В настоящее время в мире много мелких действующих вооруженных конфликтов, а также территорий с неблагополучными условиями жизни. Естественно, что люди, проживающие на таких территориях, стремятся улучшить свое положение, да и просто спасти свою жизнь и жизнь близких людей. Именно поэтому ежегодно огромное количество людей покидают свое прежнее место жительства из-за вооруженных конфликтов, расовых гонений, дискриминации. Проблема беженцев и вынужденных переселенцев затрагивает не только страны Европы, но также Россию и Ближнее Зарубежье, а также иные регионы мира. Проблема уже давно вышла из ряда внутренних и носит международный характер. Именно поэтому практически каждые двусторонние и многосторонние встречи глав государств и правительств не обходятся без обсуждения данных вопросов.
Согласно отечественному законодательству, беженец — это лицо, которое не является гражданином Российской Федерации и которое в силу вполне обоснованных опасений стать жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений находится вне страны своей гражданской принадлежности и не может пользоваться защитой этой страны или не желает пользоваться такой защитой вследствие таких опасений; или, не имея определенного гражданства и находясь вне страны своего прежнего обычного местожительства в результате подобных событий, не может или не желает вернуться в нее вследствие таких опасений [1]. Таким образом, беженец для российского законодательства — это человек, который покинул свою родную страну в силу определенных обстоятельств и приехал в Россию, желая обрести здесь постоянное место жительства, не имеющий, при этом, гражданства Российской Федерации. Разумеется, не каждый человек может рассчитывать на получение данного статуса и, соответственно, правами и льготами, которые предоставляются с приобретением статуса беженца. Так, например, беженцем не может быть человек, совершивший тяжкое преступление, которое признанно таковым законодательством России, а также лицо, за которым органы родной страны признают права, обязательства, связанные с гражданством этого государства.
Вынужденный переселенец — это гражданин Российской Федерации, покинувший место жительства вследствие совершенного в отношении его или членов его семьи насилия или преследования в иных формах либо вследствие реальной опасности подвергнуться преследованию по признаку расовой или национальной принадлежности, вероисповедания, языка, а также по признаку принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений, ставших поводами для проведения враждебных кампаний в отношении конкретного лица или группы лиц, массовых нарушений общественного порядка [2]. Таким образом, вынужденными переселенцами могут быть признаны как иностранные подданные, имеющие статус гражданина РФ, так и граждане России, переехавшие из одного субъекта в другой.
Главное отличие вынужденного переселенца от беженца в том, что первый обладает всеми правами гражданина Российской Федерации.
При характеристике правового положения беженцев и вынужденных переселенцев в России следует заметить, что в законодательстве СССР отсутствовали положения интересующего нас вопроса, поэтому понятие беженца или вынужденного переселенца является довольно новым для современного российского законодательства. Присоединившись к «Конвенции о защите прав человека», Россия поняла всю актуальность данной проблемы. Начали приниматься законы, иные НПА, которые бы регулировали правовое положение беженцев и вынужденных переселенцев.
Обязательства, которые Россия взяла на себя с присоединением к международным организациям в области защиты прав человека, с одной стороны, и стремление обезопасить границы государства, жителей страны, необходимость решения в первую очередь внутренних проблем, стремление не повторить печальный опыт некоторых стран Европы, страдающих от наплыва беженцев из Африки, с другой, а также малый опыт в регулировании вопросов миграции населения, во многом объясняют то, что механизм законодательного регулирования в решении проблем беженцев и вынужденных переселенцев далек от совершенства. Ведь изначально государственная политика в данной области действовала не на защиту и опеку самих эмигрантов, а на защиту интересов государства. Зачастую чиновники игнорируют проблемы данной категории населения, отказывая в оформлении документов, затрудняя их получение бюрократическими проволочками, в предоставлении гражданства и в государственной поддержке, рассматривают беженцев, как некую «обузу». СМИ растиражировали образ переселенца, преподнося его как потенциально опасную личность из неблагополучных стран СНГ и третьего мира
В качестве основных правовых проблем для характеризуемой нами категории людей, в том числе и в Волгоградской области, можно назвать отказ в предоставлении статуса. Главными причинами отказа могут являться:
Во-первых, если заявитель в качестве причины переезда из родной страны указывает экономическую. В таком случае отказ в предоставлении статуса основывается на том, что мигрант не предоставил сведений о реальной угрозе жизни;
Во-вторых, по причине того, что статус указанных категорий мигрантов в законодательстве России указан довольно расплывчато, мигранты плохо информированы о своих правах и обязанностях, а, самое главное, теряют из-за этого время на получение необходимых документов, подтверждений, и мигрант теряет все свои права на получение необходимого статуса. Слабая нормативно-правовая база, плохая информированность мигрантов;
В-третьих, бюрократические проволочки, которые значительно тормозят работу всей системы, требуется огромное количество документов и запросов, необходимых для получения регистрации, большинство из которых нужно предоставить с прошлого места жительства.
