Дополнительное образование по праву может занимать одно из важнейших мест составляющего образовательного пространства, сложившегося в современном российском обществе. Нужно отметить, что учреждения дополнительного образования детей, где осуществляется образовательная деятельность по дополнительным образовательным программам, приобрели новый статус. Задача таких учреждений теперь основывается не только на создании условий, при которых дети с раннего возраста активно развивались бы в согласии с их желаниями, интересами и потенциалом, непрерывно стремились бы узнать что-то новое, изучать окружающий мир, пробовать свои силы в творческой деятельности, но и в получении действительно того образования, которое бы послужило для них первой ступенью к поступлению в учреждения среднего и высшего профессионального образования.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 года утверждена Концепция развития дополнительного образования детей. Она направлена на воплощение в жизнь миссии дополнительного образования как социокультурной практики развития мотивации подрастающих поколений к познанию, творчеству, труду и спорту, превращение феномена дополнительного образования в подлинный системный интегратор открытого вариативного образования, обеспечивающего конкурентоспособность личности, общества и государства [3]. Такое образование принципиально расширяет возможности человека, предлагая большую свободу выбора, чтобы каждый мог определять для себя цели и стратегии индивидуального развития.
В Федеральном Законе «Об образовании в Российской Федерации» № 273 — ФЗ п. 7 ст.28 от 29.12.2012 г. указано, что каждое образовательное учреждение несет ответственность за качество предоставляемых образовательных услуг и образования своих выпускников [4].
Еще в 1992 году Министерством образования была разработана концепция управления качеством образования, целью которой было определение направлений проведения научных и практических работ для непрерывного повышения качества предоставляемых образовательных услуг и защиты интересов граждан и государства в получении высококачественного образования [1, с. 25–48]. Так же позже Приказом Министерства образования России от 17 июля 1998 г. N 1941 утверждена структура центрального аппарата министерства, включающая в числе прочих подразделений Управление контроля качества образования [1, с. 25–48].
Качество образования понимается как комплексная характеристика образовательной деятельности и подготовки обучающегося, выражающая степень их соответствия федеральным государственным образовательным стандартам, федеральным государственным требованиям и (или) потребностям физического или юридического лица, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность, в том числе степень достижения планируемых результатов образовательной программы [4]. Исходя из данного определения основной оценкой качества образования является его соответствие принятым образовательным стандартам. Дополнительное образование детей подчиняется общим государственным требованиям, но требует иных подходов управления с учетом всех особенностей образовательной среды. Главной особенностью такого образования является то что оно направленно на всестороннее удовлетворение образовательных потребностей человека в интеллектуальном, духовно-нравственном, физическом и (или) профессиональном совершенствовании. Именно поэтому предоставляемые образовательные услуги, должны удовлетворять основных социальных заказчиков (детей и их родителей), что является объектом внимания управления образования всех уровней и становится одним из главных показателей эффективности деятельности образовательного учреждения.
Для того чтобы определить уровень качества образования необходимы субъективные оценки соответствия этих параметров потребностям людей. Субъективные оценки важны уже в силу того, что они могут быть дифференцированы по регионам, социальным и демографическим группам и позволяют составить объемную картину образовательных потребностей общества. Поэтому качество образования — это комплексная характеристика условий образования, которая выражается в объективных показателях и субъективных оценках удовлетворения образовательных потребностей, связанных с восприятием людьми своего образовательного статуса в зависимости от культурных особенностей, системы ценностей и социальных стандартов, существующих в обществе.
В соответствии с таким пониманием качества образования нами был проведен внутренний мониторинг удовлетворенности родителей (законных представителей) качеством образовательных услуг в одной из детских школ искусств города Тюмень.
Мониторинг проходил в несколько этапов.
На первом этапе нами были обозначены цели, задачи, определен метод сбора информации, обозначены критерии и показатели исследования.
На втором этапе собрана и обработана информация, получены результаты.
На третьем этапе произведен анализ полученных результатов.
Цель мониторинга — выявление проблем дляповышения эффективности управленческой деятельности по обеспечению предоставления качественных образовательных услуг.
Задачи мониторинга:
- Определить уровень удовлетворенности родителей качеством образовательных услуг в ДШИ.
- Проанализировать результаты мониторинга.
- Составить рекомендации.
Объект мониторинга— удовлетворенность качеством образовательных услуг.
Мы выделили следующие критерии и показатели мониторинга:
- Отношение к занятиям:
– отношение ребенка;
– отношение родителя.
- Удовлетворенность организацией образовательного процесса:
– образовательная программа;
– график учебного процесса.
- Удовлетворенность условиями реализации образовательного процесса:
– материально техническое обеспечение;
– санитарно-бытовые условия.
- Творческая деятельность:
– концертная деятельность;
– конкурсная деятельность.
