Проведение педагогических наблюдений показали, что в последнее время возросло число детей, имеющих недоразвитие речи. Речевые нарушения затрудняют общение, отрицательно влияют на мыслительную деятельность, ведут к изменениям в эмоциональной сфере ребенка, ограничивают овладение понятийными значениями и речевыми образцами.
Детские рассказы страдают скудностью, наличием слов — повторов, длительными паузами, а главным является то, что ребенок сам не строит рассказ, а копирует предыдущий с незначительными изменениями, словарный запас ограничен. В общении друг с другом дети мало проявляют речевую активность или вовсе не вступают в разговор.
Речевое развитие ребенка — одно из основных условий становления личности в дошкольные годы. Речь является непременным условием и необходимым компонентом осуществления любой деятельности. С помощью речи дети приобретают сведения об окружающей действительности, понимают друг друга, обмениваются накопленным опытом и знаниями, своими впечатлениями, интересами. Неполноценная речевая активность накладывает отпечаток на формирование у детей сенсорной, интеллектуальной и волевой сферы.
Проблема развития речи у детей особенно актуальна в последние годы, когда живое общение заменяется компьютерными технологиями.
Еще К. Д. Ушинский писал: «Язык, не есть что-нибудь прирожденное, и не дар, упавший с небес. Это плод долгих трудов человечества, усваивая который, ребенок овладевает огромным богатством». Поэтому так важно, чтобы каждый ребенок с детства научился содержательно, грамматически правильно, связно и последовательно излагать свои мысли. В то же время, речь должна быть живой, непосредственной, выразительной.
Идеи К. Д. Ушинского разрабатывала Е. И. Тихеева, которая является основоположником методики развития речи. Она считала, что владеть всеми видами и проявлениями речи — значит владеть орудием умственного развития человека.
Методологической основой работы является мнение педагогов О. С. Ушаковой, Е. М. Струниной о значимости дидактической игры в развитии речи дошкольников. Дидактическая игра — доступный, полезный, эффектный метод познавательного и речевого развития детей. В дидактической игре создаются такие условия, в которых каждый ребенок получает возможность самостоятельно действовать в определенной ситуации или с определенными предметами, приобретая собственный действенный и чувственный опыт.
Чтобы правильно организовать речевое развитие дошкольников в процессе познавательной деятельности можно выделить следующие направления:
- Формирование представлений об окружающем мире. Главная задача педагога состоит в последовательном увеличении у детей запаса знаний, их упорядочении, систематизации.
- Сенсорное и математическое развитие. В содержание сенсорного воспитания входит развитие слуховой чувствительности, тактильной чувствительности, то есть умение различать и называть качества предметов.
Независимо от выбранного направления деятельности педагоги активизировали речь дошкольников посредством проведения дидактических игр и упражнений как в организованной, так и в свободной образовательной деятельности дошкольников.
Одним из самых действенных средств речевого развития дошкольников является игра. И если во время организованной образовательной деятельности ребёнок получает знания, то во время игры он имеет возможность отразить знания об окружающем мире, поделиться с этими знаниями с товарищами, найти единомышленников по интересам.
В организованных формах образовательной деятельности речевым развитием дошкольников педагоги занимались на «чисто речевых» занятиях, а также интегративно во время познавательного развития. На каждом занятии педагоги использовали любую возможность для обогащения словаря, развития связной речи, формирования грамматически правильной речи дошкольников. Проводимые познавательные дидактические игры обогащались речевым содержанием в соответствии с возрастными возможностями дошкольников и программным содержанием речевого развития на данном возрастном этапе. Ежедневно в течение дня в режим дня включались речевые дидактические игры и упражнения. Целенаправленно и последовательно осуществлялась индивидуальная работа с детьми, испытывающими трудности в развитии речи. Таким образом, в деятельности педагогов и дошкольников сложилась последовательная система речевого развития дошкольников на каждом возрастном этапе.
