Ключевые слова: инициатива ребенка, уголок экспериментов, опытно-исследовательская деятельность, познавательная активность.
В последние годы очень много говорят об использовании опытно-экспериментальной деятельности (ОЭД) в развитии детей, и у дошкольников в том числе. Но все же далеко не в каждой группе детского сада имеется уголок ОЭД, а такие занятия ведутся от случая к случаю. Попробуем в этом разобраться.
В ходе опроса 32 слушателей программы профессиональной переподготовки воспитателей ДОУ (2017 г.), было выяснено (Таблица 1), что у 72 % опрошенных есть опыт организации ОЭД (Таблица 2). Из них наибольший процент со стажем работы в ДОУ до 2 лет — 26 % и со стажем работы более 8 лет — 48 %. Из тех, кто не использовал в работе ОЭД (28 % опрошенных), 55 % планируют включить в свою работу ОЭД.
Таблица 1
Первичные данные анкет
№анкет |
Опыт ОЭД |
Сложности |
Планы организации ОЭД |
Стаж |
|||||||||||||
да |
нет |
а |
б |
в |
г |
д |
е |
ж |
з |
и |
да |
нет |
до 2 лет |
2–5 лет |
5–8 лет |
более 8 лет |
|
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
|||||||||||||
2 |
1 |
1 |
1 |
1 |
|||||||||||||
3 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
|||||||||||
4 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
||||||||||||
5 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
|||||||||||
6 |
1 |
1 |
1 |
1 |
|||||||||||||
7 |
1 |
1 |
1 |
||||||||||||||
8 |
1 |
1 |
1 |
1 |
|||||||||||||
9 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
||||||||||||
10 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
||||||||||||
11 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
|||||||||||
12 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
|||||||||||
13 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
|||||||||||
14 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
|||||||||||
15 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
|||||||||||
16 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
|||||||||||
17 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
||||||||||||
18 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
|||||||||||
19 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
|||||||||||
20 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
||||||||||||
21 |
1 |
1 |
1 |
1 |
|||||||||||||
22 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
|||||||||||
23 |
1 |
1 |
1 |
||||||||||||||
24 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
|||||||||||
25 |
1 |
1 |
1 |
1 |
|||||||||||||
26 |
1 |
1 |
1 |
1 |
|||||||||||||
27 |
1 |
1 |
1 |
1 |
|||||||||||||
28 |
1 |
1 |
1 |
1 |
|||||||||||||
29 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
||||||||||||
30 |
1 |
1 |
1 |
1 |
|||||||||||||
31 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
||||||||||||
32 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
|||||||||||
Итог |
23 |
9 |
0 |
3 |
9 |
15 |
7 |
17 |
5 |
4 |
3 |
22 |
10 |
9 |
8 |
2 |
13 |
Пояснения к Таблице 1. Рассматриваемые сложности: а — опасно, б — грязь, в — недостаток места, г — финансовые трудности, д — трудоемко, е — много времени, ж — недостаток знаний, з — ваша версия, и — преобладающая личная версия «все решаемо». Знак 1 — наличие признака, нет знака — нет признака. В варианте «ваша версия» у № 3 — «не выделено в режимных моментах», у № 4 — «с учетом возможностей делаю», у № 5 — «все решаемо», у № 31 — «нет сложностей».
Таблица 2
Опыт организации экспериментальной деятельности
|
Всего, % |
В т. ч. по стажу работы в ДОУ |
|||
до 2 лет |
2–5 лет |
5–8 лет |
более 8 лет |
||
Имеется опыт ОЭД |
72 |
26 |
22 |
4 |
48 |
Не имеется опыт ОЭД |
28 |
34 |
33 |
11 |
22 |
Какие трудности в организации ОЭД выделяют? Наиболее часто встречаемые в данной выборке — это большие затраты времени (Таблица 3), которые необходимы для организации и проведения ОЭД — 29 % случаев выбора трудностей, и финансовая сторона вопроса — 25 % случаев выбора трудностей. Затем идет недостаток места — 15 %, трудоемкость — 12 %, недостаточность естественно-научных знаний — 8 % и грязь в работе — 5 %. Примерно такая же приоритетность распределения наблюдается и у лиц со стажем более 8 лет. Но они не считают ОЭД трудоемкой — 4 % опрошенных со стажем более 8 лет, при этом более выделяя недостаток естественно-научных знаний — 17 % опрошенных со стажем более 8 лет, грязь в работе они вообще не отмечают.
