Статья посвящена проблеме компетентностного подхода в обучении студентов-вокалистов. Обосновывается актуальность и необходимость осуществления подготовки специалистов — вокалистов на основе компетентностного подхода. Теоретическая значимость и научная новизна данного исследования заключена в разносторонней характеристике компетенций студентов-вокалистов, в совокупности формирующей компетентностный подход.
Ключевые слова: компетенции, компетентностный подход, профессиональная подготовка студентов-вокалистов, деятельность, личность.
Вопросы подготовки студентов-вокалистов к будущей профессиональной деятельности тесно связаны с бизнесом и требуют расширения их компетенций в области менеджемента и продюссирования. Для современной творческой деятельности вокалиста важен не только высокий профессионализм, но и владением приемами и методами фандрайзинга — системы привлечения финансирования с целью развития и продвижения его индивидуальных достижений.
«Фандрайзинг» — деятельность, направленная на привлечение и аккумулирование средств из различных источников.
Фандрайзинг — специально организованный процесс сбора пожертвований для благотворительных организаций или для обеспечения социальных программ.
В том и ином случае — эту деятельность можно рассматривать как творчество, чем оригинальнее обращение за помощью, тем больше шансов на получение материальной поддержки. Работодатель не спросит у выпускника, чему его учили. Он поставит конкретную задачу, которую надо решить [3] и в данном случае компетентность вокалиста поможет ему получить желаемую работу, заинтересовать работодателя. Профессиональная компетенция — это способность успешно действовать на основе умений, знаний и практического опыта при выполнении задания, решении задачи профессиональной деятельности. В. А. Болотов характеризует компетенции как совокупность того, чем человек располагает, а компетентность — как совокупность того, чем он владеет. Английские специалисты в области менеджмента М. Вудкокки Д. Френсис пишут: «О компетентности можно судить по уровню мастерства. Подразумевая под этим производственные знания, навыки, опыт, отношения к делу» [6].
Идеи компетентностного подхода в образовании исследованы рядом авторов (В. И. Байденко, В. А. Болотов, Э. Ф. Зеер, Г. И. Ибрагимов, А. М. Новиков, В. В. Сериков и др.). Ориентация на освоение обобщенных знаний, умений и способов деятельности является ведущей в работах А. В. Хуторского.
Компетентностный подход отражает положение, согласно которому в процессе подготовки студентов-вокалистов необходимо учитывать не только индивидуальные ресурсы личности, но и профессиональные факторы и их причинно-следственные отношения. Поэтому данный процесс необходимо рассматривать в единстве его иерархической структуры, во взаимодействии его составляющих элементов, а также с точки зрения величины энергетических затрат. В структуре профессиональной деятельности будущих вокалистов, каждая компетенция отражает индивидуальные особенности личности. Так, эффективность индивидуально-творческой деятельности студента — вокалиста связана с умением целостно воспринимать, самостоятельно осваивать и исполнять различные произведения классической, современной и эстрадно-джазовой музыкальной литературы в соответствии с программными требованиями, осуществлять музыкально-исполнительскую деятельность в составе ансамблевых, оркестровых джазовых коллективов в условиях театрально-концертных организаций, демонстрировать владение особенностями джазового исполнительства, средствами джазовой импровизации, применять в исполнительской деятельности технические средства звукозаписи, вести репетиционную работу и запись в условиях студии, выполнять теоретический и исполнительский анализ музыкальных произведений, применять базовые теоретические знания в процессе поиска интерпретаторских решений, осваивать сольный, ансамблевый и оркестровый исполнительский репертуар в соответствии с программными требованиями, овладевать культурой устной и письменной речи.
Формирование профессиональных компетенций невозможно без эффективной опоры на индивидуальный ресурс личности и реализации некоторых синергетических механизмов его саморегулируемого развития. Формирование компетенций у студентов-вокалистов в вузе — это ответ системы высшего профессионального образования на запрос общества, работодателей и самих студентов, для которых также важно знать те критерии, по которым их будут оценивать, как по отношению к профессии в целом, так и в условиях конкретного рабочего места [4].
Искусство вокала требует от студента проявления творчества, вдохновения, для создания нового. Студенту требуется научиться изменить некоторые из сложившиеся установки, отказаться от стереотипов в мышлении и поведении, научиться выдвигать в процессе обучения новые цели, преобразовывать смысловые установки и связи, научиться видеть конкретную проблему с иных позиций, Это возможно при наличии творческой активности, внутреннего мира студента, т. к. «непрерывное изобретение им самими себя» (Г. Л. Буш). Начиная с замысла и включая весь процесс его воплощения, максимально полно реализует свои потенциальные способности (Ю. А. Полуянов); качество личности, свидетельствующее об её яркой индивидуальности, процесс развития которой зависит от характера деятельности и возрастных возможностей (Л. В. Орлова). Таким образом, механизм саморегуляции является необходимой составляющей формирования профессиональных компетенций студентов-вокалистов.
Согласно указанным компетенциям, компетентностный подход предполагает поиск путей организации оценочной и самооценочной деятельности, построенной на единстве эмоционального и рационального, обеспечивающей переживание и интроспекцию внутренних состояний личности. Как достигается это? Прежде всего, комплексным характером учебной деятельности студента-вокалиста, использование разнообразных ее видов. Кроме того, компетентностный подход предполагает создание условий и расширения инициативных действий, пространства различных типов деятельностей студента в вузе; многообразия форм жизнедеятельности, включения в реальные отношения и социальные практики для полноценной самоактуализации и самореализации личности, развития его возможностей и способностей.
На основе данного подхода идетрасширение отношений с профессиональным сообществом, установление деловых партнерских отношений, направленных на продвижение продуктов творческого развития и создания востребованного нового образа себя и своих возможностей. В этой связи, компетентностный подход выстраивает интегративные связи между желаемым и возможным студента-вокалиста, что в свою очередь обеспечивает творческую свободу, активность, создает целостность процесса вокального образования.
Таким образом, рассматривая новые реалии профессиональной подготовки студентов-вокалистов, были определены возможности компетентностного подхода к решению задач овладения приемами и методами фандрайзинга, прописанными государственным образовательным стандартам и отраженных в компетенциях.
Становится совершенно очевидным, что требования современного образования, условия конкуренции на рынке труда, запросы общества ставят новые задачи и требования к специалистам, в том числе и эстрадным вокалистам. В данном направлении образовательные стандарты нового поколения стали включать в себя новые профессиональные компетенции, новые предметы, модули. Компетентностный подход в этой области позволяет готовить специалистов, востребованных в профессиональной области и способных реализовать себя и свои возможности на рынке труда.
Литература:
- Коссов Б. Б. Тестирование профессиональных склонностей и творческих способностей молодежи. — М.: НИИВО, 1995.
- Макарова Л. Н., Шаршов И. А. Технологии профессионально-творческого саморазвития учащихся. — М.: ТЦ СФЕРА, 2010.
- Митина Л. М. Психологическое сопровождение выбора профессии. — М.: Владос, 1998.
- Спенсер Л., Спенсер М. Компетенции на работе. — Перевод с англ. — М.: Издательство ГИППО, 2010.
- Уиддет С., Холлифорд С. Руководство по компетенциям. — М.: НIРРО, 2003.