В обществе с высоким уровнем технического, культурного и экономического развития такой инструмент, как планирование, является неизбежным помощником в процессе управления. С целью оптимизации анализируемой функции планирование начинается с целеполагания, с ответа на вопрос: «Какое образовательное учреждение мы хотим создать?». При этом «цель» не просто образ желаемого результата, а образ результата, во-первых, с фиксированным временем его получения, во-вторых, соответственно с возможностями его получения к требуемому сроку (реалистичного), в-третьих, мотивирующего субъект действовать в направлении его достижения (декларируя цель, субъект может стремиться получить совсем другой результат, и в этом случае декларируемая цель — псевдоцель), в-четвертых, операционно определенного, то есть заданного так, что всегда можно сравнить фактически полученный результат с ожидаемым. [2]
Уточним, что цель — это конкретный, охарактеризованный качественно, а где можно, то корректно и количественно, образ желаемого результата, которого ДОУ реально может достичь к четко определенному моменту времени, например, по окончании учебного года.
Опыт практики свидетельствует, что важным источником оптимального планирования является анализ работы ДОУ за последние годы, которые отражают динамику результатов, возникновения и решения проблем его деятельности.
«Любые попытки подготовить более или менее оптимальный план не на основе анализа предшествующих лет обречены на провал», — считает М. М. Поташник. [2]
Наблюдения показывают, что планирование работы ДОУ на каждый новый учебный год — трудоёмкая, творческо-технологическая процедура, которая включает планирование его деятельности по целям, объектам и субъектам управления, времени, степени обязательности и другим основаниям.
При этом важно, чтобы при любом варианте планирования или их совокупности всё намеченное в одном разделе плана работы дополняло и обогащало мероприятия других частей, но не дублировало бы их (П. Лосев, А. Моисеев, П. Третьяков и другие). [3,4]
Мы считаем, что при анализе проекта плана уточняется все ли задачи, объекты управления, компоненты образовательного процесса, направления деятельности ДОУ учтены, так как оптимальный план отражает структуру и объекты управления и управляющей системы этого учреждения.
Следует отметить, что проект плана работы ДОУ составляется не одним руководителем, а всеми субъектами управления, т. е. привлекается весь педагогический коллектив, и создается творческая группа с приглашением родительской общественности.
На основе годового плана составляются планы работы специалистов ДОУ, ответственных за общественные органы управления: родительский комитет, Управляющий совет, Совет трудового коллектива, деятельность ПМПк, методическую и психологическую службу и т. д.
Из опыта практики уточним, что рационализации планирования способствует использование различных циклограмм. Циклограмма — это форма графического планирования регулярно повторяющихся мероприятий, видов деятельности, отражающая ритм работы руководителя и учреждения в целом. В Приложении № 1 представлена циклограмма деятельности детей старшей возрастной группы на неделю.
Уточним принципы планирования, имеющие место в управляющей системе ДОУ:
‒ принцип наглядности — план составляется на весь учебный год, подразделяется по месяцам и неделям. Преимущество такого плана в том, что в течение месяца наглядность имеют все проводимые мероприятия;
‒ принцип планирования предусматривает разработку последовательных действий, систему работы, расчёт оптимального объёма работы во времени и предполагаемый результат. Осуществление этого принципа планирования предполагает отражение комплексного и системного подхода отдельных категорий сотрудников ДОУ к планированию работы и взаимосвязь их действий с учётом практического опыта, достижений науки и условий работы ДОУ;
‒ принцип организации действий — предусматривает два этапа: этап мыслительных действий, т. е. создание плана, и этап практических действий — его осуществление, в процессе которого принимаются меры, направленные на ликвидацию отклонений от плана. Следует отметить, что при планировании работы важно правильно рассчитать силы участников, расстановку кадров, определить время для выполнения отдельных видов работы, предвидеть её ход и результаты;
‒ принцип комплексности требует решение любого вопроса в тесном взаимодействии с решением других вопросов, определяющих достижение поставленной цели в деятельности и миссии ДОУ.
Опыт практики свидетельствует, что в плане деятельности ДОУ отражаются все разделы работы: организационная, педагогическая, методическая (педагогические совещания, «методический час», консультации, семинары и т. д.), работа с родителями и общественностью, контроль образовательного процесса, административно-хозяйственная деятельность и др. [1]
Приведём примерный список разных организационных форм работы по выполнению плана деятельности ДОУ и подготовки его проекта
- Обмен педагогическим опытом.
- Педагогический совет.
- Производственные совещания с сотрудниками.
- Заседание Совета образовательного учреждения.
- Малое аппаратное совещание при заведующем.
- Открытые просмотры детских видов деятельности.
- Консультации-практикумы.
- Семинары.
- Смотры-конкурсы.
- Ярмарка, творческие выставки.
- Повышение педагогического мастерства, или внутрифирменное повышение квалификации воспитателя.
- Анкетирование педагогов, родителей детей по актуальным вопросам дошкольного образования.
- Научно-методическое оснащение педагогического процесса.
- Досуги-праздники, развлечения.
- Конференции.
- Педагогические чтения.
- Совместные мероприятия в социуме (ДОУ — начальная школа, ДОУ — детская библиотека, ДОУ — краеведческий музей).
- Тематические родительские собрания.
- День открытых дверей.
- Дискуссионный клуб.
- Деловые игры, тренинги для педагогов, сотрудников, родителей
- Тематические недели.
- Самообразование.
- Лекторий для родителей.
- Самообследование деятельности ДОУ.
Таким образом, представленная модель планирования деятельности ДОУ способствует оптимизации управленческой функции планирования в управленческом цикле и обеспечивает качество его работы.
