В рамках данной статьи рассматриваются общие аспекты установления уголовно-правовой ответственности за нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств. Изучаются соответствующие статистические показатели.
Ключевые слова: преступление, административное правонарушение, транспорт, нарушение правил дорожного движения
In this article addresses General aspects of establishing criminal liability for violation of traffic rules and operation of vehicles. Relevant statistical indicators are studied.
Keywords: a crime, an administrative offence, transportation, traffic violations
Проблемы соблюдения безопасности на транспорте существуют очень давно и со временем могут только усиливаться ввиду постоянного роста числа автомобилей, их модернизирования, увеличения скорости передвижения за счёт технического обновления мощности двигателя. Не менее важным при этом остаётся и человеческий фактор: транспортная «дисциплина» находится на достаточно низком уровне.
Оценить масштаб проблемы можно, изучив статистику совершённых преступлений, связанных с нарушением правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств[1], многие из которых стали причиной смерти человека. Рассмотрим достаточно длительный период — с 1990-го по 2017 год, а для наглядности представим статистические показатели в графическом выражении (рисунок 1).
Рис. 1. Динамика количества (тыс.) преступлений, связанных с нарушением правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств и количества преступлений (из них) со смертельным исходом с 1990–2017 г.
По построенному графику несложно понять, что за указанный период значительные количественные изменения произошли как относительно числа транспортных преступлений, так и относительно уровня смертности при их совершении: наибольший всплеск количества преступлений рассматриваемого вида имел место в 90-е годы, после чего начинается постепенный спад показателей, а с 2005-го года по настоящее время наблюдается относительно стабильное количество совершённых транспортных преступлений.
Отметим, что уровень смертности при этом не изменялся столь кардинально, но к 2017 году всё же снизился практически вдвое.
Законодатель, стремясь урегулировать ситуацию, совершенствует правовые нормы в данной сфере.
Изменения касаются как административных правонарушений, связанных с безопасностью на дороге, так и уголовной ответственности за совершение транспортных преступлений.
Сегодня преступления, нарушающие правила безопасности дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, регламентированы в главе 27 Уголовного кодекса РФ [3].
Уголовное законодательство, безусловно, содержит и иные нормативные документы, регулирующие процесс привлечения виновных в транспортном преступлении к уголовной ответственности (к примеру, Федеральный закон от 09.02.2007 № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» [4], Федеральный закон от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» [5]), но основные положения содержатся именно в УК РФ.
Если обратить внимание на название главы 27 УК РФ и статей, её составляющих, то можно сформулировать понятие преступлений против безопасности движения и эксплуатации транспорта, кратко, но ёмко отражающее сущность данной категории — это группа предусмотренных уголовным законодательством преступных деяний, связанных с нарушением требований безопасности движения и эксплуатации транспорта.
Одним из распространённых преступлений указанной группы является нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, предусмотренное ст. 264 УК РФ, а также ст. 264.1 УК РФ (Нарушение правил дорожного движения лицом, подвергнутым административному наказанию).
Ст. 264.1 Уголовного кодекса РФ в её современном содержании введена в действие всего несколько лет назад (в 2015-м году), когда законодатель серьёзно усилил административную ответственность, объявив некоторые повторные правонарушения преступными.
Это касается тех случаев, когда водитель повторно нарушает правила дорожного движения (в частности, управляет транспортным средством в состоянии алкогольного опьянения), хотя в течение года уже был подвергнут административному наказанию за аналогичные нарушения закона.
М. Г. Тихонова в этой связи справедливо отмечает: «Введение административной преюдиции относительно автотранспортных преступлений, предусмотренных статьей 264.1 УК РФ, непосредственно указывает на особую общественную опасность управления транспортным средством в состоянии опьянения» [2; с. 140].
Необходимость в таком усилении ответственности водителей не вызывает сомнений — достаточно взглянуть на количественные показатели: на 2017 год было установлено 21 067 913 нарушителей правил дорожного движения, а преступлений, связанных с нарушением правил дорожного движения, в прошлом году было зафиксировано около 21 000 (более точной статистики в открытом доступе не содержится) [1].
То есть примерно каждый тысячный нарушитель правил дорожного движения или иных требований безопасности, связанных с эксплуатацией транспорта, закон считает преступником в связи с тем, что наступают негативные последствия в виде причинения вреда здоровью или смертельного исхода.
Несмотря на значительный арсенал государственных средств, направленных на осуществление транспортной политики, количество нарушений в данной сфере остаётся достаточно высоким. Это относится как к административным правонарушениям, так и к преступлениям, связанным с нарушением правил безопасности при движении и эксплуатации транспортных средств.
Изменяя нормы уголовного законодательства относительно транспортных преступлений, государство пытается в лучшую сторону изменить ситуацию на дорогах; к сожалению, существующие меры не приносят и не могут приносить абсолютного результата в борьбе с нарушениями правил дорожного движения, но, тем не менее, положительные сдвиги, как показывает статистика, всё же заметны; при этом работа над совершенствованием уголовного законодательства продолжается.
Литература:
- Количество преступлений, связанных с нарушением правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств (извлечение из статистики о числе зарегистрированных преступлений по видам) // Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики [электронный ресурс]. — Режим доступа http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/population/infraction/# [Дата обращения: 22.07.2018 г.]
- Тихонова М. Г. Статья 264.1 уголовного кодекса российской федерации как спорный пример административной преюдиции // Сборник статей победителей X Международной научно-практической конференции (WORLD SCIENCE: PROBLEMS AND INNOVATIONS, Пенза, 30 мая 2017 г.): в 3 частях. — 2017. — С. 139–141
- Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 29.07.2018 г.) // Собрание законодательства РФ. — 1996. — № 25. — ст. 2954
- Федеральный закон от 09.02.2007 № 16-ФЗ (ред. от 03.08.2018 г.) «О транспортной безопасности» // Российская газета. — 2007. — № 31
- Федеральный закон от 10.12.1995 № 196-ФЗ (ред. от 26.07.2017 г.) «О безопасности дорожного движения» // Собрание законодательства РФ. — 1995. — № 50. — ст. 4873