в школьном возрасте, которую мы приводим из его книги «Психология математических способностей школьников».

Структура математических способностей в школьном возрасте.

  1. Получение математической информации.

Способность к формализованному восприятию математического материала, схватыванию формальной структуры задачи.

  1. Переработка математической информации.

1) Способность к логическому мышлению в сфере количественных и пространственных отношений, числовой и знаковой символики. Способность мыслить математическими символами.

2) Способность к быстрому и широкому обобщению математических объектов, отношений и действий.

3) Способность к свертыванию процесса математического рассуждения и системы соответствующих действий. Способность мыслить свернутыми структурами.

4) Гибкость мыслительных процессов в математической деятельности.

5) Стремление к ясности, простоте, экономности и рациональности решений.

6) Способность к быстрой и свободной перестройке направленности мыслительного процесса, переключению с прямого на обратный ход мысли (обратимость мыслительного процесса при математическом рассуждении).

  1. Хранение математической информации.

Математическая память (обобщенная память на математические отношения, типовые характеристики, схемы рассуждений и доказательств, методы решения задач и принципы подхода к ним).

  1. Общий синтетический компонент.

Математическая направленность ума.

Выделенные компоненты тесно связаны, влияют друг на друга и образуют в своей совокупности единую систему, целостную структуру, своеобразный синдром математической одаренности, математический склад ума.

Не входят в структуру математической одаренности те компоненты, наличие которых в этой системе не обязательно (хотя и полезно). В этом смысле они являются нейтральными по отношению к математической одаренности. Однако их наличие или отсутствие в структуре (точнее, степень их развития) определяют тип математического склада ума. Не являются обязательными в структуре математической одаренности следующие компоненты:

  1. Быстрота мыслительных процессов как временная характеристика.
  2. Вычислительные способности (способности к быстрым и точным вычислениям, часто в уме).
  3. Память на цифры, числа, формулы.
  4. Способность к пространственным представлениям.
  5. Способность наглядно представить абстрактные математические отношения и зависимости.

По статье Г. А. Суворовой данную структуру, связанную с познавательными процессами, можно представить так:

1) формализованное восприятие математического материала (объектов, отношений, действия), связанное с быстрым схватыванием формальной структуры, «скелета» конкретной задачи, математического выражения (т. е. «умное восприятие»);

2) быстрое и широкое обобщение, тенденция мыслить свернутыми умозаключениями при наличии логической канвы, стремление к ясности, простоте, изяществу, рациональности (т. е. мышление);

3) легкость и свобода переключения от одной умственной операции к другой, прямого на обратный ход мыслей (т. е. внимание);

4) быстрота запоминания и прочность сохранения типов задач и способов их решения, схем рассуждения, доказательств, логических схем (т. е. память) [5, с.115–116].

Под способностью к изучению математики В. А. Крутецкий понимает индивидуально-психологические особенности (прежде всего особенности умственной деятельности), отвечающие требованиям учебной математической деятельности и обусловливающие при прочих равных условиях успешность творческого овладения математикой как учебным предметом, в частности, относительно быстрое, лёгкое и глубокое овладение знаниями, умениями и навыками в области математики. [3]

Литература:

  1. Выготский, Л. С. Психология / Л. С. Выготский. — Москва: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000. — 1008 с.
  2. Крутецкий, В. А. Проблема способностей в психологии / В. А. Крутецкий, д-р психол. наук. — Москва: Знание, 1971. — 60 с.
  3. Крутецкий, В. А. Психология математических способностей школьников / В. А. Крутецкий; Под ред. Н. И. Чуприковой. — М.: Ин-т практ. психологии; Воронеж: МОДЭК, 1998. — 411 с., с.380–390, 397–400.
  4. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. — СПб.: Питер, 2009. — 713 с.: ил. — (Серия «Мастера психологии»). с.535–538.
  5. Суворова Г. А. Показатели одаренности в работах отечественных психологов / Психолого-педагогическое сопровождение одаренных детей: опыт, проблемы и перспективы. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. — Махачкала: АЛЕФ (ИП Овчинников М. А.), 2015. — 348 с., с.109–120.
  6. Теплов Б. М. Избранные труды: в 2 т. — М.: Педагогика, 1985. –Т.1. — с.5–41
  7. Шадриков В. Д. От индивида к индивидуальности: Введение в психологию. — М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2009. — 656 с. (Достижения в психологии)
  8. Шадриков В. Д. Способности и интеллект человека. — М.: Изд-во Современного гуманитарного университета, 2004. — 188 с., с.11–34.
  9. Все о психологии [Электронный ресурс]. — URL: http://vseopsycho.ru/vospriyatie/
  10. Мир психологии [Электронный ресурс]. — URL: http://www.persev.ru/myshlenie
Основные термины (генерируются автоматически): способность, процесс, математическая одаренность, математическая информация, математический материал, память, структура, уровень развития, математическое рассуждение, мыслительный процесс.


Ключевые слова

способности, мышление, память, восприятие, математические способности, структура математических способностей

Похожие статьи

Логическое мышление как психолого-педагогическая проблема развития детей дошкольного возраста

В статье рассматриваются теоретические основы процесса развития логического мышления у детей дошкольного возраста; раскрыто понятие — логическое мышление; акцентируется внимание на значении речи и сенситивного периода в ходе мыслительного процесса ре...

