Организация уголка опытно-экспериментальной деятельности в группе ДОУ | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №38 (224) сентябрь 2018 г.

Дата публикации: 22.09.2018

Статья просмотрена: 263 раза

Библиографическое описание:

Ярославцева, Е. Н. Организация уголка опытно-экспериментальной деятельности в группе ДОУ / Е. Н. Ярославцева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 38 (224). — С. 101-105. — URL: https://moluch.ru/archive/224/52761/ (дата обращения: 18.12.2024).



Ключевые слова: инициатива ребенка, уголок экспериментов, опытно-исследовательская деятельность, познавательная активность.

В последние годы очень много говорят об использовании опытно-экспериментальной деятельности (ОЭД) в развитии детей, и у дошкольников в том числе. Но все же далеко не в каждой группе детского сада имеется уголок ОЭД, а такие занятия ведутся от случая к случаю. Попробуем в этом разобраться.

В ходе опроса 32 слушателей программы профессиональной переподготовки воспитателей ДОУ (2017 г.), было выяснено (Таблица 1), что у 72 % опрошенных есть опыт организации ОЭД (Таблица 2). Из них наибольший процент со стажем работы в ДОУ до 2 лет — 26 % и со стажем работы более 8 лет — 48 %. Из тех, кто не использовал в работе ОЭД (28 % опрошенных), 55 % планируют включить в свою работу ОЭД.

Таблица 1

Первичные данные анкет

анкет

Опыт ОЭД

Сложности

Планы организации ОЭД

Стаж

да

нет

а

б

в

г

д

е

ж

з

и

да

нет

до 2 лет

2–5 лет

5–8 лет

более 8 лет

1

1

1

1

1

2

1

1

1

1

3

1

1

1

1

1

1

4

1

1

1

1

1

5

1

1

1

1

1

1

6

1

1

1

1

7

1

1

1

8

1

1

1

1

9

1

1

1

1

1

10

1

1

1

1

1

11

1

1

1

1

1

1

12

1

1

1

1

1

1

13

1

1

1

1

1

1

14

1

1

1

1

1

1

15

1

1

1

1

1

1

16

1

1

1

1

1

1

17

1

1

1

1

1

18

1

1

1

1

1

1

19

1

1

1

1

1

1

20

1

1

1

1

1

21

1

1

1

1

22

1

1

1

1

1

1

23

1

1

1

24

1

1

1

1

1

1

25

1

1

1

1

26

1

1

1

1

27

1

1

1

1

28

1

1

1

1

29

1

1

1

1

1

30

1

1

1

1

31

1

1

1

1

1

32

1

1

1

1

1

1

Итог

23

9

0

3

9

15

7

17

5

4

3

22

10

9

8

2

13

Пояснения к Таблице 1. Рассматриваемые сложности: а — опасно, б — грязь, в — недостаток места, г — финансовые трудности, д — трудоемко, е — много времени, ж — недостаток знаний, з — ваша версия, и — преобладающая личная версия «все решаемо». Знак 1 — наличие признака, нет знака — нет признака. В варианте «ваша версия» у № 3 — «не выделено в режимных моментах», у № 4 — «с учетом возможностей делаю», у № 5 — «все решаемо», у № 31 — «нет сложностей».

Таблица 2

Опыт организации экспериментальной деятельности

Всего, %

В т. ч. по стажу работы в ДОУ

до 2 лет

2–5 лет

5–8 лет

более 8 лет

Имеется опыт ОЭД

72

26

22

4

48

Не имеется опыт ОЭД

28

34

33

11

22

Какие трудности в организации ОЭД выделяют? Наиболее часто встречаемые в данной выборке — это большие затраты времени (Таблица 3), которые необходимы для организации и проведения ОЭД — 29 % случаев выбора трудностей, и финансовая сторона вопроса — 25 % случаев выбора трудностей. Затем идет недостаток места — 15 %, трудоемкость — 12 %, недостаточность естественно-научных знаний — 8 % и грязь в работе — 5 %. Примерно такая же приоритетность распределения наблюдается и у лиц со стажем более 8 лет. Но они не считают ОЭД трудоемкой — 4 % опрошенных со стажем более 8 лет, при этом более выделяя недостаток естественно-научных знаний — 17 % опрошенных со стажем более 8 лет, грязь в работе они вообще не отмечают.

