Принципы деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 января, печатный экземпляр отправим 8 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №38 (224) сентябрь 2018 г.

Дата публикации: 23.09.2018

Статья просмотрена: 1227 раз

Библиографическое описание:

Родионова, Е. С. Принципы деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации / Е. С. Родионова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 38 (224). — С. 146-149. — URL: https://moluch.ru/archive/224/52728/ (дата обращения: 23.12.2024).



Контрольно-счетные органы субъектов Российской Федерации представляют собой аналог Счетной палаты Российской Федерации на региональном уровне и обладают особым статусом. Являясь неотъемлемой частью бюджетных отношений, они стали гарантом финансовой и экономической стабильности нашего государства. Эффективной и качественной работы контрольно-счетных органов возможно достичь лишь при неукоснительном следовании принципам деятельности, закрепленным законодательством.

Ключевые слова: финансовый контроль, принципы, контрольно-счетные органы субъектов Российской Федерации.

Государственный финансовый контроль представляет собой деятельность уполномоченных государством органов, направленную в том числе на соблюдение законности в рамках осуществления бюджетного процесса.

Контрольно-счетные органы субъектов Российской Федерации (далее — КСО субъектов РФ) являются ведущими субъектами данного процесса. КСО субъектов РФ, входящие в систему финансового контроля и осуществляющие публичный аудит на основе принципов законности, эффективности, объективности, независимости и гласности, осуществляют внешний государственный финансовый контроль, в рамках осуществления финансовой деятельности, в том числе и бюджетного процесса на территории субъекта РФ, за соблюдением законодательства в сфере публичных финансов и использованием финансовых ресурсов на региональном уровне.

Существует ряд критериев, в соответствии с которыми оценивается вклад КСО субъектов РФ в социально-экономическое положение общества, важнейшими из которых являются такие как: действенность, экономичность и эффективность.

С принятием Федерального закона от 07.02.2011 № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований» (далее — Федеральный закон № 6-ФЗ, Закон) подход к определению правового статуса КСО субъектов стал унифицированным, тогда как до этого в ряде регионов они даже не наделялись правами юридического лица, а действовали лишь как структурные элементы органов законодательной власти.

Определяя статус КСО субъектов РФ Федеральный закон № 6-ФЗ также устанавливает и их общие принципы деятельности, которые закреплены в статье 4 упоминаемого Закона.

В переводе с латинского термин «принцип» (principium) означает основу, первоначало, руководящую идею, исходное положение какого-либо явления [6]. Принципы права носят объективный характер и обусловлены существующими социально — экономическими отношениями, а также выступают регуляторами общественных отношений, отражают и одновременно определяют тенденции развития государства [8].

Зафиксированные в статье 4 Федерального закона № 6-ФЗ принципы взаимодействуют с конституционными нормами-принципами, а также нормами международного права.

Положения Лимской декларации руководящих принципов контроля, принятой IX Конгрессом Международной организации высших органов финансового контроля (ИНТОСАИ) (далее — Лимская декларация руководящих принципов контроля), а также положения Декларации принципов деятельности контрольно-счетных органов Российской Федерации, принятой IV Конференцией Ассоциации контрольно-счетных органов Российской Федерации 05.12.2002 (далее — Декларация принципов деятельности КСО РФ), являются основополагающими при определении базовых принципов деятельности КСО субъектов РФ в Федеральном законе № 6-ФЗ.

В соответствии со статьей 2 рассматриваемого Закона «деятельность КСО субъектов РФ основывается на Конституции Российской Федерации и регулируется Федеральным законом от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ», Бюджетным кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами и нормативными правовыми актами Российской Федерации, конституциями субъектов Российской Федерации, законами, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации» [4]. Перейдем к более подробному рассмотрению основных принципов деятельности КСО субъектов РФ.

Одним из основополагающих принципов деятельности КСО субъектов РФ является принцип законности. Реализуясь через законодательное обеспечение деятельности контрольно-счетных органов такой принцип должен гарантировать качественную реализацию возложенных на них задач в сфере финансового контроля. Законность проявляется в необходимости строго и неукоснительно руководствоваться нормами права при совершении контроля в финансово-бюджетной сфере.

Принцип законности в Лимской декларации руководящих принципов контроля обозначен как цель регулирования отношений в рассматриваемой области, которая обеспечивается возможностью принять корректирующие меры и вследствие этого сократить нарушения в будущем [2].

Принцип объективности, указанный в статье 4 Федерального закона № 6-ФЗ, раскрывается в пункте 2.3 Декларации принципов деятельности КСО РФ. В вышеуказанной норме изложено, что данный принцип предполагает строгое соответствие служебного поведения должностных лиц КСО и установленных процедур проведения контроля; регулярную оценку правомерности и эффективности собственной деятельности, самоконтроль; недопущение предвзятости, исключение каких-либо особых мотивов при проведении мероприятий; беспристрастность и обоснованность выводов по результатам проверок, подтверждение их достоверными данными [1].