Лишь 5 % опрошенных отметили, что для них нет проблем в ведении ОЭД. В ходе устной беседы с ними выяснено, что материальная база наполнялась не сразу, а постепенно, из года в год. И дошла очередь даже до газовой горелки и передвижных столов с тазами, не говоря уже о другом оборудовании и материалах. Интересно, что все лица, не имеющие трудностей с ОЭД, имеют стаж работы более 8 лет (Таблица 1).
Таблица 3
Трудности организации ОЭД
|
В % к общему количеству выборов |
Распределение сложностей у лиц со стажем более 8 лет, % |
А) небезопасно |
0 |
0 |
Б) грязно |
5 |
0 |
В) недостаточно места |
15 |
17 |
Г) финансово затратная деятельность |
25 |
22 |
Д) трудоемко |
12 |
4 |
Е) затрачивается много времени |
29 |
26 |
Ж) недостаточно естественно-научных знаний |
8 |
17 |
З) ваши версии: все решаемо |
5 |
13 |
Итого |
100 |
100 |
Следовательно, процесс организации ОЭД — дело не одного года. И не нужно отчаиваться, а постепенно накапливать знания, опыт и материальную базу. В результате наши дети получат системно организованную деятельность, что позволит им научиться получать, добывать и применять свои знания целенаправленно.
С чего начать организацию ОЭД? А. И. Савенков [6], психолог и педагог, специалист в области диагностики и развития детской одаренности, пишет, что исследовательские методы дают больший эффект лишь при умелом сочетании их с репродуктивными методами. Парамонова Л. А. [4], доктор педагогических наук, академик РАЕН, председатель Российского комитета Международной организации по дошкольному воспитанию, отмечает, что экспериментирование лишь по инициативе ребенка у значительной части детей остается на примитивном уровне манипулирования. Поэтому считаю все же целесообразным сначала проводить групповые проблемные занятия по ОЭД с последующим размещением использованного оборудования в уголке экспериментирования, назовем его “Ученый”. А поскольку у детей 3–5 лет имеется не только стремление к новизне, но и противоположная тенденция — к воспроизведению [5], повторение действий взрослого, то они уже будут целенаправленно действовать в заданном направлении, и конечно же будут пробовать и свои варианты, но идти к доказанному совместно результату, что будет служить более прочному усвоению материала в действии.
И, опять же, по мнению и опыту А. И. Савенкова [6], открытие даже субъективно нового часто требует от детей незаурядных творческих способностей. А у ребенка они не могут быть сформированы на таком высоком уровне, как у выдающегося творца. И только незаурядные, одаренные дети, имея большую природную любознательность, упорно работают при минимуме влияния со стороны взрослого.
Интеллектуальная инициатива — свойство преимущественно одаренных детей, а их доля в общей массе невелика. У “средних” же детей интеллектуальная инициатива проявляется ситуативно. И все же, у значительной части детей удается развить способности к саморегуляции своей учебно-исследовательской деятельности, хотя это и требует больших творческих усилий и “высшего пилотажа” со стороны не только педагогов, но и психологов.
С другой стороны, в методе Марии Монтессори [3] предоставлена возможность свободно и самостоятельно работать ребенку. Специально подготовленная среда дает возможность шаг за шагом развиваться без опеки взрослого. Для этого Монтессори-материалы выполнены так, что ребенок может сам увидеть ошибку и устранить ее, следуя логике и порядку выбранного материала. Но, опять же, это характерно лишь для одаренных, незаурядных детей. Поэтому считаю целесообразным сначала проводить совместные эксперименты, а потом предоставлять свободу в уголке ОЭД ДОУ.
Итак, начать можно с самого простого и проводить опыты 1 раз в месяц, чтобы успевать подкопить материалы. И не забыть рассказать о правилах работы и безопасности (или игры “Ученый”), что формирует аккуратность и волевые качества.
Нами было проведено 10 занятий [1], по 1 занятию в месяц, в средней группе общей направленности с последующим постепенным замещением оборудования в уголке экспериментов:
- Воздух и его свойства.
- Воздух и подводная лодка.
- Вода. Круговорот воды в природе.
- Свойства снега и льда.
- Свойства воды.
- Жидкости и пирамидка из них.
- «Кожа» воды, капли.
- Кожа воды и мыло.
- Свойства бумаги.
- Магниты в сюжетной игре.
На данные эксперименты необходимо дополнительно организовать поступление в группу следующих материалов, представленных в таблице 4.
