Изменения, происходящие в нашем обществе, оказывают влияние на систему образования: усиливается интерес к культурным ценностям разных народов. А знание культуры своего народа всегда актуально, ведь изучая её, мы познаем себя.
Родной край — это тот дом, из которого дети отправляются по дорогам мирового искусства, поэтому творчество родного края они должны знать и понимать. Не зная родное искусство, человек не может понимать и уважать культуру другого народа, понимать психологию человека другой национальности. Это очень важно, потому что мы живем в большой многонациональной стране, традиции и обычаи которой должны быть близки и знакомы каждому гражданину. Поэтому считаю, что современная школа должна знакомить и приобщать учащихся к национальной культуре и искусству.
В современном образовательном процессе большое внимание уделяется использованию национально-регионального компонента, который предусматривает возможность введения содержания, связанного с национальными традициями. [1] Большие возможности для его применения существуют на уроках технологии.
Так, в свою образовательную программу и программу по внеурочной деятельности, включаю темы национально-регионального компонента уроков в разделы «Кулинария», «Создание изделий из текстильных и поделочных материалов», «Технологии ведения дома», «Декоративно-прикладное творчество», «Современное производство и профессиональное образование».
Содержание регионального компонента
Разделы |
классы |
Ко-во часов |
|||
5 |
6 |
7 |
8 |
||
Кулинария |
6/5 |
3/5 |
4/4 |
1/4 |
11/18 |
Создание изделий из текстильных и поделочных материалов |
3/5 |
3/5 |
4/5 |
2/5 |
12/20 |
Технологии ведения дома |
1/2 |
1/2 |
1/2 |
-/2 |
2/8 |
Современное производство и профессиональное образование |
- |
- |
- |
1/2 |
1/2 |
На занятиях по кулинарии учащиеся изучают особенности татарской национальной кухни, осваивают технологию приготовления национальных блюд, знакомятся с обычаями и обрядами, национальными праздниками.
Особенности и своеобразие любой национальной кухни тесно связано с жизнью народов и «даров природы», которые их окружают. На уроках обучающиеся получают не только теоретические знания, названия блюд, но и сами их готовят.
В 5 классе ученики знакомятся с использованием овощей, чайных сборов в татарской национальной кухне, с правилами сбора ягод, грибов, кореньев, лекарственных трав и правилами их заготовки в домашних условиях. На практических занятиях готовят салаты из овощей, чай с молоком, с травами (чабрецом, зверобоем, душицей, мятными листьями, шалфеем, липой и ромашкой).
На уроках кулинарии в 6 классе обучающиеся знакомятся с национальными блюдами из мяса: говядина по-татарски, каклаган по-татарски, калжа, тутырган тавык, кыздырма, кызылык, куллама, бишбармак, шулпа, токмач, а также с напитками: кумыс, катык, айран.
В 7 классе учащиеся знакомятся с выпечкой и сладкими блюдами. Выпечка — это перемячи, губадия, эчпочмак, баурсак, бэлеши, бэккэны, сумса и другие с начинкой из мяса, картофеля или каши, кош теле, чак-чак, пахлава, бал-май, кабартма и другие. Эти названия, могут на слух казаться незнакомыми, но на вкус и запах узнаваемы и любимы не только татарами. Национальные блюда татарской кухни часто готовятся из баранины или молочных продуктов. Это неудивительно, если учитывать, что в древности татарский народ был кочевым и занимался скотоводством.
Татарская национальная кухня интересна тем, что ее особенности складывались из множества факторов. В далеком прошлом, когда татары были кочевым народом, они имели множество временных соседей, с которыми обменивались знаниями и навыками. И действительно, национальная кухня разных регионов имеет общие черты и отличия. Перемячи похожи на беляши, чак-чак на хворост.
Важная роль отводится знакомству с национальными традициями и обычаями, народными праздниками: Корбан-Байрам, Курбан-Байрам, Боз-Карау, Сабантуй, а также с религиозными праздниками во внеурочной деятельности.
Восьмые классы на уроках кулинарии узнают об использовании домашней птицы и дичи в национальной кухне.
В разделе «Создание изделий из текстильных и поделочных материалов» национально-региональный компонент включён в уроки по: материаловедению, где обучающиеся знакомятся с процессом валяния прядения, ткачества, узнают, что такое бранное и ремизное ткачество, холст.
В разделе «Конструирование и моделирование», где учащиеся знакомятся с татарским национальным костюмом. В 5 классе — фартуком, его конструкцией, тканями, повседневной и праздничной отделкой; с головными уборами девушек и замужних женщин. В 6 и 7 классах учащиеся продолжают изучать татарский национальный костюм. Девочки знакомятся с платьем, жилеткой, узнают особенности покроя, ткани для повседневной и праздничной одежды, отличительные особенности в отделке мужских и женских костюмов.
Раздел «Рукоделие и художественным ремёслам» с 5 по 8 класс как ни однадругая тема раскрываетсамобытность татарского народа. На этих уроках учащиеся знакомятся с видами художественных ремёсел, женским рукоделием, изучают орнамент, происхождение орнамента. Сюжетные и символические изображения. Использование орнамента для художественной отделки одежды, предметов интерьера, домашней утвари. Изучают ювелирные украшения в технике бугорчатой скани. Полученные теоретические знания, учащиеся реализуют в практических, проектных работах.
Раздел «Технологии ведения дома» знакомит обучающихся 5, 6 классов с интерьером крестьянской избы: простой, но необходимой мебелью (лавки, стол, полки, полати, печь), украшением жилища (тканями, резьбой).
В разделе «Современное производство и профессиональное образование» учащиеся 8 класса получают информацию о предприятиях, организациях в республике и городе Казани, где можно получить образование по таким специальностям как «Технология продукции общественного питания» (Казанский национальный исследовательский технологический университет и Казанский инновационный университет имени В. Г. Тимирясова; направления обучения: химическая технология; продукты питания из растительного сырья; технология продукции и организация общественного питания) [2], «Конструирование, моделирование и технология швейных изделий», «Закройщик» (Казанский колледж технологии и дизайна, Казанский национальный исследовательский технологический университет). [3]
Таким образом, региональный компонент в содержании образовательной области «Технология» призван способствовать формированию личности современного выпускника как достойного представителя региона, умелого хранителя, пользователя и создателя его культурных ценностей и традиций.
Литература:
- ФГОС ООО // Министерство образования и науки Российской Федерации — 5-е изд. — М.: «Просвещение», 2016–60 с.
- http://www.kstu.ru/
- http://kktd.ru/