В статье рассматриваются факторы, формирующие современную уголовно-исполнительной политику, а также совокупность их составляющих. Раскрывается значимость данных факторов в разрезе исторических периодов Российского государства и нынешних проблем уголовно-исполнительной политики России.
Ключевые слова: уголовно-исполнительная политика, факторы, наказание, преступление, история, государство.
In the article the factors forming the modern criminal-executive policy, as well as the totality of their components are considered. The significance of these factors is revealed in the context of the historical periods of the Russian state and the current problems of the criminal executive policy of Russia.
Keywords: criminal-executive policy, factors, punishment, crime, history, state.
Уголовно-исполнительна политика России представляет собой деятельность государства, направленную на эффективное применение уголовных наказаний с целью перевоспитания и возвращения в общество законопослушного гражданина. Государство, формируя уголовно-исполнительную политику, создает ее в рамках различных факторов, обоснованных особенностью России. К факторам, оказывающим влияние на уголовно-исполнительную политику современного Российского государства относятся следующие:
– экономические;
– политические;
– социальные;
– духовные.
Первая группа факторов — экономические, базируются на экономике России и ее стабильности, поскольку только экономически стабильное государство способно обеспечивать развитие функционально значимых единиц страны. Наличие должного финансирования со стороны государства — это главный фактор обеспечения эффективности становления уголовно-исполнительной политики. Важность должного уровня финансовой поддержки со стороны государства обуславливается необходимость создания уголовно-исполнительной политики в соответствии международными правовыми актами. Вступление России в Совет Европы в конце XX века, периодическая ратификация международных документов заставляют уголовно-исполнительную политику быть на уровне с другими странами. Подписание этих документов, не означает воплощение установленных норм в жизнь, ведь цели, поставленные еще в конце прошлого столетия до сих пор с трудом, достигаются и все по причине отсутствия должного финансирования и экономической стабильности России. В качестве примера следует указать ныне действующую Концепцию развития уголовно-исполнительной политики России до 2020 года, которая содержит положения по устройству исправительных учреждении в соответствии с международными нормами, на осуществление которых необходимо потратить не один годовой бюджет страны. Также, следует отметить, что закрепленные в 2011 г. в уголовном кодексе принудительные работы стали применяться к осужденным только с 1 января 2017 г., к сожалению, арест до сих пор не осуществим в качестве наказания по причине отсутствия арестных домов. Для России в перечень экономических факторов следует отнести еще и уровень материального обеспечения граждан по причине того, что государственных бюджет формируется за счет налогов, основными налогоплательщиками, как известно, в России выступают именно граждане. Еще одной особенностью России, влияющей на становление уголовно-исполнительной политики, является ее экономическая территориальная особенность.
Совокупность политических факторов следует рассматривать в разрезе внешнеполитических и внутриполитических показателей. Внешнеполитические строятся на влиянии международных правовых документов, подписание которых для России является принятием, закреплённых в них норм и направление курса уголовно-исполнительной политики только в рамках указанных правил. Значимость международных правовых актов обуславливается отражением в них современных мировых взглядов на содержание осужденных и применении к ним средств исправления, а также их незыблемостью и независимостью перед деятельностью различных государств.
Внутриполитические факторы отражают идеологию правящей власти государства. К основным политическим показателям следует отнести уровень развития демократии, защиты прав и свобод человека. В данном временном промежутке Россия следует курсом демократизации власти, а для уголовно-исполнительной политики выбрана цель гуманизации наказаний. К сожалению, во времена существования СССР и тоталитарного режима государственная власть была направлена на устрашение граждан. А система уголовных наказаний строилась на применении осужденных как бесплатной рабочей силы, которым следует «искупить грехи» посредством государственной кары. Немаловажным показателем того времени является применение наказаний к противникам действующей с целью устранения политических конкурентов.
Следующий фактор — это социальный. Социальная направленность России закреплена в Конституции, согласно которой направления деятельности государства строятся на основе мнения народа, исходя из приоритета прав граждан. На социальный фактор влияют показатели количества преступлений, соответственно, чем уровень преступности ниже, тем более гуманна уголовно-исполнительная политика. В обратных случаях, когда численность преступлений имеет тенденцию к увеличению, особенно это относится к преступлениям тяжкой и особо тяжкой категории, государством осуществляется принятие жестких мер. Значимым показателем в формировании правил уголовно-исполнительной политики являются научные разработки ученных, выбравшим своим призванием уголовно-исполнительную сферу. Благодаря их исследованиям осуществляется обучение новых специалистов. Также на основе их деятельности проводится разработка принципиально новых методик по обращению с осуждёнными, что позволяет уменьшать уровень отрицательных последствий наказаний.
Значимость духовного фактора строится на развитии уровня нравственности и морали у граждан. Естественно, для граждан вышедшие на свободу вчерашние осужденные кажутся угрозой для их мирной жизни. В целом, критическое отношение к преступности и формирует мнение о вновь вышедших на свободу. Для предотвращения конфликта государство обосабливает осужденных от иных граждан. Им назначаются наказания в изоляции от общества и проводится утяжеление условий их скорейшего освобождения из мест заключения. Поэтому так важен современный курс направления уголовно-исполнительной политики — перевоспитать и вернуть в общество полноправным гражданином без последствий рецидива.
Таким образом влияние данных факторов на становление уголовно-исполнительной политики велико. Именно данный обобщённый перечень экономических, политических, социальных и духовных факторов позволил создать действующую уголовно-исполнительную политику и выстроить ее дальнейший курс развития.
Литература:
- Концепция развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года, утвержденная Распоряжением Правительства Российской Федерации от 14 октября 2010 г. № 1772-р г.
- Смирнов, Л.Б. Генезис и эволюция уголовно-исполнительной политики России: монография. / Л.Б. Смирнов. — СПб.: ИВЭСЭП, 2014.
- Уголовно-исполнительное право России: теория, законодательство, международные стандарты, отечественная практика конца XIX — начала XXI века: Учебник для вузов Под ред. д. ю. н., проф. А. И. Зубкова. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Норма, 2006. — 720 с.
- Уголовно-исполнительное право России: Учебник / В.И. Селиверстов, В.А. Геранин, В.А. Казакова; Под ред. В.И. Селиверстова. — 7 изд., перераб. и доп. — М.: Норма: НИЦ ИНФРА-М, 2014. — 448 с.: