Статья обобщает и систематизирует данные, касающиеся возрастной характеристики и кризиса среднего возраста у женщин.
Ключевые слова: зрелый человек, возраст, кристаллизованный интеллект, возрастная периодизация, эмоциональная сфера женщин среднего возраста, изменения.
Введение
Ценность молодости в современном мире увеличивается, т. к. образование, профессиональная подготовка легче даётся молодым. Психология зрелости оказалась на периферии психологического познания.
Швейцарский психолог Э.Клапаред писал, что зрелый возраст равносилен остановке в развитии. Это положение есть нечто иное, как последовательный вывод о взрослости и зрелости, как цели развития личности и одновременно финалом. По мнению многих психологов на этом этапе развитие прекращается, заменяется простым изменением отдельных характеристик [5].
В среднем возрасте, начинается вторая половина жизни женщины с характерными для нее процессами соматической инволюции, на протяжении которой состояния подавленности, колебания настроения и даже явные депрессивные реакции становятся более частыми, чем в первой половине жизни. Внешних и внутренних поводов для этого у чувствительных людей хватает [8].
Общая характеристика среднего возраста
С точки зрения возрастной психологии критерии возрастной классификации определяются прежде всего конкретно-историческими, социально-экономическими условиями воспитания и развития, которые соотносятся с разными видами деятельности. Так, Л. С. Выготский в качестве критерия возрастной периодизации рассматривал психические новообразования, характерные для конкретного этапа развития. Критерием возрастной периодизации А. Н. Леонтьева являются ведущие деятельности. В основе возрастной периодизации Д. Б. Эльконина лежат ведущие деятельности, определяющие возникновение психологических новообразований на конкретном этапе развития [9].
Некоторые периоды значительно варьируют в различных культурах, тогда как другие в большей степени зависят от индивидуальных особенностей биологического развития человека.
Пренатальный период — от зачатия до рождения ребенка
Младенчество — от рождения до 18–24 месяцев
Первые два года жизни (период тоддлеров) — от 12–15 месяцев до 2–3 лет
Раннее детство — от 2–3 лет до 5–6 лет
Среднее детство — от 6 приблизительно до 12 лет
Подростковый и юношеский возраст — приблизительно с 12 лет до 18–21 года
Ранняя взрослость — от 18–21 года до 40 лет
Средняя взрослость — от 40 до 60–65 лет
Поздняя взрослость — от 60–65 лет до смерти [6].
По возрастной периодизации Эриксона, зрелость, приходится на средние годы жизни от 26 до 64 лет, её основная проблема — выбор между продуктивностью и инертностью. Важным моментом этой стадии является творческая самореализация.
По возрастной классификации Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), от 25 до 44 лет — молодой возраст, 44–60 лет — средний возраст, 60–75 лет — пожилой возраст, 75–90 лет — старческий возраст, а после 90 — это долгожители.
Таким образом, средний возраст соответствует средней взрослости и зрелости. В данной статье будет использоваться классификация ВОЗ.
В среднем возрасте начинается приспособление организма к новым условиям жизнедеятельности, различными способами повышается биологическая активность структур организма, мобилизуются его резервные возможности [12].
В среднем возрасте в организме человека наблюдается снижение физических возможностей. Это в свою очередь отражается на характеристиках психофизических функций, затрагивает сенсомоторные и моторные процессы, а также деятельность его внутренних органов и систем [11].
В возрасте 41–46 лет наивысшего уровня развития достигает функция внимания и отмечается снижение функций памяти.
Интеллектуальная активность согласно данным некоторых исследований с 18 до 60 лет практически не меняется. По другим данным обнаружено, что резкое возрастание показателей интеллектуального развития происходит в возрастном периоде от 18 до 50 лет, а затем начинается постепенное и незначительное снижение интеллектуальных способностей [11].
В иерархических моделях интеллекта интеллектуальные факторы выстраиваются в иерархию по уровням обобщенности. К числу наиболее распространенных относится концепция американского психолога Р. Кэттела о двух видах интеллекта, соответствующих двум выделенным им факторам: текучем и кристаллизованном:
1) текучий интеллект, — все те способности, с помощью которых человек учится чему–либо новому. К таким способностям относятся скорость и результативность запоминания, оперирование пространственными образами и восприятие новых связей и отношений;
2) кристаллизованный интеллект, представляет собой результат опыта и образования и опирается на осведомленность и знания, накопленные человеком в течение длительного времени. Уровень развития данного типа интеллекта выражается в способности человека устанавливать отношения, формулировать свои суждения, анализировать проблемы и использовать усвоенные стратегии для решения задач. Уровень кристаллизованного интеллекта возрастает по мере накопления человеком опыта и повышения им своего образования.
