Выявлены факторы роста рынка туристско-рекреационных услуг и сформулированы стратегические направления его развития. Рассмотрены новые перспективные направления в туристско-рекреационном секторе.
Ключевые слова: сфера туристско-рекреационных услуг, приключенческий туризм, круизы, экотуризм, гастрономический туризм, культурно-познавательный туризм, тематический туризм, космический туризм.
По мнению экспертов всемирной торговой организации мировая индустрия туризма входит в период постоянно увеличивающегося объема путешествий и экскурсий, усиливающейся конкуренции среди регионов и стран пребывания. При этом появляется большое количество хорошо информированных потребителей туристских услуг, обращающих внимание на качество и безопасность предлагаемого туристского продукта. Дальнейшее развитие мирового туристского рынка все больше определяется новейшими информационными технологиями.
На сегодняшний день основными направлениями влияния на развитие сферы туристско-рекреационных услуг являются социодемографические, политические, технологические, экономические и экологические факторы.
Социодемографические факторы. Послевоенный бум рождаемости привел к увеличению количества молодых людей в настоящее время, что будет оказывать непосредственное влияние на развитие туризма. Кроме того, надо учитывать, что произошли изменения социальных факторов, например, увеличение числа поздних браков, уменьшение количества детей в семьях или позднее рождение ребенка.
Все большее количество людей из развивающихся стран работает в индустриальных странах, что приводит к конвергенции образа жизни. Рост благосостояния населения, снижение трудоемкости производств, изменение образа жизни — все это приводит к тому, что у людей в мире становится больше свободного времени, которое они могут посвятить путешествиям. Это объективно сказывается на росте туристических перемещений.
Политические факторы. Изменение политической карты мира во второй половине ХХ века, глобализационные и интеграционные процессы в развитых и развивающихся странах привели к снижению барьеров на пути развития туризма. Наиболее ярким примером является Шенгенское соглашение, которое фактически стерло границы между европейскими странами и существенно упростило туризм внутри стран Европы. Подобные процессы в настоящее время наблюдаются и в других регионах.
Технологические факторы. Данные факторы оказали очень большое влияние на развитие всей сферы услуг и туризма в том числе. Информатизация общества, появление новых средств связи, технологическое развитие транспортной системы оказали колоссальное значение на туристско-рекреационную сферу. Так, к примеру, на макроуровне система информационных технологий позволяет интегрировать производство туристских продуктов и их распределение. На микроуровне внедрение передовых технологий способствует более эффективному и быстрому управлению фирмой.
Экономические факторы. За период 1970–2016 гг. ВВП мира вырос с 3398,7 до 75212,7 и увеличился на 71817 млрд. долл. США или в 22,13 раза. При этом изменение численности населения за этот период произошло с 3692 до 7456 млн. чел., т. е. ВВП на душу населения вырос более чем в 10 раз. Несмотря на то, что данный показатель не является конечным показателем благосостояния населения, вместе с тем на доходы населения и уровень жизни он оказывает значительное влияние. Рост экономики способствует развитию сферы услуг, в том числе и туристических, рост благосостояния приводит к увеличению спроса, повышению количества туристических предложений, ужесточению конкуренции на данном рынке. [1]
Экологические факторы. Экологические вопросы в будущем будут волновать людей еще больше, чем сегодня. Возрастающая чувствительность окружающей среды со своей стороны стимулирует значительные усилия по защите и охране природных ресурсов. В последующие 10 лет рынок заполнится новыми, более «мягкими» видами туристских продуктов, а именно экотуризмом, нацеленным на исследование окружающей среды, особенно флоры и фауны в заповедных районах. С другой стороны, в ближайшем будущем произойдут изменения в сторону долгосрочной жизнеспособной экологической стратегии вместо ограниченной с точки зрения извлечения сиюминутной выгоды. Так, если раньше акцент ставился на строительстве гостиничной инфраструктуры и, тем самым, наносился ущерб окружающей среде, то в будущем предпочтение будет отдаваться программам обновления и реконструкции.
Вышеназванные факторы оказывают непосредственное влияние на туристско-рекреационную сферу, тем самым можно ожидать развитие следующих направлений развития туристско-рекреационных услуг уже в ближайшем будущем: [2]
создание новых и развитие существующих туристско-рекреационных услуг и рынков, учитывающих состояние туристских ресурсов в странах пребывания туристов;
– широкое вовлечение местной общественности, представителей региональных властей и органов местного самоуправления в развитие туристско-рекреационного сектора и обеспечение его безопасности;
– консолидация усилий между организациями, формирующими и реализующими туристский продукт, и исполнительным органом власти на территории определенного муниципального образования в целях достижения понимания потребностей каждого из них и, соответственно, их удовлетворение;
– устранение налоговых, таможенных и других трудностей, которые могут препятствовать развитию туризма;
– придание особого значения вопросу защиты окружающей среды при инвестировании капитала в строительство туристской инфраструктуры;
– рост профессиональной компетенции сотрудников сферы индустрии туризма.
