1 января 1864 года Александр II подписал «Положение о губернских и уездных земских учреждениях». Согласно ему лицам всех сословий, которые владели в пределах уездов земельным или иным имуществом, а также крестьянским обществам предоставлялось право участия в делах хозяйственного управления через выборных — гласных, составляющих уездные и губернские земские собрания.
Формирование земского самоуправления в Курской губернии завершилось к осени 1865 г.
Сфера деятельности земств была разнообразной и включала в себя: устройство и содержание местных путей сообщения, земской почты, больниц, богаделен и приютов, «попечение» о местной торговле и промышленности, ветеринарная служба, содержание тюрем, домов умалишенных и т. д. Одним из главных направлений в деятельности земств было народное образование.
Прежде чем говорить об организации земского образования, необходимо кратко коснуться того состояния, в котором оно находилось до реформы. Относительно начального образования в дореформенный период в Курской губернии, сохранились данные, собранные представителями земства у учителей народных училищ.
«В селе Машкина — Белица, Дмитриевского уезда, в дореформенное время человек 15–20 крестьянских детей обучалось у местного дьякона; обучение велось вечерами, а днем ученики работали у своего педагога…В селе Солохине, Грайворонского уезда, кое — кто из мальчиков учился «азбучке» у солдатиков и то так — день с указкой, 10 дней — дома…В селе Беляеве учебный год продолжался с 1 декабря по 17 марта, а курс учения длился 6–8 лет. Сперва проходили букварь церковный, затем гражданский, а затем часослов, псалтырь и уже на 5 год арифметику и письмо… В деревне Кочегуровка учили малограмотные самоучки из крестьян, сами еле читавшие по-славянски…В селе Троицком, Фатежского уезда, распространением просвещения занимался отставной солдат. Затем место солдата занял «указный пономарь». Все занятия его состояли в том, что задавал «отсюда досюда» и надевал на головы учеников колпак с надписью «дурак».
Помимо жалкого положения школ с педагогической точки зрения, в них было распространено наказание розгами, лозою, битье линейками и даже палками, не говоря уже о таких «легких» наказаниях, как стояние учеников голыми коленями на гречихе, «драние» чубов и т. д.
Часто практиковались наказания и более жестокие, например, в одной из школ за проступки учеников ставили коленями на кирпичный столб высотой ½ аршина, давали в одну руку веник, а в другую кружку воды — держать перед собой» [1, с. 7–10].
В с. Хмелевое сохранились сведения о том, что педагоги, обучавшие детей были настолько жестоки, что «ученики боялись своих наставщиков больше, чем народ окружного начальника» [2, с. 34].
Самые крупные достижения в пореформенный период обозначились в развитии начального образования. Материальным итогом деятельности земства стал быстрый рост школьной сети Курской губернии: в 1865 г. земство унаследовало 40 учебных заведений, последующее строительство позволило увеличить количество земских народных училищ до 570 в 1895 г. и 860 в 1904 г. В 1915 г. в Курской губернии было уже 1593 земских школ. Даже во время I Мировой войны с 1 ноября 1914 г. по 1 ноября 1915 г. на постройку школьных зданий Губернская Земская управа ассигновала 157500 руб. и выделила ссуду 25769 руб. 96 коп, 1917 г. их стало уже 1600. За три с небольшим десятилетия число этих школ возросло на 569, а в процентах — на 5790 %. Нужно отметить, что по отчетам 1853г. всего школ в селениях государственных крестьян было 2782, в удельных — 204, т. е. на всю Россию было 2986 школ.
В 1896 г. число народных школ в Курской губернии составило примерно 1/5 (19 %) всех школ, существовавших в Российской империи до 1853г [1, с. 19].
Неуклонно росло и число детей, обучающихся в земских школах. Так, если в 1874 г. их было 17685 человек, то в 1900 г. это число возросло до 52194 человек. Хотя и медленно, но росло и число обучающихся девочек: с 6,4 % в 1874г. до почти 18 % в 1900 г. от общего числа учащихся.
По данным Первой всеобщей переписи грамотность населения обоего пола в Курской губернии в 1904 г. составляла 16,3 % [3, с. 19].
Во все времена главной фигурой в школе был учитель. В земской школе первоначально учителями были мужчины, позже — женщины. С 1900 г. последние стали преобладать: 403 женщины, или 50,4 %; против 397 мужчин, или 49,6 %; всего 800 человек обоего пола. На 1913 г. из 2008 земских учителей Курской губернии соотношение женщин и мужчин равнялось как 1506 и 502 человека, или 75 % и 25 %. Первая Мировая война только увеличила эту диспропорцию.
По сословному происхождению среди учительниц преобладали дочери духовенства (41,7 %), дворянства (29,2 %), мещан (13,3 %); среди учителей — сыновья крестьян (50,7 %), духовенства (33,4 %) [1, с. 199].
Заработная плата учителей по данным за 1886г. составляла около 240 рублей в год. Кроме зарплаты сельский учитель получал от земства бесплатную квартиру и отопление. Губернское земство в 1905 г. подняло основную начальную ставку учителя до 300 руб. в год. Правительственное повышение жалования земским учителям в 1906–1911 гг. довело его до размера в 360 руб., а с 1913 г. «земские прогрессивные прибавки по 60 руб. за пятилетие были заменены на казенные» [4, с. 145]. В 1914–1917 гг. военные трудности понизили реальный уровень жизни учителей.