Кристаллизованный интеллект повышается с возрастом, его максимальное развитие становится возможным лишь при достижении периода средней взрослости.
Человек в 50 лет обладает более высокими показателями кристаллизованного интеллекта, чем в 20 лет. В семейной жизни, человек начинает сознавать свою обособленность не только от молодых людей, но и от тех, кто вышел на пенсию и дожил до старости.
Человек среднего возраста все больше обращает внимание на свои отношения внутри семьи. Наиболее важные проблемы семейной жизни связаны с отношениями между супругами, с взаимоотношениями со взрослыми детьми и престарелыми родителями [11].
Один из наиболее характерных гуманистических образцов здоровой личности, наделенной зрелостью и достигшей определенного уровня раскрытия человеческих возможностей, представлен в трудах выдающегося американского психолога Г. Олпорта.
Олпорт видел качественную разницу между зрелой, здоровой и незрелой, или невротической, личностью. Он полагал, что личностный рост — это непрерывный, продолжающийся всю жизнь процесс становления. В понимании Олпорта, психологически зрелый человек характеризуется шестью чертами:
- Зрелый человек имеет широкие границы Я.
- Зрелый человек способен к теплым, сердечным социальным отношениям.
- Зрелый человек демонстрирует эмоциональную стабильность и самопринятие.
- Зрелый человек демонстрирует реалистическое восприятие, опыт и притязания.
- Зрелый человек демонстрирует способность к самопознанию и чувство юмора.
- Зрелый человек обладает цельной философией [2].
Говоря об особенностях зрелого возраста, А. А. Бодалёв подчёркивает, что для науки важно проследить связи между особенностями «акме» человека (высший для каждого человека уровень в его развитии, вершина его зрелости) и характером социальной ситуации развития в этот период его жизненного пути. Важно понять роль самого человека в том, какой будет вершина его жизни, и когда она явно у него будет просматриваться [1].
Таким образом, возраст — это длительность существования организма от рождения до настоящего момента. Общеизвестно, что большинство даже здоровых людей одного и того же возраста выглядят и чувствуют себя по-разному.
Различают возраст календарный, биологический и психологический. Календарный — это количество прожитых лет, его мы можем определить по паспорту. Биологический возраст отражает меру старения организма, состояние его здоровья и даже в какой-то мере продолжительность предстоящей жизни. Психологический возраст — это способность индивида справляться с требованиями среды и социума и адаптироваться к ним [12].
Чем больше календарный возраст индивидуума опережает биологический, тем медленнее темп его старения и тем больше лет жизни у него в запасе. А соотношение психологического возраста с календарным позволяет, говорить о зрелости личности, об адекватности опыта человека и его жизненных планов, что и следует признать фактором психического здоровья.
Психофизиологические аспекты эмоциональной сферы женщин среднего возраста
В среднем возрасте в организме женщины начинается гормональная перестройка. Физиологические изменения выражаются прекращением детородной функции, а позднее и менструальной. По современным представлениям в основе инволюции половой системы лежит возрастная гормональная перестройка в гипоталамо-гипофизарной структуре головного мозга, влекущая за собой необратимые изменения циклической функции гипофиза и как следствие изменения в циклической деятельности яичников [10]
По мнению В. М. Дильмана [3], климакс является одновременно и нормой, и болезнью: нормой потому, что климакс в женском организме — явление закономерное, а болезнью потому, что это стойкое нарушение регуляции, приводящее в конечном итоге к снижению жизнеспособности организма [7].
К общим изменениям эмоциональной сфере женщин среднего возраста относится изменение динамичности эмоциональных состояний, выражается это либо в инертности, либо в лабильности эмоций.
К частным признакам относится устойчивое преобладание той или иной модальности переживаний: тревоги, грусти, раздраженного недовольства. Однако имеется большая категория лиц, у которой до глубокой старости сохраняются оптимистическое настроение, бодрость духа [4].
Многие особенности эмоциональной сферы в среднем возрасте обусловлены изменением социальной роли в обществе в связи с уходом на пенсию, с необходимостью адаптации к новым условиям жизни. У одних это вызывает появление негативных эмоциональных переживаний, у других — позитивных.
Социальная роль влияет на уровень самооценки. Самооценка занимает важное место в жизни человека, напрямую связана с процессом адаптации и дезадаптации личности [4].
