Конфликтные ситуации, провоцируемые педагогом: причины и особенности | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №37 (223) сентябрь 2018 г.

Дата публикации: 17.09.2018

Статья просмотрена: 1279 раз

Библиографическое описание:

Бокова, И. В. Конфликтные ситуации, провоцируемые педагогом: причины и особенности / И. В. Бокова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 37 (223). — С. 152-154. — URL: https://moluch.ru/archive/223/52675/ (дата обращения: 16.11.2024).



Конфликт как качество взаимодействий между людьми, выражающееся в противоборстве сторон ради достижения своих интересов и целей, всегда был объектом внимания ряда исследователей: психологов, социологов, педагогов.

Ни для кого не секрет, что процесс обучения и воспитания, как и всякое развитие, невозможен без противоречий и конфликтов. Любое детское образовательное учреждение, независимо от профиля деятельности — это не только учебный процесс, но и групповое взаимодействие совершенно разных людей, которые общаются между собой, взаимодействуют друг с другом. В ходе такого взаимодействия возникает большое количество конфликтных ситуаций. Их участники и образовательное учреждение в целом стремятся разными путями разрешать эти конфликтные ситуации.

В педагогической среде инициатором конфликта, как правило, позиционируется учащийся. Тем не менее, в зависимости от объектов, вступивших в конфликт, можно выделить четыре типа конфликтных ситуаций в зависимости от участников и инициаторов: конфликт «учащийся-педагог», «педагог-родитель», «педагог-администрация», «педагог-педагог», «педагог-учащийся». В данной статье рассматривается последний тип конфликта в условиях учреждения дополнительного образования. [1, с. 131]

По мнению ряда исследователей, конфликты между педагогом и учеником имеют следующую квалификацию:

  1. Учебно-деятельностные конфликты. Основная причина возникновения — мотивированный, либо немотивированный отказ учащегося выполнять учебные нормативы в соответствии с планом обучения. Учащийся демонстрирует неготовность выполнить учебное задание, отсутствие самостоятельной подготовки дома, неусвоение учебного материала. Причины возникновения данного поведения у учащегося неоднозначны. Это может происходить по причине физиологического утомления (ни для кого не секрет, что современные родители стремятся по максимуму развивать ребенка, в связи с чем нагрузка по внеучебной деятельности часто превышает допустимые нормы), трудности в усвоении учебного материала, изначального отсутствия у ребенка мотивации заниматься данным родом деятельности, проблемы по основному месту учебы, и даже отсутствие конкретной помощи педагога при затруднениях в усвоении учащимся материала. Подобные конфликты чаще всего возникают не в процессе проведения индивидуальных занятий, а в условиях группового взаимодействия. На преподаваемый предмет изначально отводится мало времени, в связи с чем практически исключается возможность уделить внимание каждому конкретному ребенку. Это дает дополнительную вероятность возникновения конфликта. В последнее время наблюдается тенденция перерастания конфликта типа «учитель-ученик» в тип «ученик-ученик». Происходит это из-за того, что преподаватель предъявляет завышенные требования к каждому учащемуся в плане усвоения предмета, а отметки использует как средство наказания не только тех, кто является неуспевающим, но и всей учебной группы.
  2. Поведенческие конфликты. Основная причина возникновения — нарушение учеником норм поведения в учреждении. Учащийся демонстрирует немотивированную агрессию по отношению к одногруппникам, склонность к порче чужого имущества, игнорирования норм этики и т. д. Данный тип конфликтов является не только наиболее распространенным, но и наиболее противоречивым и требующим особого подхода. Ситуация может дополнительно усугубиться в случае, если педагог по какой-то причине сделал поспешный вывод при выявлении причин поступка ученика. Здесь важно выяснить мотивы. Очень часто педагог приступает к педагогической коррекции поведения учащегося, не обладая достоверной информацией о причине возникновения подобного рода ситуаций. Иногда он просто не знает особенности взаимоотношений между учащимися, в связи с чем вероятны недоразумения при оценке поведения конкретного ребенка. Это вызывает вполне оправданное несогласие всего коллектива учащихся. Между тем, изначальных причин возникновения данного типа конфликтов может быть много: педагогическая запущенность, отсутствие социального контроля со стороны родителей, конфликты со сверстниками и, как следствие, желание продемонстрировать себя, конфликты по основному месту учебы и т. д.
  3. Эмоционально-личностные конфликты. Основная причина — мотивированная, либо немотивированная личная неприязнь педагога к учащемуся (часто даже независящая от успеваемости или поведения учащегося в образовательном учреждении). Данный тип конфликта может возникать в результате некорректного урегулирования типов конфликтов, описанных выше. Конфликты отношений часто возникают в результате неумелого разрешения педагогом проблемных ситуаций и имеют, как правило, длительный характер. Когда конфликты приобретают личностный смысл, порождают длительную взаимную неприязнь между учащимся и педагогом, нарушают их конструктивное взаимодействие. [3, с. 156]

Вне зависимости от типологии конфликтов типа «педагог-учащийся» необходимо придерживаться следующих рекомендаций.

Педагогу необходимо осознавать, что характер его коммуникации с учащимся служит примером для использования его во взаимоотношениях с ровесниками. Педагогическая этика и характер коммуникации педагога — взрослого человека, наставника — оказывает очень большое влияние на способ взаимоотношений ребенка с родителями. Не стоит забывать, что наиболее часто конфликты возникают у педагогов, которые используют в своей работе слишком властный или попустительский способ коммуникации.