Одним из важнейших принципов деятельности КСО субъектов РФ является принцип эффективности, который предполагает обеспечение экономической безопасности государства, динамичного развития экономики и рационального использования всех видов государственных ресурсов.

В соответствии с положениями пункта 1.3 Декларации принципов деятельности КСО РФ главной целью внешнего государственного и муниципального финансового контроля в Российской Федерации является повышение эффективности управления государственными и муниципальными финансовыми ресурсами с целью обеспечения стабильности, развития экономики, социальной сферы общества и улучшения качества жизни граждан [1].

КСО субъектов РФ осуществляют свою деятельность в рамках взаимной поддержки со Счетной палатой Российской Федерации, в связи с этим они часто обращаются к нормативным правовым актам, регулирующим ее деятельность.

С целью раскрытия содержания принципа эффективности деятельности контрольно-счетных органов следует можно обратиться к Стандарту финансового контроля СФК 104 «Проведение аудита эффективности использования государственных средств», утвержденном решением Коллегии Счетной палаты Российской Федерации (Протокол от 09.06.2009 № 31К (668)) (далее — Стандарт СФК 104) [5].

В Стандарте СФК 104 раскрывается содержание понятия аудита эффективности. Так, в пункте 3.1 Стандарта СФК 104 дается определение эффективности использования государственных средств, характеризующееся соотношением между результатами использования средств и затратами. Данное соотношение включает в себя экономичность, продуктивность и результативность использования государственных средств.

Экономичность предполагает использование наименьшего объема государственных (муниципальных) средств для достижения результатов. Под продуктивностью понимается максимальное использование государственных средств по назначению. Результативность характеризуется степенью достижения запланированных результатов использования государственных средств.

Также понятие принципа эффективности закреплено в статье 34 Бюджетного кодекса Российской Федерации, основными чертами которого является необходимость достижения участниками бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий наилучших результатов с использованием наименьшего, либо определенного бюджетом объема средств [3].

При особом финансовом контроле расходов бюджетных средств, целесообразности использования государственной собственности принцип эффективности как раз и позволяет реализовать данный подход.

Принципы законности, объективности, эффективности деятельности контрольно-счетных органов достаточно просты для понимания, но одним из самых интересных объектов для обсуждения в освещаемом вопросе является принцип независимости.

Исходя из положений пункта 4 статьи 3 Федерального закона № 6 — ФЗ, в первую очередь выделяются организационная и функциональная независимость контрольно-счетных органов.

Под организационной независимостью следует понимать исключение влияния на контрольно-счетные органы со стороны иных органов государственной власти в процессе их деятельности.

Функциональную независимость контрольно-счетных органов определяет независимость должностных лиц контрольно-счетных органов, осуществляющих возложенные на них полномочия, исключающая воздействие в какой-либо форме на них или оказания влияния на принимаемые ими решения.

Также перечень гарантий организационной, функциональной и финансовой независимости контрольно-счетных органов установлен пунктом 2.2 Декларации принципов деятельности КСО РФ и включает в себя формальную и фактическую независимость.

Принцип независимости тесно взаимосвязан с принципом гласности, который заключается в открытости и прозрачности деятельности контрольно-счетных органов, информированности граждан о результатах проведенных контрольных и экспертно-аналитических мероприятий и принятых по их поводу решений, о мерах по исправлению выявленных вследствие проведения мероприятия нарушений. Данный принцип требует общедоступности результатов финансового контроля для всего общества.

Принцип гласности реализуется посредством статьи 19 Федерального закона № 6-ФЗ. Создание официальных сайтов контрольно-счетных органов, опубликование на этих сайтах или в средствах массовой информации о планируемых мероприятиях, итоговых материалов по результатам данных мероприятий, отчетная информация о деятельности КСО субъектов РФ позволяют информировать общество о реальном положении дел в финансовой и экономической системе государства.

Согласно пункту 2.5 Декларации принципов деятельности контрольно-счетных органов РФ принцип гласности предусматривает:

‒ открытость, доступность и информированность общества о результатах деятельности КСО субъектов РФ;

‒ представление итоговых (годовых) и текущих отчетов контрольно-счетных органов Российской Федерации органам власти;

‒ систематическую публикацию в средствах массовой информации отчетных материалов по результатам проверочных мероприятий, а также информации о принятии мер по устранению выявленных нарушений (за исключением информации, содержащей конфиденциальные сведения);

‒ законодательное закрепление процедуры обнародования результатов контроля.

