Перспективные направления развития сферы туристско-рекреационных услуг в современных условиях | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №39 (225) сентябрь 2018 г.

Дата публикации: 28.09.2018

Статья просмотрена: 3416 раз

Библиографическое описание:

Базолий, А. А. Перспективные направления развития сферы туристско-рекреационных услуг в современных условиях / А. А. Базолий, Д. С. Ушаков. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 39 (225). — С. 60-63. — URL: https://moluch.ru/archive/225/52801/ (дата обращения: 16.11.2024).



Выявлены факторы роста рынка туристско-рекреационных услуг и сформулированы стратегические направления его развития. Рассмотрены новые перспективные направления в туристско-рекреационном секторе.

Ключевые слова: сфера туристско-рекреационных услуг, приключенческий туризм, круизы, экотуризм, гастрономический туризм, культурно-познавательный туризм, тематический туризм, космический туризм.

По мнению экспертов всемирной торговой организации мировая индустрия туризма входит в период постоянно увеличивающегося объема путешествий и экскурсий, усиливающейся конкуренции среди регионов и стран пребывания. При этом появляется большое количество хорошо информированных потребителей туристских услуг, обращающих внимание на качество и безопасность предлагаемого туристского продукта. Дальнейшее развитие мирового туристского рынка все больше определяется новейшими информационными технологиями.

На сегодняшний день основными направлениями влияния на развитие сферы туристско-рекреационных услуг являются социодемографические, политические, технологические, экономические и экологические факторы.

Социодемографические факторы. Послевоенный бум рождаемости привел к увеличению количества молодых людей в настоящее время, что будет оказывать непосредственное влияние на развитие туризма. Кроме того, надо учитывать, что произошли изменения социальных факторов, например, увеличение числа поздних браков, уменьшение количества детей в семьях или позднее рождение ребенка.

Все большее количество людей из развивающихся стран работает в индустриальных странах, что приводит к конвергенции образа жизни. Рост благосостояния населения, снижение трудоемкости производств, изменение образа жизни — все это приводит к тому, что у людей в мире становится больше свободного времени, которое они могут посвятить путешествиям. Это объективно сказывается на росте туристических перемещений.

Политические факторы. Изменение политической карты мира во второй половине ХХ века, глобализационные и интеграционные процессы в развитых и развивающихся странах привели к снижению барьеров на пути развития туризма. Наиболее ярким примером является Шенгенское соглашение, которое фактически стерло границы между европейскими странами и существенно упростило туризм внутри стран Европы. Подобные процессы в настоящее время наблюдаются и в других регионах.

Технологические факторы. Данные факторы оказали очень большое влияние на развитие всей сферы услуг и туризма в том числе. Информатизация общества, появление новых средств связи, технологическое развитие транспортной системы оказали колоссальное значение на туристско-рекреационную сферу. Так, к примеру, на макроуровне система информационных технологий позволяет интегрировать производство туристских продуктов и их распределение. На микроуровне внедрение передовых технологий способствует более эффективному и быстрому управлению фирмой.

Экономические факторы. За период 1970–2016 гг. ВВП мира вырос с 3398,7 до 75212,7 и увеличился на 71817 млрд. долл. США или в 22,13 раза. При этом изменение численности населения за этот период произошло с 3692 до 7456 млн. чел., т. е. ВВП на душу населения вырос более чем в 10 раз. Несмотря на то, что данный показатель не является конечным показателем благосостояния населения, вместе с тем на доходы населения и уровень жизни он оказывает значительное влияние. Рост экономики способствует развитию сферы услуг, в том числе и туристических, рост благосостояния приводит к увеличению спроса, повышению количества туристических предложений, ужесточению конкуренции на данном рынке. [1]

Экологические факторы. Экологические вопросы в будущем будут волновать людей еще больше, чем сегодня. Возрастающая чувствительность окружающей среды со своей стороны стимулирует значительные усилия по защите и охране природных ресурсов. В последующие 10 лет рынок заполнится новыми, более «мягкими» видами туристских продуктов, а именно экотуризмом, нацеленным на исследование окружающей среды, особенно флоры и фауны в заповедных районах. С другой стороны, в ближайшем будущем произойдут изменения в сторону долгосрочной жизнеспособной экологической стратегии вместо ограниченной с точки зрения извлечения сиюминутной выгоды. Так, если раньше акцент ставился на строительстве гостиничной инфраструктуры и, тем самым, наносился ущерб окружающей среде, то в будущем предпочтение будет отдаваться программам обновления и реконструкции.

