Изучение личности преступника способствует успешному предупреждению отдельных преступных деяний, поскольку именно личность является исходным началом причин их совершения, основным и важным звеном всего механизма преступного поведения.
Исследование особенностей, присущих личности несовершеннолетних преступников, позволяет выбрать наиболее допустимые меры для исправления, способствует эффективной профилактике, а также индивидуальной воспитательной работе. Изучение личности несовершеннолетнего преступника представляет практический интерес — не только выявляются специфические причины и особенности механизма преступного поведения, но и появляются возможности «выработки воспитательно-предупредительных мер, особенно индивидуального характера, прогнозирования будущего поведения несовершеннолетнего преступника и молодежи…» [1, с. 85]
Основным критерием для выделения преступности несовершеннолетних из общей массы преступности служит возраст. «Именно возрастом обусловлены биологические, психологические и психические особенности личности. Возраст обуславливает определенный уровень развития сил, интеллекта, влечений и т. д. С первых лет жизни начинается процесс социализации личности, когда индивидом воспринимается окружающая действительность, в подсознании формируются определенные представления о ней, усваиваются социальные нормы. Как общественное существо человек складывается именно в детстве, на этот период приходится развитие интеллекта, умение анализировать и обобщать происходящие в окружающем мире события, способность предвидеть возможные последствия своей деятельности. Все это играет ключевую роль в дальнейшей жизнедеятельности» [2, с. 6].
Несовершеннолетние характеризуются специфическими особенностями психики, а именно − ее неустойчивостью, связанной с процессом становления личности, физического и духовного развития организма, полового созревания.
В таком возрасте у подростков зачастую имеется искаженное понимание сущности таких понятий, как нравственность, смелость, дружба, ответственность, предательство. С этим связаны ошибки в оценке отдельных лиц, явлений, событий, неумение оценить человека в совокупности всех его свойств и качеств.
Из-за неустойчивости психики несовершеннолетние легко поддаются внушению со стороны взрослых преступников, попадают под их пагубное влияние.
Как справедливо указывает Е. В. Рыженкова, «на формирование идеалов несовершеннолетних правонарушителей большое влияние оказывает «коллектив улицы», в частности сверстники, имеющие опыт антисоциального поведения, имеющие такие качества личности, как агрессивность, лень, безответственность, нечуткость и пр». [3, с. 131]
«Важной особенностью подросткового возраста является стремление к идеалу. У подростков-правонарушителей идеал часто не соответствует нормам морали. Их героями зачастую становятся те, кто отождествляет собой силу, разбой и бандитизм» [4, с. 359].
Несовершеннолетних характеризует повышенная возбудимость, резкая смена настроения, обостренное отношение ко всему окружающему, эмоциональная неуравновешенность, неустойчивость психики, стремление к самостоятельности и самовыражению, избыток сил и энергии, инициативность, стремление к лидерству, внушаемость, склонность к подражательству, излишняя доверчивость.
«У несовершеннолетних преступников часто проявляются психопатические свойства, которые не связаны с наследственностью и получены преимущественно из-за неблагоприятной среды жизни, образования и воспитания» [5, с. 578–579].
Таким образом, личность несовершеннолетнего преступника определяют такие характеристики, как эмоциональные и волевые свойства, возрастные и половые признаки, социально-демографичекие и культурно-образовательные качества. Изучение указанных показателей в совокупности способствует успешному предупреждению отдельных преступных деяний, поскольку именно личность является исходным началом причин их совершения, основным и важным звеном всего механизма преступного поведения.
Литература:
- Шайкова М. В. Психолого-криминологическая характеристика личности несовершеннолетних преступников // Российская наука и образование сегодня: проблемы и перспективы. — 2015. — № 2(5). — С. 85–88.
- Грудинин Н. С., Галынская Д. С. Личность несовершеннолетнего преступника // Вестник Уральского Финансово-Юридического института. — 2016. — № 4(6). — С. 5–10.
- Рыженкова Е. В. Личность несовершеннолетнего преступника // Инновационная наука. — 2017. — № 2–2. — С. 130–132.
- Джанибекова Н. А., Зарипов Ш. А. Особенности подросткового возраста и их влияние на правонарушения несовершеннолетних // Молодой ученый. — 2013. — № 7. — С. 357–359.
- Смирнов М. А., Шатова Г. Г. Некоторые особенности характеристики личностей несовершеннолетних преступников // Социально-правовая защита детства как приоритетное направление современной государственной политики: сб. мат. Межд. Науч.-практ. конф. — 2018. — С. 573–579.