В младшем возрасте формирование словаря находится в тесной связи с работой по обогащению знаний и представлений дошкольников о предметах и явлениях окружающей действительности. Знакомясь с предметным окружением и формируя родовые понятия (мебель-одежда-посуда), педагог включала дидактические игры «Что в коробке?», «Куда что положить?», в ходе которых каждый ребенок не только называл предмет, но и давал ему определенную характеристику: мягкий-твердый, большой-маленький, определял цвет предмета.
Определение цвета предмета наиболее важное понятие, формируемое в данном возрасте, которое осуществляется не только при ознакомлении с окружающим, но и в математическом развитии. Наибольшую трудность вызывает у детей четвертого года жизни развитие связной речи, которую целесообразно упражнять во время рассматривания природоведческих картинок, с ярким насыщенным содержанием, вызывающим у ребенка желание описывать увиденное. В свободной деятельности в течение дня с детьми воспитатель организовывала дидактические игры и упражнения в утренние и вечерние часы, а также на прогулке. Каждая из предложенных игр и упражнений носила интегрированный характер, то есть, речевое задание тесно переплеталось с познавательным содержанием. Например, в утренние часы проводились такие игры «Потерялись», «Чей голос?», «Дружные ребята». При проведении физкультминуток воспитатель предлагала поиграть в игры «Где ваши ручки?», «Идут животные». Дошкольники не только активно выполняли движения, но и упражнялись в образовании форм родительного падежа множественного числа существительных, а также в звукопроизношении.
Прогулка наиболее благоприятное время для проведения игр на развитие артикуляционного аппарата, правильного дыхания посредством таких игр как «Ветерок», «Бабочка, лети!», «Дуем на шарик» и другие.
Организуя наблюдения на прогулке, воспитатель задавала детям вопросы «зачем?», «почему?», «когда?», «как?», которые требовали от детей развернутых ответов, способствующих составлению короткого рассказа.
Таким образом, у детей младшего дошкольного возраста развивалась речь и формировалось целостное представление об окружающем мире.
В среднем возрасте педагоги продолжали знакомить дошкольников с предметным окружением, при этом обращали внимание на существенные признаки этого предмета: форму, цвет, величину, материал, назначение этого предмета. («Игра в загадки», «Где что лежит»). Таким образом, описывая предмет, составлялся небольшой описательный рассказ. Чтобы активизировать речевую активность детей педагоги применяли мнемотехнические таблицы, по которым ребенку было легче составить рассказ.
В свободной деятельности в утренние и вечерние часы проводились дидактические игры «Что умеют делать звери?», «Знаешь ли ты»,«Кто же я?», позволяющие детям не только расширить знания о природе, но и пополнить словарный запас, поупражнять в звуковой культуре речи.
Во время организованного наблюдения за объектами природы педагоги обращали внимание на появление в речи детей сложноподчиненных и сложносочиненных предложений, которые возникают в ответ на вопрос воспитателя о качестве и свойстве предмета «Третий лишний», «Брать — не брать», «Какое время года?» и другие.
Математическое содержание тесно переплетается с речевым при проведении таких игр и упражнений «Четвёртый лишний», «Что бывает круглым?», «Один-много» и другие. Игра «Веселый счет» помогает дошкольникам правильно согласовывать существительные с числительным, игра «Разложи по полочкам» — ориентировке в пространстве и звуковой культуре речи, а игры «Когда ты это делаешь?» и «Что потом?» знакомят ребят с частями суток и прививают грамматически правильную речь.
При проведении всех познавательно-речевых игр педагог опиралась на яркую наглядность, вызывающая желание отвечать на вопросы, рассказывать.
В старшем возрасте дошкольник овладевает всей системой родного языка: умеет полно и последовательно излагать свои мысли, четко строить сложные развернутые предложения, логически обосновывать свои высказывания, свободно пересказывать рассказы и сказки, правильно произносить все звуки и многосложные слова. Чтобы эти функции своевременно появились и полноценно реализовывались, важно чтобы они находили применение в практической деятельности, а именно, в игре.
