В нашей стране сложилась ситуация, когда необходимо препятствовать распространению химических зависимостей уже в школе. Жизненно важно проводить беседы на классных часах, во время внеурочной деятельности педагога, классного руководителя или педагога психолога. С одной стороны, благодаря различным социальным мероприятиям, социальной поддержке со стороны государства увеличивается прирост населения, семьи решаются на второго, третьего и даже четвертого ребенка. В то же время с другой стороны, подростки и взрослые продолжают гибнуть от употребления или вследствие употребления психоактивных веществ. Несправедливое распределение материальных благ между разными прослойками населения стало источником несчастий для родителей и детей как из бедных, так и богатых семей.
В наши дни подростки приходят к выводу, что для полного удовлетворения потребности в удовольствиях, для успеха в жизни нужны только деньги и вседозволенность. Дети из бедных семей за денежное вознаграждение соглашаются на преступления, на воровство в гипермаркетах, даже в школе принуждают учеников из младших классов к воровству денег у учителей и т. д.
Богатым родителям как очень занятым людям некогда общаться со своими детьми. Часто состоятельные родители прибегают к помощи нянь, домашнего персонала, учителей языков, репетиторов по математике. Таким образом, утрачивается системность и целостность воспитания, теряются духовные ценности. Многие дети не обучены труду, у них нет обязанностей по дому, нет дежурства в классе, школы прибегают к услугам клининговых компаний, или приходят родители, чтобы убраться в классе. У детей формируется потребительское отношение к взрослым и высокомерное к сверстникам, они овладевают техниками манипулирования родителями и учителями. Создаются условия для процветания эгоизма, эгоцентризма, цинизма, зависти, лживости, ревности, вседозволенности.
Очевидно, что в профилактику химических и нехимических зависимостей должно входить устранение их социальных корней. Также необходима регулярная работа классных руководителей, педагогов-психологов как с детьми, так и с родителями. Доносить до родителей о необходимости положительного воздействия среды, об организации досуга детей. Например, посещение спортивных секций, музыкальных школ, организация обязанностей ребенка по дому, взращивание нравственности и любви к себе.
Норы нравственности — обязательный элемент мировых религий. Любые нормы являются ограничениями свободы, но нравственные нормы определяют пространство безопасного и правильного поведения людей, как правила движения на дорогах. Нужно стремиться их соблюдать как законы природы для своего же блага.
Человек волен выбирать тактику и стратегию своего поведения, и поэтому может по собственному желанию отказаться от нравственных норм.
В настоящее время мы видим, как в России, так и за рубежом, тысячи примеров того, что люди, освободившиеся от нравственных норм, добившись больших богатств и власти, умирают от передозировки наркотиков, алкоголизма, от цирроза печени, атеросклероза сосудов и других болезней. Нравственные нормы соотносятся с биологическими, трансформируются в них. Большие возможности для получения удовольствия должны сочетаться с нравственным и интеллектуальным регулированием их выбора.
Таким образом, очевидно, что профилактика химических зависимостей должна включать возрождение нравственности у родителей и взращивании у детей. Источником ее также может служить богатая нравственная культура наших народов. Работникам образования необходимо обратить внимание на необходимость уроков культурологии, бесед и тренингов с психологом.
Руководители страны, службы здраво- правоохранения, зная ситуацию, бьют тревогу. В средствах массовой информации освещается, что «наркомания, алкоголизм, табакокурение представляют глобальную угрозу для здоровья населения страны и национальной безопасности. Масштабы и темпы распространенности химических зависимостей таковы, что ставят под вопрос физическое и моральное здоровье подростков и будущее их значительной части, социальную стабильность российского общества уже в ближайшей перспективе».
Несмотря на предупреждения врачей, учителей, служащих правоохранительных органов, также информирование людей о страшных болезнях и уродствах постерами, наклейками на табачных изделиях, ситуация не меняется, распространение употребления психоактивных веществ продолжается.
Этому способствуют социально- экономические условия: развращение молодежи; забвение духовных и культурных ценностей своего народа и усвоение далеко не лучших образцов западной культуры; ориентированность на личное обогащение, а население — на потребление.
Государство против химических зависимостей, с ними ведут борьбу медики, полиция, муниципальные учреждения, общественные организации, средства массовой информации. В этой борьбе принимают участие миллионы людей. Их больше, чем распространителей наркотиков, но тем не менее пока нет заметных успехов. Аналогичная ситуация во всем мире. Поэтому уже каждому ребенку должно быть ясно, что только он сам может защитить себя, призвав все благоразумие, внемля голосу инстинкта самосохранения, наконец.
Каким бы ни был социальный строй, не следует уповать только на помощь общества — свое собственное здоровье нужно беречь самому. В этом и заключается здравомыслие и любовь к себе. В свою же очередь семья, школа — должны стать надежной защитой от всех видов зависимостей.