- Работа с родителями:
– собрания;
– открытые уроки;
– обратная связь.
- Отношения в коллективе:
– педагог — ребенок;
– педагог — родитель;
– ребенок — коллектив.
– ребенок, родитель — сотрудники учреждения.
На основании данных критериев была разработана анкета, включающая в себя 19 вопросов.
Всего в анкетировании приняло участие 150 человек.
Родителям необходимо было выбрать один вариант ответа из трех: да, нет, затрудняюсь ответить.
Расчет результатов производился по каждому вопросу с помощью нахождения среднего значения каждого варианта ответа.
В результате анкетирования мы должны были выявить три уровня удовлетворенности:
– от 80 % до 100 % — высокий уровень удовлетворенности;
– от 40 % до 80 % — средний уровень удовлетворенности;
– менее 40 % — низкий уровень удовлетворенности.
В ходе мониторинга удовлетворенности родителей качеством образовательных услуг, нам удалось выявить положительные и проблемные стороны.
На рисунке 1 представлены результаты вопросов, которые были направлены на выяснение отношения к занятиям, как со стороны ребенка, так и со стороны родителя. Мы видим, что по всем трем вопросам родители дали только положительный ответ и на данный момент в этой области проблем нет, положительно настроенные родители и дети только стимулируют к усовершенствованию качества образования.
Рис. 1.
На рисунке 2, представлены результаты вопросов следующего критерия, отвечающего за организацию образовательного процесса:
Рис. 2.
Мы можем увидеть, что уровень удовлетворенности родителей расписанием занятий высокий, но все же, не все родители однозначно могут утверждать, что полностью довольны
Далее мы можем видеть результаты критерия условий организации образовательного процесса, включающие санитарно-бытовые условия и материально-техническое оснащение. По диаграмме мы видим аналогичные результаты, которые показывают нам высокий уровень удовлетворенности условиями.
Рис. 3.
Такие вопросы, как удовлетворенность концертной и конкурсной деятельностью на сегодняшний день имеют самые тревожные результаты. Многие родители пока затрудняются дать ответ на эти вопросы, что может быть связано с небольшим сроком обучения их ребенка, а часть родителей вообще не довольны, что может быть связанно с той же причиной, но, факт остается фактом и такие результаты говорят нам о проблемах в этой области.
Рис. 4.
Что касается уровня компетентности педагога, то наибольшая часть родителей так же полностью ей удовлетворены. Вопросы четырнадцать, пятнадцать, шестнадцать основывались на работе с родителями. По их результатам мы можем сказать, что уровнем обратной связи, количеством родительских собраний и открытых уроков в целом родители довольны, но к этому вопросу необходимо подойти ъ серьезней.
Рис. 5.
Следующий ряд вопросов, отвечал за отношения в учреждении. По результат можно сделать вывод, что отношения педагог — ребенок, ребенок — родитель, ребенок — коллектив, ребенок, родитель и сотрудники ДШИ выстроены достаточно хорошо, а не большие погрешности носят индивидуальный характер, что не является проблемой широкого масштаба.
Рис. 6.
Проведенный мониторинг степени удовлетворенности качеством образовательных услуг показывает, что родители в целом удовлетворены качеством образовательных услуг, что говорит о соответствии работы учреждения, необходимым требованиям. Но проблемы, все же существуют и требуют дальнейшего их решения.
Когда полученные результаты, проанализированы и выявлены проблемные стороны, есть необходимость огласить результаты мониторинга преподавателям и администрации учреждения на заседании методического отдела, с целью принятия управленческих решений, направленных на улучшение качества образовательных услуг, опираясь на мониторинг удовлетворенности родителей.
Мы, исходя из результатов, предложим следующие рекомендации, которые советуем учесть при принятии решений и разработке дальнейшего плана устранения проблем:
- Поддержание благоприятного климата взаимодействия между всеми субъектами образовательного процесса.
- Включение родителей в школьную жизнь, с помощью совместных мероприятий.
- Поддержание результатов образовательного процесса.
- Увеличение числа родительских собраний, посвященных различным вопросам образования и воспитания.
- Увеличение числа открытых уроков, чтобы родители могли видеть и контролировать результаты своего ребенка.
- Организация концертной деятельности с возможностью выступления всех участников образовательного процесса.
- Организация конкурсной деятельности с возможностью участия всех учащихся.
Литература:
- Концепция управления качеством образования /Вестник образования. — М., 1992. — № 6–7. — С. 25–48.
- Приказ Минобразования РФ от 17.07.1998 N 1941 «О структуре центрального аппарата Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации».
- Распоряжение Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 года «Концепция развития дополнительного образования детей».
- Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273 — ФЗ п. 7 ст.28 от 29.12.2012 г.