Блажени есте, егда поносят вам, и ижденут, и рекут всяк зол глагол на вы лжуще, мене ради. Радуйтеся и веселитеся, яко мзда ваша многа на небесех. (Мф.5:3–12)
Старец архимандрит Иоанн (Крестьянкин) говорил: «Непрекращающиеся гонения, в которых рождалась Вселенская Церковь, казалось, обошли Россию. Русь приняла христианство готовым, выстраданным другими, из рук своего правителя — великого равноапостольного князя Владимира — и вросла в него весьма малыми жертвами. Но могла ли Русская Церковь миновать общий всем христианам путь, начертанный Христом: “...возложат на вас руки и будут гнать вас, предавая... в темницы, и поведут пред... правителей за имя Мое...” (Лк. 21: 12)» [4]. В XX веке испытания веры пришли и для России. Всего за семьдесят лет Русская Православная Церковь пополнила Небесное Отечество множеством святых мучеников и исповедников. Мы называем их новомучениками и исповедниками российскими. К лику новомучеников и исповедников российских на 22 марта 2011 года поименно причислено более 1776 подвижников. Число имен в базе данных новомучеников и исповедников, зa Христa пострaдaвших, которую составляют в Православном Свято-Тихоновском Гуманитарном университете, превысило 32000 [5]. С уверенностью можно говорить, что настоящее количество верующих, пострадавших и казненных за веру во Христа и верность Церкви, значительно больше.
Об одном из таких безвестных мучеников я узнала от настоятеля храма Покрова Пресвятой Богородицы с. Кустовое протоиерея отца Дмитрия Юрьевича Шурупова. Беседа наша была посвящена людям, внесшим вклад в восстановление храма в селе Кустовое, тогда — то отец Дмитрий рассказал о событии, произошедшем весной 2006 года. В храм пришла женщина — Надежда Минаева, она принесла пожертвование на строительство храма — это был сертификат на 10 тысяч рублей. Женщина рассказала, что ее дед Гончаров Сидор Федорович в начале 1920-х годов был ктитором в Покровской церкви, а в 1937 г. он был арестован и расстрелян по обвинению в антисоветской пропаганде и террористической деятельности против партии и правительства. Произошло это событие накануне дня памяти Белгородских Новомучеников (отмечается 1 июня), и теперь это совпадение кажется удивительным и многозначным. Эта история меня очень заинтересовала, летом 2016 г. я познакомилась с Минаевой Надеждой Тихоновной, она поделилась со мной не только своими воспоминаниями, но и воспоминаниями своей матери Минаевой Марии Сидоровны (1909–1977 гг.), что позволило фрагментарно восстановить историю семьи Гончарова Сидора Федоровича.
Родился Сидор Федорович Гончаров в с. Кустовое 13 мая 1876 г. Получил образование в церковно-приходской школе. И он, и его жена — Варвара Михайловна (1881 г. р.) были верующими людьми. В доме имелось много икон и религиозной литературы. Варвара Михайловна ходила в Киево-Печерскую лавру молиться. У супругов было шестеро детей: Мария 1909 г.р., Семён 1905 г. р., Варвара и Андрей 1914 г. р., Анна 1917 г. р., Георгий 1926 г. р. Жили они своим трудом, нанимаясь работать к зажиточным людям. В 1907–1908 гг. Сидор Федорович был объездчиком у помещика в Золочевском уезде Харьковской губернии. С 1909 по 1910 г. служил в Царской армии в звании младшего унтер-офицера, в период Первой мировой войны — в звании старшего унтер-офицера. За боевые заслуги и храбрость, проявленные против неприятеля, Гончаров был награжден Георгиевским крестом и медалью. После полученного ранения был демобилизован по состоянию здоровья. Вместе с Георгиевским крестом Сидор Федорович получил денежное поощрение, на которое была приобретена веялка, 2 лошади и корова. Семья купила 8 га земли на территории современного с. Калинино (Белгородская область, Яковлевский муниципальный район, Кустовское сельское поселение), которое образовалось из выходцев с. Кустовое. Семья Гончарова обрабатывала землю своими силами, все жители Калинино помогали друг другу в проведении полевых работ, обсуждали, когда начинать сев, уборку и прочее.
1917 г. коренным образом изменил жизнь русской деревни и всей России. Несмотря на антирелигиозную политику Советского государства, Гончаровы по-прежнему оставались прихожанами Покровской церкви в с. Кустовое, а с 1921 по 1922 гг. Гончаров С. Ф. выполнял обязанности ктитора, т. е. церковного старосты, который занимался вопросами благоустройства прихода. Однако вскоре храм был закрыт, священник уехал из села. Началась коллективизация сельского хозяйства. Гончарова Варвара Михайловна была против вступления в колхоз, нелегко было расставаться с недавно приобретенным хозяйством, но Сидор Федорович понимал, что если они будут сопротивляться, то власти конфискуют имущество, а семью вышлют. В результате, Гончаровы отдали в колхоз всё, что могли, и стали колхозниками. Помимо работы в колхозе, Сидор Федорович служил в ликбезе. Односельчане с уважением относились к Гончаровым — людям добрым, всегда готовым прийти на помощь.
