В статье рассматриваются особенности использования электронных образовательных ресурсов в развитии когнитивных процессов у дошкольников. Описан сравнительный анализ эффективности использования ЭОР в воспитательном процессе. Обнаружены достоверные различия развития когнитивных процессов у дошкольников до использования образовательной программы с электронным образовательным ресурсом с результатами после пяти месяцев использования ЭОР.
Ключевые слова: электронный образовательный ресурс, когнитивные процессы, дошкольники, образовательная программа.
Актуальность исследования. Дошкольный возраст характеризуется формированием новообразований в ходе развития, становления и развития общих и специальных способностей, которые по мере взросления ребенка будут совершенствоваться и дифференцироваться. В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования одной из задач развития когнитивных процессов указывается развитие интересов детей и познавательной мотивации. Поэтому, в центре внимания педагогов стоит организация образовательного процесса, ориентированного на создание условий для развития когнитивных процессов дошкольника. Без использования электронных образовательных ресурсов решение вопросов обучения и развития дошкольников в настоящее время невозможно.
Проблемы использования электронных образовательных ресурсов в развитии когнитивных процессов у дошкольников поднимались такими исследователями, как Д. В. Агальцева, JI. X. Зайнутдинова, А. А. Кузнецовым, И. В. Роберт и др. Авторы отмечают, что ЭОР способствуют совершенствованию форм, методов и содержания обучения и воспитания.
М. А. Лаврентьева и Е. Е. Мельникова считают, что создание высоко эффективных электронных образовательных ресурсов является важной задачей в области информатизации образования в Российской Федерации.
Г. Ю. Грифанова описывает преимущества ЭОР по сравнению с другими средствами обучения. По ее мнению, мультимедийность позволяет сохранять нужный тем развития речи, обеспечивает визуализацию целостного образа; способствует индивидуализации воспитания и обучения; интересна и привлекательна для детей; обеспечивает интерактивность обучения и развития ребенка: развивает коммуникативные навыки [, с. 27].
Воспитателю ДОО в образовательном процессе необходимо не только использовать готовые ЭОР для развития когнитивных процессов детей, но и уметь их разрабатывать. Для этого необходимо: развивать свой потенциал; формулировать цели и задачи; формировать среду; заниматься профессиональным ростом, самообразованием; входить в сетевые сообщества; планировать курсы повышения квалификации.
В связи с этим целью исследования стало обоснование педагогических особенностей использования электронных образовательных ресурсов в развитии когнитивных процессов у дошкольников.
Объект исследования — дошкольники пяти — пяти с половиной лет.
Предмет исследования — электронные образовательные ресурсы.
Задачи:
- Уточнить понятие «электронные образовательные ресурсы» как инструмент профессиональной деятельности воспитателя дошкольной образовательной организации для развития когнитивных процессов у дошкольников.
- Апробировать разработанную программу для развития когнитивных процессов дошкольников с использованием электронных образовательных ресурсов.
- Провести сравнительный анализ эффективности использования образовательной программы для развития когнитивных процессов у дошкольников с использованием электронных образовательных ресурсов.
Практическая ценность результатов исследования определяется тем, что разработаны: учебно-методическое обеспечение методики развития когнитивных процессов у дошкольников с использованием электронных образовательных ресурсов, что дало высокие образовательные результаты.
Методы исследования и испытуемые
В исследовании приняли участие дошкольники старшей группы МБДОУ «ЦРР — детский сад № 189», города Воронежа. Всего участвовали в эксперименте 27 воспитанников пяти — пяти с половиной лет. Дети не имели психиатрические и неврологические диагнозы (в соответствии с данными медицинской карты). Разница между развитием когнитивных процессов мальчиков и девочек не изучалась. Но в диагностике учитывалось нейрофизиологическое развитие детей. Одной из нейрофизиологических особенностей развития детей является доминирование одного из полушарий — левого или правого. Известно и доказано, что левосторонняя асимметрия выражается в преобладании левой части мозга над правой и отвечает за это доминирующее правое полушарие мозга. Правосторонняя асимметрия отражается в преобладании правой части над левой, что говорит о доминировании левого полушария мозга. Соответственно, правополушарные и левополушарные дети имеют разные способности в развитии когнитивных процессов и восприятии и переработке информации.
Методы исследования
Эмпирические методы педагогической диагностики — наблюдение, констатирующий и формирующий эксперименты.
Статистические методы — статистическая и математическая обработка результатов опытно-экспериментальной работы, их количественный и качественный анализ.
В качестве контрольного эмпирического метода использовались электронные образовательные ресурсы «Анино солнышко». Развивающий мультипликационный материал, позволяющий выучить и запомнить времена суток. «Считалочка» — обучение счету до десяти и обратно. Счет сопровождается сравнением цифр с предметами окружающего мира. «Паровоз Букашка» — материал для тренировки зрительной памяти. «Что такое светофор?», «Зебра», «Где нельзя играть» — обучающий электронный ресурс правилам дорожного движения и безопасному участию в дорожном движении. «Времена года» — ознакомление с окружающим миром. «Цвета в картинках» — развитие цветового восприятия и тренировка внимания. «Путешествие по лесу» — развитие логического мышления. «Кто это?» — электронный образовательный ресурс, позволяющий развивать речь и слуховое внимание и др.