Таблица 4
Дополнительное поступление материалов для экспериментов
|
Наименование материала, примерная цена 2017 г |
Стоимость на 1 чел. |
Стоимость на группу, 20 чел. с учетом самостоятельных работ и отсутствующих |
1 |
Целлофановые пакеты, 25р 1 уп |
1,25 |
25,00 |
2 |
Коктейльные трубочки, 50р 1 уп |
2,50 |
50,00 |
3 |
Прозрачные стаканы одноразовые, 200 шт |
20,00 |
400,00 |
4 |
Газированная вода 70 мл на 20 чел = 1,5лтра), 50р |
2,50 |
50,00 |
5 |
Пластиковые литровые контейнеры-банки, (50*20 шт 1000р) |
20,00 |
400,00 |
6 |
Мед, 1 стакан 70 р (10 гр на 1 чел) |
3,50 |
70,00 |
7 |
Масло растит 1 стак (10гр на 1чел), 20руб |
2,00 |
40,00 |
8 |
Баночки под копрограмму, 20*20=400р |
20,00 |
400,00 |
9 |
Вата, 70 |
3,50 |
70,00 |
10 |
Скрепки 0,5 коробки 20 чел = 10 кор |
25,00 |
500,00 |
11 |
Пипетки, 20 шт |
20,00 |
400,00 |
12 |
Салфетки, 25р на 100чел |
1,25 |
25,00 |
13 |
Магниты 20*20 шт=400р |
20,00 |
400,00 |
14 |
Гречка, 2 кг |
7,00 |
140,00 |
15 |
Фольга |
2,50 |
50,00 |
16 |
Опилки и сено возьмем у тех, кто держит питомцев |
0,00 |
0,00 |
17 |
Вилки, которые не магнитятся, имеются |
0,00 |
0,00 |
18 |
Камни, насобираем |
0,00 |
0,00 |
19 |
Пуговицы пластмассовые принесут по одной бесплатно |
0,00 |
0,00 |
20 |
Изюмины, возьмем на кухне |
0,00 |
0,00 |
21 |
Пластиковые коробочки из-под холодца 0,5л |
0,00 |
0,00 |
Итого |
151,00 |
3020,00 |
В результате предварительных расчетов и согласований с родителями благотворительной деятельности были получены все необходимые материалы и успешно проведены занятия в пределах стоимости таблицы 4, которая может служить обоснованием расходов для любой группы детей. Причем, в нашем случае, все было приобретено за 2 месяца, и занятия проводились 1 раз в 2 недели. Список можно дополнить спринцовкой, воронкой, лупой (опасно), песочными часами, которые в предложенных занятиях не используются, но могут быть полезны детям.
Наш уголок не занимает много места в группе (Рис.1), 1 полка 20 на 80 см, поскольку оборудование по мере проведения уроков обновляется.
Рис. 1. Эксперименты с «кожей» воды. В правом верхнем углу видна в полка для экспериментов.
Такие занятия учат видеть интерес и пользу в получении знаний, развивают пытливость ума и стремление искать ответы на вопросы. При этом важно, чтобы предложение взрослого не подавляло инициативу ребенка, чтобы создавалась ситуация выбора. Необходимо репродуктивно-подражательный уровень познавательной активности вести к поисково-исполнительскому, а затем к поисково-продуктивному [2], создавая опережающую образовательную среду, и опытно-экспериментальная деятельность позволяет это делать.
Литература:
- Большая книга экспериментов для школьников [Текст] / Ред. А. Мейяни.- М.: Россмэн-пресс, 2002. — 260 с. — 10000 экз. — ISBN 88–415–4940–80.
- Поддьяков Н. Н. Мышление дошкольника [Текст] / Н. Н. Поддьяков. — М.: Педагогика, 1977. — 272 с. — 40000 экз.
- Ефимова В. Л. Педагогика М. Монтессори с точки зрения физиологии активности [Текст] // Историческая и социально-образовательная мысль, 2014, № 2 (24), с. 137–141. — ISSN 2219–6048
- Парамонова Л. А. Конструирование как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста [Электронный ресурс] // http://dob.1september.ru/articles/2008/17/21
- Поддьяков А. Н. Исследовательская активность ребенка [Электронный ресурс] // http://detsad-journal.narod.ru/20042.htm
- Савенков А. И. Детское исследование как метод обучения старших дошкольников [Электронный ресурс] // http://dob.1september.ru/article.php?ID=200702117