В статье рассмотрены принципы взаимодействия органов государственной и муниципальной власти. Роль взаимодействия федеральной и муниципальной власти. Изучены приоритетные направления в деятельности федеральных и региональных органов государственной власти в области местного самоуправления.
Ключевые слова: государственное и муниципальное управление, принципы взаимодействия государственной и муниципальной власти.
The article deals with the principles of interaction between state and municipal authorities. The role of interaction between the Federal and municipal authorities. The priority directions in the activity of Federal and regional bodies of state power in the field of local self-government are studied.
Key words: state and municipal government, principles of interaction between state and municipal authorities.
Структура государственного и муниципального управления подразумевает взаимодействие между двумя ветвями власти. Принципы взаимодействия строятся на том, что государственная власть регулирует деятельность муниципалитетов. При этом принципами взаимодействия предусматривается и организационное сотрудничество двух ветвей власти. Современные механизмы взаимодействия этих двух ветвей ориентированы на эффективное функционирование администраций муниципалитетов. Здесь соблюдается принцип обратной связи, когда инициатива исходит от муниципальных властей и служит основой для государственного регулирования.
Для системы управления оптимальным вариантом является тот, где имеется баланс между сочетанием прямых и обратных связей. Само взаимодействие субъектов федеральной и местной власти стоит рассматривать как сотрудничество партнеров, поскольку эти две ветви власти сбалансированы в своих правах. Объектом управления при взаимодействии в данном случае является конкретный регион или муниципальное объединение. Несмотря на наличие нормативно-правовой базы и опыт работы муниципальных властей сотрудничество федеральной и местной власти имеет несколько проблем. Несмотря на то, что Конституцией заложены основы для местного саморегулирования, федеральная власть и муниципалитеты должны как-то взаимодействовать.
Очевиден тот факт, что местные вопросы неотделимы от государственных интересов. Поэтому реализация инициатив муниципальными властями осуществляется в рамках федерального законодательства и под контролем органов федерального властвования. С позиции федеральной власти решаются две основные задачи, связанные с функционированием местной власти. Это обеспечение гарантий для реализации основ местного самоуправления и разработка единых государственных стандартов для реализации федеральной политики в отрасли муниципального управления. Для решения этих задач используется несколько инструментов.
Во-первых, это закрепление принципов регионального самоуправления путем принятия федеральных законов в области муниципального управления. Во-вторых, это подготовка и реализация программ по поддержке муниципальных властей с позиции государства. В-третьих, это принятие новых федеральных законов, которые расширяют перечень гарантий для органов территориальной власти.
Территориальное самоуправление развивается с поддержкой органов федеральной власти. При этом решающую роль взаимодействие федеральной и муниципальной власти играет для осуществления региональной политики. В рамках сотрудничества двух ветвей власти решаются задачи экономического, социального и политического плана. Сотрудничество федеральной и местной власти направлено на решение проблем, которые мешают развитию муниципальных образований.
Таким взаимодействием предусматривается высокая результативность территориальной политики. Дело в том, что решая вопросы местного характера, федеральная власть решает свои проблемы. Это способствует укреплению принципов народовластия, созданию приемлемых условий для соблюдения интересов местных жителей, реализации мероприятий, направленной на социальную поддержку определенных слоев населения. Этим взаимодействием гарантируется стабильность политической системы. К тому же такое сотрудничество предусматривает постоянную работу над подготовкой профессиональных кадров для работы в муниципальных структурах. С позиции федеральной власти региональное самоуправление рассматривается в роли некоего социального института. При этом этот институт обладает определенными государственными признаками.
Взаимодействие институтов федеральной и муниципальной власти ведется с учетом реализуемой политики о децентрализации власти. Это позволяет гарантировать целостность России, эффективно решать задачи в области обеспечения безопасности граждан. Исторические предпосылки к становлению современной системы управления можно проследить еще с момента образования общинного самоуправления.