Также использовались электронные образовательные ресурсы для индивидуального занятия с ребенком: «Что лишнее?», «Чей голос?», «Выбери правильный ответ», «Собери виртуальную игрушку», «Лабиринт» и др.
Результаты исследования и их обсуждение
Эксперимент длился с апреля месяца по сентябрь 2018 года. Мониторинговый срез делался каждый месяц. Отслеживался индивидуальный уровень развития когнитивных процессов у дошкольников.
По каждому параметру диагностики находился коэффициент успешности. Для этого полученный ребенком балл делился на максимальный балл, который мог быть заработан по данному упражнению.
Общая успешность выполнения варьировалась от 0 до 1, где 1 означает максимальную успешность при выполнении педагогического задания.
Сравнительный анализ развития когнитивных процессов удошкольников сиспользованием электронных образовательных ресурсов (мониторинговые срезы)
Педагогические диагностики |
Апрель (первичный срез) |
Май |
Июнь |
Август (завершающий срез) |
Корректурная проба «Смайлики» |
0,66 |
0,71 |
0, 79 |
0,85 |
Графический тест «Елочки» |
0,54 |
0,56 |
0,67 |
0,73 |
Задание «Кто лишний»? |
0,75 |
0,79 |
0,85 |
0,92 |
Запомни картинку и нарисуй |
0, 34 |
0,45 |
0,59 |
0,65 |
Компьютерное тестирование «Математика» |
0,42 |
0,56 |
0,72 |
0,81 |
Компьютерное тестирование «Окружающий мир» |
0,69 |
0,73 |
0,71 |
0,83 |
Компьютерное тестирование «Речевое развитие» |
0,54 |
0,58 |
0,51 |
0,57 |
Полученные результаты не однозначны. В некоторых случаях есть результаты понижающие. Труднее всего детям дается задание на развитие зрительной памяти. В таблице это самые низкие показатели. Речевое развитие по среднему значению примерно на таком же уровне. Логопед дошкольной образовательной организации подтверждает, что речевое развитие детей как с правым доминирующим полушарием, так и с левым оставляет желать лучшего. У многих детей нарушения речи и отставания в развитии от нормы. Математика более успешно осваивается детьми. В таблице также отражен повышающий уровень развития когнитивных процессов с каждым месяцем.
Освоение детьми компьютерных обучающих игр и заданий подкрепляется обучением их сетевому взаимодействию с детьми другой группы.
В целом были сделанные следующие выводы:
– электронные образовательные ресурсы оказывают значительное влияние на жизнь и развитие дошкольников;
– ЭОР в разной степени доступны детям старшего дошкольного возраста;
– многие дети дома имеют гораздо больший доступ к новым ИКТ, чем в образовательной организации и их компетентностный уровень в этой области достаточно высокий;
– важность ЭОР в развитии когнитивных процессов у дошкольниковзаключается в богатых, разнообразных условиях, которые эти технологии обеспечивают для деятельностидетей.
Сформулированы принципы использования ЭОР в развитии когнитивных процессов у дошкольников:
– Принцип увлекательности. Среда более благоприятна для развития когнитивных процессов у дошкольника, если игровая деятельность в ней более увлекательна.
– Принцип многогранности. Среда более благоприятна для развития когнитивных процессов у дошкольника, если она допускает большего числа граней.
– Принцип продуктивности. Развивающие занятия с использованием ЭОР должны давать результаты, которые необходимо ощущать и ребенку.
Таким образом, определены возможности использования ЭОР для развития когнитивных процессов у дошкольников. Выявлены особенности ЭОР, которые отличаются использованием игровых и развивающих средств. Выявлены показатели развития когнитивных процессов от начала реализации образовательной программы и по истечении пяти месяцев.
Достоверность полученных результатов обеспечивается выбором адекватной методологической основы исследования; анализом и учетом состояния проблемы использования ЭОР в развитии когнитивных процессов у дошкольников.
Литература:
- Выготский Л. С. Собрание сочинений в 6-ти т. Т.1. Вопросы теории и истории психологии. М.: Педагогика, 1982. с 103.
- Гирфанова Г. Ю. Применение информационно-коммуникативных технологий в работе логопеда ДОУ // Ресурсы развития образовательной среды дошкольных образовательных организаций в условиях реализации Федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования: материалы межрегиональной научно-практической конференции (г. Златоуст, 26–28 июня 2014 года). — Златоуст: Первопечатник, 2014. — С. 26–32.
- Лаврентьева М. А., Мельникова Е. Е. ЭЛЕКТРОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ // Современные наукоемкие технологии. — 2016. — № 9–3. — С. 520–524;
- URL: http://www.top-technologies.ru/ru/article/view?id=36262 (дата обращения: 03.09.2018).
- Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017–2030 годы от 9 мая 2017 г. № 203 [Электронный ресурс] // Гарант: информационно-правовое обеспечение. — Режим доступа: https://clck.ru/BzuCY. — Дата обращения: 05.09.2018.