В статье приводится значимость применения мультимедийной технологии, позволяющей открывать путь в использовании информационных технологий в образовании, позволяющую решать одну из ключевых проблем стратегического планирования — путь к модернизации системы образования в целом.
Ключевые слова: мультимедиа, тренировка, физическая нагрузка, спорт.
The article highlights the importance of using multimedia technology to open the way in the use of information technologies in education, which allows solving one of the key problems of strategic planning — the way to modernizing the education system as a whole.
Key words: multimedia, training, physical activity, sport.
За последнее время сложнокоординационные виды спорта, в частности, такие как гимнастика, акробатика, художественная гимнастика, слалом и др., сделали колоссальный шаг в сложности соревновательных программ. От спортсменов сегодня требуется высокий уровень владения телом, что связано с необходимостью совершенствования технических навыков. Кроме того, существенно возросло соперничество на международном уровне. Это указывает на необходимость дальнейшей разработки наиболее совершенных методов управления процессом спортивной подготовки за счет оптимизации технологии управления учебно-тренировочным процессом, который должен строиться с учетом индивидуальных возможностей и особенностей становления спортивного мастерства.
Одним из условий эффективности тренировочного процесса является применение современных инновационных технологий в тренировочном процессе, в частности мультимедийных обучающих систем, мультимедийных контролирующих программ и тестов и т. д.
Большую роль в информационном обеспечении тренировочного процесса играют видеоматериалы, позволяющие наиболее наглядно представлять информацию, связанную с динамическими процессами, например, при обучении различным двигательным действиям, анализе биомеханических характеристик, тактических действий и т. п. Такие материалы могут использоваться как самостоятельно в виде отдельного тематического видеофильма, так и быть компонентами соответствующих программно-педагогических средств. С появлением цифровых видеокамер и специальных программ обработки цифровой видеоинформации (Windows Movie Maker, Adobe Premiere, Pinnacle Studio, Ulead VideoStudio, Sony Vegas и др.) позволяющих производить захват, редактирование и вывод видеоинформации на различные носители (CD, DVD, видеопленку), значительно облегчилась работа по созданию дидактических материалов с включением видеоинформации.
В этом плане определенный интерес представляют мультимедийные обучающие и контролирующие программы. Структура обучающих программ определяется их задачами, которые в данном случае заключаются в следующем:
- Представление в мультимедийном режиме основных фаз движения.
- Моделирование эффективной техники спортсмена с учетом его биомеханических параметров.
- Контроль и самоконтроль технической подготовленности спортсменок.
Таким образом, обучающие мультемедийные программы в зависимости от задач учебно-тренировочного процесса можно использовать как тренажер, обучающую систему, применять в проведении диагностики и оценки уровня знаний и умений.
Использование подобных программ в тренировочном процессе имеет принципиальные отличия по сравнению с традиционными формами и методами работы, например:
- Возможность формирования технических навыков спортсмена в условиях направленной деятельности тренера, коренным образом изменяя его функции.
- Использование в большей степени индивидуально-групповой формы организации тренировочного процесса.
- Осуществление контроля и самоконтроля успешности усвоения техники изучаемого элемента.
- Возможность повторения необходимого числа раз любой части изучаемого материала каждым спортсменом (особенно это касается возможности просмотра видеофрагментов, включая просмотр в обычном режиме, медленном, в режиме стоп-кадра).
- Более высокий уровень и скорость усвоения технического элемента.
Кроме всего выше сказанного хочется отметить, что в перспективе важную роль в системе подготовки спортсменов могут играть 3D технологии. Как известно трехмерное представление информации является наиболее привычным и наглядным для человека: через зрение человек получает около 80 % всей воспринимаемой информации. Различные системы 3D визуализации и виртуальной реальности уже хорошо себя зарекомендовали с экономической точки зрения во многих отраслях, в силу их относительно дешевой реализации, и с развитием компьютерной техники, они все больше будут приобретать популярность в различных областях человеческой деятельности. Что же касается спорта и, особенно, сложнокоординационных видов, то здесь на данном этапе необходимо всесторонне изучить их возможности, разработать конкретные направления создания и реализации для решения профессиональных задач. Уже сегодня можно говорить о возможности широкого использования различных виртуальных тренажеров и обучающих систем с применением 3 D технологий в учебно-тренировочном процессе, например, при обучении сложнокоординационным упражнениям и идеомоторной тренировке в таких видах спорта как спортивная гимнастика, акробатика, художественная гимнастика и др. Однако для решения этих задач необходима консолидация специалистов из различных сфер деятельности: специалиста, обладающего знаниями в конкретном виде спорта, специалиста по 3 D технологиям и др.
В заключении следует отметить, что большая конкуренция в спорте высших достижений обязательно приведет к поиску и внедрению в учебно-тренировочный процесс самых передовых технологичных средств и методов обучения и тренировки, а спорт в этом плане является хорошим полигоном для обкатки этих технологий.
Литература:
- Андресен Б. Бент. Мультимедиа в образовании: специализированный учебный курс /авторизованный пер. с англ. — 2-е изд., испр. и дополн. — М.: Дрофа. — 2007. — 224 с.
- Абдулахатов А. Р., Яхшиева М. Ш., Каримова Н. О.Образование, развитие и физическое воспитание в дидактических процессах/ Образование и воспитание. — № 1(06). — 2016. — С.1.
- Яхшиева М. Ш., Алимкулов С. О.. Яхшиева З. Ш. Гимнастика-здоровый образ жизни./ Электронное учебное пособие. DGU 03726. — 2016.
- Примов Ш., Яхшиева М. Ш., Алимкулов С. О., Яхшиева З. Ш. Требования к мастерству учителя на уроке. / Инновационные педагогические технологии. II Международная научная конференция. Казань. — 2015. — С. 34–36.