Особенности эмоциональной сферы женщин среднего возраста | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №37 (223) сентябрь 2018 г.

Дата публикации: 13.09.2018

Статья просмотрена: 2543 раза

Библиографическое описание:

Шатская, С. В. Особенности эмоциональной сферы женщин среднего возраста / С. В. Шатская. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 37 (223). — С. 142-145. — URL: https://moluch.ru/archive/223/52627/ (дата обращения: 16.11.2024).



Статья обобщает и систематизирует данные, касающиеся возрастной характеристики и кризиса среднего возраста у женщин.

Ключевые слова: зрелый человек, возраст, кристаллизованный интеллект, возрастная периодизация, эмоциональная сфера женщин среднего возраста, изменения.

Введение

Ценность молодости в современном мире увеличивается, т. к. образование, профессиональная подготовка легче даётся молодым. Психология зрелости оказалась на периферии психологического познания.

Швейцарский психолог Э.Клапаред писал, что зрелый возраст равносилен остановке в развитии. Это положение есть нечто иное, как последовательный вывод о взрослости и зрелости, как цели развития личности и одновременно финалом. По мнению многих психологов на этом этапе развитие прекращается, заменяется простым изменением отдельных характеристик [5].

В среднем возрасте, начинается вторая половина жизни женщины с характерными для нее процессами соматической инволюции, на протяжении которой состояния подавленности, колебания настроения и даже явные депрессивные реакции становятся более частыми, чем в первой половине жизни. Внешних и внутренних поводов для этого у чувствительных людей хватает [8].

Общая характеристика среднего возраста

С точки зрения возрастной психологии критерии возрастной классификации определяются прежде всего конкретно-историческими, социально-экономическими условиями воспитания и развития, которые соотносятся с разными видами деятельности. Так, Л. С. Выготский в качестве критерия возрастной периодизации рассматривал психические новообразования, характерные для конкретного этапа развития. Критерием возрастной периодизации А. Н. Леонтьева являются ведущие деятельности. В основе возрастной периодизации Д. Б. Эльконина лежат ведущие деятельности, определяющие возникновение психологических новообразований на конкретном этапе развития [9].

Некоторые периоды значительно варьируют в различных культурах, тогда как другие в большей степени зависят от индивидуальных особенностей биологического развития человека.

Пренатальный период — от зачатия до рождения ребенка

Младенчество — от рождения до 18–24 месяцев

Первые два года жизни (период тоддлеров) — от 12–15 месяцев до 2–3 лет

Раннее детство — от 2–3 лет до 5–6 лет

Среднее детство — от 6 приблизительно до 12 лет

Подростковый и юношеский возраст — приблизительно с 12 лет до 18–21 года

Ранняя взрослость — от 18–21 года до 40 лет

Средняя взрослость — от 40 до 60–65 лет

Поздняя взрослость — от 60–65 лет до смерти [6].

По возрастной периодизации Эриксона, зрелость, приходится на средние годы жизни от 26 до 64 лет, её основная проблема — выбор между продуктивностью и инертностью. Важным моментом этой стадии является творческая самореализация.

По возрастной классификации Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), от 25 до 44 лет — молодой возраст, 44–60 лет — средний возраст, 60–75 лет — пожилой возраст, 75–90 лет — старческий возраст, а после 90 — это долгожители.

Таким образом, средний возраст соответствует средней взрослости и зрелости. В данной статье будет использоваться классификация ВОЗ.

В среднем возрасте начинается приспособление организма к новым условиям жизнедеятельности, различными способами повышается биологическая активность структур организма, мобилизуются его резервные возможности [12].

В среднем возрасте в организме человека наблюдается снижение физических возможностей. Это в свою очередь отражается на характеристиках психофизических функций, затрагивает сенсомоторные и моторные процессы, а также деятельность его внутренних органов и систем [11].

В возрасте 41–46 лет наивысшего уровня развития достигает функция внимания и отмечается снижение функций памяти.

Интеллектуальная активность согласно данным некоторых исследований с 18 до 60 лет практически не меняется. По другим данным обнаружено, что резкое возрастание показателей интеллектуального развития происходит в возрастном периоде от 18 до 50 лет, а затем начинается постепенное и незначительное снижение интеллектуальных способностей [11].

В иерархических моделях интеллекта интеллектуальные факторы выстраиваются в иерархию по уровням обобщенности. К числу наиболее распространенных относится концепция американского психолога Р. Кэттела о двух видах интеллекта, соответствующих двум выделенным им факторам: текучем и кристаллизованном:

1) текучий интеллект, — все те способности, с помощью которых человек учится чему–либо новому. К таким способностям относятся скорость и результативность запоминания, оперирование пространственными образами и восприятие новых связей и отношений;

2) кристаллизованный интеллект, представляет собой результат опыта и образования и опирается на осведомленность и знания, накопленные человеком в течение длительного времени. Уровень развития данного типа интеллекта выражается в способности человека устанавливать отношения, формулировать свои суждения, анализировать проблемы и использовать усвоенные стратегии для решения задач. Уровень кристаллизованного интеллекта возрастает по мере накопления человеком опыта и повышения им своего образования.