Лишь 5 % опрошенных отметили, что для них нет проблем в ведении ОЭД. В ходе устной беседы с ними выяснено, что материальная база наполнялась не сразу, а постепенно, из года в год. И дошла очередь даже до газовой горелки и передвижных столов с тазами, не говоря уже о другом оборудовании и материалах. Интересно, что все лица, не имеющие трудностей с ОЭД, имеют стаж работы более 8 лет (Таблица 1).

Таблица 3

Трудности организации ОЭД

В % к общему количеству выборов

Распределение сложностей у лиц со стажем более 8 лет, %

А) небезопасно

0

0

Б) грязно

5

0

В) недостаточно места

15

17

Г) финансово затратная деятельность

25

22

Д) трудоемко

12

4

Е) затрачивается много времени

29

26

Ж) недостаточно естественно-научных знаний

8

17

З) ваши версии: все решаемо

5

13

Итого

100

100

Следовательно, процесс организации ОЭД — дело не одного года. И не нужно отчаиваться, а постепенно накапливать знания, опыт и материальную базу. В результате наши дети получат системно организованную деятельность, что позволит им научиться получать, добывать и применять свои знания целенаправленно.

С чего начать организацию ОЭД? А. И. Савенков [6], психолог и педагог, специалист в области диагностики и развития детской одаренности, пишет, что исследовательские методы дают больший эффект лишь при умелом сочетании их с репродуктивными методами. Парамонова Л. А. [4], доктор педагогических наук, академик РАЕН, председатель Российского комитета Международной организации по дошкольному воспитанию, отмечает, что экспериментирование лишь по инициативе ребенка у значительной части детей остается на примитивном уровне манипулирования. Поэтому считаю все же целесообразным сначала проводить групповые проблемные занятия по ОЭД с последующим размещением использованного оборудования в уголке экспериментирования, назовем его “Ученый”. А поскольку у детей 3–5 лет имеется не только стремление к новизне, но и противоположная тенденция — к воспроизведению [5], повторение действий взрослого, то они уже будут целенаправленно действовать в заданном направлении, и конечно же будут пробовать и свои варианты, но идти к доказанному совместно результату, что будет служить более прочному усвоению материала в действии.

И, опять же, по мнению и опыту А. И. Савенкова [6], открытие даже субъективно нового часто требует от детей незаурядных творческих способностей. А у ребенка они не могут быть сформированы на таком высоком уровне, как у выдающегося творца. И только незаурядные, одаренные дети, имея большую природную любознательность, упорно работают при минимуме влияния со стороны взрослого.

Интеллектуальная инициатива — свойство преимущественно одаренных детей, а их доля в общей массе невелика. У “средних” же детей интеллектуальная инициатива проявляется ситуативно. И все же, у значительной части детей удается развить способности к саморегуляции своей учебно-исследовательской деятельности, хотя это и требует больших творческих усилий и “высшего пилотажа” со стороны не только педагогов, но и психологов.

С другой стороны, в методе Марии Монтессори [3] предоставлена возможность свободно и самостоятельно работать ребенку. Специально подготовленная среда дает возможность шаг за шагом развиваться без опеки взрослого. Для этого Монтессори-материалы выполнены так, что ребенок может сам увидеть ошибку и устранить ее, следуя логике и порядку выбранного материала. Но, опять же, это характерно лишь для одаренных, незаурядных детей. Поэтому считаю целесообразным сначала проводить совместные эксперименты, а потом предоставлять свободу в уголке ОЭД ДОУ.

