В данной статье рассматривается сущность понятия социальная компетентность. В статье рассматриваются различные подходы к определению данного понятия и структуры социальной компетентности. Ведущую роль в формировании социальной компетентности обучающихся педагоги и исследователи уделяют ученическому самоуправлению.
Ключевые слова: социальная компетентность, компетенция, ученическое самоуправление.
Становление социальной компетентности рассматривается как взаимосвязанные процессы социализации и индивидуализации, в результате которых формируется социально активная индивидуальность ученика, способного к эффективному взаимодействию со средой, к самоактуализации и самореализации в ней, но не противопоставляющего себя социуму и сохраняющего предметом своей первой потребности другого человека как ценности. Социализация и индивидуализация, заключенные в диалектическое единство в процессе социального развития, все время «атакуют» это единство с точек, задающих их противоположность, поскольку долженствование как норма социальной жизни наталкивается порой на независимость — норму индивидуализации [3, С.23]
Социальная компетентность школьника состоит в активном творческом освоении социальных отношений, возникающих на разных этапах и в разных видах социального взаимодействия, а также в творческом присвоении ребенком основных этических норм, являющихся основой построения и регулирования межличностных и внутриличностных социальных позиций, отношений. Такое определение социальной компетентности дает представление об этических нормах как основе социальных отношений; о деятельностной основе приобщения ребенка к культуре, принятым в обществе этическим нормам; о понимании значимости социальной компетентности как для внутреннего мира человека, так и для встраивания и встраиваемости ребенка в мир отношений.
Г. Э. Белицкая [2], А. В. Брушлинский, [4]. С. З. Гончарова [5], и другие использовали понятие «социальная компетентность» и рассматривали его в рамках компетентностного подхода. Г. Э. Белицкая считала, что «социальная компетентность» определяет высокий уровень социальной активности личности [2, С.34]. А. В. Брушлинский рассматривал «социальную компетентность» как развитие и интеграцию психологических и социально-психологических проблем социального познания, социальной логики, социального представления, чувств и памяти, и таким образом социальная компетентность выступает как высший уровень освоения действительности посредством [4, С.56]
Согласно С. Н. Краснокутской, в процессе формирования социальной компетентности учащихся в период обучения и воспитания происходит становление социальной самоидентификации личности, ее самополагания, самоутверждение в социальной группе, обретение определенного социального статуса. При четком и последовательном отстаивании своего социального статуса, стремлении соответствовать ему, восприятии и соблюдении определенных корпоративных, социальных норм, правил этики и морали, он выглядит социально-компетентным в сознании людей [6].
Проанализировав понятие «социальная компетентность» мы можем выделить ее сущность и структуру. Поэтому, обобщив все вышесказанное, в это понятие включается совокупность социальных знаний, умений и навыков, применяемых в главных сферах человеческой деятельности. Помимо этого, понятие «социальная компетентность» нужно рассматривать в контексте участия личности в системе субъект-субъектного взаимодействия.
В данной статье под социальной компетентностью будем понимать отношение «личность — общество/коллектив», умение выбирать верные социальные ориентиры, проявлять готовность выстраивать субъект-субъектное межличностное взаимодействие, соответствующее этим ориентирам.
Современная педагогика идет по пути поиска средств гуманитаризации образования гуманитарно-целостных исследований образовательных явлений обоснования компетентностных моделей личностно-развивающего образования.
Самоуправление является психологической основой формирования социальной компетентности учащихся, т. к. участвуя в процессе самоуправления, учащиеся обретают собственную значимость среди других, стремятся к общению и совместной деятельности со взрослыми и сверстниками, предпринимают настойчивые попытки понять свою уникальность и отыскать адекватные способы саморазвития.
Мы разделяем точку зрения Г. С. Трофимовой, что «компетентность» — личностная характеристика, а «компетенция» — деятельностная [7 С. 89]. Социальная компетентность рассматривается нами как составляющая таких компетенций:
– личностная (ЛК): заключается в способности учащегося адаптироваться и быть активным в учебном заведении, принимать социальные обязательства, стремиться к сохранению своего здоровья;
– деятельностная (ДК): заключается в готовности ученика к повышенной образовательной активности, которая основывается на сознательном отношении к учебе и стремлении к получению образования, включающая практические навыки обучения.
– социально-психологическая (СПК): заключается в способности и готовности ученика осваивать межличностные взаимодействия, выполнять свои коллективные обязанности, выражающихся в общении, личном восприятии окружающих и работе в команде.
На рис. 1 представлены основные компетенции учащихся, формирующиеся в условиях ученического самоуправления [7, C.78].
Рис. 1. Основные компетентности учащихся, формирующиеся в условиях ученического самоуправления
Таким образом, социальная компетентность представляет собой:
– набор навыков, позволяющих человеку исполнять нормы и жизни в обществе;
– уровень приспособленности к жизни; адаптация к меняющимся условиям жизни;
– умение ориентироваться в различных жизненных ситуациях;
– способность осуществить ответственный выбор;
Образование сегодня ставит своей целью, сформировать вышеперечисленные компетентности у учащихся. Сделать это возможно через организацию ученического самоуправления в образовательных учреждениях.
Литература:
- Аракчеева О. А. Формирование социальной компетентности учащихся в процессе ученического самоуправления: Дисс. … канд. пед. наук. — Йошкар-Ола, 2012. — 196 с.
- Белицкая Г. Э. Социальная компетентность личности // Сознание личности в кризисном обществе. — М., 1995. — 122 с.
- Белобородов Н. В. Социальное творчество учащихся как фактор успешной самореализации личности — М.: АПКиПРО, 2004. — 134 с.
- Брушлинский А. В. О критериях субъекта [Текст] // Психология индивидуального и группового субъекта. — М, — 2002. — 267 с.
- Гончаров С. З., Никитина Л. П. Социальная компетентность как итоговый результат гуманитарного образования [Текст] // Воспитание духовности: Ценности и традиции. — Екатеринбург, 1998. — С. 36–42.
- Краснокутская С. Н. Формирование социальной компетентности студентов вуза: Дисс. … канд. пед. наук. — Ставрополь, 2006. — 156 с.
- Прутченков А. С., Фатов И. С. Ученическое самоуправление: организационно-правовые основы, система деятельности: учебно-методическое пособие / А. С. Прутченков, И. С. Фатов. — М.: Изд-во МГУ, 2013. — 112 с.
- Трофимова Г. С. Педагогическая коммуникативная компетентность: теоретический и прикладные аспекты: монография. — Ижевск, 2012. — 190 с.