В статье рассматриваются модели нравственного воспитания и ценностно-смысловой сферы учащихся начальной школы, предложена и обоснована модель формирования ценностно-смысловых установок младших школьников на уроках литературного чтения.
Ключевые слова: ценности, личностные смыслы, ценностно-смысловые установки, младший школьник, модель формирования ценностно-смысловых установок, литературное чтение.
В соответствии с требованиями Федерального Стандарта начального образования к личностным результатам учащихся одной из ключевых задач развития личности младшего школьника является формирование у него ценностно-смысловых установок [7]. Ценностно-смысловые установки младших школьников как выражение личностного смысла их нравственного поведения формируются в процессе освоения всех образовательных программ в начальной школе, среди которых программа по предмету литературное чтение обладает наибольшим потенциалом. Эффективность процесса формирования ценностно-смысловых установок младших школьников на уроках литературного чтения во многом зависит от уровня личностного развития учащихся, содержания предмета, стиля преподавания, педагогических условий и внешней для образовательного учреждения среды. Перечисленные компоненты являются основными параметрами теоретического моделирования процесса формирования ценностно-смысловых установок младших школьников на уроках литературного чтения.
В научной литературе понятие моделирования понимают, прежде всего, как процесс создания модели — системы, главным признаком которой является уподобление исследуемого предмета оригиналу. В частности, Сергеева В. П. говорит о модели как о системе элементов, имеющих существенные свойства оригинальной системы [5, с. 44]; Зелинский К. В. определяет модель как обобщенную структуру воспроизводимой действительности, выраженную в материализованной форме [2, с. 93].
В научных педагогических исследованиях практически невозможно встретить описание модели формирования ценностно-смысловых установок младших школьников на уроках литературного чтения, но есть достаточное количество научных работ, посвященных изучению моделей нравственного воспитания учащихся и развития личности.
Соловцова И. А., Сиротина предлагают модель восхождения школьника к ценностям, культуре, к другому и самому себе, основными элементами которой являются этапы этого восхождения: 1) подготовительный этап, включающий в себя актуализацию знаний о ценности и ее отображениях в мире культуры, 2) этап предъявления ценности через чтение текста, рассказ педагога, иное явление культуры; 3) этап «распредмечивания» ценности, на котором происходит ценностное самоопределение школьника; 4) этап социально ценной и личностно значимой деятельности детей на основе присвоенной ценности [6, с.41].
Нестеренко Е. И. говорит о репродуктивной смысловой модели и продуктивной модели убеждающего воздействия формирования ценностно-смысловых установок школьников. Первая модель характеризуется закрытостью, жесткой центрацией на себе, стереотипностью, неупорядоченностью и негибкостью сознания. Модель убеждающего воздействия отличается открытостью, рефлексивностью, системностью, оригинальностью, гармоничностью, готовностью ставить и решать задачи на смысл [3, с.6]. По мнению Нестеренко Е. И. моделирование учебной ситуации с целью формирования смысловых установок учащихся должно осуществляться при помощи убеждающего воздействия со стороны учителя. Модель убеждающего воздействия предполагает, что педагог предоставляет ученикам подлежащий усвоению материал, с которым они так или иначе не хотят соглашаться. Следовательно, перед педагогом появляется задача — перевести убеждающую информацию в личностную ценность учеников, то есть показать, что основанные на этой информации действия и поступки не противоречат ценностным ориентациям учащихся и способствуют удовлетворению их потребностей. Направленное воздействие со стороны учителя помогает учащимся преодолевать противоречие между познаваемым учебным материалом и его индивидуальными ценностями.
Сафиуллина Р. И. разработала теоретическую модель ценностно-смысловой сферы учащихся начальной школы [4, с.6]. Модель ценностно-смысловой сферы данного автора состоит из пяти базовых компонентов, таких как основы знаний ценностных норм и принципов, основы ценностного мышления, опыт эмоционально-ценностного отношения, основы ценностно-смысловой направленности личности и основы ценностно-смыслового поведения. Этим пяти компонентам соответствуют пять критериев формирования ценностно-смысловой сферы младших школьников: информационный, интеллектуальный, эмоционально-ценностный, мотивационный, деятельностно-инструментальный. Педагог, основываясь на результатах диагностического исследования критериев ценностно-смысловой сферы младших школьников, формирует необходимые компоненты модели ценностно-смысловой сферы младших школьников.
Веденеева Г. И. предложила аксиологическую модель духовно-нравственного воспитания школьников в процессе познания родного края. Данная модель объединяет все возможные ресурсы духовно-нравственного воспитания школьников, которые имеются в теории и практике. В характеристике каждого ресурса обозначена его ценность для воспитания личности обучающегося. Элементами аксиологической модели являются целеполагающие ресурсы, к которым относятся методологические подходы, принципы организации духовно-нравственного воспитания, сущностные характеристики духовно-нравственной сферы и объектно-процессуальные ресурсы: родной край, процесс познания родного края, деятельность педагога. [1, с.58]. Аксиологическая модель духовно-нравственного воспитания школьников с учетом системно-деятельностного подхода реализуется на нескольких этапах: определение целей и задач деятельности, разработка программно-методического материала, планирование и выполнение работы, диагностика, оценка, контроль и корректировка реализуемой модели. Все эти этапы находят отражение в представленной модели [1, с.59]. Заслуживает внимания в аксиологической модели духовно-нравственного воспитания школьников конструкт по систематизации и взаимообогащению знаний о родном крае, полученных ребёнком спонтанно-созерцательным путем и через педагогически-организованный процесс познания родного края. Личностная ценность, сформированная на уровне реализации собственных интересов школьников и житейских представлений, имеет свои преимущества. Социальный опыт учащихся возникает в определённом социальном пространстве. В нём одни объекты ребенок считает для себя значимыми, к другим относится безразлично, содержание одних усваивает легко, содержание других не принимает. Однако, в любом случае житейские знания, приобретённые ребёнком в социальном пространстве родного края, осмысливаются, обобщаются и систематизируются педагогом, что также отражено в представленной модели [1, с.61].