ПРИЛОЖЕНИЕ № 1
Циклограмма деятельности детей старшей группы №___. Воспитатели:
Направление |
Физическое |
Познавательно-речевое |
Здоровье ибезопасность |
Художественно -эстетическое |
Социально -коммуникативное |
||||||||||||
Утро Совместная деятельность |
Час радостных встреч и бесед с детьми (тема в соответствии с направлением дня и комплексно-тематическим планом) |
||||||||||||||||
Подвижные игры, Игры по правилам дорожного движения Этюды на тренировку отдельных групп мышц |
Дидактические игры с математическим содержанием, опыты, рассматривание альбомов, ТРИЗ Игры на развитие речи: мелкой моторики Игры с конструктором |
Индивидуальная работа Пальчиковые и подвижные игры, ОБЖ Игры на развитие глазомера, Игры по ЗОЖ 1. Словесные 2. Дидактические 3. Настольные |
Рассматривание альбомов, картин, зарисовка в дневнике наблюдений Музыкально-ритмические движения Муз-дид. игры, драматизации. Самостоятельная деятельность в уголке худ.творч. |
Утро встречи Индивидуальная работа на развитие общения, психогимнастика Трудовые поручения в уголке природы и дежурство Уроки вежливости. Ситуации (этикет) |
|||||||||||||
Утренняя гимнастика в зале (летом на воздухе, оздоровительный бег) Время: |
|||||||||||||||||
Завтрак Формирование КГН и навыков самообслуживания (во время умывания, приёма пищи) Дежурство. |
|||||||||||||||||
Пальчиковые игры, дыхательная гимнастика, артикуляционная гимнастика (зеркала) |
|||||||||||||||||
НОД |
|||||||||||||||||
Минутка здоровья (в соответствии с направлением дня:Мелодизированные, пальчиковые игры, целебные звуки, точечный самомассаж, Этюды на выражение различных чувств, эмоций, Сухое умывание, комплекс занятий с каштаном и грецким орехом др. |
|||||||||||||||||
Развитие навыков самообслуживания |
|||||||||||||||||
Прогулка |
Наблюдение за явлениями живой природы. Подвижные игры с бегом. Труд в природе. |
Наблюдение за явлениями неживой природы. Подвижные игры с прыжками, Игры-забавы. |
Наблюдение за транспортом, Рассказ о ПДД, Подвижные игры с подлезанием и лазаньем. Труд на участке. |
Наблюдение за трудом взрослых. Подвижные игры с метанием. Опытно-экспериментальная деятельность |
Наблюдение за погодой. Подвижные народные игры, Труд на участке игры детей с построением круга, индив. работа по развитию речи |
||||||||||||
Обед |
Профилактика простудных заболеваний (использование лука, чеснока), пропевание звука «м-м» (улучшение пищеварения), полоскание рта Формировании е КГН и навыков самообслуживания, культуры поведения. Дежурство |
||||||||||||||||
Сон |
Проветривание сказки кота Баюна. |
||||||||||||||||
Дин.час |
Упражнения в кровати + корригирующие упражнения для формирования правильной осанки |
Упражнения в кровати + тропа здоровья (профилактики плоскостопия) |
Упражнения в кровати + корригирующие упражнения для формирования правильной осанки |
Упражнения в кровати + тропа здоровья (профилактики плоскостопия) |
Упражнения в кровати + корригирующие упражнения для формирования правильной осанки |
||||||||||||
Полдник |
Формирование КГН и навыков самообслуживания. Дежурство. |
||||||||||||||||
Совместная деятельность |
Работа над развитием проектной деятельности детей в соответствии с тематическим планом). Коллективные игры с конструированием, сюжетно-ролевые игры |
||||||||||||||||
Прогулка |
Продолжение утреннего наблюдения Индивидуальная работа по ФИЗО (по рекомендациям ПДО). Спортивные игры и упражнения |
||||||||||||||||
Ужин |
Формирование КГН и культуры поведения. Дежурство. |
||||||||||||||||
Вечер Совместная и самостоятельная деятельность |
Работа с дежурными, по подготовке к завтрашнему дню Индивидуальная работа с детьми по итогам дня |
||||||||||||||||
Игры малой подвижности; корригирующие упражнения для формирования правильной осанки и профилактики плоскостопия. |
Прослушивание муз.сказок, сюжетно-ролевые игры, индив. Игры, развивающие логическое мышление, ориентировку в пространстве и времени консультации |
Игры-забавы, сюжетно-ролевые игры, дидакт. игры, индив. работа по ФИЗО. |
Коллективные игры с конструированием, проектированием. Сюжетно-ролевые игры Театр сказок, строительные игры |
Хозяйственно-бытовой труд. Час комплиментов, индив. работа по сенсорике, сюжетно-ролевые игры, беседа «как прошла неделя». |
|||||||||||||
Продолжение сюжетно-ролевых игр. Самостоятельная игровая деятельность |
|||||||||||||||||
Работа с родителями. |
Индивидуальные консультации. Смена ширмы |
Индивидуальные консультации |
Индивидуальные консультации Родительское собрание |
Индивидуальные консультации Оформление выставок работ |
Индивидуальные консультации |
||||||||||||
Литература:
- Белая К. Ю. Технология составления годового плана работы ДОУ–Москва: Перспектива,2012 г.
- Лазарев В. С., Поташник М. М. Как разработать программу развития школы. –Москва: Новая школа, 2000 г.
- Лосев П. Н. Управление методической работой в современном ДОУ.–Москва: Сфера, 2006 г.
- Третьяков П. И. Оперативное управление качеством образования в школе–Москва: Скрипторий, 2004г.