Кристаллизованный интеллект повышается с возрастом, его максимальное развитие становится возможным лишь при достижении периода средней взрослости.

Человек в 50 лет обладает более высокими показателями кристаллизованного интеллекта, чем в 20 лет. В семейной жизни, человек начинает сознавать свою обособленность не только от молодых людей, но и от тех, кто вышел на пенсию и дожил до старости.

Человек среднего возраста все больше обращает внимание на свои отношения внутри семьи. Наиболее важные проблемы семейной жизни связаны с отношениями между супругами, с взаимоотношениями со взрослыми детьми и престарелыми родителями [11].

Один из наиболее характерных гуманистических образцов здоровой личности, наделенной зрелостью и достигшей определенного уровня раскрытия человеческих возможностей, представлен в трудах выдающегося американского психолога Г. Олпорта.

Олпорт видел качественную разницу между зрелой, здоровой и незрелой, или невротической, личностью. Он полагал, что личностный рост — это непрерывный, продолжающийся всю жизнь процесс становления. В понимании Олпорта, психологически зрелый человек характеризуется шестью чертами:

  1. Зрелый человек имеет широкие границы Я.
  2. Зрелый человек способен к теплым, сердечным социальным отношениям.
  3. Зрелый человек демонстрирует эмоциональную стабильность и самопринятие.
  4. Зрелый человек демонстрирует реалистическое восприятие, опыт и притязания.
  5. Зрелый человек демонстрирует способность к самопознанию и чувство юмора.
  6. Зрелый человек обладает цельной философией [2].

Говоря об особенностях зрелого возраста, А. А. Бодалёв подчёркивает, что для науки важно проследить связи между особенностями «акме» человека (высший для каждого человека уровень в его развитии, вершина его зрелости) и характером социальной ситуации развития в этот период его жизненного пути. Важно понять роль самого человека в том, какой будет вершина его жизни, и когда она явно у него будет просматриваться [1].

Таким образом, возраст — это длительность существования организма от рождения до настоящего момента. Общеизвестно, что большинство даже здоровых людей одного и того же возраста выглядят и чувствуют себя по-разному.

Различают возраст календарный, биологический и психологический. Календарный — это количество прожитых лет, его мы можем определить по паспорту. Биологический возраст отражает меру старения организма, состояние его здоровья и даже в какой-то мере продолжительность предстоящей жизни. Психологический возраст — это способность индивида справляться с требованиями среды и социума и адаптироваться к ним [12].

Чем больше календарный возраст индивидуума опережает биологический, тем медленнее темп его старения и тем больше лет жизни у него в запасе. А соотношение психологического возраста с календарным позволяет, говорить о зрелости личности, об адекватности опыта человека и его жизненных планов, что и следует признать фактором психического здоровья.

Психофизиологические аспекты эмоциональной сферы женщин среднего возраста

В среднем возрасте в организме женщины начинается гормональная перестройка. Физиологические изменения выражаются прекращением детородной функции, а позднее и менструальной. По современным представлениям в основе инволюции половой системы лежит возрастная гормональная перестройка в гипоталамо-гипофизарной структуре головного мозга, влекущая за собой необратимые изменения циклической функции гипофиза и как следствие изменения в циклической деятельности яичников [10]

По мнению В. М. Дильмана [3], климакс является одновременно и нормой, и болезнью: нормой потому, что климакс в женском организме — явление закономерное, а болезнью потому, что это стойкое нарушение регуляции, приводящее в конечном итоге к снижению жизнеспособности организма [7].

К общим изменениям эмоциональной сфере женщин среднего возраста относится изменение динамичности эмоциональных состояний, выражается это либо в инертности, либо в лабильности эмоций.

К частным признакам относится устойчивое преобладание той или иной модальности переживаний: тревоги, грусти, раздраженного недовольства. Однако имеется большая категория лиц, у которой до глубокой старости сохраняются оптимистическое настроение, бодрость духа [4].

Многие особенности эмоциональной сферы в среднем возрасте обусловлены изменением социальной роли в обществе в связи с уходом на пенсию, с необходимостью адаптации к новым условиям жизни. У одних это вызывает появление негативных эмоциональных переживаний, у других — позитивных.

Социальная роль влияет на уровень самооценки. Самооценка занимает важное место в жизни человека, напрямую связана с процессом адаптации и дезадаптации личности [4].

