Предпосылки возникновения психосоматики | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №37 (223) сентябрь 2018 г.

Дата публикации: 16.09.2018

Статья просмотрена: 611 раз

Библиографическое описание:

Шатская, С. В. Предпосылки возникновения психосоматики / С. В. Шатская. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 37 (223). — С. 145-149. — URL: https://moluch.ru/archive/223/52667/ (дата обращения: 16.11.2024).



Статья обобщает и систематизирует данные, касающиеся условий развития, которые способствуют развитию психосоматики.

Введение

На сегодняшний день к психосоматозам относят более 100 болезней. В том числе: мигрень, стенокардию, инфаркт миокарда, язву желудка и 12-ти перстной кишки, сахарный диабет, бронхиальную астму, гипертоническую болезнь, тиреотоксикоз, генуинную (то есть не имеющую явной причины) эпилепсию, кожные и аллергические заболевания, остеохондроз и разные радикулиты, многие раки, аутоиммунные заболевания: ревматизм, артриты, системную красную волчанку, склеродермию и т. д.

То есть многие заболевания в какой-то мере взращены самим человеком и на самом деле являются его реакцией на то, что дела идут не так, как хотелось бы. При каких условиях это происходит? [9].

Психологические условия возникновения заболеваний

Механизм вытеснения Фрейда заключается в том, что стремление наталкивается на сопротивление с целью лишить его активности, таким образом влечение вытесняется. И т. к. «Я» не может убежать само от себя, то вытеснение является предварительной ступенью между бегством и осуждением. А осуждение является рассудочным отказом от влечения.

Удавшееся сначала вытеснение в дальнейшем не удерживается. Неудача в вытеснении приводит в действие механизм бегства, посредством запретов и обходов. Но устранение представления из сознания упорно сохраняется, потому что вместе с этим удается удержаться от действия, сковать двигательную силу импульса. Таким образом, работа вытеснения превращается в бесцельную и бесконечную борьбу [9].

В соответствии с теорией конфликта инстинктов Фрейд описал основные силы в этой борьбе, которые участвуют в происхождении неврозов: «Человек заболевает в результате интрапсихического конфликта между требованиями инстинктивной жизни и сопротивлением им» [4].

В основе первичной терапии А.Янова, лежит положение о том, что травмы, пережитые в детстве и вытесненные в процессе взросления, а также ранние неудовлетворенные потребности ведут к заболеваниям. Пережитые в далеком прошлом, неотреагированные, они сохраняются у человека в виде напряжения или трансформируются в механизмы психологической защиты. Первичные травмы и неудовлетворенные потребности препятствуют естественному продвижению через все стадии развития, которые проходит каждый человек, не дают стать «настоящим». Пресекается нормальный доступ человека к его чувствам. Напряжение, связанное с первичными травмами, может приводить к физиологическим реакциям, таким как головная боль, язвенная болезнь и др. [4].

Создатель гештальт-терапии Ф. Перлз, относящейся к феноменологически-экзистенциальному направлению в психотерапии, описал механизм ретрофлексии. Ретрофлексия буквально означает «обращение назад». Ретрофлексия поведения — это действие, направленное на себя, первоначально адресованное другим людям или объектам [6].

Происходит это потому, что человек встретился с препятствием, которое в тот момент было для него непреодолимым. Среда — чаще всего другие люди — оказалась враждебной его усилиям удовлетворить свою потребность. Люди фрустрировали его намерения и наказывали его. В таком неравном состязании ребенок — а, как правило, это происходит в детстве — не мог не проиграть. Чтобы избежать боли и опасности, связанных с новыми попытками, он сдался. Среда, будучи сильнее, побеждает и отстаивает свои желания, подавляя его желания [6].

Э. Берн в транзактном анализе писал, что все дети рождаются «принцами» и «принцессами», а «лягушек» и «неудачников», делают из них родители. [2]

Если ретрофлексия осознанно управляется, то есть когда человек в данной ситуации подавляет определенную реакцию, выражение которой повредило бы ему, никто не будет оспаривать нормальность такого поведения. Ретрофлексия патологична, только если она привычна, осуществляется хронически, без контроля. Тогда она перестает быть временным способом дождаться более подходящей ситуации, а превращается в мертвую точку, постоянно удерживаемую в человеке. Далее, поскольку эта стабилизированная линия фронта не меняется, она перестает привлекать внимание. Мы «забываем» о ее наличии. Это подавление, репрессия — и невроз [6].