Следует отметить, что каждая бумага имеет кратковременный срок действия, часто она приходит по месту назначения уже недействительной, и требуется новая.
Получение статуса беженца или вынужденного переселенца не решает всех проблем, которые возникли у мигрантов не по их воле и вине. Во многих государствах мира для данной категории людей предусмотрены различные льготы для облегчения им жизни в новой среде и лучшей социальной адаптации. Отечественные законы и НПА как федерального, так и регионального уровня, предусматривают ряд прав, позволяющих мигрантам облегчить адаптацию, например, решить жилищные проблемы, медицинское обслуживание, трудоустройство. Однако, на практике, все происходит иначе, т. к. многие правовые нормы и акты оказываются не подкреплены необходимой материальной базой. В целях экономии бюджетных средств, органы, занимающиеся миграционной политикой, заселяют граждан в отдаленные, глухие районы, где нет работы, слабо развитая инфраструктура и т. п. [3].
Несколько лет назад на территории Украины начались политические трудности, к власти пришли политики, резко настроенные против России. На приграничных с Россией территориях, начались вести боевые действия, кратковременные вспышки которых происходят до сих пор. Кроме этого, живущие на территории Украинской республики русские, а также «симпатизирующие» им украинцы, начали испытывать различные трудности, преследования от местных властей. В результате данных событий, многие лица, проживающие на ставшими неблагоприятными территориях, вместе со своими семьями вынуждены были покинуть свои жилища. В Россию хлынул большой поток беженцев, которые столкнулись с перечисленными выше трудностями.
Волгоградская область стала одним из регионов, куда активно прибывали граждане Украины, ища правовой защиты и помощи. Крупные денежные расходы на получение необходимых документов, очереди в органах, занимающихся миграционной политикой, проблемы с предоставлением медицинской помощи — это лишь некоторые проблемы, с которыми столкнулись бежавшие с юго-востока Украины. Одной из главных проблем люди называют значительные денежные расходы при подготовке документов для легализации. «Чтобы подать какие-либо документы в миграционную службу, нужна регистрация по новому месту жительства, — рассказывают респонденты. — Люди же приезжают, не имея в Волгоградской области ни родных, ни близких, которые могли бы предоставить им жилье. Поэтому переселенцам с Донбасса приходится доплачивать свои деньги при снятии жилья. Временная регистрация также делается за деньги. Если повезет и есть родственники, то они предоставляют жилье, и потом беженцев регистрируют в миграционной службе» [4]
Еще одной проблемой является предоставление бесплатной медицинской помощи беженцам. «Обращение в больницу за бесплатной медицинской помощью возможно только по месту регистрации, — отмечают респонденты. — В другие лечебные учреждения попасть можно только на платной основе». Проблемы с работой также чаще других назывались респондентами с Донбасса. По словам одного из них, «если нет российского гражданства, на официальную работу устроиться невозможно»: «Многие не смогли найти достойную легальную работу с достойной зарплатой. На заводе получают, как правило, по 10–15 тыс. руб., есть сезонная работа на полях, зарплаты по 20 тыс. руб. Что-либо более достойное найти практически невозможно» [4].
Как было подсчитано некоторыми экспертами, для того, чтобы получить сначала разрешение на временное проживание, а затем гражданство РФ, некоторым лицам, бежавшим с Украины нужно было заплатить не менее 40 тыс. руб. [4]: расходы на госпошлину, перевод необходимых документов с украинского языка на русский, проставление апостилей, услуги нотариуса, прохождение медицинской комиссии, заявление при подаче документов — и это не полный перечень того, что необходимо оплатить лицам, желающим получить статус беженцев или вынужденных переселенцев.
Следует отметить, что если в течение года после получения разрешения на временное проживание беженцем не было получено гражданство РФ, то решение аннулировалось, и всю процедуру необходимо было повторять сначала со всеми вытекающими денежными расходами.