Эмоциональное переживание зависит от способа приспособления к новой жизни — сохранения себя как личности с социальными связями с обществом или как индивида, замыкающегося в рамках своей семьи и самого себя. Само наличие или отсутствие семьи, также влияет на знак эмоционального переживания.

Многое зависит и от оценки своего жизненного пути. При убеждении, что жизнь состоялась, женщина спокойно смотрит в будущее, но если жизнь оценивается как прожитая зря, то настигает чувство бессилия и отчаяния, что ведёт к собственному обесцениванию [4].

Для некоторых представительниц характерна хроническая озабоченность, которая может рассматриваться как слабо выраженная тревога. Тревога — это психофизическое переживание состояния неизвестности. Факт большей тревожности и нейротизма лиц женского пола по сравнению с лицами мужского пола выявлен во многих исследованиях. В. Д. Кузакова (1975), например, выявила у здоровых мужчин высокую тревожность в 14 % случаев, а у женщин — в 21 % случаев. Те же соотношения оказались и у тугоухих (соответственно 26 % и 43 %). И лишь у глухих количество лиц с высокой тревожностью у мужчин и женщин оказалось примерно одинаковым (39 % и 35 %) [4].

Дефицит половых гормонов может привести к возникновению различных патологических изменений органов и тканей, где есть рецепторы к эстрогенам, возникает риск потери костной массы, что может привести к развитию остеопороза. Потеря костной массы в позвоночнике составляет 15 % за 5 лет [10].

Выводы

Обобщая данные литературных источников можно сказать, что на психологические аспекты эмоциональной сферы женщин среднего возраста оказывает влияние гормональная перестройка, социальная роль женщины, наличие семьи и качество семейных связей, степень адаптации к изменениям. Если данные показатели не благоприятны, то физиологический ресурс женщины снижается. Что приводит не только к уменьшению потенциальных возможностей в будущем, но и к возникновению ряда заболеваний. Т. к. согласно теории Александера, психосоматические заболевания возникают в результате физиологических изменений, связанных с эмоциональным напряжением при невротическом состоянии.

Кризисное состояние человека в норме — явление положительное, так как даёт импульс к дальнейшему совершенствованию личности в её развитии. Жизнь человека в любом возрасте в норме представляет собой движение, изменение и, как следствие развитие. А в патологии: движение, изменение, и, как следствие регресс.

Литература:

  1. Александров А. А. Психотерапия: учебное пособие / А. А. Александров. — Спб: Питер, 2004. — 480 с.
  2. Васильева, О. С. Психология здоровья человека: эталоны, представления, установки: Учеб. пособие для студ. высш. учеб, заведений / О. С. Васильева, Ф. Р. Филатов. — М.: Издательский центр “Академия”, 2001. — 352 с.
  3. Дильман, В. М. Большие биологические часы. (Введение в интегральную медицину) / В. М. Дильман. — М.: Знание, 1982. — 208 с
  4. Ильин, Е. П. Эмоции и чувства: учебное пособие / Е. П. Ильин. — Спб: Питер, 2001. — –752 с.
  5. Киреева, Е. Д. Возрастная психология: учебное пособие для вузов / Е. Д. Киреева. — М.:, Совр. гуман. ун-т, 1999. — 52 с.
  6. Край, Г., Психология развития. — 9-е изд. / Г. Край, Д. Бокум. — СПб: Питер, 2005. — 940 с.
  7. Менделевич, В. Д. Неврозология и психосоматическая медицина / В. Д. Менделевич, С. Л. Соловьева. — М.: Медицина, 2002. — 603 с
  8. Менхин, Ю. В. Оздоровительная гимнастика: теория и методика / Ю. В. Менхин, А. В. Менхин. — Ростов н/Д: Феникс, 2002. — 384 с
  9. Мухина, В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов. — 4-е изд. / В. С. Мухина. — М.: Издательский центр «Академия», 1999. — 456 с.
  10. Назимова, Е. М. Остеопороз при климаксе: диагностика, профилактика и лечение / Е. М. Назимова // Ваш гинеколог. — 2011. — № 4 — С. 2–5
  11. Умнова, О. П. Конспект лекций по возрастной психологии: учебное пособие для вузов / О. П. Умнова. — Рост.н/Дону: Феникс, 2005. — 73 с.
  12. Фролькис, В. В. Экспериментальные пути продления жизни / В. В. Фролькис, Х. К. Мурадян. — Л.: Наука, 1988. — 248 с.
Основные термины (генерируются автоматически): зрелый человек, возраст, кристаллизованный интеллект, возрастная периодизация, эмоциональная сфера женщин среднего возраста, жизнь, изменение, возрастная классификация, высокая тревожность, гормональная перестройка.