Растущая потребность в учителях обеспечивалась деятельностью Курского губернского земства с помощью государства и частной инициативы. Так, в 1872 г. в Курске была организована земская учительская школа с 3-х летним курсом обучения. Воспитанники изучали Закон Божий, церковно-славянский, русский языки, математику, черчение, историю, географию, естествознание, педагогику, пение, рисование, чистописание, гимнастику, гигиену, огородничество и садоводство. Школа располагала столярно-токарной, переплетной и слесарной мастерскими. В 1890 г. школа переименована в семинарию. В 1915 г. в ней обучалось 92 человека. Такие же семинарии открыты в Судже и Дмитриеве в 1913г. и 1917г. соответственно.
Подготовку учительниц осуществляли в Курском епархиальном училище за счет содержания земством особых педагогических классов (7–8), где обучались дочери духовенства после окончания его основного курса (6 класс). В 1900–1908 гг. земство субсидировало Частную женскую училищную школу.
Либеральные реформы 60–70-х гг. XIX века в России не только привели к глубоким социально — экономическим изменениям, но и обнажили острую проблему — отсутствие в стране достаточного количества специалистов — профессионалов. Поэтому для второй половины XIX века характерно развитие технических учебных заведений.
По ходатайству Курского земства в 1899 г. около города Щигров в деревне Сниткиной была открыта ремесленно — учебная мастерская. Земство выделило на постройку общежития для 30 воспитанников 7250 руб. На содержание общежития земство отпускало ежегодно 2715 руб. В школе преподавали столярное, слесарное и кузнечное ремесла. В 1915 г. в Щиграх функционировала профессиональная земская школа женского труда с ковровой и кроечной мастерскими с числом обучающихся 45 человек.
С 1903 г. в Судже работала школа ткачества с общеобразовательными предметами. Курс обучения продолжался 2 года. К 1 января 1910 года насчитывалось 11 выпускниц, а со времени ее окончания 22 выпускницы. Кроме школы ткачества функционировала земская учебная корзиночная мастерская с общеобразовательными предметами (7 воспитанников).
В 1859 г. в Курске была открыта фельдшерско-акушерская школа, которая в 1865г. перешла в ведение земства. В школе изучались: русский язык, арифметика, география, физика, геометрия, Закон Божий, анатомия, физиология, химия, фармакология. На третьем курсе воспитанники занимались в основном практикой.
В 1915 г. в Курской губернии действовало 6 сельскохозяйственных школ: Корочанская земская практическая школа садоводства в Короче (40 воспитанников), Щигровская земская практическая школа садоводства К. и В. Хлебниковых близ станции «Мармыжи», Обоянская земская практическая школа садоводства (12 воспитанников), сельскохозяйственная школа 1-разряда Старооскольского земства в селе Знаменском (39 воспитанников), Кучеровское низшее сельскохозяйственное училище 1-разряда Курского Губернского земства в имении «Кучеров Хутор», Суджанского уезда (94 воспитанника).
В 1896 г. были открыты две школы садовых рабочих с 3-х летним курсом обучения. Одна земская в городе Короче, другая частная в имении М. А. Перротте. Для школы Перротте губернское земство выделяло пособие при условии бесплатного содержания земских воспитанников.
Кроме садоводства в обеих школах преподавали общеобразовательные предметы: Закон Божий, русский язык и арифметика; практические занятия по плодоводству, огородничеству, пчеловодству и лесоводству, как ремесло — корзиночное производство.
В 1884 г. открыта Кучеровская сельскохозяйственная школа в имении К. П. Арнольди при Кучеровском хуторе Суджанского уезда. Суджанское земство ежегодно выдавало пособие в размере 1400 руб. с обязательством со стороны школы бесплатно содержать 14 воспитанников из крестьян Суджанского уезда, затем число земских воспитанников возросло до 30 человек. В школе разводили рогатый племенной скот симментальской породы [5, с. 228–229].
В 1895 г. все земские школы были снабжены библиотеками. Земство проявляло заботу об обеспеченности учителей педагогической литературой. В 1900 г. учителя могли приобрести педагогическую литературу из книжного склада за 50 % от стоимости.
Помимо расходов на свои учебные заведения земство субсидировало учебные заведения других ведомств. Например, Мариинскую женскую гимназию с 1878–1881 г. по 2500 руб., с 1882–1884 г. по 4000 руб., с 1885–1889 г. по 2560 руб. ежегодно. На реальные училища с 1879–1889 г. до 11000 руб. ежегодно, на епархиальное женское училище, на частную женскую гимназию Красовской и т. д.
Литература:
- Белоконский И. П. Народное начальное образование в Курской губернии. Курск, 1897.
- Амоскин А. С., Белянский Ю. В., Некрасов В. А. Очерки по истории народного образования Курского края. Курск, 2004.
- Первая Всеобщая перепись населения Российской империи, 1897 г.: издание Центрального статистического комитета Министерства внутренних дел / под ред. Н. А. Тройницкого. — Санкт-Петербург: [б. и.], 1899–1905.
- Калачев А. В. Развитие земской школы в России вт. пол. 19-нач. 20 вв. как образовательной системы демократического типа: Дисс…канд. пед. наук. — Волгоград, 2001.
- Курский сборник: с путеводителем по г. Курску и планом города / изд. Курского губ. стат. комитета; под ред. Н. И. Златоверховникова. — Курск: Тип. губ. правления, 1901.