Федеральным законом № 6-ФЗ установлены всеобъемлющие принципы деятельности контрольно-счетных органов, которыми охвачены все стороны деятельности КСО, широкий смысл которых можно раскрыть с помощью упомянутых в данной статье документов.

Будучи тесно взаимосвязанными между собой принципы деятельности контрольно-счетных органов представляют собой целостную систему, которая позволяет обеспечить осуществление возложенных на контрольно-счетные органы полномочий в сфере внешнего государственного финансового контроля.

Важной составляющей работы КСО субъектов является обеспечение методологического единства и повышение качества контрольной и экспертно‑аналитической работы, оказание методической и методологической помощи при осуществлении внешнего финансового контроля, которой осуществляется на основе принципов деятельности.

Эффективной и качественной работы контрольно-счетных органов возможно достичь лишь при неукоснительном следовании указанным принципам.

Литература:

  1. Декларация принципов деятельности контрольно-счетных органов Российской Федерации: принята IV Конференцией Ассоциации контрольно-счетных органов Российской Федерации 5 дек. 2002 г. [Электронный ресурс]. — URL: http://karagai-ksp.ru/DswMedia/deklar.pdf (дата обращения: 12.02.2018 г.).
  2. Лимская декларация руководящих принципов контроля: принята в г. Лиме (Республика Перу) в 1977 г. [Электронный ресурс]. — URL: http: // www.ach.gov.ru/pdf/declaration/ %D0 %9B %D0 %B8 %D0 %BC %D1 %81 %D0 %BA %D0 %B0 %D1 %8F %20 %D0 %B4 %D0 %B5 %D0 %BA %D0 %BB %D0 %B0 %D1 %80 %D0 %B0 %D1 %86 %D0 %B8 %D1 %8F %20 %D1 %80 %D1 %83 %D0 %BA %D0 %BE %D0 %B2 %D0 %BE %D0 %B4 %D1 %8F %D1 %89 %D0 %B8 %D1 %85 %20 %D0 %BF %D1 %80 %D0 %B8 %D0 %BD %D1 %86 %D0 %B8 %D0 %BF %D0 %BE %D0 %B2 %20 %D0 %BA %D0 %BE %D0 %BD %D1 %82 %D1 %80 %D0 %BE %D0 %BB %D1 %8F.pdf (дата обращения: 12.02.2018 г.).
  3. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 г. № 145-ФЗ // Собр. законодательства РФ. — 1998. — № 31. — Ст. 3823.
  4. Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований: федер. закон от 7 февр. 2011 г. № 6-ФЗ // Рос. газ. — 2011. — № 29.
  5. Стандарт финансового контроля СФК 104 «Проведение аудита эффективности использования государственных средств» [Электронный ресурс], утв. решением Коллегии Счетной палаты Российской Федерации (Протокол от 09.06.2009 № 31К (668)) // СПС Консультант Плюс.
  6. Карташов, В. Н. Теория государства и права. Начальный курс / В. Н. Карташов. — 2-е изд., перераб. и доп. — Кострома: Костромской гос. технолог. ун-т., 2002. — 176 с.
  7. Кондрат, Е. Н. Комментарий к Федеральному закону от 7.02.2011 г. № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований» (постатейный) / Е. Н. Кондрат. — М.: Юстицинформ, 2011. — 210 с.
  8. Новое в региональном и муниципальном финансовом контроле. Постатейный научно-практический комментарий к Федеральному закону «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований» ученых-правоведов под руководством д. ю. н., профессора А. А. Ялбулганова. — М.: Библиотечка «Российской газеты», 2012. — Вып. 8. — 144 с.
Основные термины (генерируются автоматически): Российская Федерация, субъект РФ, орган, финансовый контроль, Декларация принципов деятельности, контрольно-счетный орган субъектов, РФ, бюджетный процесс, Лимская декларация, Счетная палата.


Ключевые слова

принципы, финансовый контроль, контрольно-счетные органы субъектов Российской Федерации

Похожие статьи

Совершенствование применения государственного аудита при измерении социального развития муниципального образования

В статье даны рекомендации по разработке стандартов внутреннего финансового контроля в организациях социальной сферы, основанного на риск-ориентированном подходе при осуществлении контрольных процедур и контрольных мероприятиях по повышению качества ...

Прокуратура в системе государственного контроля Российской Федерации

В данной статье анализируется специфика положения и роль института прокуратуры Российской Федерации в системе государственного контроля Российской Федерации. Прокуратура Российской Федерации обладает специфическим статусом в системе органов государст...

Контрольно-надзорная деятельность в системе земельно-имущественных отношений

Контрольно-надзорные функции, выполняемые государственными органами, являются одним из ключевых механизмов системы управления земельными ресурсами и должны реализовываться на основе достоверных и актуальных сведений об объектах управления, что на сег...

