Релаксация в школе как неотъемлемая часть сохранения и укрепления психологического здоровья детей | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №37 (223) сентябрь 2018 г.

Дата публикации: 16.09.2018

Статья просмотрена: 201 раз

Библиографическое описание:

Цурова, Г. М. Релаксация в школе как неотъемлемая часть сохранения и укрепления психологического здоровья детей / Г. М. Цурова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 37 (223). — С. 141-142. — URL: https://moluch.ru/archive/223/52668/ (дата обращения: 18.12.2024).



В современном, динамичном мире изменения, происходящие практически во всех сферах нашей жизни, зачастую негативно отражаются на психологическом здоровье детей.

Количество детей, нуждающихся в коррекционной помощи, растет. Безусловно, эта проблема носит комплексный характер. Увеличивается комплекс школьных нагрузок, который, в свою очередь является своеобразным «провокатором» к проявлению скрытых эмоциональных отклонений; завышенные требования, как к образовательному процессу, так и в целом к личности ребенка у родителей и педагогов; темп современной жизни — все это лишь незначительная часть того, с чем ежедневно приходится сталкиваться современному школьнику. Сохранение и укрепление психологического здоровья детей в образовательной организации становится первостепенной задачей для педагогов-психологов.

Очевидно, что уровень психологического здоровья ребенка определяется как совокупностью индивидуальных особенностей личности и внутренним состоянием организма, так и складывается из взаимодействия биологических, психологических и социальных факторов, а также средой, в которой он проживает. К таким факторам можно отнести пол, возраст, тип характера, наследственность, условия воспитания, перенесенные болезни, травмы и т. д.

Безусловно, необходимо также учитывать и индивидуальные особенности каждого ребенка. Какой-либо фактор для одного ребенка может стать причиной развития невроза, тогда как для другого, может остаться незаметным.

Кроме того, все чаще психологи, педагоги, родители отмечают такое явление, как школьный невроз. К счастью, в большинстве случаев расстройство у школьников носит обратимый характер. Для родителей, педагогов и школьных психологов это должно служить главным сигналом возможных проблем психического состояния ребенка в отсроченном периоде.

В последнее время особо часто пишут о здоровом образе жизни: правильном питании, экологии, необходимости физических нагрузок. Безусловно, это важные составляющие жизни. Но не все придают значение тому, что причины недугов часто кроются в другом: отношении к различным событиям, переживаниях, страхах, то есть в психологических факторах. Уделять внимание психологическому здоровью ребенка, не менее важно, а возможно, даже более важно для полноценного развития. По нашим наблюдениям и обратной связи от родителей, мы можем говорить о том, что в современных школах укреплению и сохранению психологического здоровья уделяется недостаточно внимания. Как итог, у каждого второго ребёнка наблюдаются психические расстройства: отсутствие концентрации внимания, усидчивости, гиперактивность, расторможенность поведения.

Автор термина «психологическое здоровье» Дубровина И. В. считает, что необходимым условием полноценного функционирования и развития человека является его психологическое здоровье. Какой человек является психологически здоровым? Если составить его обобщённый портрет, то можно выделить такие качества как творчество, жизнерадостность, любовь к своему делу, активная гражданская позиция. Этот человек нравственный, открытый, он принимает себя, как частичку этого божественного мира, признаёт ценность и уникальность других людей. Он постоянно развивается, способствует развитию окружающих его людей. Такой человек способен брать ответственность за себя и свои поступки, извлекает уроки из неблагоприятных ситуаций, честен, силён духом. Его жизнь наполнена смыслом. Это человек, который находится в гармонии с самим собой и окружающим его миром. [1, с. 434]. Ни эти ли составляющие личности детей должна поддерживать и развивать современная школа?

Принимая во внимание проблему современных детей, в нашем образовательном учреждении мы стараемся уделить особое внимание деятельности, направленной на сохранение и укрепление психологического здоровья. Педагоги-психологи стараются уделять особое внимание новым методам и практикам в этом направлении.

Как показывают последние исследования в области психологии и педагогики, современные специалисты обязаны иметь в своем рабочем арсенале упражнения релаксационного и медитативного характера. Важно понимать, что релаксация не ограничивается расслаблением мышц тела. Навыки саморелаксации, а также умение восстанавливать не только физические, но и психологические ресурсы в короткие сроки крайне востребованы в современных условиях.

Первыми специалистами, применившими метод релаксации в своей работе и разработавшими свои техники, были американский психолог Э.Джекобсон и немецкий врач-невропатолог И.Шульц. Методы и техники мышечной релаксации являются наиболее ранними в телесно-ориентированной психотерапии, до сих пор оставаясь ее основными методами.

Релаксация (от латинского слова «relaxatio» — «расслабление») — как специальный метод, направленный на снятие мышечного и нервного напряжения с помощью специально подобранных техник, появился за рубежом еще в 30–40-х гг. ХХ века.