Итак, начать можно с самого простого и проводить опыты 1 раз в месяц, чтобы успевать подкопить материалы. И не забыть рассказать о правилах работы и безопасности (или игры “Ученый”), что формирует аккуратность и волевые качества.

Нами было проведено 10 занятий [1], по 1 занятию в месяц, в средней группе общей направленности с последующим постепенным замещением оборудования в уголке экспериментов:

  1. Воздух и его свойства.
  2. Воздух и подводная лодка.
  3. Вода. Круговорот воды в природе.
  4. Свойства снега и льда.
  5. Свойства воды.
  6. Жидкости и пирамидка из них.
  7. «Кожа» воды, капли.
  8. Кожа воды и мыло.
  9. Свойства бумаги.
  10. Магниты в сюжетной игре.

На данные эксперименты необходимо дополнительно организовать поступление в группу следующих материалов, представленных в таблице 4.

Таблица 4

Дополнительное поступление материалов для экспериментов

Наименование материала, примерная цена 2017 г

Стоимость на 1 чел.

Стоимость на группу, 20 чел. с учетом самостоятельных работ и отсутствующих

1

Целлофановые пакеты, 25р 1 уп

1,25

25,00

2

Коктейльные трубочки, 50р 1 уп

2,50

50,00

3

Прозрачные стаканы одноразовые, 200 шт

20,00

400,00

4

Газированная вода 70 мл на 20 чел = 1,5лтра), 50р

2,50

50,00

5

Пластиковые литровые контейнеры-банки, (50*20 шт 1000р)

20,00

400,00

6

Мед, 1 стакан 70 р (10 гр на 1 чел)

3,50

70,00

7

Масло растит 1 стак (10гр на 1чел), 20руб

2,00

40,00

8

Баночки под копрограмму, 20*20=400р

20,00

400,00

9

Вата, 70

3,50

70,00

10

Скрепки 0,5 коробки 20 чел = 10 кор

25,00

500,00

11

Пипетки, 20 шт

20,00

400,00

12

Салфетки, 25р на 100чел

1,25

25,00

13

Магниты 20*20 шт=400р

20,00

400,00

14

Гречка, 2 кг

7,00

140,00

15

Фольга

2,50

50,00

16

Опилки и сено возьмем у тех, кто держит питомцев

0,00

0,00

17

Вилки, которые не магнитятся, имеются

0,00

0,00

18

Камни, насобираем

0,00

0,00

19

Пуговицы пластмассовые принесут по одной бесплатно

0,00

0,00

20

Изюмины, возьмем на кухне

0,00

0,00

21

Пластиковые коробочки из-под холодца 0,5л

0,00

0,00

Итого

151,00

3020,00

В результате предварительных расчетов и согласований с родителями благотворительной деятельности были получены все необходимые материалы и успешно проведены занятия в пределах стоимости таблицы 4, которая может служить обоснованием расходов для любой группы детей. Причем, в нашем случае, все было приобретено за 2 месяца, и занятия проводились 1 раз в 2 недели. Список можно дополнить спринцовкой, воронкой, лупой (опасно), песочными часами, которые в предложенных занятиях не используются, но могут быть полезны детям.

Наш уголок не занимает много места в группе (Рис.1), 1 полка 20 на 80 см, поскольку оборудование по мере проведения уроков обновляется.

Рис. 1. Эксперименты с «кожей» воды. В правом верхнем углу видна в полка для экспериментов.

Такие занятия учат видеть интерес и пользу в получении знаний, развивают пытливость ума и стремление искать ответы на вопросы. При этом важно, чтобы предложение взрослого не подавляло инициативу ребенка, чтобы создавалась ситуация выбора. Необходимо репродуктивно-подражательный уровень познавательной активности вести к поисково-исполнительскому, а затем к поисково-продуктивному [2], создавая опережающую образовательную среду, и опытно-экспериментальная деятельность позволяет это делать.

