Педагогическая деятельность в условиях дидактической компьютерной среды: теоретическая модель | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №37 (223) сентябрь 2018 г.

Дата публикации: 17.09.2018

Статья просмотрена: 55 раз

Библиографическое описание:

Данько, Ю. В. Педагогическая деятельность в условиях дидактической компьютерной среды: теоретическая модель / Ю. В. Данько, А. А. Сторожилова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 37 (223). — С. 154-157. — URL: https://moluch.ru/archive/223/52661/ (дата обращения: 16.11.2024).



При работе педагогов целесообразно вести речь не об использовании в учебном процессе отдельных, разобщенных информационных технологий, а о создании специальных дидактических компьютерных сред (ДКС).

Назначение дидактических сред, в том числе компьютерных — создавать благоприятные условия для межличностного взаимодействия субъектов образовательного процесса — обучающихся, преподавателей, разработчиков учебного программного обеспечения. Новые знания, новые свойства личности появляются именно в результате взаимодействия между этими субъектами, составляющими единую систему, их общения. В условиях ДКС такое общение может быть как непосредственным (обучающиеся друг с другом и с преподавателями), так и опосредованным компьютерными обучающими системами (обучающиеся и преподаватели — с авторами таких систем, а в некоторых случаях -друг с другом или с самими собой). Ставят проблемы и разрешают их субъекты образовательного процесса; ДКС предоставляет им средства общения, познания окружающего мира, решения проблем, то есть обеспечивает функционирование систем, образуемых субъектами образовательного процесса, а также взаимодействие таких систем между собой.

ДКС — отнюдь не набор разрозненных обучающих программ и методик их применения. Это единая система методологических подходов, средств, инструментов, способов действий для получения, преобразования и использования учебной информации. В свете принципов системно-деятельностного подхода в ДКС происходит также становление и развитие на этой основе личности. ДКС предоставляет условия для проявления, реализации и развития личностных функций субъектов образовательного процесса.

ДКС имеет определенные структурные компоненты; ее надо целенаправленно создавать, исходя из конечной цели обучения и учитывая ряд принципиальных требований к ее построению.

Структура ДКС включает в себя следующие области:

  1. теоретико-методологическую, основанную на современных философских и психолого-педагогических теориях;
  2. предметную, элементами которой являются объекты учебных исследований, изучаемые методами, использующими компьютерную обработку информации;
  3. аппаратную, то есть носители информации и инструменты ее обработки (компьютеры, сканеры, принтеры, лабораторное оборудование и т. п.);
  4. программную, включающую предметно-ориентированные компьютерные среды, прикладные программы, справочно-информационные системы, учебно-методические комплексы, компьютерные игры, системы программирования и подготовки обучающих программ, операционные и сервисные системы;
  5. экономического и материального обеспечения (оборудование помещений, финансирование)

Основное назначение дидактических компьютерных сред — обеспечение функционирования дидактических компьютерных систем, ориентированных на личность конкретного обучающегося. Дидактические системы, рассматриваемые с позиций гуманитарно-личностной парадигмы образования, личностно центрированы — ориентированы на конкретную личность. Их центральный структурный элемент — конкретный обучающийся, решающий личностно-значимые задачи и взаимодействующий с этой целью с другими субъектами образовательного процесса: одноклассниками, преподавателями, опосредованно — с разработчиками учебного программного обеспечения. Личностная ориентация дидактической системы компьютерного обучения — главное отличие от традиционных «коллективистских» дидактических систем, в которых отдельный обучающийся не выделяется в качестве особого структурного компонента, обучение ведется «в массе», учитель обращается сразу ко всем обучающимся, перед всеми ставятся одинаковые цели, достижение которых определяется на основании стандартных критериев.

В то же время существенная часть подготовки современного учителя (вне зависимости от его профессиональной ориентации) реализуется в компьютерной среде. Но не любую компьютерную среду можно назвать дидактической. У большинства компьютерных сред иные цели, задачи и свойства, в частности, информационные, коммуникативные, научно-исследовательские. Для подготовки учителя необходима качественно иная среда, специально ориентированная на поддержку образовательных процессов, а также учитывающая специфику гуманитарного знания и образования, особенности применения информационных технологий в данной области. Эти особенности обусловлены рядом как субъективных, так и объективных факторов, включающих в себя:

  1. недостаточные знания как многих ученых и педагогов-гуманитариев, так и многих специалистов в области информационных технологий о возможностях и путях применения компьютерной техники в изучении и преподавании обществоведческих наук;
  2. синдром «страха перед компьютером», широко распространенный среди педагогов, в том числе молодых, и являющийся во многом следствием неправильно организованной системы преподавания информатики;
  3. преимущественно описательный характер информации, исследуемой средствами и методами социально-гуманитарных наук, усложняющий ее формализацию;
  4. связанную с последним обстоятельством невозможность алгоритмизации большинства исследовательских методик в области гуманитарных наук, в том числе истории;
  5. практически полное отсутствие полноценных методик преподавания гуманитарных дисциплин с помощью компьютерных технологий, и т. п.