Тем не менее, это вовсе не означает, что использование принципа демократии в коммуникации с ребенком твердо и бесспорно не способен привести к конфликту. Педагогу должна быть свойственна гибкость, умение ориентироваться в каждой конкретной ситуации и умение подстраиваться под неё. Соответственно, властность в некоторых сторонах коммуникации может быть уместна, так же, как и попытки педагога относиться снисходительно к некоторым формам поведения ребенка. [2, с. 4]

Кроме того, педагогу важно научиться управлять конфликтами, возникающими не только по типу «учитель-ученик», но и конфликтами по типу «учащийся-учащийся». В данном контексте термин «управление конфликтами» вовсе не означает подавление конфликта. Скорее, это грамотное и корректное его разрешение с учетом таких немаловажных факторов, как возраст учащихся, предпосылки появления конфликтной ситуации, индивидуальные психологические особенности. Исходя их степени развития конфликтной ситуации, со стороны педагога может быть принято дисциплинарное вмешательство, в некоторых случаях достаточным будет рекомендация, откровенный разговор. Также необходимо помнить, что позитивное влияние на гармонизацию взаимоотношений оказывает интеграция конфликтующих сторон в совместную социально-культурную деятельность. Это может быть концерт, участие в проекте, работа в дуэте и т. д. [2, с. 2]

Для конструктивного разрешения конфликтной ситуации особенно важна регулярная обратная связь педагога с родителями учащегося. Основной повод для такого взаимодействия весьма очевиден — родители как никто другой должны знать рациональный подход к своему ребенку. Кроме того, дети часто проецируют проблемы в семье на школу, внеучебную занятость, сверстников.

Не стоит забывать и о том факте, что в последние годы мы всё чаще слышим о таких детских диагнозах, как «гиперактивный», «тревожный», «аутичный». Всё чаще фиксируются факты повешенной агрессии среди несовершеннолетних. Эти так называемые «трудные» дети очень часто становятся причиной многих конфликтных ситуаций. Кроме того, не стоит сбрасывать со счетов детей с ограниченными возможностями здоровья. Если еще несколько лет назад в условиях популяризации политики инклюзивного образования эта проблема была актуальной скорее для общеобразовательных учреждений, то теперь мы можем наблюдать данную тенденцию и в учреждениях дополнительного образования. Даже самому компетентному педагогу дополнительного образования не всегда хватает знаний и умений, чтобы разрешить конфликт с участием таких детей. В каждом конкретном случае необходимо подбирать соответствующие методы и алгоритмы. В этой связи без помощи родителей не обойтись. [2, с. 4]

Для позитивной атмосферы в моменты учебного процесса, сохранения или создания созидательной мотивации учащихся приоритетное значение имеют индивидуальные особенности личности педагога, его готовность ко всему подходить творчески, способность нестандартно подать материал, умение создать психологический комфорт. Психологи постоянно подчеркивают, что мы часто недооцениваем пользу мимики, жестов, своеобразного обращения к учащимся, юмор, специфические традиции — всё это не блажь, а коммуникативное мастерство педагога. Неожиданные ходы педагога во время занятий учащийся воспринимает более трепетно, чем назидания и отрицательные оценки. Важно соблюдать баланс: такие приемы не должны быть оскорбительными для учащегося и пересекать определенную грань между неформальностью и учебным процессом. [3, с. 158]

Безусловно, полностью избежать конфликтов в образовательной среде невозможно. В зависимости от того, насколько эффективно педагогами осуществляется социализация личности ребёнка, а именно усвоение духовных, нравственных ценностей, снижается вероятность возникновения любого рода конфликтных ситуаций. Круг педагогических технологий должен по максимуму разносторонним: проектные формы обучения, сотрудничество, информационно-коммуникативные технологии и т. д. Кроме того, необходимо учитывать, что со временем появляются новые тенденции в педагогических технологиях разрешения конфликтов. [1, с. 132]

Важной характеристикой конфликта является его динамика, которая отражается в этапах и стадиях конфликта. Их знание позволяет спрогнозировать ход конфликтной ситуации и выбрать правильную стратегию поведения в конфликте. Выбор стратегии поведения в конфликтной ситуации во многом определит ее развитие. Правильный выбор стратегии поведения позволит избежать или уладить конфликт.

Знание технологий рационального поведения в конфликте и правил самоконтроля эмоций позволит не допустить развитие назревающего конфликта или разрешить его с пользой для себя.

Таким образом, можно сделать вывод, что профилактика, прогнозирование конфликтов, расширение познаний в сфере управлении конфликтами — это основные направления деятельности педагога, а также любого управленца в решении межличностных противоречий, возникающих в любой организации или в любом учебном заведении.

Литература:

  1. Лимонова О. О., Грицкив М. А. Особенности конфликтов в педагогической сфере // Социально-экономические исследования, гуманитарные науки и юриспруденция: теория и практика. — 2016. — № 11. — с. 131–133.
  2. Селиванова Е. А. Психологическое обоснование роли учителя в управлении педагогическими конфликтами // Современные проблемы науки и образования. — 2014. — № 1. — С. 2–4.
  3. Шамшетдинов Рамис Рустемович. Виды конфликтов в образовательной среде. // Актуальные проблемы современной психологии и педагогики. — 2017. — № 1. — с. 156–162.
Основные термины (генерируются автоматически): конфликт, конфликтная ситуация, педагог, учащийся, дополнительное образование, ситуация, учебный процесс, групповое взаимодействие, образовательное учреждение, учебный материал.


Задать вопрос