Вышеназванные факторы оказывают непосредственное влияние на туристско-рекреационную сферу, тем самым можно ожидать развитие следующих направлений развития туристско-рекреационных услуг уже в ближайшем будущем: [2]

 создание новых и развитие существующих туристско-рекреационных услуг и рынков, учитывающих состояние туристских ресурсов в странах пребывания туристов;

– широкое вовлечение местной общественности, представителей региональных властей и органов местного самоуправления в развитие туристско-рекреационного сектора и обеспечение его безопасности;

– консолидация усилий между организациями, формирующими и реализующими туристский продукт, и исполнительным органом власти на территории определенного муниципального образования в целях достижения понимания потребностей каждого из них и, соответственно, их удовлетворение;

– устранение налоговых, таможенных и других трудностей, которые могут препятствовать развитию туризма;

– придание особого значения вопросу защиты окружающей среды при инвестировании капитала в строительство туристской инфраструктуры;

– рост профессиональной компетенции сотрудников сферы индустрии туризма.

Все эти направления обуславливают изменения на туристическом рынке. Традиционные виды туризма станут постепенно снижать свою долю в туристическом предложении. Бурное социально-экономическое развитие, изменения общественного устройства, технологические открытия обуславливают выход на первый план иных видов туризма, а также появление принципиально новых направлений в туристическо-рекреационном секторе.

Рассмотрим некоторые перспективные направления туризма, которые уже сейчас набирают популярность и в ближайшем будущем вполне смогут занимать лидирующие позиции.

  1. Приключенческий туризм. Развитие транспорта, увеличение благосостояния населения приводит к тому, что в настоящее время остается все меньше регионов, которые остались бы неисследованы туристами. В результате туристы начинают устремляться в труднодоступные места, где путешествие связано с риском и высокими физическими нагрузками — это морские глубины, горные вершины и т. д. Новые туристские потребности вызывают необходимость разработки соответствующего им туристского продукта. Будет продолжена организация походов на самые высокие горные вершины мира и в глубины океана.

С 1985 г. в целях туризма начата эксплуатация 46 подводных лодок. В 1996 г. в путешествиях на подводных лодках участвовало более 2 млн туристов, что принесло туроператорам доход в 147 млрд долл. США. В мире начато производство субмарин с прозрачным корпусом, что дает прекрасный обзор подводных глубин. В августе 1998 г. такая субмарина проложила свой курс в Северной Атлантике к месту крушения «Титаника». В настоящее время туризм на подобных лодках является достаточно распространенным, кроме того, большой популярностью пользуются суда с прозрачным дном. [3]

Набирают большую популярность экзотические маршруты. Так в последнее время все большую распространенность получают туры в Антарктиду. Туризм в Антарктиде начался с организации морских круизов в 1960-х годах, включая поездки на частных яхтах с конца 1960-х. Авиаперелёты в Антарктиду начались в 1970-х годах с экскурсионных полетов из Австралии и Новой Зеландии, и были возобновлены в 1990-х годах. Туристический сезон в Антарктиде проходит во время лета в Южном полушарии и длится с ноября по март. В сезон 1999–2000 годов Антарктиду посетило 14762 туриста, большинство из них — в морских круизах, в сезон 2009–2010 годов — почти 40 тысяч туристов, в 2015–2016 годах эта цифра выросла до 55 тысяч. [4]