К рассмотренным выше примерам моделей личностного воспитания младших школьников можно добавить модель воспитания у детей младшего школьного возраста нравственных качеств Ефименковой С. А., главным компонентом которой является когнитивная составляющая нравственного воспитания, модель содержания духовно-нравственного воспитания школьников Петраковой Т. И., где основой воспитания являются гуманистические ценности культуры, и др.
Проанализировав существующие модели нравственного воспитания учащихся начальной школы, мы разработали модель формирования ценностно-смысловых установок младших школьников на уроках литературного чтения (см. рис.1).
Рис. 1. Модель формирования ценностно-смысловых установок младших школьников на уроках литературного чтения
Модель представлена в виде куба, гранями которого являются социокультурные и духовно-нравственные ценности, личностные смыслы и участники ценностно-смыслового взаимодействия: педагог, младшие школьники, литературная среда, родители учащихся начальной школы Основа кубической модели — ценностно-смысловое взаимодействие всех ее элементов. Именно в этом взаимодействии как единстве общения и деятельности формируется ценностно-смысловая сфера младшего школьника со всей совокупностью социокультурных и духовно-нравственных ценностей через формирование системы личностных смыслов. Ценности, находящиеся на верхней грани куба, как внешние ориентиры жизнедеятельности, присваиваются младшими школьниками в обязательном порядке, в том числе и стихийно, под воздействием окружающей действительности. Целенаправленно же ценностно-смысловые установки формируются в процессе педагогического взаимодействия. Они не могут быть продиктованы педагогом, но они могут быть обнаружены в процессе особого рода деятельности, связанной с формированием личностных смыслов (на модели нижняя грань куба). Такая деятельность, включает в себя четыре уровня формирования ценностно-смысловых установок младших школьников на уроках литературного чтения: когнитивный, эмоционально-оценочный, мотивационный и поведенческий, и является внутреннем содержанием ценностно-смыслового взаимодействия (на модели внутренние срезы куба). Эти уровни соотносятся с этапами деятельности педагога по созданию условий для присвоения школьниками ценностей (этапы восхождения к ценностям Соловцовой И. А.). Таким образом, ценностно-смысловые установки младших школьников формируются на уроках литературного чтения при наличии определенных педагогических условий как совокупности субъективных и объективных возможностей обучения и воспитания школьников, организационных форм, педагогических технологий, методов, приемов и материальных возможностей, используемых на уроках литературного чтения. На модели ребрами куба обозначаются педагогические условия ценностно-смыслового взаимодействия. Отношения между школьниками и учителем при ценностно-смысловом взаимодействии носят субъект-субъектный характер, что обеспечивает ученику активную субъектную позицию. В основе этих отношений лежит диалог, имеющий свою специфику: кроме педагога и младших школьников, в нем участвует еще два субъекта — литературная среда как источник ценностей и родители учащихся. Четыре боковые грани кубической модели обозначают субъектов взаимодействия, характеристика которых предопределяет содержание процесса формирования ценностно-смысловых установок младших школьников. В этой связи коммуникативный стиль педагога является существенным фактором, влияющим на особенности формирования ценностно-смысловых установок в учебном процессе. Выполняя функции проектировщика педагогических ситуаций в учебном процессе, педагог определяет общий контур смыслового пространства литературной среды, его основные сегменты, соответствующие конкретным задачам формирования ценностно-смысловых установок младших школьников на уроках литературного чтения, степень смысловой насыщенности учебного процесса.
Итак, создание модели формирования ценностно-смысловых установок младших школьников на уроках литературного чтения имеет своей целью объединение всех компонентов, влияющих на этот процесс. Представленная модель достаточно подробно описывает процесс формирования ценностно-смысловых установок младших школьников на уроках литературного чтения, его участников и механизм. Реализация модели на практике позволяет повысить эффективность личностного развития учащихся в начальной школе.
Литература:
- Веденеева Г. И. Аксиологическая модель духовно-нравственного воспитания школьников в процессе познания родного края // Перспективы Науки и Образования. -2015.-№ 4(16). — С. 56–61.
- Зелинский К. В., Черникова Т. В. Нравственное воспитание школьников: теория, диагностика, эксперимент, технологии и методы: учеб.-метод. пособие / К. В. Зелинский, Т. В. Черникова; под ред. В. И. Слободчикова; послеслов. В. И. Слободчикова. М.: Планета, 2010. — 280 с.
- Нестеренко И. Е. Психолого-дидактические особенности формирования смысловых установок старшеклассников в учебном процессе: Автореф. дис…кан.наук. — Ростов-на-Дону: 2009. — 198с.
- Сафиуллина Р. И. Особенности ценностно-смысловой сферы младших школьников как педагогическая проблема//Филология и культура.- 2014.- № 2 (36). — С.282–288.
- Сергеева Т. И. Технология деятельности классного руководителя в воспитательной системе школы. М.: ЦГЛ, 2004. 128 с.
- Соловцова И. А., Сиротина Е. А. Духовное воспитание школьников: аспект ценностно-смыслового взаимодействия // Вестник ПСТГУ.Серия IV: Педагогика. Психология. — 2017. — № 47. — С.32–43.
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования от 6 октября 2009 г. № 373 // http://минобрнауки.рф/документы/922.