Характеристика механизмов познавательных способностей (по В. Д. Шадрикову)

В статье проанализирована модель структуры способностей и психические основы развития познавательных способностей. Особое внимание уделяется описанию механизмов познавательных способностей по В. Д. Шадрикову. Раскрыты основные определения познаватель...

Развитие интеллектуальных операций мыслительных способностей младшего школьника в учебной деятельности

В данной статье мы рассматриваем, как в учебной деятельности развиваются интеллектуальные операции мыслительных способностей младших школьников.

Развитие предпосылок логического мышления

В данной статье описывается процесс логического мышления и приводятся различные игры и упражнения, направленные на развитие предпосылок логического мышления младших школьников.

Особенности реализации интеллектуальных операций «классификация» и «обобщение» в процессе познавательной деятельности

В статье рассматриваются проблемы реализации интеллектуальных операций в процессе познавательной деятельности человека. Приводятся основные понятия интеллектуальных операций, а также классификации, в частности, обозначаются следующие блоки: а) интелл...

Интеллектуальные операции как операционные механизмы аттенционных способностей в учебной деятельности младших школьников

В статье рассматривается внимание как познавательная способность, раскрывается содержание операционных, функциональных и личностно-регулирующих механизмов интеллектуальных операций, представлены результаты эмпирического исследования.

О различных подходах формирования творческих способностей учащихся на уроках математики

В этой статье излагаются некоторые аспекты использования различных подходов формирования творческих способностей учащихся на уроках математики и даны рекомендации по их применению в процессе изучения конкретных тем школьного курса математики.

Операционные механизмы аттенционных способностей младших школьников

В статье рассматривается проблема интеллектуальных операций, развитие способностей, система интеллектуальных операций, базовые и метаинтеллектуальные операции.

К вопросу о формировании познавательной активности у старших дошкольников через дидактическую игру

В статье рассмотрено понятие познавательная активность детей старшего дошкольного возраста. Даётся определение познавательной активности, познания. Делается вывод, что познавательная активность детей начинает развиваться через дидактические игры. С п...

Формирование логического мышления у детей старшего дошкольного возраста посредством логико-математических игр и упражнений

В статье рассмотрены особенности развития логического мышления у детей старшего дошкольного возраста средствами логико-математических игр. Кроме того, показана классификация занимательных игр и описаны некоторые авторские игры по данной теме.

Похожие статьи

Логическое мышление как психолого-педагогическая проблема развития детей дошкольного возраста

В статье рассматриваются теоретические основы процесса развития логического мышления у детей дошкольного возраста; раскрыто понятие — логическое мышление; акцентируется внимание на значении речи и сенситивного периода в ходе мыслительного процесса ре...

Характеристика механизмов познавательных способностей (по В. Д. Шадрикову)

В статье проанализирована модель структуры способностей и психические основы развития познавательных способностей. Особое внимание уделяется описанию механизмов познавательных способностей по В. Д. Шадрикову. Раскрыты основные определения познаватель...

Развитие интеллектуальных операций мыслительных способностей младшего школьника в учебной деятельности

В данной статье мы рассматриваем, как в учебной деятельности развиваются интеллектуальные операции мыслительных способностей младших школьников.

Развитие предпосылок логического мышления

В данной статье описывается процесс логического мышления и приводятся различные игры и упражнения, направленные на развитие предпосылок логического мышления младших школьников.

Особенности реализации интеллектуальных операций «классификация» и «обобщение» в процессе познавательной деятельности

В статье рассматриваются проблемы реализации интеллектуальных операций в процессе познавательной деятельности человека. Приводятся основные понятия интеллектуальных операций, а также классификации, в частности, обозначаются следующие блоки: а) интелл...

Интеллектуальные операции как операционные механизмы аттенционных способностей в учебной деятельности младших школьников

В статье рассматривается внимание как познавательная способность, раскрывается содержание операционных, функциональных и личностно-регулирующих механизмов интеллектуальных операций, представлены результаты эмпирического исследования.

О различных подходах формирования творческих способностей учащихся на уроках математики

В этой статье излагаются некоторые аспекты использования различных подходов формирования творческих способностей учащихся на уроках математики и даны рекомендации по их применению в процессе изучения конкретных тем школьного курса математики.

Операционные механизмы аттенционных способностей младших школьников

В статье рассматривается проблема интеллектуальных операций, развитие способностей, система интеллектуальных операций, базовые и метаинтеллектуальные операции.

К вопросу о формировании познавательной активности у старших дошкольников через дидактическую игру

В статье рассмотрено понятие познавательная активность детей старшего дошкольного возраста. Даётся определение познавательной активности, познания. Делается вывод, что познавательная активность детей начинает развиваться через дидактические игры. С п...

Формирование логического мышления у детей старшего дошкольного возраста посредством логико-математических игр и упражнений

В статье рассмотрены особенности развития логического мышления у детей старшего дошкольного возраста средствами логико-математических игр. Кроме того, показана классификация занимательных игр и описаны некоторые авторские игры по данной теме.

Задать вопрос