Все эти направления обуславливают изменения на туристическом рынке. Традиционные виды туризма станут постепенно снижать свою долю в туристическом предложении. Бурное социально-экономическое развитие, изменения общественного устройства, технологические открытия обуславливают выход на первый план иных видов туризма, а также появление принципиально новых направлений в туристическо-рекреационном секторе.
Рассмотрим некоторые перспективные направления туризма, которые уже сейчас набирают популярность и в ближайшем будущем вполне смогут занимать лидирующие позиции.
- Приключенческий туризм. Развитие транспорта, увеличение благосостояния населения приводит к тому, что в настоящее время остается все меньше регионов, которые остались бы неисследованы туристами. В результате туристы начинают устремляться в труднодоступные места, где путешествие связано с риском и высокими физическими нагрузками — это морские глубины, горные вершины и т. д. Новые туристские потребности вызывают необходимость разработки соответствующего им туристского продукта. Будет продолжена организация походов на самые высокие горные вершины мира и в глубины океана.
С 1985 г. в целях туризма начата эксплуатация 46 подводных лодок. В 1996 г. в путешествиях на подводных лодках участвовало более 2 млн туристов, что принесло туроператорам доход в 147 млрд долл. США. В мире начато производство субмарин с прозрачным корпусом, что дает прекрасный обзор подводных глубин. В августе 1998 г. такая субмарина проложила свой курс в Северной Атлантике к месту крушения «Титаника». В настоящее время туризм на подобных лодках является достаточно распространенным, кроме того, большой популярностью пользуются суда с прозрачным дном. [3]
Набирают большую популярность экзотические маршруты. Так в последнее время все большую распространенность получают туры в Антарктиду. Туризм в Антарктиде начался с организации морских круизов в 1960-х годах, включая поездки на частных яхтах с конца 1960-х. Авиаперелёты в Антарктиду начались в 1970-х годах с экскурсионных полетов из Австралии и Новой Зеландии, и были возобновлены в 1990-х годах. Туристический сезон в Антарктиде проходит во время лета в Южном полушарии и длится с ноября по март. В сезон 1999–2000 годов Антарктиду посетило 14762 туриста, большинство из них — в морских круизах, в сезон 2009–2010 годов — почти 40 тысяч туристов, в 2015–2016 годах эта цифра выросла до 55 тысяч. [4]
- Круизы. Этот сектор туризма развивается феноменально быстрыми темпами. В 1997 г. на круизных судах по морским и речным маршрутам путешествовало около 7 млн человек, в 2000 г. число туристов выросло до 9 млн, в настоящее время число туристов на круизных судах превысило 20 млн человек. В мире строится 42 восьмипалубных круизных судна водоизмещением 250 тыс. тонн и вместимостью до 6200 пассажиров каждое. [5]
- Экотуризм. Основной идеей экотуризма является сохранение окружающей среды. Возможна организация тематических туров для любителей экотуризма, а также туров для отдыхающих на курортах с посещением заповедников. Доходы от экотуризма, в свою очередь, могут направляться на финансирование программ по охране природы.
- Культурно-познавательный туризм. Здесь актуально проведение непродолжительных экскурсий с посещением памятников культуры. В данном случае следует уделить внимание применению мер по сохранению памятников и управлению туристскими потоками.
- Тематический туризм. Данный вид обуславливает рост заинтересованности к конкретному явлению, например, к климату местности или же явлению природы, характерному только для данной местности.
