Данная статья была написана мною, так как данная тема необходима каждому, кто хоть как-то связан с экономикой. В данной статье автор пытается объяснить, что же такое эффект дохода и эффект замещения.
Все мы не понаслышке знаем ситуацию, когда изменяется стоимость товара, будь то машина, квартира или даже банально хлеб. Самое главное, что это абсолютно естественный процесс в странах с рыночной экономикой. Но что самое неприятное для нас с вами (так как цена обычно растет), так это то, что изменение цены непосредственно влияет на наше с вами благосостояние, а проще выражаясь на количество наших с вами денег в кошельке или на банковском счете. И как мы с вами прекрасно знаем, когда цена товара растет, количество банкнот в нашем кошельке неминуемо начинает уменьшаться с большей интенсивностью, чем раньше. А если же вдруг цены на товары пойдут вниз, то количество приятных нашему взору бумажек увеличиться в нашем кошельке, опять же, по сравнению с предыдущим периодом.
Для объяснения происходящего, стоит предположить, что мы с вами — рациональные потребители, то есть люди, у которых в голове имеются мозги, и они прекрасно понимают, что им надо в магазине и не ловятся на уловки маркетологов.
Чтобы нам в дальнейшем было проще обсуждать данную тему, давайте решим, что мы с вами резко стали рациональными потребителями, и нам нужно купить телефон.
Предположим, что мы решили купить телефон с определенными техническими характеристиками не дороже 10000 рублей от фирмы X. Но вдруг цена на него выросла, и телефон стал стоить не 9990 рублей, а уже целых 11990 рублей. Что же сделает рациональный потребитель в такой ситуации? Правильно! Он выберет телефон другой марки (пускай это будет марка Y), который будет соответствовать характеристикам телефона от фирмы X, но при этом он менее красивый и стоит всего 8990, даже после повышения цен на телефоны. Если вы рациональный потребитель, то вы не обратите внимание на внешность телефона от фирмы Y, ведь его технические характеристики сопоставимы характеристикам телефона от компании X. Это значит, что полезность двух данных единиц товара будет одинакова. А это значит, что вы купите телефон Y.
Самое главное во всем этом, что остальные рациональные потребители будут поступать точно также, что значительно увеличит спрос на товар X и, соответственно, снизит спрос на товар Y. Это ситуация и является эффектом замещения. Иначе говоря, эффект замещения — это процесс, который вызывает рост потребления относительно подешевевшего товара.
Теперь стоит разобраться с тем, что же такое эффект дохода. Эффект дохода — это изменение реального дохода при изменении цены. Особенно ярко это проявляется во время снижения цены.
Вернемся к нашему примеру с телефоном. Мы все так же ищем телефон не дороже 10000 рублей с определенными техническими характеристиками от фирмы X. Внезапно курс национальной валюты вырос, и из-за этого цены на технику значительно снизились. И телефон от фирмы X стал резко стоить не 9990 рублей, а 7990 рублей. Но под наши критерии попадает другой телефон от фирмы Z, который гораздо лучше по качеству, к тому же, после снижения цен на технику, он подешевел на 2000 рублей и стал стоить 9990 рублей. Перед потребителем стоит довольно сложный выбор: купить телефон лучшего качества или сохранить высвободившиеся средства в своем кошельке. Рациональный потребитель конечно же купит телефон от фирмы X и оставит свободные деньги при себе.
На самом деле, эффект замещения и эффект дохода нельзя разделять, это было сделано для наглядного примера и объяснения терминов.
Существует два подхода вычисления эффекта замещения и эффекта дохода: подход Хикса и подход Слуцкого. Если вкратце, то Хикс считал, что разные уровни денежного дохода, обеспечивающие один и тот же уровень удовлетворения, то есть позволяющие достигнуть одной и той же кривой безразличия, представляют одинаковый уровень реального дохода. Слуцкий же считал, что только уровень денежного дохода, достаточный для приобретения одного и того же набора товаров, показывает и неизменный уровень реального дохода.
Преимущество подхода Слуцкого заключается в том, что подход Слуцкого может дать количественное решение на основе имеющихся материалов. Подход Хикса, в свою очередь, больше соответствует основным положениям порядковой теории полезности.
Также заслуга Слуцкого заключается в выведении уравнения, разлагающего общий эффект от изменения цены на товар на отдельные части: эффект замещения и эффект дохода.
Еще хочется отметить, что теория эффекта дохода и эффекта замещения довольно-таки часто применяется на практике, а изучение изменения цены применяется при оценке последствий экономической политики и ее влияния на уровень благосостояния населения.
Литература:
- В. М. Гальперин, С. М. Игнатьев, В. И. Моргунов. Микроэкономика: Учебник: «Экономическая школа». Санкт-Петербург, 2004 год.
- http://ek-lit.agava.ru/books.htm — «Библиотека экономической и деловой литературы, читальня».
- http://businessvoc.ru/bv/Term.asp?word_id=25801&rating=false&lastQueried=false — Бизнес-словарь.
- Емцов Р. Г., Лукин М. Ю. Микроэкономика. Учебник. — М.: Издательство МГУ им. М. В. Ломоносова, Дело и сервис, 1999 год.