Также многих беженцев не устраивает качество жилья, которое им было предоставлено в Волгоградской области. По сравнению с оставленными в Донбассе домами оно, как правило, было гораздо хуже. В результате многие из них приняли решение вернуться обратно. Одним из самых ужасных испытаний беженцы называют очереди в миграционной службе: «Иногда это становится просто невыносимо. Особенно сложно по несколько раз ходить снимать отпечатки пальцев ребенку, для которого это каждый раз настоящий стресс» [4].
В Волгоградской области отсутствуют какие-либо специальные НПА, которые бы прописывали все права и обязанности украинских беженцев и вынужденных переселенцев, которые активно прибывали на ее территорию еще пару лет назад. Постановление от 05 августа 1994 года № 365 «О предоставлении вынужденным переселенцам и беженцам жилья на территории Волгоградской области» было отменено, а Социальный кодекс Волгоградской области, и некоторые акты (Постановление администрации городского округа — г. Волжский Волгоградской обл. от 17.07.2014 № 4916, Постановление Правительства Волгоградской обл. от 10.10.2014 № 548-п, Приказ министерства здравоохранения Волгоградской обл. от 21.07.2014 № 1849) не решают всех проблем.
Конечно же, подобная ситуация не может укладываться в рамки взятых на себя Российской Федерацией обязательств по обеспечению и гарантии прав человека. Каковы могут быть пути решения данной проблемы?
Первоочередной задачей, на мой взгляд, должна быть разработка четкой, эффективно действующей процедуры определения статуса. Разработка или корректировка нормативно-правовой базы, определяющей правовое положение беженцев и вынужденных переселенцев, которая определяла бы, в первую очередь, четкие различия между беженцами и вынужденными переселенцами, а четко и недвусмысленно прописанная схема получения статуса исключила бы всякие бюрократические проволочки.
Во-вторых, это осуществление полной информированности лиц, которые претендуют на получение статуса беженца или вынужденного переселенца. Сделать это необходимо для того, чтобы такое лицо не теряло времени и вовремя получило все необходимые документы.
В-третьих, это сильная финансовая сторона миграционной политики. Финансовое обеспечение беженцев и вынужденных переселенцев — это необходимая сторона решения проблем таких лиц. Достаточный объем денежных средств поможет решит огромное число проблем, в первую очередь, жилищных, и стать значимой полноценной ячейкой общества, которая будет обеспечивать себя, а также, в дальнейшем, отчислять налоги в государственную казну.
В-четвертых, создание различных бесплатных организаций: юридическо-правовых — для консультации и защиты мигрантов, помощь в решение конфликтов, трудностей, препятствий; Информационных — для извещения беженцев и вынужденных мигрантов о своих правах, обязанностях, возможностях, о получении и продлении статуса и регистрации и т. п. Развитие таких организаций не только в крупных городах, но и в регионах, поможет решить многие проблемы людей, прибывающих на новые территории, а также уменьшит очереди и толкотню в коридорах органов, занимающихся миграционной политикой.
Таким образом, следует сказать, что правовые проблемы в законодательстве Российской Федерации — это лишь небольшая часть от общего числа бед вынужденных переселенцев и беженцев. Отрицательное отношение самих граждан России к мигрантам, отчуждение, колкие взгляды, презрение и унижение беженцев, безразличие к их проблемам, несмотря на то, что они являются одним из самых уязвимых социальных слоев нашего общества. Убегая от войн и дискриминации, ради спасения своей жизни и жизни своей семьи, они попадают в похожие условия. При этом, большой процент мигрантов — русские по национальности, которые из-за межнациональных конфликтов и расовой дискриминации вынуждены были вернуться на историческую родину, где оказались также никому не нужными. Необходимо понять, войти в положение беженцев. Так или иначе, они ни в чем не виноваты.
Литература:
- Федеральный закон от 19.02.1993 № 4528–1 «О беженцах»//Российская газета. № 126. 03.06.1997
- Закон РФ от 19.02.1993 № 4530–1 «О вынужденных переселенцах»//Собрание законодательства РФ. 25.12.1995. № 52. ст. 5110
- Правовые проблемы беженцев и вынужденных переселенцев. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://u74.ru/articles/ot-i-do/pravovyje-problemy-bezhencev-i-vynuzhdennyh-pereselencev-81.html
- Украинских беженцев потянуло из Волгоградской области домой. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.ng.ru/regions/2016–11–11/6_6857_volgograd.html