  1. Круизы. Этот сектор туризма развивается феноменально быстрыми темпами. В 1997 г. на круизных судах по морским и речным маршрутам путешествовало около 7 млн человек, в 2000 г. число туристов выросло до 9 млн, в настоящее время число туристов на круизных судах превысило 20 млн человек. В мире строится 42 восьмипалубных круизных судна водоизмещением 250 тыс. тонн и вместимостью до 6200 пассажиров каждое. [5]
  2. Экотуризм. Основной идеей экотуризма является сохранение окружающей среды. Возможна организация тематических туров для любителей экотуризма, а также туров для отдыхающих на курортах с посещением заповедников. Доходы от экотуризма, в свою очередь, могут направляться на финансирование программ по охране природы.
  3. Культурно-познавательный туризм. Здесь актуально проведение непродолжительных экскурсий с посещением памятников культуры. В данном случае следует уделить внимание применению мер по сохранению памятников и управлению туристскими потоками.
  4. Тематический туризм. Данный вид обуславливает рост заинтересованности к конкретному явлению, например, к климату местности или же явлению природы, характерному только для данной местности.

Есть такие виды туризма, которые в настоящее время пользуются повышенным интересом, привлекают все больше путешественников, являются наиболее перспективными, хотя еще всего несколько десятилетий назад им не уделялась должного внимания. К таким видам туризма относятся: [6]

– гастрономический туризм — это посещение курортов мира с целью попробовать национальную кухню, посетить множество ресторанов, оценить напитки и деликатесы. Среди различных видов туризма, этот не требует много затрат, так как еду путешественники будут покупать в любом случае;

– космический туризм — наиболее перспективный вид туризма, который пока не получил развития, но о его широком внедрении уже говорят. В настоящее время единственной используемой с целью космического туризма является Международная космическая станция (МКС). Полёты осуществляются при помощи российских космических кораблей «Союз» на Российский сегмент МКС. Организацией полётов туристов занимаются Роскосмос и Space Adventures. Space Adventures сотрудничает с «Роскосмосом» с 2001 года. Всего с помощью этой компании в космосе уже побывали семь туристов, причём один из них (Чарльз Симони) дважды;

– туризм с проживанием — это не совсем развивающийся вид туризма, однако сейчас он переживает новый всплеск. Гости едут на зиму в Камбоджу, Вьетнам, Черногорию и другие теплые страны, где переживают непогоду — находятся несколько месяцев, после чего возвращаются на родину;

– сельский туризм — в нашей стране распространен пока недостаточно сильно, а в США и Европе уже пользуется популярностью. Он представляет собой особый вид туризма, объединяющий формы организованного и неорганизованного отдыха туристов в сельской местности в целях приобщения к сельской природе, знакомства с сельским образом жизни, с традициями ведения сельского хозяйства (на профессиональном и непрофессиональном уровнях). Сегодня сельский туризм в мире имеет огромный потенциал. Так в развитых Европейских странах сельский туризм по популярности занимает второе место после курортного. Доля же доходов от сельского туризма превышает 30 %. В сегменте сельского туризма сосредоточено до 20 % мест размещения. При этом прямые туристские расходы в сельском туризме превышают 2 500 млрд рублей, а общий эффект для экономики сельской местности составляет более 4 500 млрд рублей. [7]

Развитие туристско-рекреационной сферы приводит к появлению и развитию необычных видов туризма, которые набирают все большую популярность. Среди них можно выделить:

– промышленный туризм — необычный вид туризма, при котором путешественники совершают «сталкеринг», осматривают старые разрушенные заводы, метро, катакомбы и другие рукотворные и мрачные сооружения;

– диггерство — другой вид туризма, который заключается в вылазках в пещеры и нерукотворные сооружения под землей;

– виртуальный туризм — осмотр достопримечательностей с помощью компьютера, 3Д-туров, панорам. Такое путешествие, конечно, не позволит получить настоящие эмоции, но в целом является интересным, и что немаловажно — сравнительно недорогим;

– военный туризм. Основной целью военного туризма является воспитание интереса у молодежи к героическому и трагическому прошлому. В связи с этим выделяют военные туры, носящие информативный характер, в рамках которых можно посещать военно-исторические памятники и места сражения; а также познавательные туры, которые включают вождение военной техники, стрельбу из разного вида оружий. Кроме того, выделяют непосредственное участие в военном туризме, что предусматривает проживание в полевых условиях, полеты на военных самолетах, участие в проведении боевых действий.