Есть такие виды туризма, которые в настоящее время пользуются повышенным интересом, привлекают все больше путешественников, являются наиболее перспективными, хотя еще всего несколько десятилетий назад им не уделялась должного внимания. К таким видам туризма относятся: [6]
– гастрономический туризм — это посещение курортов мира с целью попробовать национальную кухню, посетить множество ресторанов, оценить напитки и деликатесы. Среди различных видов туризма, этот не требует много затрат, так как еду путешественники будут покупать в любом случае;
– космический туризм — наиболее перспективный вид туризма, который пока не получил развития, но о его широком внедрении уже говорят. В настоящее время единственной используемой с целью космического туризма является Международная космическая станция (МКС). Полёты осуществляются при помощи российских космических кораблей «Союз» на Российский сегмент МКС. Организацией полётов туристов занимаются Роскосмос и Space Adventures. Space Adventures сотрудничает с «Роскосмосом» с 2001 года. Всего с помощью этой компании в космосе уже побывали семь туристов, причём один из них (Чарльз Симони) дважды;
– туризм с проживанием — это не совсем развивающийся вид туризма, однако сейчас он переживает новый всплеск. Гости едут на зиму в Камбоджу, Вьетнам, Черногорию и другие теплые страны, где переживают непогоду — находятся несколько месяцев, после чего возвращаются на родину;
– сельский туризм — в нашей стране распространен пока недостаточно сильно, а в США и Европе уже пользуется популярностью. Он представляет собой особый вид туризма, объединяющий формы организованного и неорганизованного отдыха туристов в сельской местности в целях приобщения к сельской природе, знакомства с сельским образом жизни, с традициями ведения сельского хозяйства (на профессиональном и непрофессиональном уровнях). Сегодня сельский туризм в мире имеет огромный потенциал. Так в развитых Европейских странах сельский туризм по популярности занимает второе место после курортного. Доля же доходов от сельского туризма превышает 30 %. В сегменте сельского туризма сосредоточено до 20 % мест размещения. При этом прямые туристские расходы в сельском туризме превышают 2 500 млрд рублей, а общий эффект для экономики сельской местности составляет более 4 500 млрд рублей. [7]
Развитие туристско-рекреационной сферы приводит к появлению и развитию необычных видов туризма, которые набирают все большую популярность. Среди них можно выделить:
– промышленный туризм — необычный вид туризма, при котором путешественники совершают «сталкеринг», осматривают старые разрушенные заводы, метро, катакомбы и другие рукотворные и мрачные сооружения;
– диггерство — другой вид туризма, который заключается в вылазках в пещеры и нерукотворные сооружения под землей;
– виртуальный туризм — осмотр достопримечательностей с помощью компьютера, 3Д-туров, панорам. Такое путешествие, конечно, не позволит получить настоящие эмоции, но в целом является интересным, и что немаловажно — сравнительно недорогим;
– военный туризм. Основной целью военного туризма является воспитание интереса у молодежи к героическому и трагическому прошлому. В связи с этим выделяют военные туры, носящие информативный характер, в рамках которых можно посещать военно-исторические памятники и места сражения; а также познавательные туры, которые включают вождение военной техники, стрельбу из разного вида оружий. Кроме того, выделяют непосредственное участие в военном туризме, что предусматривает проживание в полевых условиях, полеты на военных самолетах, участие в проведении боевых действий.
– виды туризма для людей с ограниченными возможностями — по сути ничем не отличаются от традиционных путешествий, но маршрут и отель выбираются с учетом особенностей человека, чтобы ему было легко и удобно передвигаться;
– нелегальные виды туризма — сегодня туристов все больше привлекают интересные виды туризма, связанные с риском. Путешественники отправляются на закрытые объекты, запретные зоны и т. д. Достаточно большой популярностью в настоящее время пользуется Чернобыль.
Таким образом, бурное развитие современного мироустройства, усложнение общественных связей, рост благосостояния людей, появление новой техники и технологий, глобализация и интеграция экономической и социальной жизни, стирание границ, образование новых интеграционных объедений, а также иные факторы оказывают значительное влияние на развитие туристско-рекреационной сферы. В настоящее время происходит ужесточение конкуренции на туристическом рынке, появляются новые виды туризма, развиваются новые туристические направления, в сферу туристско-рекреационных услуг активно внедряются технологические и социальные инновации. Все это приводит к активному росту туристского рынка и увеличению количества туристических прибытий в мире.
Литература:
- Зюмалина, А. М. Международный туризм: тенденции и перспективы / Теория и практика современной науки. 2018. № 3 (33). — 208 с.
- Тхамитлокова, Ю. О. Особенности, тенденции и перспективы развития международного туризма в условиях современного рынка / Журнал научных публикаций аспирантов и докторантов. 2014. № 1 (91). — 30 с.
- Подводный туризм [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://lifeglobe.net/entry/5710
- Об истории туризма в Антарктиду [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://guruturizma.ru/kruiz-v-antarktidu/
- Туризм в Антарктиде [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/Туризм_в_Антарктиде
- Смирнова, Е. Н. Тенденции в изменении потребительских предпочтений на мировом рынке туристских услуг / В сборнике: Инновационное развитие регионов в условиях глобализации материалы Международной научно-практической конференции. 2015. — 208 с.
- Бадальянц, С. В. Перспективы развития сельского туризма в Ростовской области / В сборнике: Современные концепции развития науки Сборник трудов Международной научно-практической конференции. 2015. — 106–109 с.