Исследование актуальных проблем прокурорского надзора за деятельностью органов предварительного следствия

В статье исследуются актуальные аспекты, связанные с осуществлением прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов предварительного следствия. В настоящее время рассматриваемый институт имеет некоторые проблемы, которые напрямую препят...

Актуальные проблемы взаимодействия следователя с органами дознания

В статье представлены нормативно-правовые акты, регулирующие деятельность следственного подразделения органов внутренних дел Российской Федерации. Обращено внимание на процессуальный статус и процессуальные права и обязанности следователя ОВД и орган...

Особенности правового обеспечения деятельности контрольно-надзорных органов в сфере высшего образования Российской Федерации

Рассматривая систему образования с точки зрения российского законодательства, необходимо отметить, что существует большое количество нормативных актов, регулирующих образовательный и воспитательный процессы в учебных заведениях всех уровней. Но помим...

Административно-правовое регулирование здравоохранения

Административно-правовое регулирование в сфере здравоохранения напрямую связано с правовым обеспечением качества жизни населения, причем упущения и ошибки в данном сегменте государственного управления напрямую отражаются на качестве и продолжительнос...

Нормативное регулирование информационного обеспечения оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел РФ

Представленная работа направлена на анализ вопросов правовой основы информационного обеспечения оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел РФ. Авторами определяются цели нормативно-правового регулирования информационного обеспечения ОРД...

Взаимодействие органов законодательной власти и исполнительной власти Республики Бурятия

В настоящей статье рассмотрены особенности организации деятельности законодательной власти в субъектах РФ на примере Республики Бурятия. А также статья посвящена анализу механизма взаимодействия между законодательной властью и исполнительной властью ...

К вопросу о юридической ответственности субъектов муниципально-правовых отношений

Среди ведущих сфер функционирования органов местного самоуправления достаточно актуальным и значимым является вопрос установления и реализации юридической ответственности субъектов муниципально-правовых отношений. Это обусловлено тем, что данная отве...

Похожие статьи

Совершенствование применения государственного аудита при измерении социального развития муниципального образования

В статье даны рекомендации по разработке стандартов внутреннего финансового контроля в организациях социальной сферы, основанного на риск-ориентированном подходе при осуществлении контрольных процедур и контрольных мероприятиях по повышению качества ...

Прокуратура в системе государственного контроля Российской Федерации

В данной статье анализируется специфика положения и роль института прокуратуры Российской Федерации в системе государственного контроля Российской Федерации. Прокуратура Российской Федерации обладает специфическим статусом в системе органов государст...

Контрольно-надзорная деятельность в системе земельно-имущественных отношений

Контрольно-надзорные функции, выполняемые государственными органами, являются одним из ключевых механизмов системы управления земельными ресурсами и должны реализовываться на основе достоверных и актуальных сведений об объектах управления, что на сег...

Исследование актуальных проблем прокурорского надзора за деятельностью органов предварительного следствия

В статье исследуются актуальные аспекты, связанные с осуществлением прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов предварительного следствия. В настоящее время рассматриваемый институт имеет некоторые проблемы, которые напрямую препят...

Актуальные проблемы взаимодействия следователя с органами дознания

В статье представлены нормативно-правовые акты, регулирующие деятельность следственного подразделения органов внутренних дел Российской Федерации. Обращено внимание на процессуальный статус и процессуальные права и обязанности следователя ОВД и орган...

Особенности правового обеспечения деятельности контрольно-надзорных органов в сфере высшего образования Российской Федерации

Рассматривая систему образования с точки зрения российского законодательства, необходимо отметить, что существует большое количество нормативных актов, регулирующих образовательный и воспитательный процессы в учебных заведениях всех уровней. Но помим...

Административно-правовое регулирование здравоохранения

Административно-правовое регулирование в сфере здравоохранения напрямую связано с правовым обеспечением качества жизни населения, причем упущения и ошибки в данном сегменте государственного управления напрямую отражаются на качестве и продолжительнос...

Нормативное регулирование информационного обеспечения оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел РФ

Представленная работа направлена на анализ вопросов правовой основы информационного обеспечения оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел РФ. Авторами определяются цели нормативно-правового регулирования информационного обеспечения ОРД...

Взаимодействие органов законодательной власти и исполнительной власти Республики Бурятия

В настоящей статье рассмотрены особенности организации деятельности законодательной власти в субъектах РФ на примере Республики Бурятия. А также статья посвящена анализу механизма взаимодействия между законодательной властью и исполнительной властью ...

К вопросу о юридической ответственности субъектов муниципально-правовых отношений

Среди ведущих сфер функционирования органов местного самоуправления достаточно актуальным и значимым является вопрос установления и реализации юридической ответственности субъектов муниципально-правовых отношений. Это обусловлено тем, что данная отве...

Задать вопрос