В статье изучаются основные механизмы, направленные на улучшение жилищных условий многодетных семей в Свердловской области, анализируется их практическая целесообразность. Проводится анализ современного законодательства Свердловской области.
Ключевые слова: социальные поддержка, многодетные семьи, земельные участки однократно бесплатно в собственность, социальные выплаты.
Одним из механизмов, направленных на улучшение жилищных условий семей, имеющих трех и более детей, является предоставление однократно бесплатно в собственность земельных участков.
В соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации земельный участок, находящейся в государственной или муниципальной собственности, предоставляется многодетным семьям во внеочередном порядке. Порядок предоставления данной категории граждан земельных участков устанавливается органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
25 марта 2016 года Единая Россия провела социальный форум «Эффективная социальная политики: новые решения», в работе которого принял участие Председатель Правительства Российской Федерации Д. А. Медведев. Решения данного форума легли в основу предвыборной компании партии, а перечень поручений Председателя Правительства Российской Федерации Д. А. Медведева от 02.04.2016 № ДМ-П12–1826 стал обязателен для исполнения для федеральных и региональных органов власти.
Предлагаю обратить внимание на пункт 11 данного перечня, который обязует субъекты Российской Федерации в течение трех лет ликвидировать очередь из многодетных семей, состоящих на получение однократно бесплатно в собственность земельного участка под индивидуальное жилищное строительство. Для иллюстрации исполнения данного поручения высшими должностными лицами субъектов Российской Федерации возьмем Свердловскую область.
В перечне поручений Председателя Правительства Российской Федерации Д. А. Медведева от 02.04.2016 № ДМ-П12–1826 (далее — перечень поручений) речь идет о многодетных семьях, стоящих по состоянию по состоянию на 01 апреля 2016 года на учете в качестве лиц, имеющих право на получение в органах местного самоуправления муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области в отношении земельных участков муниципальной собственности, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, и на учете в Министерстве по управлению государственным имуществом Свердловской области муниципальной собственности в отношении земельных участков, находящихся в государственной собственности Свердловской области.
Если смотреть текущую ситуацию, то по состоянию на 01.08.2018 по информации Министерства по управлению государственным имуществом из числа многодетных семей, включенных в областную очередь, необеспеченными земельными участками остаются 5002 семьи.
К примеру, по сводной информации Министерства по управлению государственным имуществом по состоянию на 01.07.2018 в Свердловской области количество граждан, включенных в очередь на предоставление однократно бесплатно в собственность земельных участков, составляет:
‒ включенных в областную очередь — 23 436 (в том числе 8 658 — многодетные семьи),
‒ включенных в муниципальную очередь — 67 779 (в том числе 18 372 — многодетные семьи).
Из приведенных выше цифр видно, что основная нагрузка по обеспечению многодетных семей земельными участками однократно бесплатно в собственность ложится на органы местного самоуправления, денежные средства у которых весьма ограничены. В соответствии с законодательством Российской Федерации земельные участки должны иметь необходимую инженерную инфраструктуру и обладать транспортной доступностью.
Под инфраструктурой в данном случае понимается не объекты социальной инфраструктуры (социальная инфраструктура — система объектов образования, дошкольного воспитания, здравоохранения, социального обеспечения, бытового обслуживания, торговли, культуры, спорта, досуга, иных социально значимых объектов обслуживания населения), а комплекс объектов и инженерных сооружений, предназначенных для оказания услуг в сферах электро-, газо-, тепло-, водоснабжения, водоотведения, электроэнергетики, а также сеть автомобильных дорог.
В Свердловской области для ликвидации существующей очереди была образована межведомственная рабочая группа, включающая представителей Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области, Министерство строительства и развития инфраструктуры Свердловской области, Министерство транспорта и дорожного хозяйства Свердловской области и Министерство энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Свердловской области. Рабочей группой было подписано Соглашение о взаимодействии и подготовлен план мероприятий («дорожная карта») по предоставлению в течение трех лет многодетным семьям, состоящим на 01.04.2016 в очереди на получение земельного участка бесплатно в собственность для индивидуального жилищного строительства, земельных участков с подведенной инфраструктурой на 2016–2019 годы.
По итогам встреч было принято решение ограничится подключением земельных участков к сетям электроснабжения и реализацией мероприятия по строительству автомобильных дорог общего пользования местного значения к земельным участкам, планируемым к формированию и предоставлению гражданам, имеющим трех и более детей, для индивидуального жилищного строительства в собственность бесплатно.
Так по мероприятию «Строительство объектов коммунальной инфраструктуры для обустройства земельных участков, предназначенных для массового жилищного строительства экономического класса, в том числе малоэтажного» в рамках государственной программы Свердловской области «Реализация основных направлений государственной политики в строительном комплексе Свердловской области до 2024 года», утвержденной постановлением Правительства Свердловской области от 24.10.2013 № 1296-ПП, на 2018 год предусмотрено 78,6 млн. рублей из областного бюджета, на 2019 год — 74,6 млн. рублей[1].
В рамках государственной программы Свердловской области «Развитие транспортного комплекса Свердловской области до 2024 года», утвержденной постановлением Правительства Свердловской области от 25.01.2018 № 28-ПП по мероприятию «Строительство и реконструкция автомобильных дорог общего пользования местного значения» предусмотрено в 2018 году 76,7 млн. рублей, в том числе 3,8 за счет средств местного бюджета, в 2019 году — 136,8 млн. рублей, в том числе 6,8 млн. рублей за счет местного бюджета[2].