– виды туризма для людей с ограниченными возможностями — по сути ничем не отличаются от традиционных путешествий, но маршрут и отель выбираются с учетом особенностей человека, чтобы ему было легко и удобно передвигаться;

– нелегальные виды туризма — сегодня туристов все больше привлекают интересные виды туризма, связанные с риском. Путешественники отправляются на закрытые объекты, запретные зоны и т. д. Достаточно большой популярностью в настоящее время пользуется Чернобыль.

Таким образом, бурное развитие современного мироустройства, усложнение общественных связей, рост благосостояния людей, появление новой техники и технологий, глобализация и интеграция экономической и социальной жизни, стирание границ, образование новых интеграционных объедений, а также иные факторы оказывают значительное влияние на развитие туристско-рекреационной сферы. В настоящее время происходит ужесточение конкуренции на туристическом рынке, появляются новые виды туризма, развиваются новые туристические направления, в сферу туристско-рекреационных услуг активно внедряются технологические и социальные инновации. Все это приводит к активному росту туристского рынка и увеличению количества туристических прибытий в мире.

Литература:

  1. Зюмалина, А. М. Международный туризм: тенденции и перспективы / Теория и практика современной науки. 2018. № 3 (33). — 208 с.
  2. Тхамитлокова, Ю. О. Особенности, тенденции и перспективы развития международного туризма в условиях современного рынка / Журнал научных публикаций аспирантов и докторантов. 2014. № 1 (91). — 30 с.
  3. Подводный туризм [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://lifeglobe.net/entry/5710
  4. Об истории туризма в Антарктиду [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://guruturizma.ru/kruiz-v-antarktidu/
  5. Туризм в Антарктиде [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/Туризм_в_Антарктиде
  6. Смирнова, Е. Н. Тенденции в изменении потребительских предпочтений на мировом рынке туристских услуг / В сборнике: Инновационное развитие регионов в условиях глобализации материалы Международной научно-практической конференции. 2015. — 208 с.
  7. Бадальянц, С. В. Перспективы развития сельского туризма в Ростовской области / В сборнике: Современные концепции развития науки Сборник трудов Международной научно-практической конференции. 2015. — 106–109 с.
Основные термины (генерируются автоматически): вид туризма, сельский туризм, Антарктида, окружающая среда, туристско-рекреационная сфера, военный туризм, время, космический туризм, настоящее, США.


Ключевые слова

экотуризм, сфера туристско-рекреационных услуг, приключенческий туризм, круизы, гастрономический туризм, культурно-познавательный туризм, тематический туризм, космический туризм

Похожие статьи

Маркетинговая деятельность в развитии индустрии туризма и гостеприимства

В научной статье представлены результаты анализа особенностей применения инструментов маркетинга и маркетинговой деятельности при развитии индустрии туризма и гостеприимства в Российской Федерации. Актуальность исследования на обозначенную тему обусл...

Конкурентные преимущества туристской отрасли Ростова-на-дону на национальном и международном рынках

Выявлены сдерживающие факторы развития туристической сферы города Ростова-на-Дону и сформулированы стратегические направления развития рынка туристских услуг. Рассмотрено развитие гостиничной инфраструктуры в рамках подготовки к проведению Чемпионата...

Современное состояние и проблемы развития рынка туристских услуг Калининградской области

В статье представлено описание современного состояния туризма как одного из приоритетных направлений развития Калининградского региона, сформулированы предпосылки успешного функционирования туризма в области, а также уделено внимание основным проблем...

Межрегиональная интеграция как фактор развития внутреннего туризма

На сегодняшний день существует задача поиска новых инструментов эффективного реформирования региональной экономики. Каждый регион России обладает рядом преимуществ, способных послужить основанием для эффективного развития туристской отрасли. Поэтому ...

Особенности муниципального управления сферой туризма на примере городского округа город Уфа Республики Башкортостан

Статья посвящена характеристике особенностей муниципального управления сферой туризма в современных условиях. Рассмотрены в качестве примера особенности развития туристической сферы городского округа город Уфа Республики Башкортостан. Выделены пробле...

