В современном, динамичном мире изменения, происходящие практически во всех сферах нашей жизни, зачастую негативно отражаются на психологическом здоровье детей.
Количество детей, нуждающихся в коррекционной помощи, растет. Безусловно, эта проблема носит комплексный характер. Увеличивается комплекс школьных нагрузок, который, в свою очередь является своеобразным «провокатором» к проявлению скрытых эмоциональных отклонений; завышенные требования, как к образовательному процессу, так и в целом к личности ребенка у родителей и педагогов; темп современной жизни — все это лишь незначительная часть того, с чем ежедневно приходится сталкиваться современному школьнику. Сохранение и укрепление психологического здоровья детей в образовательной организации становится первостепенной задачей для педагогов-психологов.
Очевидно, что уровень психологического здоровья ребенка определяется как совокупностью индивидуальных особенностей личности и внутренним состоянием организма, так и складывается из взаимодействия биологических, психологических и социальных факторов, а также средой, в которой он проживает. К таким факторам можно отнести пол, возраст, тип характера, наследственность, условия воспитания, перенесенные болезни, травмы и т. д.
Безусловно, необходимо также учитывать и индивидуальные особенности каждого ребенка. Какой-либо фактор для одного ребенка может стать причиной развития невроза, тогда как для другого, может остаться незаметным.
Кроме того, все чаще психологи, педагоги, родители отмечают такое явление, как школьный невроз. К счастью, в большинстве случаев расстройство у школьников носит обратимый характер. Для родителей, педагогов и школьных психологов это должно служить главным сигналом возможных проблем психического состояния ребенка в отсроченном периоде.
В последнее время особо часто пишут о здоровом образе жизни: правильном питании, экологии, необходимости физических нагрузок. Безусловно, это важные составляющие жизни. Но не все придают значение тому, что причины недугов часто кроются в другом: отношении к различным событиям, переживаниях, страхах, то есть в психологических факторах. Уделять внимание психологическому здоровью ребенка, не менее важно, а возможно, даже более важно для полноценного развития. По нашим наблюдениям и обратной связи от родителей, мы можем говорить о том, что в современных школах укреплению и сохранению психологического здоровья уделяется недостаточно внимания. Как итог, у каждого второго ребёнка наблюдаются психические расстройства: отсутствие концентрации внимания, усидчивости, гиперактивность, расторможенность поведения.
Автор термина «психологическое здоровье» Дубровина И. В. считает, что необходимым условием полноценного функционирования и развития человека является его психологическое здоровье. Какой человек является психологически здоровым? Если составить его обобщённый портрет, то можно выделить такие качества как творчество, жизнерадостность, любовь к своему делу, активная гражданская позиция. Этот человек нравственный, открытый, он принимает себя, как частичку этого божественного мира, признаёт ценность и уникальность других людей. Он постоянно развивается, способствует развитию окружающих его людей. Такой человек способен брать ответственность за себя и свои поступки, извлекает уроки из неблагоприятных ситуаций, честен, силён духом. Его жизнь наполнена смыслом. Это человек, который находится в гармонии с самим собой и окружающим его миром. [1, с. 434]. Ни эти ли составляющие личности детей должна поддерживать и развивать современная школа?
Принимая во внимание проблему современных детей, в нашем образовательном учреждении мы стараемся уделить особое внимание деятельности, направленной на сохранение и укрепление психологического здоровья. Педагоги-психологи стараются уделять особое внимание новым методам и практикам в этом направлении.
Как показывают последние исследования в области психологии и педагогики, современные специалисты обязаны иметь в своем рабочем арсенале упражнения релаксационного и медитативного характера. Важно понимать, что релаксация не ограничивается расслаблением мышц тела. Навыки саморелаксации, а также умение восстанавливать не только физические, но и психологические ресурсы в короткие сроки крайне востребованы в современных условиях.
Первыми специалистами, применившими метод релаксации в своей работе и разработавшими свои техники, были американский психолог Э.Джекобсон и немецкий врач-невропатолог И.Шульц. Методы и техники мышечной релаксации являются наиболее ранними в телесно-ориентированной психотерапии, до сих пор оставаясь ее основными методами.
Релаксация (от латинского слова «relaxatio» — «расслабление») — как специальный метод, направленный на снятие мышечного и нервного напряжения с помощью специально подобранных техник, появился за рубежом еще в 30–40-х гг. ХХ века.
Также, в последнее время психологи, педагоги, специалисты помогающих профессий уделяют особое внимание направлению майндфулнес (mindfulness) — практике осознанности. Этот метода и техники хорошо зарекомендовали себя в исследовательских центрах по всему миру. Следует сказать, что изначально майндфулнес был придуман как метод когнитивно-поведенческой психотерапии.
Такие методы позволяют успешно справиться с тревогой, стрессом, упадком сил. Эти практики опираются на когнитивную терапию на базе осознанности (mindfulnessbased cognitive therapy, MBCT). В книге Д. Пенман, М. Уильямс. «Осознанность. Как обрести гармонию в нашем безумном мире», авторы пишут, что техника признана одним из предпочтительных методов лечения, рекомендованных Национальным институтом здравоохранения и совершенствования медицинской помощи Великобритании. Техники основаны на медитации, которая в свою очередь помогает предотвратить ситуации, когда нормальные чувства тревоги, усталости и печали перерастают в продолжительные приступы подавленности, морального истощения.
В книге Тхить Нят Хань «Семена внимательности. Практики осознанности для детей» также отмечается, что осознанная внимательность развивает в детях чуткость, познавательное и эмоциональное восприятие, межличностное сознание и навыки.
Также, на занятиях с детьми мы используем упражнения образовательной кинесиологии. Такие упражнения облегчают все виды обучения, повышают умственную работоспособность и особенно эффективны для оптимизации интеллектуальных процессов. Педагоги отмечают, что после комплекса таких упражнений у детей улучшается мыслительная деятельность, повышается устойчивость внимания, облегчаются процессы чтения и письма.
Таким образом, в своей работе с детьми 6–12 лет мы проводим интегрированные занятия, совмещая несколько подходов и методов, направленных на сохранение и укрепление психологического здоровья школьников. Такие занятия проходят 2 раза в неделю, и, принимая во внимание положительный эффект, мы считаем необходимым продолжить работу в данном направлении, внедряя новые релаксационные, медитативные техники и кинесиологические упражнения.
Мы можем рассматривать внедрение методов и практик, направленных на сохранение и укрепление психологического здоровья учащихся как одну из важнейших форм эффективного решения актуальных проблем современной образовательной системы.
Самое время вспомнить слова Рэйчел Коуплан, консультанта по вопросам семьи: «Люди, умеющие расслабляться, обладают не только большей гибкостью мышления, но и лучше приспособлены к борьбе со стрессами».
Литература:
- Букреева Е. А., Долгих С. П. Как сохранить психологическое здоровье дошкольников // Молодой ученый. — 2016. — № 18. — С. 433–436.
- Тхить Нат Хань. Семена внимательности. Практики осознанности для детей. М.: Издательство: «Ориенталия» 2018. — с.16.
- Смирнова С., Цыпленкова О. Снятие рабочего и учебного стресса. Интегративная кинесиология М.: Литературная учеба, 2016, — 72.