Роджерс сосредоточивался на том, как оценка индивидуума другими людьми, особенно в период младенчества и раннего детства, способствует развитию позитивного или негативного образа себя [8].

Роджерс выдвинул теорию, что когда Я только формируется, оно регулируется исключительно организмическим оценочным процессом. По Роджерсу, для любого человека важно, чтобы его любили и принимали другие. Эта потребность в позитивном внимании, которая, по мнению Роджерса, универсальна, развивается как осознание возникновения «себя», она всепроникающа и устойчива. С точки зрения Роджерса, ребенок сделает почти все, даже пожертвует организмическим оценочным процессом (что чревато неврозом или депрессией), чтобы удовлетворить потребность позитивного внимания.

Люди с условиями ценности должны ограничивать свое поведение и искажать реальность, потому что даже просто осознанные мысли о запрещенном поведении могут быть столь же угрожающими, как и его проявление.

Роджерс предложил два механизма защиты, которые используются для сведения к минимуму осознания несоответствия внутри Я или между Я и переживанием: искажение восприятия и отрицание [8].

Следует отметить, что угрожающее переживание, по Роджерсу, не допускается к символизации в сознании не потому, что оно «грешно» или противоречит нравственным нормам, как полагал З.Фрейд и психоанализ. Его символизация в сознании отрицается, потому что оно несовместимо со структурой Я. Следовательно, защитное поведение сохраняет существующую структуру Я и не позволяет человеку потерять самоуважение. [8]

Однако, когда переживания совершенно не согласуются со структурой Я, или когда несогласующиеся переживания часто встречаются, человек испытывает сильную тревогу, которая может серьезно нарушить повседневный порядок. Человека в таком состоянии обычно называют «невротиком» [8].

Ученик Зигмунда Фрейда Вильгельм Райх исследовал функцию и принцип действия жизненной энергии в ходе развития человека. Он обнаружил, что поток жизненной энергии блокируется в силу необходимости, если человек отстраняется от болезненных и тревожных чувств и опыта. При хроническом опыте подобного рода, особенно в раннем детстве, такие блокировки проявляются в поверхностном дыхании, в стесненной подвижности и в недостаточной живости. Они являются своеобразной защитой и служат для того, чтобы оградить человека от тревожных чувств.

Райх разработал концепцию, согласно которой характер человека включает постоянный, привычный набор (паттерн) защит. Он обнаружил, что хронические мышечные зажимы блокируют три основных побуждения: тревожность, гнев и сексуальное возбуждение. Он пришел к выводу, что физический (мышечный) и психологический панцирь — одно и то же. Также он отмечал: «В любом случае, функция панциря — защита от неудовольствия. Как указывал ученый, «снятие мышечных зажимов, ликвидация застоя сексуальной энергии позволяет устранить любые невротические симптомы» [7].

Опираясь на идею З. Фрейда о том, что душевный конфликт выражается в виде телесных напряжений, Александр Лоуэн (ученик В.Райха) разработал собственную систему техник работы с телом. По мнению Александра Лоуэна, личность и характер человека отражаются в физическом строении. Предпосылкой биоэнергетического анализа является положение о том, что ощущения, которые испытывает человек от собственного тела и которые проявляются в движениях, служат ключом к пониманию эмоционального состояния. Биоэнергетический анализ продолжает развивать идеи существования «энергии жизни». Неврозы проявляются в телесном облике человека — в строении его тела и движениях. [5]

Соматическая концепция Александера

В основе теории Александера лежит психосоматический подход, под которым автор понимал одновременное использование физиологического и психологического методов и представлений. По мнению Александера, психосоматические заболевания возникают как результат взаимодействия психологических, физиологических и социальных факторов: «В качестве психологических факторов выступают специфические личностные … особенности, неразрешенные внутренние конфликты, определяющие тот набор привычных негативных эмоций, которые человек испытывает в эмоциогенных ситуациях. Физиологический фактор, определяющий то слабое звено в организме, на которое приходится основной удар негативных эмоций, — это конституциональная неполноценность (повышенная уязвимость) тех или иных органов. И наконец, социальный фактор, играющий роль пускового момента — неблагоприятные воздействия жизненной среды» [3].

