Социальное обслуживание граждан, проживающих в сельской местности значительно труднее организовать из-за многих специфических проблем, связанных, прежде всего с развитием инфраструктуры. «В условиях социально-экономических преобразований в стране многие проблемы жизнеустройства селян обострились и приобрели затяжной характер, существенно снизили уровень их жизни, адаптационные возможности» [1].
С целью повышения качества и уровня жизни населения, создаются различные учреждения социального обслуживания. Более двадцати лет на территории Большесолдатского района Курской области поставщиком социальных услуг гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, является Областное бюджетное учреждение социального обслуживания «Комплексный центр социального обслуживания населения». В данном Центре гражданам, признанным нуждающимися в социальном обслуживании, осуществляется предоставление гарантированных государством и дополнительных социальных услуг в трех отделениях социального обслуживания на дому и одном отделении срочного социального обслуживания. Социальные работники Центра в своей практической деятельности учитывают всю специфику социального статуса обслуживаемых граждан, не только в целом, но и каждого человека в отдельности, их потребности, материальное положение и социальные возможности, а также некоторые особенности жизнедеятельности.
Рис. 1. Численность получателей социальных услуг в ОБУСО «КЦСОН Большесолдатского района»
За последний год отмечается значительный рост обслуживаемых граждан (рис.1), как отмечет руководитель Центра: «Увеличение количества обслуживаемых лиц стало возможным благодаря добросовестному и вдумчивому подходу к работе заведующих отделениями, социальных работников, проведенному хронометражу работ» [3].
В 2015–2017 гг. предоставление социальных услуг на дому стало наиболее востребованной формой социального обслуживания, так как надомное социальное обслуживание направлено на максимально возможное продление нахождения обслуживаемых граждан в домашней обстановке и поддержания на достаточном уровне их социально-психологического статуса. Отметим, что, рост обслуживаемых граждан Центром Большесолдатского района, никак не повлиял на рост количества оказанных услуг. Так, в 2017 году было оказано 122171 социальных услуг, это на 0,9 % меньше социальных услуг, чем в предыдущих годах (в 2015 г. было оказано 124023 социальных услуг, в 2016–129420). На наш взгляд это связано с непродуманной ценовой политикой на дополнительные платные социальные услуги.
Рис. 2. Виды и количество оказанных социальных услуг, предоставляемых ОБУСО «КЦСОН Большесолдатского района»
Анализ деятельности Комплексного центра Большесолдатского района Курской области свидетельствует о том, что происходит постепенная ориентация на индивидуальную оценку потребностей клиента, совершенствование механизмов предоставления социальных услуг, расширение участия самих клиентов в планировании таких услуг. За последние годы произошло увеличение как обслуживающихся граждан пожилого возраста и инвалидов, так и качество обслуживания. Процедура обслуживания включает следующий спектр основных мероприятий: знакомство с подопечным; изучение бытовых условий, в которых он проживает; выяснение качества отношений с родственниками, с соседями, друзьями и товарищами по бывшей работе, представителями общественных организаций; предоставление требуемых подопечному услуг, предусмотренных нормативно-правовыми документами.
В настоящее время назрела необходимость решения следующих проблем, препятствующих быстрому и качественному предоставлению социальных услуг гражданам, находящихся на обслуживании в ОБУСО «КЦСОН Большесолдатского района».
- Организация труда социальных работников. Из-за большой загруженности социальных работников, связанных с неразвитой инфраструктурой, с оказанием больших объемов различных сельхоз работ, часто не соблюдается норматив продолжительности рабочего дня и выполнение отдельных видов социальных услуг, приходится работать сверхурочно. Необходимо пересмотреть вопросы с заполнением отчетной документации соцработников, например, в АНО «Центр социального обслуживания Московской области» разработано мобильное приложение, установленное на рабочие смартфоны. На основании отмеченных в данном приложении дат и видов социальных услуг, единой информационной базой центра формируются все необходимые отчеты о проделанной работе [2].
- Привлечение коммерческих и некоммерческих организаций к участию оказания социальной помощи населению. Активное участие общественности и НКО в модернизации системы социального обслуживания населения невозможно без достаточно проработанных механизмов финансирования социальных услуг.
- Совершенствование социального обслуживания. Необходимым, в модернизации системы социального обслуживания населения, является преобразование давно применяемых и внедрение инновационных форм, с учетом специфических для сельской местности, социальных услуг соответствующих требованиям национальных социальных стандартов.
Литература:
- Ерусланова, Р. И. Технологии социального обслуживания лиц пожилого возраста и инвалидов на дому: учебное пособие / Р. И. Ерусланова. — М.: Дашков и Ко, 2015. -180 с.
- Официальный сайт АОН «Центр социального обслуживания Московской области» http://www.csomo.ru/o-nas [Электронный ресурс]. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problemy-predostavleniya-sotsialnyh-uslug-naseleniyu-v-usloviyah-gorodskogo-rayona (дата обращения 12.09.2018).
- Официальный сайт ОБУСО «КЦСОН Большесолдатского района» [Электронный ресурс]. — URL: http://kcson-bsold.ru (дата обращения 08.09.2018).