Использование информационных технологий в туристическом бизнесе

На современном этапе развития общества, информационные технологии должны рассматриваться как стратегический ресурс развития деловой активности туристической организации. Рассмотрено использование информационных технологий в туристическом бизнесе на п...

Природоориентированная туристская деятельность

В статье рассматривается вопрос о развитии природоориентированной туристской деятельности: экологический и сельский туризм. На примере Самарской области рассмотрены возможности для дальнейшего развития данного вида туризма.

Современные тенденции и перспективы развития гастрономического туризма в Узбекистане

В статье рассмотрены значение, современные тенденции и перспективы развития гастрономического туризма,особенности приготовлениянациональных блюд, а также предложены способыпродвижения гастрономического туризма Узбекистана. Далее в статье рассказывает...

Перспективы и проблемы развития индустрии гостеприимства в Крыму

В статье анализируется состояние и перспективы развития туризма в Крыму и его значимость для развития региона в целом.

Тенденции развития медицинского туризма

В настоящей работе рассмотрена информация о медицинском туризме. Представлены информация о странах, наиболее привлекательных в данной сфере, основные причины поездок людей с целью лечения. Рассмотрена организация работы по развитию медицинского туриз...

Похожие статьи

Маркетинговая деятельность в развитии индустрии туризма и гостеприимства

В научной статье представлены результаты анализа особенностей применения инструментов маркетинга и маркетинговой деятельности при развитии индустрии туризма и гостеприимства в Российской Федерации. Актуальность исследования на обозначенную тему обусл...

Конкурентные преимущества туристской отрасли Ростова-на-дону на национальном и международном рынках

Выявлены сдерживающие факторы развития туристической сферы города Ростова-на-Дону и сформулированы стратегические направления развития рынка туристских услуг. Рассмотрено развитие гостиничной инфраструктуры в рамках подготовки к проведению Чемпионата...

Современное состояние и проблемы развития рынка туристских услуг Калининградской области

В статье представлено описание современного состояния туризма как одного из приоритетных направлений развития Калининградского региона, сформулированы предпосылки успешного функционирования туризма в области, а также уделено внимание основным проблем...

Межрегиональная интеграция как фактор развития внутреннего туризма

На сегодняшний день существует задача поиска новых инструментов эффективного реформирования региональной экономики. Каждый регион России обладает рядом преимуществ, способных послужить основанием для эффективного развития туристской отрасли. Поэтому ...

Особенности муниципального управления сферой туризма на примере городского округа город Уфа Республики Башкортостан

Статья посвящена характеристике особенностей муниципального управления сферой туризма в современных условиях. Рассмотрены в качестве примера особенности развития туристической сферы городского округа город Уфа Республики Башкортостан. Выделены пробле...

Использование информационных технологий в туристическом бизнесе

На современном этапе развития общества, информационные технологии должны рассматриваться как стратегический ресурс развития деловой активности туристической организации. Рассмотрено использование информационных технологий в туристическом бизнесе на п...

Природоориентированная туристская деятельность

В статье рассматривается вопрос о развитии природоориентированной туристской деятельности: экологический и сельский туризм. На примере Самарской области рассмотрены возможности для дальнейшего развития данного вида туризма.

Современные тенденции и перспективы развития гастрономического туризма в Узбекистане

В статье рассмотрены значение, современные тенденции и перспективы развития гастрономического туризма,особенности приготовлениянациональных блюд, а также предложены способыпродвижения гастрономического туризма Узбекистана. Далее в статье рассказывает...

Перспективы и проблемы развития индустрии гостеприимства в Крыму

В статье анализируется состояние и перспективы развития туризма в Крыму и его значимость для развития региона в целом.

Тенденции развития медицинского туризма

В настоящей работе рассмотрена информация о медицинском туризме. Представлены информация о странах, наиболее привлекательных в данной сфере, основные причины поездок людей с целью лечения. Рассмотрена организация работы по развитию медицинского туриз...

Задать вопрос