Следовательно, дидактическая компьютерная среда, ориентированная на поддержку преподавания гуманитарных дисциплин, должна быть простой в освоении, удобной в работе, индивидуальной в управлении. Ее назначение — обеспечение свободного доступа к источникам информации, предоставление инструментов для получения, обработки, хранения и использования информации, и что важнее всего, создание условий для самореализации — творческой деятельности в выбранной области и для самовыражения, представления результатов своего интеллектуального труда «всему миру».

Основные принципы построения и структура ДКС, предназначенных для педагога должны обладать рядом особенностей и составляют особый тип дидактических компьютерных сред. Особую значимость при конструировании этого типа ДКС приобретают следующие принципы:

  1. Принцип конструирования интегрированного знания на основе концепции целостности учебно-воспитательного процесса специфичен для ДКС обществоведческой ориентации. Он отражает объективный процесс сближения, а часто и взаимопроникновения гуманитарного и естественно-научного знания. Несмотря на все различие между естественными науками, традиционно относимыми к сфере «рационального знания», и науками гуманитарными, есть общие позиции, объединяющие их — в первую очередь, категории доказательности и воспроизводимости полученных результатов. О научности результата можно говорить лишь в том случае, если он подвергается верификации и может быть воспроизведен с помощью определенных методик. Это справедливо как для естественных, так и для гуманитарных наук, и необходимо, чтобы обучающиеся понимали это. Принцип конструирования интегрированного знания приобретает особое значение также в свете определенных тенденций, характерных для современного социально-гуманитарного знания.
  2. Принцип приоритета гуманистического над аппаратно-технологическим. Важно, чтобы обучающийся в ДКС гуманитарной ориентации ясно осознавал: ведущая роль в системе «человек-компьютер» принадлежит именно ему; именно он, а не компьютер, решает поставленную задачу и несет ответственность за верность сделанных выводов; компьютер — лишь рабочий инструмент, средство решения проблемы, даже если общение с ним создает иллюзию общения с равноправным партнером.
  3. Принцип максимального приближения к потребностям, возможностям, особенностям обучающегося, на наш взгляд, тесно связан с предшествующим. Этот принцип предполагает приспособление среды к особенностям взаимодействующих в ней субъектов, а не наоборот, когда «не среду конструируют в соответствии с возможностями и потребностями ученика, а ученика пытаются приспособить к техническим возможностям ЭВМ». При конструировании ДКС гуманитарной ориентации следует учитывать потребности, возможности и особенности обучающегося с гуманитарным складом ума, для которого характерен, в частности, эвристический, а не алгоритмический способ разрешения проблем, восприятие окружающего мира в виде целостных образов.
  4. Принцип соответствия ДКС целям обучения и содержанию предмета и принцип минимизации внепредметной информации, по моему мнению, также целесообразно рассматривать «в связке». Факт использования в образовательном процессе компьютерных систем не должен отвлекать его участников (как обучающихся, так и обучающих) от основной цели процесса, для чего следует исключить случайность в подборе обучающих компьютерных программ. Компьютерное обеспечение, отбираемое при конструировании ДКС, должно соответствовать ряду критериев как дидактического (соответствие целям обучения) так и технологического (простота и удобство в обращении) характера.
  5. Принцип целесообразности использования ЭВТ. При внедрении современных компьютерных технологий в такую традиционно «некомпьютерную» область, как преподавание истории и обществоведческих дисциплин, этого принципа следует придерживаться особенно строго. Неумелое и неумеренное использование компьютерных технологий может привести к негативному эффекту, спровоцировав их неприятие. Компьютер следует применять там, где это действительно необходимо. Но границы этой необходимости следует постепенно и очень деликатно расширять, показывая возможности использования современных информационных технологий в сфере социально-гуманитарных наук (в частности, истории), способы и области их применения, начиная с наиболее очевидных.
  6. Принцип личностной ценности приобретенных знаний и умений имеет чрезвычайно большое значение. Обучающийся должен ясно осознавать цель познавательного процесса, представлять себе, каким образом он сможет применить полученные знания и умения в соответствии со своими личностными нтересами. Необходимость взаимодействия с машиной должна мотивироваться потребностью личности в общении с ней, но не потребностью в положительной оценке». Реализации этого принципа способствует обязательное использование продуктов учебной деятельности в дальнейшем учебном процессе, что повышает мотивацию обучающегося. Кроме того, важно, чтобы учитель по мере возможности был в курсе новых компьютерных разработок, затрагивающих сферу интересов обучающихся, и своевременно информировал обучающихся о них (принцип постоянного обновления), что также, моему мнению, должно стимулировать процесс творческого поиска обучающимися новых применений полученным знаниям.

Следовательно, чтобы создать дидактическую компьютерную среду, ориентированную на изучение обществоведческих предметов, необходимо провести подбор соответствующего программного обеспечения, разработать методики его применения, определить условия, при которых использование компьютерных технологий даст наибольший дидактический эффект.

ДКС, ориентированные на поддержку преподавания обществоведческих дисциплин, помимо особых принципов построения, имеют также ряд специфических особенностей, характерных, прежде всего для теоретико-методологической, предметной и программной областей ДКС.

Характерен и подбор программного обеспечения, пригодного к использованию в ДКС гуманитарной ориентации. К нему можно отнести:

  1. мультимедийные энциклопедии и справочники по исторической тематике на компакт-дисках;
  2. прикладные программы общего назначения, в частности, офисные пакеты;
  3. прикладные программы, специально разработанные для ученых-историков.
  4. узко ориентированные обучающие, справочные, контролирующие программы, в том числе и разработанные непосредственно в том учебном заведении, в котором предполагается их применять, в соответствии со специфическими особенностями преподавания здесь того или иного курса. ДКС, удовлетворяющую этим принципам и имеющую указанные особенности структуры по сравнению с ДКС общего типа, назовем ДКС гуманитарной ориентации.

Тем не менее, учебное компьютерное моделирование исторических процессов с применением в качестве инструмента компьютерных игр, в связи с его спецификой и узостью сферы применения, рассматривается в качестве вспомогательного направления.

Литература:

1. Абумова Г. А., Баландин Д. Л. Уроки мультимедиа в курсе информатики // Информатика и образование. — 1996. № 1. — С. 13–48.

2. Алексушин Г. В. Компьютерные программы в преподавании истории // Преподавание истории в школе, 1994. № 5. С. 35–38.

3. Аникеев А. А., Аникеев И. А., Брановский Ю. С. Информационные технологии при изучении истории в педагогическом вузе // Педагогическая информатика, 1995, № 1, с.45–48.

4. Беседин В. И. Компьютерные технологии на историческом факультете Воронежского госуниверситета: некоторые проблемы развития // Опыт компьютеризации исторического образования в странах СНГ: Сб. ст. / Под ред. В. Н. Сидорцова, Е. Н. Балыкиной-Минск: БГУ, 1999. С.66–71.

Основные термины (генерируются автоматически): образовательный процесс, гуманитарная ориентация, обучающийся, принцип, система, среда, дидактическая компьютерная среда, единая система, компьютерная среда, мое мнение.


Похожие статьи

Психолого-педагогические аспекты эргономического обеспечения профессиональной деятельности

Психолого-педагогические аспекты процесса саморазвития педагога

Развитие личности учащегося в структуре школьного образования: психолого-педагогический аспект

Организация учебно-воспитательной деятельности: психолого-педагогические аспекты

Формирование личности безопасного типа поведения при обучении ОБЖ: психолого-педагогический аспект

Социально-психологические факторы формирования модели педагога в современном образовательном процессе

Социально-психологические факторы формирования модели педагога в современном образовательном процессе

Педагогические модели духовно-нравственного воспитания в современном образовательном пространстве

Изучение психологии педагога: педагогический опыт и психологический анализ

Педагогическое общение в стратегии и тактике психолого-педагогического воздействия

Похожие статьи

Психолого-педагогические аспекты эргономического обеспечения профессиональной деятельности

Психолого-педагогические аспекты процесса саморазвития педагога

Развитие личности учащегося в структуре школьного образования: психолого-педагогический аспект

Организация учебно-воспитательной деятельности: психолого-педагогические аспекты

Формирование личности безопасного типа поведения при обучении ОБЖ: психолого-педагогический аспект

Социально-психологические факторы формирования модели педагога в современном образовательном процессе

Социально-психологические факторы формирования модели педагога в современном образовательном процессе

Педагогические модели духовно-нравственного воспитания в современном образовательном пространстве

Изучение психологии педагога: педагогический опыт и психологический анализ

Педагогическое общение в стратегии и тактике психолого-педагогического воздействия

Задать вопрос