Однако выделенных средств, что следует из количества представленных многодетным семьям земельных участков, недостаточно.
19 июля 2018 года были внесены поправки в Закон Свердловской области «Об областном бюджете на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов» (Закон Свердловской области от 19 июля 2018 года № 87-ОЗ «О внесении изменений в Закон Свердловской области «Об областном бюджете на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов»), предусматривающие в том числе 300,0 млн. рублей на предоставление многодетным семьям социальных выплат взамен земельного участка[3] (главным распорядителем средств по данному мероприятию выступает Министерство строительства и развития инфраструктуры Свердловской области).
Рассмотрим механизм представления таких социальных выплат многодетным семьям.
Так, исходя из текста проекта постановления «Об утверждении размера социальной выплаты гражданам, имеющим трех и более детей, взамен предоставления в собственность бесплатно земельного участка, находящегося в государственной собственности Свердловской области, а также порядка и условий ее предоставления», многодетным семьям, состоящим на учете граждан в качестве лиц, имеющих право на предоставление в собственность бесплатно земельных участков, находящихся в государственной собственности Свердловской области, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет направляются уведомления о возможности получения социальной выплаты взамен земельного участка.
Данный проект постановления устанавливает социальную выплату в размере 200 тысяч рублей. Размер социальной выплаты определяется как средняя кадастровая стоимость земельных участков.
В случае отказа многодетной семьи от земельного участка ей предоставляется социальная выплата, которую они могут расходовать в соответствии со своими нуждами.
Общий объем ассигнований, рассчитанный Министерством по управлению государственным имуществом Свердловской области на данное мероприятие, составляет 972,0 млн. рублей на 2018 и 2019 года. Соответственно при формировании законопроекта об областном бюджете на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов 672,0 млн. должны будут включены в государственную программу в сфере строительства.
Получается ситуация, при которой объем субсидии, установленный областным Правительством, недостаточен для улучшения жилищных условий семей, имеющих трех и более детей. И в целом данная мера направлена исключительно на выполнение перечня поручения, а не на реальное улучшение жилищных условий многодетных семей.
Можно предположить, что большая часть многодетных семей, воспользующихся данной мерой поддержки, социальную выплату направит на иные нужды, тем самым качественного улучшения ситуации не произойдет. Статус нуждающейся в улучшении жилищных условий семья не потеряет, а у областного бюджета возникает нецелевая статья расходов почти в 1 миллиард рублей.
В ходе исследования, проведенного в органах исполнительной власти Свердловской области, было получено интересное мнение о том, что поддержка должна быть осуществлена сопоставимо личному вкладу каждой семьи. К примеру, одной из предлагаемых мер, направленных на улучшение жилищных условий многодетных семей, может стать предоставление социальной выплаты размером 50 на 50 от вложенных многодетной семьей средств на депозитный счет с возможностью использования льготной ипотеки.
Реализация демографической политики и поддержка семей, имеющих трех и более детей, — необходимая мера в современной России, однако выбранные механизмы не всегда эффективны, так как по большей части формируют иждивенческий характер отношений между государством и обществом, формируя ситуацию, при которой часть родителей принимает решение о рождении третьего и последующего ребенка с целью улучшения своего материального положения за счет помощи государства.
Литература:
- Закон Свердловской области от 07.07.2004 № 18-ОЗ «Об особенностях регулирования земельных отношений на территории Свердловской области»
- Закон Свердловской области от 19 июля 2018 года № 87-ОЗ «О внесении изменений в Закон Свердловской области «Об областном бюджете на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов»
- Постановление Правительства Свердловской области от 24.10.2013 № 1296-ПП (ред. от 04.07.2018) «Об утверждении государственной программы Свердловской области «Реализация основных направлений государственной политики в строительном комплексе Свердловской области до 2024 года»
- Постановление Правительства Свердловской области от 25.01.2018 № 28-ПП (ред. от 29.03.2018) «Об утверждении государственной программы Свердловской области «Развитие транспортного комплекса Свердловской области до 2024 года»
- Годовая и полугодовая отчетность Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области — Официальный сайт http://mugiso.midural.ru/region/index.php
- Годовая отчетность по Государственной программе Свердловской области «Реализация основных направлений государственной политики в строительном комплексе Свердловской области до 2024 года» — Официальный сайт Министерства строительства и развития инфраструктуры Свердловской области https://minstroy.midural.ru/article/show/id/1003
[1] Постановление Правительства Свердловской области от 24.10.2013 № 1296-ПП (ред. от 04.07.2018) «Об утверждении государственной программы Свердловской области «Реализация основных направлений государственной политики в строительном комплексе Свердловской области до 2024 года», – система «Консультант Плюс»
[2] Постановление Правительства Свердловской области от 25.01.2018 № 28-ПП (ред. от 29.03.2018) «Об утверждении государственной программы Свердловской области «Развитие транспортного комплекса Свердловской области до 2024 года», – система «Консультант Плюс»
[3] Закон Свердловской области от 19 июля 2018 года № 87-ОЗ «О внесении изменений в Закон Свердловской области «Об областном бюджете на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов» , – система «Консультант Плюс»