При этом, основная роль в возникновении психосоматических заболеваний принадлежит эмоциональному напряжению, которое является проявлением внутриличностного конфликта и оказывает влияние непосредственно на физиологические процессы. [1]

Александер выделил 3 группы психосоматических расстройств, различающихся по уровню разрядки эмоционального напряжения и по степени вытеснения внутриличностного конфликта:

  1. Истерические конверсии — расстройства в зонах произвольной иннервации, связанные с символической обработкой вытесненного конфликта. Экспрессивный уровень разрядки эмоционального напряжения.
  2. Вегетативные неврозы — вегетативные нарушения в форме дисфункций той или иной системы органов, вызванные эмоциональным напряжением вытесненного внутриличностного конфликта вследствие отсутствия внешних, прямых действий, способных разрядить аффект; обратимые функциональные симптомы, низкая или средняя степень вытеснения, вегетативный уровень разрядки эмоционального напряжения.
  3. Психосоматические заболевания — соматические расстройства в результате хронического эмоционального напряжения; необратимые морфологические повреждения, максимальная (полная) степень вытеснения, соматический уровень разрядки эмоционального напряжения [4].

В зависимости от задействованного в этиологии психосоматических заболеваний отдела вегетативной нервной системы Александер различал следующие группы эмоциональных состояний, приводящих к нарушениям функционирования организма [4].

  1. С напряжением симпатической нервной системы связано подавление эмоций гнева, враждебности, агрессивности, что может стать источником сердечно-сосудистых и эндокринных заболеваний, а также заболеваний суставов вследствие хронического мышечного напряжения.
  2. С возбуждением парасимпатической нервной системы связано чувство вины и неудовлетворение потребностей в уверенности, защищенности, принятии окружающими, что приводит к развитию патологии пищеварительной системы, а также бронхиальной астмы и кожных заболеваний.

Общая сущность концепции Александера относительно этиологии психосоматических заболеваний заключается в следующем [3].

  1. Специфический конфликт становится источником психосоматических заболеваний только тогда, когда к этому предрасполагают физиологические факторы.
  2. Определенные жизненные ситуации, которые пациент склонен воспринимать с особой чувствительностью в силу своих внутриличностных конфликтов, реактивируют и усиливают эти конфликты. [3]

Выводы

Обобщая данные, полученные из литературных источников, можно сказать, что сильные эмоции, сопровождающие внутриличностный конфликт, на основе автономных гормональных и нервно-мышечных механизмов действуют таким образом, что в организме возникают изменения в телесной структуре и функциях, что и приводит к развитию психосоматических заболеваний.

Часто возникновению психосоматического заболевания, предшествуют травмирующие обстоятельства в онтогенезе. В результате чего, естественное развитие идёт по отклоняющемуся пути, и формируются защиты. Защитный механизм неизбежно накладывает разного рода ограничения, которые носят общеорганизменный (холистический) характер.

Литература:

  1. Александер, Ф Психосоматическая медицина. Принципы и практическое применение / Ф. Александер. — М.: Изд-во Эксмо-Пресс,, 2002. — 352 с.
  2. Берн, Э Трансакционный анализ и психотерапия / Э.Берн. — Спб: Изд-во Братство, 1992. — 224 с.
  3. Елисеев, Ю.Ю Психосоматические заболевания. Справочник / Под ред.Ю. Ю. Елисеева. — М., 2003. — 568 с.
  4. Карвасарский, Б. Д. Психотерапевтическая энциклопедия / Под редакцией Б. Д. Карвасарского. — СПб.: Питер Ком, 1998. — 752 с.
  5. Лоуэн, А Предательство тела / А. Лоуэн. — Екатеринбург, Деловая Книга, 1999. — 165 с.
  6. Перлз, Ф Практикум по герштальт терапии / Ф. Перлз, П. Гудмен, Р. Хефферлин. — М.: Институт Психотерапии, 2001. — 115 с.
  7. Райх, В Характероанализ. Техника и основные положения для обучающихся и практикующих аналитиков / В. Райх. — М.: Когито-Центр; 2006–653 с.
  8. Роджерс, К Клиентоцентрированая терапия / К. Роджерс. — М.: Рефл-бук, Ваклер, 1997. — 318 с.
  9. Фрейд, З Основные психологические теории в психоанализе / З. Фрейд. — Спб: Алтейя, 1998. — С. 108–123
Основные термины (генерируются автоматически): эмоциональное напряжение, заболевание, конфликт, биоэнергетический анализ, бронхиальная астма, жизненная энергия, оценочный процесс, позитивное внимание, раннее детство, характер человека.


Похожие статьи

Формирование и развитие лексических навыков в процессе обучения иностранному языку

В статье рассматривается лексический навык и его составляющие и даётся обзор зарубежной и отечественной литературы, описывающей современные методики развития данного навыка.

Сущность и особенности военно-педагогического процесса

В статье раскрывается такое понятия, как военно-педагогический процесс, его сущность и содержание. Рассматриваются особенности военно-педагогического процесса и приводятся основные направления деятельности по его совершенствованию.

Роль бережливого производства в современном мире

В статье рассмотрены история возникновения и основные принципы концепции бережливого производства. Представлены возможности его внедрения и положительный эффект.

Психологические особенности развития личности в младшем школьном возрасте

В статье рассматривается вопрос особенностей психологического развития детей младшего школьного возраста. В работе представлен теоретический анализ научной литературы по данной проблеме.

Психологические основы педагогического такта учителя

В данной статье рассмотрены ключевые вопросы взаимоотношения учителя с учащимися с соблюдением педагогического такта. А также раскрыты различные формы его проявления.

Теоретические основы формирования производственной стратегии предприятия

Целью исследования в данной статье является определение теоретических основ, необходимых для разработки производственной стратегии предприятия. В рамках достижения цели были решены следующие задачи: приведено понятие производственной стратегии предпр...

Воспитание: сущность, концепции и принципы

В статье рассматривается один из самых актуальных вопросов на сегодняшний день — вопрос воспитания молодого поколения. Рассматриваются теории, методы, принципы и задачи воспитания.

Психологические условия формирования эмпатийной культуры при подготовке будущих учителей

В статье перечислены необходимые психологические условия для формирования эмпатийной культуры будущих учителей, а также дано подробное описание некоторым из них.

Понятие юридического лица: современные подходы и концепции

В статье рассматривается понятие юридического лица, проблемы в данной сфере на современном этапе, а также предлагаются пути решения выявленных проблем.

Методические основы оценки имущественного комплекса предприятия

В статье рассматривается понятие имущественного комплекса предприятия, а также подходы и специфика основных методов оценки стоимости предприятия.

Похожие статьи

Формирование и развитие лексических навыков в процессе обучения иностранному языку

В статье рассматривается лексический навык и его составляющие и даётся обзор зарубежной и отечественной литературы, описывающей современные методики развития данного навыка.

Сущность и особенности военно-педагогического процесса

В статье раскрывается такое понятия, как военно-педагогический процесс, его сущность и содержание. Рассматриваются особенности военно-педагогического процесса и приводятся основные направления деятельности по его совершенствованию.

Роль бережливого производства в современном мире

В статье рассмотрены история возникновения и основные принципы концепции бережливого производства. Представлены возможности его внедрения и положительный эффект.

Психологические особенности развития личности в младшем школьном возрасте

В статье рассматривается вопрос особенностей психологического развития детей младшего школьного возраста. В работе представлен теоретический анализ научной литературы по данной проблеме.

Психологические основы педагогического такта учителя

В данной статье рассмотрены ключевые вопросы взаимоотношения учителя с учащимися с соблюдением педагогического такта. А также раскрыты различные формы его проявления.

Теоретические основы формирования производственной стратегии предприятия

Целью исследования в данной статье является определение теоретических основ, необходимых для разработки производственной стратегии предприятия. В рамках достижения цели были решены следующие задачи: приведено понятие производственной стратегии предпр...

Воспитание: сущность, концепции и принципы

В статье рассматривается один из самых актуальных вопросов на сегодняшний день — вопрос воспитания молодого поколения. Рассматриваются теории, методы, принципы и задачи воспитания.

Психологические условия формирования эмпатийной культуры при подготовке будущих учителей

В статье перечислены необходимые психологические условия для формирования эмпатийной культуры будущих учителей, а также дано подробное описание некоторым из них.

Понятие юридического лица: современные подходы и концепции

В статье рассматривается понятие юридического лица, проблемы в данной сфере на современном этапе, а также предлагаются пути решения выявленных проблем.

Методические основы оценки имущественного комплекса предприятия

В статье рассматривается понятие имущественного комплекса предприятия, а также подходы и специфика основных методов оценки стоимости предприятия.

Задать вопрос