Литература:

  1. Большая книга экспериментов для школьников [Текст] / Ред. А. Мейяни.- М.: Россмэн-пресс, 2002. — 260 с. — 10000 экз. — ISBN 88–415–4940–80.
  2. Поддьяков Н. Н. Мышление дошкольника [Текст] / Н. Н. Поддьяков. — М.: Педагогика, 1977. — 272 с. — 40000 экз.
  3. Ефимова В. Л. Педагогика М. Монтессори с точки зрения физиологии активности [Текст] // Историческая и социально-образовательная мысль, 2014, № 2 (24), с. 137–141. — ISSN 2219–6048
  4. Парамонова Л. А. Конструирование как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста [Электронный ресурс] // http://dob.1september.ru/articles/2008/17/21
  5. Поддьяков А. Н. Исследовательская активность ребенка [Электронный ресурс] // http://detsad-journal.narod.ru/20042.htm
  6. Савенков А. И. Детское исследование как метод обучения старших дошкольников [Электронный ресурс] // http://dob.1september.ru/article.php?ID=200702117
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, стаж работы, занятие, инициатива ребенка, таблица, значительная часть детей, интеллектуальная инициатива, материальная база, недостаток места, опытно-экспериментальная деятельность.


Похожие статьи

Конспект организации непрерывной образовательной деятельности (НОД) по познавательному развитию «Хвойные растения» для детей 4–5 лет

Применение проектной деятельности в ДОУ с целью развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста

Эффективные практики организации опытно-экспериментальной деятельности с дошкольниками

В статье рассматривается педагогическая ценность и развивающий потенциал опытно-экспериментальной деятельности в работе с детьми дошкольного возраста. Автором представлен опыт педагогов-практиков по организации опытно-экспериментальной деятельности с...

Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в условиях детского сада «Улыбка»

Организация научно-исследовательской деятельности учащихся как эффективная форма работы с одаренными детьми в условиях реализации ФГОС (из опыта работы кафедры естественных дисциплин лицея № 3 г. Иркутска)

Организация воспитательной работы с обучающимися дошкольного возраста

Территория сотрудничества семьи и ДОУ по формированию у детей основ физической культуры и здоровья

Развитие личностных и педагогических компетенций педагогов в работе с родителями, посещающими консультационный центр

Продуктивные формы методической работы как условие развития профессионализма педагога

Проектная деятельность во взаимодействии дошкольной образовательной организации с семьей

В статье рассматриваются вопросы привлечения родительской общественности к эффективному сотрудничеству с педагогическим коллективом. Представлен опыт использования проектной деятельности в работе с семьями воспитанников ДОУ.

Похожие статьи

Конспект организации непрерывной образовательной деятельности (НОД) по познавательному развитию «Хвойные растения» для детей 4–5 лет

Применение проектной деятельности в ДОУ с целью развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста

Эффективные практики организации опытно-экспериментальной деятельности с дошкольниками

В статье рассматривается педагогическая ценность и развивающий потенциал опытно-экспериментальной деятельности в работе с детьми дошкольного возраста. Автором представлен опыт педагогов-практиков по организации опытно-экспериментальной деятельности с...

Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в условиях детского сада «Улыбка»

Организация научно-исследовательской деятельности учащихся как эффективная форма работы с одаренными детьми в условиях реализации ФГОС (из опыта работы кафедры естественных дисциплин лицея № 3 г. Иркутска)

Организация воспитательной работы с обучающимися дошкольного возраста

Территория сотрудничества семьи и ДОУ по формированию у детей основ физической культуры и здоровья

Развитие личностных и педагогических компетенций педагогов в работе с родителями, посещающими консультационный центр

Продуктивные формы методической работы как условие развития профессионализма педагога

Проектная деятельность во взаимодействии дошкольной образовательной организации с семьей

В статье рассматриваются вопросы привлечения родительской общественности к эффективному сотрудничеству с педагогическим коллективом. Представлен опыт использования проектной деятельности в работе с семьями воспитанников ДОУ.

Задать вопрос