Этот возрастной период важен для развития познавательной потребности ребенка, которая находит выражение в форме поисковой, исследовательской активности, направленной на обнаружение нового. Поэтому преобладающими становятся вопросы: «Почему?», «Зачем?», «Как?». Дети не только спрашивают, но пытаются сами найти ответ, использовать свой маленький опыт для объяснения непонятного, а порой и провести «эксперимент». Познание тесно переплетается с речевыми возможностями ребенка. Чем больше ребенок познает, тем богаче становится его словарный запас, который он употребляет для выражения своих мыслей, умозаключений.
Обогащение словаря детей происходило в форме поиска. Например, давая характеристику дню, педагог называла его пасмурным, предлагала детям рассказать об их представлениях данной погоды. Во время наблюдений за природными объектами проводились дидактические игры «Определи на ощупь», «Кто заметит больше», «Десять прикосновений» и другие.
В старшем возрасте дошкольники произносят все звуки, поэтому воспитатели направили свою работу на четкое произношение всех звуков, речевое дыхание и интонационную выразительность речи через проведения таких игр «Каждому звуку свою комнату», «Кого в гости позовут».
Речевое творчество воспитатель ввела в дидактические игры, проводимые в утренние и вечерние часы «Закончи рассказ», «Жили были…», «Подбери рифму» и т. д. Такие игры позволили развить у дошкольников воображение, мышление и фантазию, которые в дальнейшем помогали при сочинении сказки, рассказа и даже стихотворения.
Активизации речевого развития способствовала и новая форма проведения организованной образовательной деятельности в виде детского журнала, телепередачи, телевизионного видеомоста. Эта форма позволила научить детей не только самим выступать, но и слушать своих товарищей, дополнять их ответы, поправлять и делать выводы.
Развитию речи дошкольников способствовала и созданная в группе развивающая предметно-речевая среда, состоящая из наборов сюжетных и предметных картин, дидактических игр, мнемотаблиц, пособий, альбомов.
Уровень речевого развития напрямую зависит от участия взрослых в этом процессе. Взрослый не только является образцом правильной и грамотной речи, но и главным собеседником ребенка на всех этапах его взросления.
Таким образом, обогащения познавательной деятельности познавательно-речевыми дидактическими играми и упражнениями способствовало активизации речевого развития дошкольников, повышению качественного уровня речевой культуры общения между сверстниками, а также между взрослыми и детьми.
Литература:
- Ушакова, О.С. Методика развития речи детей дошкольного возраста [Текст]/ О. С. Ушакова, Е. М. Струнина.– М.: «Владос», 2004–288с. 10000экз. — ISBN 5–691- 00871–4.
- Гризик, Т. И. Развитие речи детей 5–6 лет: метод. пособие для воспитателей дошк. образоват. учреждений\ Т. И. Гризик, Л. Е. Тимощук. — М.: Просвешение, 2006с.: ил.- ISBN 5- 09 -014510 -5.
- Развитие речи детей 6–7 лет: метод. пособ. для воспитателей дошк. образоват. учреждении / Т. И. Гризик, Л. Е. Тимощук. — М.:Просвещение, 2007–224с.: ил. — 7000 экз. — ISBN 978–5 — 09–015434 -5.
- Гейци, Э. Д. Диагностика детей дошкольного возраста возраста. Учебное пособие для студентов педагогических вузов по курсу «Психолого-педагогическая диагностика детей» [текст]\Э. Д. Гейци. — Н.: Издательство 000 «БОРА — ПРЕСС» 2006. — 506с. ISBN 5- 85921–568 -1
- Урунтаева, Г. А. Диагностика психологических особенностей дошкольника [текст]\ Г. А. Урунтаева.- М.: Издательский центр «Академия», 1999. — 96 с.1000экз.