Также, в последнее время психологи, педагоги, специалисты помогающих профессий уделяют особое внимание направлению майндфулнес (mindfulness) — практике осознанности. Этот метода и техники хорошо зарекомендовали себя в исследовательских центрах по всему миру. Следует сказать, что изначально майндфулнес был придуман как метод когнитивно-поведенческой психотерапии.

Такие методы позволяют успешно справиться с тревогой, стрессом, упадком сил. Эти практики опираются на когнитивную терапию на базе осознанности (mindfulnessbased cognitive therapy, MBCT). В книге Д. Пенман, М. Уильямс. «Осознанность. Как обрести гармонию в нашем безумном мире», авторы пишут, что техника признана одним из предпочтительных методов лечения, рекомендованных Национальным институтом здравоохранения и совершенствования медицинской помощи Великобритании. Техники основаны на медитации, которая в свою очередь помогает предотвратить ситуации, когда нормальные чувства тревоги, усталости и печали перерастают в продолжительные приступы подавленности, морального истощения.

В книге Тхить Нят Хань «Семена внимательности. Практики осознанности для детей» также отмечается, что осознанная внимательность развивает в детях чуткость, познавательное и эмоциональное восприятие, межличностное сознание и навыки.

Также, на занятиях с детьми мы используем упражнения образовательной кинесиологии. Такие упражнения облегчают все виды обучения, повышают умственную работоспособность и особенно эффективны для оптимизации интеллектуальных процессов. Педагоги отмечают, что после комплекса таких упражнений у детей улучшается мыслительная деятельность, повышается устойчивость внимания, облегчаются процессы чтения и письма.

Таким образом, в своей работе с детьми 6–12 лет мы проводим интегрированные занятия, совмещая несколько подходов и методов, направленных на сохранение и укрепление психологического здоровья школьников. Такие занятия проходят 2 раза в неделю, и, принимая во внимание положительный эффект, мы считаем необходимым продолжить работу в данном направлении, внедряя новые релаксационные, медитативные техники и кинесиологические упражнения.

Мы можем рассматривать внедрение методов и практик, направленных на сохранение и укрепление психологического здоровья учащихся как одну из важнейших форм эффективного решения актуальных проблем современной образовательной системы.

Самое время вспомнить слова Рэйчел Коуплан, консультанта по вопросам семьи: «Люди, умеющие расслабляться, обладают не только большей гибкостью мышления, но и лучше приспособлены к борьбе со стрессами».

Литература:

  1. Букреева Е. А., Долгих С. П. Как сохранить психологическое здоровье дошкольников // Молодой ученый. — 2016. — № 18. — С. 433–436.
  2. Тхить Нат Хань. Семена внимательности. Практики осознанности для детей. М.: Издательство: «Ориенталия» 2018. — с.16.
  3. Смирнова С., Цыпленкова О. Снятие рабочего и учебного стресса. Интегративная кинесиология М.: Литературная учеба, 2016, — 72.
Основные термины (генерируются автоматически): психологическое здоровье, ребенок, MBCT, особое внимание, педагог, последнее время, практик осознанности, психологическое здоровье детей, психологическое здоровье ребенка, сохранение, техник, укрепление.


Похожие статьи

Преемственность в дошкольном и школьном образовании как залог успешной адаптации ребенка к школе

Взаимодействие семьи и школы как важный фактор социализации подрастающего поколения

Психологический тренинг как одно из средств формирования личности и творческого развития подростков

Экологическое воспитание как фактор развития мотивации у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста

Проблемное обучение на уроках биологии как основа процесса, развивающего потребность и умение учиться

Формирование стрессоустойчивости как залог психического и физического здоровья детей

Формирование самоконтроля как важного фактора повышения качества образования младших школьников

Физическая культура как способ развития творческих способностей детей младшего школьного возраста

Функциональная грамотность как одна из ведущих компетенций учащихся младшего школьного возраста

Сенсорный праздник как одна из составляющих сенсорного воспитания детей младшего дошкольного возраста

Похожие статьи

Преемственность в дошкольном и школьном образовании как залог успешной адаптации ребенка к школе

Взаимодействие семьи и школы как важный фактор социализации подрастающего поколения

Психологический тренинг как одно из средств формирования личности и творческого развития подростков

Экологическое воспитание как фактор развития мотивации у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста

Проблемное обучение на уроках биологии как основа процесса, развивающего потребность и умение учиться

Формирование стрессоустойчивости как залог психического и физического здоровья детей

Формирование самоконтроля как важного фактора повышения качества образования младших школьников

Физическая культура как способ развития творческих способностей детей младшего школьного возраста

Функциональная грамотность как одна из ведущих компетенций учащихся младшего школьного возраста

Сенсорный праздник как одна из составляющих сенсорного воспитания детей младшего дошкольного возраста

Задать вопрос