В данной работе раскрыты перспективные направления рынка страхования в России, которые способствуют улучшению механизмов регулирования и расширенному воспроизводству финансово-экономического потенциала рынка страхования.
Ключевые слова: страхование, рынок, перспективы, стратегия
Изложение основного материала. На нынешнем этапе в связи с политической, экономической нестабильностью целесообразно рассмотреть пути улучшения и перспективные направления страхового рынка.
Федеральной службой по финансовым рынкам выявлены перспективные направления улучшения механизмов регулирования, а также надзора на страховом рынке:
‒ введение элементов рисково ориентированного надзора;
‒ переход на ежедневную отчетность страховщиков;
‒ разрешение проблемы высоких комиссионных страховых посредников;
‒ стандартизация правил страхования, внедрение стандарта договоров страхования, регулирование института актуариев, контроль за экономической обоснованностью тарифов;
‒ увеличение прозрачности российских страховщиков [2].
Согласно мировой практике, страховщики не являются причиной кризиса, в российских условиях рецессия оказывает отрицательное влияние на страховой рынок, который не может выполнять свою роль финансового стабилизатора.
Это вызвано доминирующей на рынке бизнес-моделью наращивания финансового потенциала, которая базируется на демпинге, проявляется в недорезервировании [4, с.53].
В России достаточно актуальна проблема улучшения надзора за страховщиками.
Рисковый подход должен создать условия, при которых компания, которая осуществляет наиболее рисковые операции, проводит наиболее агрессивную инвестиционную политику, должна обладать большей величиной капитала, нежели те, которые совершают наиболее консервативную финансовую политику.
Базируясь на концептуальных основах «Solvency II» (новая концепция надзора за платежеспособностью страховых организаций), следует отметить, что для увеличения финансовой устойчивости страховщиков России важно [5]:
‒ отказаться от имеющейся практики механического роста норм активов без их методического улучшения;
‒ внести изменения в Приказ Министерства финансов № 90н, которые учитывают историю и корреляцию убыточности разных разновидностей страхования и рискованность страхового портфеля, структуру активов страховой компании;
‒ диверсифицировать требования к страховым компаниям в зависимости от того, насколько велика в их портфеле доля договоров с физическими лицами;
‒ обязать страховщиков в полной объеме публиковать бухгалтерскую отчетность, форму № 6 «Отчет о платежеспособности», в печатных изданиях и глобальной сети Интернет;
‒ увеличить прозрачность процесса страхового надзора;
‒ на сайте ФСФР размещать отчетность страховщиков, информацию об их руководстве и собственниках;
‒ формировать институциональные и экономические предпосылки для исключения нецивилизованного ухода страховщиков с рынка.
На основании вышеизложенного в нынешних условиях окончания восстановительных процессов развития рынка страхования, его потенциала без модернизированных изменений на макроуровне, на уровне определенных страховщиков, носит инерционный характер.
Расширенное воспроизводство финансово-экономического потенциала относительно рынка страхования требует беспрекословного соблюдения принципов финансовой устойчивости и эквивалентности обязательств страховой организации, страхователя.
Перспективным направлением выступает «Стратегия развития страхового рынка до 2020 г». В тексте вышеуказанной стратегии подводятся итоги предшествующей программы «Стратегия развития страхования в России 2008–2012», приводится анализ состояния страховой отрасли на 31.12.2012 года, прописывается цель, задачи, задаются главные векторы развития страховой деятельности в России до 2020 г. [3].
Следует подметить, что данная стратегия выступает частью программы «Развитие финансовых и страховых рынков, создание международного финансового центра», которая утверждена Распоряжением Правительства России от 22.02.2013г. № 226-р. На основании чего имеется четкое представление о том, как в действительности будет видоизменяться страховая отрасль в намеченный промежуток времени, при этом не учитывается политическая и экономическая ситуация, складывающаяся в России с конца 2014 г. [3].
Цель Стратегии 2020г. заключается в комплексном содействии развитию страховой отрасли, в том числе: превращению ее в стратегически значимый сектор российской экономики, который обеспечивает: рост экономической стабильности современного общества; рост социальной защищенности граждан; понижение социальной напряженности в обществе посредством проведения эффективной страховой защиты имущественных интересов граждан и хозяйствующих субъектов; привлечение инвестиционных ресурсов в экономику государства [3].
Задачи, которые поставлены для достижения цели:
‒ формирование условий развития разновидностей добровольного страхования;
‒ уменьшение споров между страховыми организациями и страхователями;
‒ обеспечение баланса их интересов;
‒ формирование инструментов досудебного регулирования;
‒ рост постоянства и удобства инфраструктуры;
‒ обеспечение результативного применения бюджетных средств на страхование;
‒ усиление значимости страховой защиты.
Данные мероприятия направлены на рост действенности страховой отрасли.
Условиями реализации намеченной цели, исполнения задач выступает: рост уровня экономического, социального развития государства; действенное нормативно-правовое регулирование отрасли страхования, улучшение государственного страхового надзора, судебной системы, системы выполнения судебных решений; рост социальной ответственности бизнеса за исполнение принятых обязательств; развитие международного финансового центра в России [3].
Указанная программа работает с момента ее возникновения, поскольку с середины 2013 г. наблюдается существенное институциональное изменение страховой среды. Дать оценку ее действенности довольно трудно, поскольку она не завершена.
В общем, можно отметить, что такого рода программы задают вектор модификации отрасли страхования, выступая своеобразным планом действий к реорганизации механизма рынка страхования.
Таким образом, исследованные направления содействуют наиболее действенному развитию российского страхового рынка.
Литература:
- Аксютина, С. В. Страховой рынок РФ: проблемы и перспективы. Проблемы развития территории № 6 (74) — 2014. — С.115–126.
- Ивановская, О.Ю., Рейтинговая оценка страховых компаний мировым рейтинговым агентством А. М. BEST COMPANY // Финансы — 2016 — № 2.
- «Стратегия развития страховой деятельности в Российской Федерации до 2020 года» // [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://insurancebroker.ru/d/914450/d/strategiyarazvitiyarynkastrakhovaniyanaperioddo2020godadlyazasedaniyaprezidiumavss24.10.pdf
- Телепин, Я. В. Рейтинговая оценка надежности страховых компаний как фактор, предотвращающий банкротства // Страховое дело. — 2015. — № 5.
- Янова, С. Ю. Страховой рынок России: качество роста и проблемы развития [Текст] / С. Ю. Янова, Д. А. Горулев // Финансы. — 2015. — № 5.