Для современных контактов органов федеральной и муниципальной власти характерно несколько признаков. Во-первых, это законность взаимодействия и наличие единой нормативно-правовой власти для взаимодействия двух ветвей управления. Во-вторых, сотрудничество с учетом интересов муниципалитета и федеральной власти. То есть, не могут быть реализованы инициативы, которые не соответствуют интересам обоих ветвей власти.
При этом контактами предусматривается определенная самостоятельность органов регионального самоуправления, поскольку большая часть вопросов действительно может быть решена на местном уровне. Конституцией и законом о муниципальном управлении заложены полномочия, в пределах которых может осуществляться местное управление. Если решение задач требует финансирования, участия органов федеральной власти, к выработке общего решения привлекаются представители двух властей. Этот процесс предусматривает возможность заключения договоров и соглашений для реализации намеченных планов (софинансирование, материальное обеспечение и др.).
Взаимодействие органов местного управления и государства строится на принципе гласности. То есть, это взаимодействие носит открытый характер. Здесь же соблюдается принцип взаимной ответственности. Это значит, что реализация договоров и соглашений может быть выполнена только при соблюдении условий договора, которым предусматривается выполнение определенных действий со стороны органов самоуправления и государства. Взаимодействие органов муниципальной и федеральной власти направлено на:
‒ Правовое регулирование в сфере организации местного самоуправления;
‒ Контроль над исполнением федерального законодательства;
‒ Разработку программ и их воплощение в сфере регионального управления;
‒ Совершенствование механизма, которым разделяются основы компетенции между местной и государственной властью.
Местное самоуправление, взаимодействуя с органами государственной власти, обеспечивает финансово-экономическую основу для своего функционирования. Со стороны органов государственной власти обеспечиваются условия, и оказывается содействие в вопросах, направленных на сохранение и развитие историко-культурных ценностей. При этом инструментами взаимодействия предусматривается государственная защита граждан (населения муниципалитетов).
Во взаимодействии органов местной и государственной власти применяется несколько организационных форм, в зависимости от того, какие субъекты власти взаимодействуют друг с другом. Так, главными во взаимодействии государства и муниципалитетов являются органы государственного и муниципального управления. Решение местных вопросов осуществляется с созданием временных комиссий, в которые входит по несколько представителей от органов государственной и муниципальной власти.
Если решение вопросов подразумевает постоянное взаимодействие двух ветвей власти, то создаются постоянные рабочие комиссии с теми же представителями. Если поднятые вопросы относятся к властям всех муниципальных управлений, к взаимодействию добавляется ассоциация местного самоуправления.
Взаимодействие органов государственной и муниципальной власти предусматривает реализацию мер государственного регулирования. Сюда относится законодательное регулирование и решение экономических вопросов. Реализация мер государственной поддержки местных инициатив и реализация мер в сфере контроля и надзора. Предоставление населению муниципалитетов государственных гарантий и прав.
Все, что относится к сфере государственного строительства, защите прав и свобод, решается исключительно со взаимодействием органов местной и государственной власти. В то время как к компетенции органов местного самоуправления относится разработка и принятие устава местных образований, контроль над соблюдением этого устава. Обеспечение мер к реализации принципов, заложенных в устав территориального образования.
В итоге, базой для взаимодействия органов муниципальной и государственной власти выступает Конституция и принятый закон о местном самоуправлении.
Литература:
- Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. // Собрание законодательства РФ — 26.01.2016. — № 4. — Ст. 445.
- Федеральный закон «О ратификации Европейской хартии местного самоуправления» от 11.04.15 г. № 55-ФЗ // Собрание законодательства РФ. — 2016. — № 36.
- Земченков Н. Ф. Местное самоуправление как фактор формирования гражданского общества в РФ // Известия ЮФУ. Технические науки. — 2015. — № 1 (138). — С. 208–213.
- Федеральный закон от 6 октября 2013 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации — 6 октября 2013 г. — № 40. — Ст. 3822.