Эмоциональное переживание зависит от способа приспособления к новой жизни — сохранения себя как личности с социальными связями с обществом или как индивида, замыкающегося в рамках своей семьи и самого себя. Само наличие или отсутствие семьи, также влияет на знак эмоционального переживания.
Многое зависит и от оценки своего жизненного пути. При убеждении, что жизнь состоялась, женщина спокойно смотрит в будущее, но если жизнь оценивается как прожитая зря, то настигает чувство бессилия и отчаяния, что ведёт к собственному обесцениванию [4].
Для некоторых представительниц характерна хроническая озабоченность, которая может рассматриваться как слабо выраженная тревога. Тревога — это психофизическое переживание состояния неизвестности. Факт большей тревожности и нейротизма лиц женского пола по сравнению с лицами мужского пола выявлен во многих исследованиях. В. Д. Кузакова (1975), например, выявила у здоровых мужчин высокую тревожность в 14 % случаев, а у женщин — в 21 % случаев. Те же соотношения оказались и у тугоухих (соответственно 26 % и 43 %). И лишь у глухих количество лиц с высокой тревожностью у мужчин и женщин оказалось примерно одинаковым (39 % и 35 %) [4].
Дефицит половых гормонов может привести к возникновению различных патологических изменений органов и тканей, где есть рецепторы к эстрогенам, возникает риск потери костной массы, что может привести к развитию остеопороза. Потеря костной массы в позвоночнике составляет 15 % за 5 лет [10].
Выводы
Обобщая данные литературных источников можно сказать, что на психологические аспекты эмоциональной сферы женщин среднего возраста оказывает влияние гормональная перестройка, социальная роль женщины, наличие семьи и качество семейных связей, степень адаптации к изменениям. Если данные показатели не благоприятны, то физиологический ресурс женщины снижается. Что приводит не только к уменьшению потенциальных возможностей в будущем, но и к возникновению ряда заболеваний. Т. к. согласно теории Александера, психосоматические заболевания возникают в результате физиологических изменений, связанных с эмоциональным напряжением при невротическом состоянии.
Кризисное состояние человека в норме — явление положительное, так как даёт импульс к дальнейшему совершенствованию личности в её развитии. Жизнь человека в любом возрасте в норме представляет собой движение, изменение и, как следствие развитие. А в патологии: движение, изменение, и, как следствие регресс.
Литература:
- Александров А. А. Психотерапия: учебное пособие / А. А. Александров. — Спб: Питер, 2004. — 480 с.
- Васильева, О. С. Психология здоровья человека: эталоны, представления, установки: Учеб. пособие для студ. высш. учеб, заведений / О. С. Васильева, Ф. Р. Филатов. — М.: Издательский центр “Академия”, 2001. — 352 с.
- Дильман, В. М. Большие биологические часы. (Введение в интегральную медицину) / В. М. Дильман. — М.: Знание, 1982. — 208 с
- Ильин, Е. П. Эмоции и чувства: учебное пособие / Е. П. Ильин. — Спб: Питер, 2001. — –752 с.
- Киреева, Е. Д. Возрастная психология: учебное пособие для вузов / Е. Д. Киреева. — М.:, Совр. гуман. ун-т, 1999. — 52 с.
- Край, Г., Психология развития. — 9-е изд. / Г. Край, Д. Бокум. — СПб: Питер, 2005. — 940 с.
- Менделевич, В. Д. Неврозология и психосоматическая медицина / В. Д. Менделевич, С. Л. Соловьева. — М.: Медицина, 2002. — 603 с
- Менхин, Ю. В. Оздоровительная гимнастика: теория и методика / Ю. В. Менхин, А. В. Менхин. — Ростов н/Д: Феникс, 2002. — 384 с
- Мухина, В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов. — 4-е изд. / В. С. Мухина. — М.: Издательский центр «Академия», 1999. — 456 с.
- Назимова, Е. М. Остеопороз при климаксе: диагностика, профилактика и лечение / Е. М. Назимова // Ваш гинеколог. — 2011. — № 4 — С. 2–5
- Умнова, О. П. Конспект лекций по возрастной психологии: учебное пособие для вузов / О. П. Умнова. — Рост.н/Дону: Феникс, 2005. — 73 с.
- Фролькис, В. В. Экспериментальные пути продления жизни / В. В. Фролькис, Х. К. Мурадян. — Л.: Наука, 1988. — 248 с.