Торговцам наркотиками очень легко себя оправдать — они продают средство для снятия боли и стресса, для получения удовольствия, и то потому, что им за это очень хорошо платят. А что касается тяжелых последствий, утверждают наркодельцы, зависимые создают их сами, и поэтому сами в них виноваты. Более того, торговцы наркотиками утверждают, что они облегчают проведение естественного отбора. Схема их рассуждения такова: умные, здоровые, высоконравственные молодые люди наркотики употреблять не станут; наркоманами и алкоголиками становятся люди с моральными или интеллектуальными изъянами, из которых все равно ничего хорошего не получится, так пусть они скорее вымрут и освободят общество от своего присутствия. Принять такое циничное обоснование мы не можем. И не только потому, что оно преступно. Но и потому, что в нашем обществе не обеспечено должное воспитание и образование, необходимое для формирования иммунитета к психоактивным веществам.
Бороться нужно не с подростками-наркоманами, а с ошибками взрослых людей, создавших благоприятные условия для распространения химических заболеваний. В детях необходимо взращивать нравственность и здоровый эгоизм к собственному физическому и психическому здоровью. Так каким же образом необходимо научить детей к любви к себе?
Итак, рассмотрим любовь как принцип, любовь как чувство. Человек постигает мир ментально и эмоционально, при помощи любви и разума. Сила разума дает ему возможность постигнуть сущность предмета, вступая в активные отношения с ним. Сила любви дает возможность разрушить стену, отделяющую одного человека от другого. Сила чувства (любовь) и сила мышления (разум) — это две различные формы постижения мира. Но вряд ли какое-нибудь другое слово окружено такой двусмысленностью и путаницей, как слово «любовь».
Его используют для обозначения почти каждого чувства, не сопряженного с ненавистью и отвращением. Оно включает все: от любви к мороженому до любви к симфонии, или до глубокого чувства близости. Подлинная любовь коренится в плодотворности. Предметы любви могут быть разными (к матери, к ребенку, людям, к себе и т. д.), но основные элементы присутствуют во всех формах плодотворной любви — это забота, ответственность, уважение и знание. Таким образом, любить себя плодотворно, значит заботится, чувствовать ответственность за свою жизнь. Уважение — способность видеть себя таким, какой есть, понимать свою индивидуальность и уникальность. Многим проще понимать любовь к другим, а вот о любви к себе говорить стыдно. Искажается золотое правило: «Возлюби ближнего своего, как самого себя». Любовь к своему собственному «Я» нераздельно связана с любовью к другому существу. Если ребенка научить любить себя, тогда и его отношение к другим будет меняться.
Эгоизм в корне отличается от любви к себе. Эгоистичного человека волнует только собственное «Я», он желает всего хорошего только для себя, чувствует удовлетворение не когда отдает, а когда берет. Близких людей он использует для удовлетворения собственных потребностей. Эгоистичный человек любит себя не слишком сильно, а слишком слабо, более того, он себя ненавидит из-за отсутствия созидательности, способности строить себя. Он чувствует себя опустошенным, несчастным и поэтому судорожно силится урвать у жизни удовольствия и блага. У эгоиста отсутствует полное принятие себя, свое личности. Это-то и заставляет его постоянно брать, употреблять ПАВ, чтобы заполнить внутреннюю пустоту.
Что же требуется от нас, в чем заключается практика любви к себе?
- Убежденность в необходимости любви вообще. Понимание того, что любовь — смысл человеческого существования.
- Дисциплина. Забота о своем теле, чтобы оно своими болезнями не отвлекало от духовного роста. Забота о своем уме, давая ему пищу в виде книги, идеи. Строить отношения с другими людьми, учиться чувствовать свои чувства и адекватно их выражать. Тренировать свою волю, делая не только, что нравится, но и то, что нужно и полезно.
- Сосредоточенность. Ставить цели для самосозидания, составлять план реализации и выполнять его. Причем уделять этому определенное время.
- Терпение. Учиться любить себя, на это не жалеть времени.
- Заинтересованность. Научиться оставаться наедине с собой, ощущать свое «Я» — центр и источник своих сил, творца своего мира.
Вот такой любовью мы должны любить себя, своих ближних, учить детей любви и заботе о себе.
Литература:
- Л. С. Фридман, Н. Ф. Флеминг, Д. Х. Робертс, С. Е. Хайман. Наркология. Пер. с англ. — М.; СПб.: Издательство «БИНОМ» — «Невский диалект», 1998.-318.
- Проф. Джон А. Саломзес, проф. Вэлд Чебурсон, Док. Георгий Соколовский. Наркотики и общество. Москва. ООО «Иллойн». 2000, 192 с.
- Фромм Э. Искусство любить. Нью-Йорк. (1956–1974).