Ключевые слова

возраст, изменения, возрастная периодизация, зрелый человек, кристаллизованный интеллект, эмоциональная сфера женщин среднего возраста

Похожие статьи

Особенности самоактуализации одиноких и замужних женщин фертильного возраста

В статье представлены результаты исследования самоактуализации женщин фертильного возраста. Проведен сравнительный анализ параметров самоактуализации в зависимости от семейного статуса исследуемых женщин.

Особенности установок и представлений о материнстве у женщин разных поколений

В статье автор исследует влияние различных факторов на установки и представления о материнстве у женщин разных поколений, описывает актуальность выбранной темы и методологию исследования.

Личностные особенности женщин с разным восприятием собственной внешности: гендерный аспект

В статье рассматриваются актуальные вопросы, связанные с личностными особенностями женщин с разным восприятием собственной внешности в гендерном аспекте.

Личностные особенности эмоциональной сферы подростков

В статье автор рассматривает личностные особенности эмоциональной сферы подростков, гендерные различия в эмоциональной сфере подростков, основные эмоциональные проблемы современных детей подросткового возраста.

Психологическое благополучие личности в пожилом возрасте в зависимости от типа старения

В статье приводятся результаты исследования психологического благополучия личности в пожилом возрасте разных типов старения, проводится сравнительный анализ.

Гендерные роли в современном обществе: изменения и сдвиги

Эта работа проводит комплексный анализ гендерных ролей в современном обществе, охватывая их исторические корни, изменения в семейных и общественных динамиках, а также влияние технологий, образования и медиа.

Особенности системы семейных ценностей у женщин с разным брачным статусом

В статье рассматриваются и анализируются системы семейных ценностей у современных женщин в зависимости от их брачного статуса, а также факторы, оказывающие влияние на их формирование.

Методы изучения гендерных особенностей агрессивности в подростковом возрасте

В этой статье рассмотрена проблема гендерного аспекта агрессивного поведения среди подростков, раскрывается понятие агрессии, факторы, влияющие на агрессивное поведение, виды агрессии и их различие как у мальчиков, так и у девочек.

Гендерные различия мотивации достижения в юношеском возрасте

В статье представлены результаты изучения мотивации достижения в юношеском возрасте у лиц разного пола. Были проанализированы материалы по данной теме, а также проведено исследование.

Связь самооценки и эмоционального интеллекта у старших подростков

Представленная статья посвящена результатам проведенного исследования «Связь самооценки и эмоционального интеллекта у старших подростков». В период подросткового возраста происходят существенные изменения в психологическом, физическом и социальном ра...

Похожие статьи

Особенности самоактуализации одиноких и замужних женщин фертильного возраста

В статье представлены результаты исследования самоактуализации женщин фертильного возраста. Проведен сравнительный анализ параметров самоактуализации в зависимости от семейного статуса исследуемых женщин.

Особенности установок и представлений о материнстве у женщин разных поколений

В статье автор исследует влияние различных факторов на установки и представления о материнстве у женщин разных поколений, описывает актуальность выбранной темы и методологию исследования.

Личностные особенности женщин с разным восприятием собственной внешности: гендерный аспект

В статье рассматриваются актуальные вопросы, связанные с личностными особенностями женщин с разным восприятием собственной внешности в гендерном аспекте.

Личностные особенности эмоциональной сферы подростков

В статье автор рассматривает личностные особенности эмоциональной сферы подростков, гендерные различия в эмоциональной сфере подростков, основные эмоциональные проблемы современных детей подросткового возраста.

Психологическое благополучие личности в пожилом возрасте в зависимости от типа старения

В статье приводятся результаты исследования психологического благополучия личности в пожилом возрасте разных типов старения, проводится сравнительный анализ.

Гендерные роли в современном обществе: изменения и сдвиги

Эта работа проводит комплексный анализ гендерных ролей в современном обществе, охватывая их исторические корни, изменения в семейных и общественных динамиках, а также влияние технологий, образования и медиа.

Особенности системы семейных ценностей у женщин с разным брачным статусом

В статье рассматриваются и анализируются системы семейных ценностей у современных женщин в зависимости от их брачного статуса, а также факторы, оказывающие влияние на их формирование.

Методы изучения гендерных особенностей агрессивности в подростковом возрасте

В этой статье рассмотрена проблема гендерного аспекта агрессивного поведения среди подростков, раскрывается понятие агрессии, факторы, влияющие на агрессивное поведение, виды агрессии и их различие как у мальчиков, так и у девочек.

Гендерные различия мотивации достижения в юношеском возрасте

В статье представлены результаты изучения мотивации достижения в юношеском возрасте у лиц разного пола. Были проанализированы материалы по данной теме, а также проведено исследование.

Связь самооценки и эмоционального интеллекта у старших подростков

Представленная статья посвящена результатам проведенного исследования «Связь самооценки и эмоционального интеллекта у старших подростков». В период подросткового возраста происходят существенные изменения в психологическом, физическом и социальном ра...

Задать вопрос