Повышение конкурентоспособности посредством инноваций | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №39 (225) сентябрь 2018 г.

Дата публикации: 26.09.2018

Статья просмотрена: 1366 раз

Библиографическое описание:

Мякотин, М. П. Повышение конкурентоспособности посредством инноваций / М. П. Мякотин. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 39 (225). — С. 89-91. — URL: https://moluch.ru/archive/225/52775/ (дата обращения: 19.12.2024).



Для современного этапа развития экономики характерен высокий уровень конкурентной борьбы во всех сферах, а также усиление роли инноваций для достижения конкурентоспособности предприятия. В настоящее время именно инновации диктуют условия на рынке. Товары и услуги, которые имеют преимущества в качестве, стоимости и иных характеристиках пользуются повышенным спросом в отличии от конкурентов.

Как показывает практика, не все российские предприятия используют инновации в своей деятельности, а также не готовы к ним или не способны к их внедрению. По данным Росстата, по итогам 2017 года инновационная активность Российских предприятий составляет 8,5 %, это на 0,1 % выше чем в предыдущем году, однако по сравнению с предыдущими периодами индекс достаточно низкий [2].

В рейтинге The Global Innovation Index 2017 самых инновационных стран, который составляет Всемирная организация интеллектуальной собственности (WIPO) ООН, Россия заняла 45-ю строчку из 127. В прошлогоднем рейтинге страна занимала 43-ю позицию, тогда она поднялась на пять строк.

Первое место в рейтинге заняла Швейцария, за ней следуют Швеция, Нидерланды, США и Великобритания. Швейцария возглавляла рейтинг и в прошлом году [4].

Именно поэтому вопрос об инновационном развитии российских предприятий, а также повышения конкурентоспособности выпускаемой продукции и предприятия в целом в настоящее время является достаточно актуальным.

В России спрос на инновации очень низкий. По данным Ассоциации менеджеров России, количество инновационно активных предприятий в РФ не превышает 10–12 %. Обусловлено это тем, что очень большая часть предприятий ориентирована на региональный рынок, либо работает в очень узкой «нише», что делает их конкурентоспособными.

Как показывают данные опроса руководителей предприятий, проведенного Высшей школой экономики и Всемирным банком в 2017 году. Около 40 % ответили, что не имеют конкурентов как среди отечественных, так и среди зарубежных предприятий. Еще 30 % уверены, что конкурентами для них являются только отечественные предприятия. Таким образом, проблема повышения конкурентоспособности посредством инновационного развития характерна для очень небольшого сегмента предприятий. Для остальных предприятий РФ эта проблема является не менее актуальной, но руководство не заинтересовано или не видит в этом необходимости, в то время как это позволило бы предприятиям выйти на новый уровень: привлечь новых клиентов, завоевать новые рынки и т. д. [3].

По мнению Морозова Ю. П. конкурентоспособность предприятия тесно связана с инвестиционными процессами, происходящими в экономике, и развитие инноваций являются неотъемлемыми элементами одной системы (рисунок 1) [1].

Рис. 1. Влияние инвестиций на конкурентоспособность предприятия в условиях инновационного развития страны

Как видно из рисунка 1 конкурентоспособность взаимосвязана с инновациями и инвестициями. Эти три основных элемента являются основой развития предприятия.

Под инновациями, которые рассматриваются как фактор повышения конкурентоспособности, подразумевается конечный результат деятельности, в качестве которого может выступать как конечный продукт, который будет реализовываться на рынке, либо разнообразные разработки, которые в дальнейшем могут быть использованы как в процессе производства, так и при доведении товаров до конечного потребителя. Главное, что бы это приносило экономический эффект.

Среди факторов, способных оказать влияние на показатели конкурентоспособности можно отметить такие как:

– внедрение достижений в области науки и техники;

– привлечение высококвалифицированных специалистов;

– повышение качества производимой продукции при уменьшении затрат на ее производство;

– расширение рынка сбыта продукции.

Все представленные выше факторы неразрывно связаны с конкурентоспособностью предприятия. Так невозможно представить более качественные товары, либо новинки, не имеющие аналогов без использования новейших разработок. Именно наличие товаров, которые отличаются высоким качеством либо не имеют аналогов, позволяет предприятию повысить свою конкурентоспособность [5].

Любое внедрение достижений научно-технического прогресса невозможно без квалифицированного персонала. Так же сотрудники способны самостоятельно разработать инновационные подходы, например в области управления предприятием. Именно высококвалифицированные, инициативные и креативные работники способны найти нестандартные решения по любым из проблем, стоящих перед предприятием, что позволит ему качественно превзойти конкурентов.

В настоящее время очень малая часть российских предприятий уделяет должное внимание инновациям и их внедрению на производстве.

Из перечисленных выше факторов повышения конкурентоспособности предприятия особое место отводится инновациям. Для каждого вида конкурентоспособности (технологическую, экономическую, социальную и психологическую) существуют аналогичные виды инноваций [3].

Из всего вышесказанного, можно сделать вывод, что вопросам инноваций на предприятиях РФ не уделяется должного внимания, при этом именно инновации подкрепленные инвестициями способны качественно повысить конкурентоспособность предприятия. Для большинства российских предприятий в условиях жесткой конкурентной борьбы именно инновационная деятельность и ее результаты являются главным критерием успеха. Страна переживает глобальный переход на инновационную экономику, что является несомненным преимуществом для выпуска конкурентоспособной продукции.

Конкурентоспособность является показателем уровня развития хозяйствующего субъекта в сравнении с аналогичными фирмами, действующими на том же рынке.

Для того чтобы выжить в настоящее время предприятиям, которые ведут деятельность в условиях острой конкуренции важно идти в ногу со временем, создавать принципиально новые продукты, совершенствовать традиционно выпускаемые виды продукции, улучшать собственный имидж, привлекать качественные ресурсы, внедрять новейшие разработки на всех этапах производства.

Литература:

1 Морозов Ю. П. Инновационный менеджмент. / Учебник для вузов. М.: ЮНИТИ, 2017. — 398с.

2 Основные показатели инновационной деятельности в РФ: Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/science_and_innovations/science/#

3 Ретнева А. Д., ИННОВАЦИИ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ, IХ Международная студенческая электронная научная конференция «Студенческий научный форум» 15 февраля — 31 марта 2017 года, Режим доступа: https://www.rae.ru/forum2012/238/2773

4 Россия опустилась в рейтинге самых инновационных стран: Электронный ресурс. Режим доступа: https://www.rbc.ru/economics/15/06/2017/594271b19a79473ed86548d0

5 Шолина А. И., Хасаншин И. А., Проблемы и перспективы развития инновационного предпринимательства области// Управление инновациями: теория, методология, практика. — 2016. — № 18. — С.45–48.

Основные термины (генерируются автоматически): предприятие, конкурентоспособность предприятия, инновация, WIPO, внедрение достижений, должное внимание, инновационное развитие, повышение конкурентоспособности, Россия, швейцария.


Задать вопрос