1937 г. стал роковым для семьи Гончаровых. 22 сентября Сидора Федоровича арестовали прямо в поле, где он вместе с другими хуторянами обсуждал предстоящие полевые работы. В доме был проведен обыск, изъяли Библию и какие-то «химические вещества» [1]. После ареста Гончарова содержали в тюрьме г. Белгорода, его младшая дочь Анна возила ему «передачи». Однажды у неё отказались принять вещи, которые она хотела передать отцу. В ожидании новостей девушка простояла у ворот тюрьмы всю ночь. Утром к ней подошел милиционер, звали его Алексеем Ивановичем, он был родом из п. Томаровка. Милиционер сообщил Анне, что отца увозят на суд в с. Глинки и она может поехать вместе с ним в поезде. Удивительно, что этот совершенно чужой человек не побоялся организовать последнее свидание дочери с отцом. Анна поехала с отцом, в поезде они смогли поговорить.
В здание суда девушку не пустили, а после окончания судебного заседания Гончарова увезли в неизвестном направлении и больше родственники ничего не знали о нём.
Как стало впоследствии известно (на основании судебного дела, хранящегося в архиве УФСБ РФ по Белгородской области) бывшего ктитора обвинили в проведении контрреволюционной агитации, террористических выпадах против советской власти, колхозов, против займа 1937 г. на оборону страны, расстрела Тухачевского. Сидору Федоровичу вменялось в вину разговоры о том, что «Кирова убили правильно и ещё из вождей надо бы убить человек 10 — Сталина, Молотова и др».. Конечно, сейчас эти обвинения выглядят смехотворными, но в 1937 г. подобные формулировки были нормой. Как и большинство тех, чьи имена содержатся в Базе данных новомучеников и исповедников российских, Гончарова осудили по статьям 19, 58–8 и 58–10. Гончаров С. Ф. вины своей не признал, но лживых показаний «свидетелей» было достаточно, чтобы его признали виновным. Заседанием тройки при УНКВД по Курской области Гончаров был приговорён к расстрелу и конфискации имущества. 4 декабря 1937 г. Сидор Федорович был расстрелян [2].
Обвинительный приговор в отношении Гончарова С. Ф. отразился на судьбе его родственников. Вдова Сидора Федоровича — Варвара Михайловна от переживаний и тоски тяжело заболела, слегла, а осенью 1940 г. её похоронили. Мы с сыном нашли могилу Варвары Михайловны, она находится в старой, заброшенной части кладбища с. Калинино. Большая часть старого кладбища была давно перепахана, уничтожена, а могила Гончаровой В. М. уцелела, она удивительно отличается от всех остальных старых захоронений.
Сын Гончарова С. Ф. — Андрей, окончил Харьковское авиационное училище, был военным летчиком, в 1937 г. его арестовали как сына врага народа, содержали в тюрьме, а в 1941 г. он был отправлен на фронт, где вскоре погиб.
Минаева Надежда Тихоновна рассказала о том, как в голодном 1946 г. руководство колхоза периодически развозило по сёлам кашу, спасая население от голодной смерти. Она была ещё совсем маленькой девочкой, но помнит, как вместе со старшей сестрой Клавдией, с миской в руках пришла к месту, где раздавали кашу. Когда подошла их очередь, девочек прогнали, сказав, что они внучки врага народа. Горько плакала Надя, не понимая, почему ей не дали каши… И всё это несмотря на то, что отец девочек — Минаев Тихон Романович — погиб на фронте в феврале 1943 г.
Мама Надежды Тихоновны — Мария Сидоровна, вдова героя войны сама вырастила пятерых детей, не получая никакой помощи от государства. Долгие годы жила по соседству с одним из троих свидетелей — обвинителей на процессе отца. В старости он тяжело заболел, некому было за ним ухаживать. Мария Сидоровна рвала старые вещи, бельё и ходила обрабатывать и перевязывать его ноги, покрытые язвами. Рассказывала детям, как он плакал и просил прощения за свою ложь на суде. Но не обижалась вдова, ни на государство, ни на людей, говорила, что всем тяжело, а люди — разные.
14 сентября 1989 г. Гончаров Сидор Фёдорович в соответствии с Указом Президиума Верховного Совета СССР от 16 января 1989 г. «О дополнительных мерах по восстановлению справедливости в отношении жертв репрессий, имевших место в период 1930–40-х и начала 1950-х годов» был реабилитирован.
Судьба Гончарова С. Ф. и его семьи сложна и драматична, она похожа на судьбы миллионов россиян, переживших советское государственное строительство и Великую Отечественную войну. Эти люди остались верны своим убеждениям, были сильными, честными и настоящими. Их мудрость, терпение, трудолюбие и вера вызывают бесконечное уважение.
Литература:
- Архив УФСБ России по Белгородской области. Фонд 12. Архивное дело № 6703. 22 л.
- Жертвами пали… документы, списки казненных, статьи. — Белгород, 1996. — 208 с.
- Древо: открытая православная энциклопедия. Собор новомучеников и исповедников Белгородских. URL: https://drevo-info.ru/articles/26333.html (дата обращения 08.08.2016).
- Журналы заседания Священного Синода от 22 марта 2011 года. URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/1434630.html (дата обращения 08.08.2016).
- ПСТГУ. База данных по новомученикам и исповедникам Российским. URL: http://kuz3.pstbi.ru/bin/code.exe/frames/m/ind_oem.html/ans. (дата обращения 08.08.2016).