Внеурочная деятельность как средство формирования гражданской идентичности младших школьников в условиях группы продленного дня (из опыта работы) | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №39 (225) сентябрь 2018 г.

Дата публикации: 27.09.2018

Статья просмотрена: 279 раз

Библиографическое описание:

Лейс, О. А. Внеурочная деятельность как средство формирования гражданской идентичности младших школьников в условиях группы продленного дня (из опыта работы) / О. А. Лейс. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 39 (225). — С. 166-168. — URL: https://moluch.ru/archive/225/52830/ (дата обращения: 16.11.2024).



Одной из ключевых задач современного образования является формирование гражданской идентичности личности, определяющей целостное отношение человека к духовному, социальному и природному миру.

В последние годы в России гражданская идентичность превратилась в актуальную проблему. Это обусловлено потребностью в формировании, развитии и укоренении идей, способствующих объединению российского общества.

Гражданская идентичность имеет личностный смысл и предполагает формирование следующих структурных компонентов:

когнитивного — знания о государственной символике, общественно-политических событиях страны;

ценностно-ориентировочного — уважение прав других людей, самоуважение, признание права на свободный и ответственный выбор каждого человека, умение определять влияние общественной жизни на свою собственную, готовность к принятию и анализу явлений общественной жизни; принятие и уважение правовых основ государства и общества;

эмоционально-оценочного — наличие собственного отношения к поступкам взрослых и сверстников, способность четко выражать и аргументировать свою точку зрения;

поведенческого — участие в общественной жизни школы; самостоятельность в выборе решений, способность противостоять асоциальным и противоправным поступкам и действиям; ответственность за принятые решения, действия и их последствия.

Достижение гражданской идентичности — важная задача развития личности. Поэтому работу по её формированию и становлению необходимо активно проводить уже в начальной школе.

Для этого нами был разработан долгосрочный проект, рассчитанный на два учебных года и реализованный в условиях группы продленного дня.

Гражданская идентичность младших школьников формируется на основе семейной идентичности и под воздействием внешней среды. Но именно в школе ребёнок становится человеком общественным. Для того чтобы спланировать и проводить внеурочную деятельность по воспитанию гражданской идентичности, необходимо было провести диагностику ее сформированности.

Первым этапом нашего исследования стало изучение уровня нравственной воспитанности младших школьников и выявление особенностей их ценностных отношений к жизни, к людям и к самим себе. Для этого мы использовали методику «Пословицы», разработанную кандидатом психологических наук С. М. Петровой. Согласно методике учащимся предлагается бланк с пословицами, сгруппированными попарно. Ученику необходимо внимательно прочитать каждую пару пословиц и выбрать ту, с содержанием которой он согласен в наибольшей степени. В нашем случае результаты распределились следующим образом: количество ответов, которые свидетельствуют об устойчивости желательных ценностных отношений к жизни, к людям и к самим себе, составило 62 %, а количество ответов, свидетельствующих об устойчивости нежелательных ценностных отношений, составило 43 %.

Затем было проведено анкетирование, в котором детям предлагалось оценить себя по семи различным направлениям. В результате высокий уровень гражданской воспитанности продемонстрировали 12 % школьников, средний уровень выявлен у 70 % респондентов, низкий уровень определен у 18 % ребят, критический уровень не выявлен ни у одного ребёнка.

В завершении мониторинга была проведена диагностика по методике М. И. Шиловой, где за основу была взята диагностическая программа изучения уровней проявления формирующейся гражданской воспитанности у младших школьников. По данной методике признаком высокого уровня гражданской воспитанности является наличие устойчивой и положительной самостоятельности в деятельности и поведении наряду с проявлением активной общественной позиции. Для среднего уровня свойственны самостоятельность, проявление саморегуляции и самоорганизации, хотя активная общественная позиция еще отсутствует. Низкий уровень представляется неустойчивым опытом положительного поведения, которое регулируется в основном требованиями старших и другими внешними побудителями, при этом саморегуляция и самоорганизация ситуативны. Недопустимый уровень характеризуется отрицательным опытом поведения, которое с трудом исправляется под влиянием педагогических воздействий.

Опираясь на полученные данные, нами была определена цель проекта: разработка и реализация плана мероприятий по формированию гражданской идентичности младших школьников в условиях ГПД, направленного на достижение ими личностных результатов в освоении основной образовательной программы начального образования. Эффективность внеурочной деятельности зависит от качества программы, её модернизации и развития уровня управления этой программой. Поэтому реализация проекта осуществлялась через планирование, контроль и корректировку действий. А добиться положительных результатов можно только при тесном взаимодействии с учителями — предметниками, психологом, педагогами дополнительного образования, родителями и т. д.

– Разработанный нами проект предполагал формирование у младших школьников краеведческих знаний;

– устойчивого интереса к историческому прошлому своей малой родины и России;

– пробуждение и развитие интереса к познанию, стремления к самовыражению и самореализации; посильное служение Отечеству;

– уважительного отношения к памятникам архитектуры и культуры; активной жизненной позиции, инициативности и творчества в труде;

– воспитание любви и бережного отношения к родной природе; самоуважение и соблюдение правил культуры общения.

На втором операционально-деятельностном этапе проекта были организованы и проведены запланированные мероприятия, многие из которых стали традиционными.

Знакомство с важнейшими событиями в истории нашей страны, содержанием и значением государственных праздников (мероприятия и события, посвящённые государственным праздникам, участие в смотре строя и песни, конкурсе патриотической песни, конкурсе чтецов, выставках плакатов, рисунков, поделок).

Ознакомление с героическими страницами истории России, Республики, с жизнью замечательных людей (просмотр кинофильмов, путешествия по историческим местам, посещение музеев, встречи с интересными людьми).

Участие в благотворительности, милосердии, в оказании помощи нуждающимся, заботе о животных, природе (участие в благотворительных акциях, чествование ветеранов, изготовление открыток, поделок, игрушек для дома малютки).

Знакомство с деятельностью общественных организаций патриотической и гражданской направленности, детско-юношеских движений, организаций, сообществ, с правами гражданина (участие в социальных проектах и тематических мероприятиях).

Получение первоначального опыта межкультурной коммуникации с детьми и взрослыми — представителями разных народов России, знакомство с особенностями их культур и образа жизни (народные игры, организация национально-культурных праздников, участие в фольклорных фестивалях).

Усвоение позитивных образцов взаимодействия с природой, расширение опыта общения с природой, участие вместе с родителями в экологической деятельности по месту жительства (стимулирование взаимодействия родителей с детьми).

На третьем завершающем оценочно-регулятивном этапе проекта нами был проведен анализ реализации проекта и достигнутых результатов: средний показатель высокого уровня по всем направлениям проявления формирующейся гражданской воспитанности у младших школьников поднялся с 13 % до 27,8 %.

Таким образом, практическим путем мы убедились, что формирование гражданской идентичности является одной из приоритетных целей федеральных государственных образовательных стандартов общего образования. И именно младший школьный возраст наиболее подходящий период для воспитания общечеловеческих ценностей и качеств личности.

А разработанный нами проект позволяет заложить в детях чувство единения с родной землёй, ее природой, культурой и традициями, а так же воспитывать чувство ответственности за свои дела и поступки. Ведь стоит только утратить «…патриотизм, связанные с ним национальную гордость и достоинство, мы потеряем себя как народ, способный на великие свершения» (В. В. Путин).

Основные термины (генерируются автоматически): гражданская идентичность, высокий уровень, активная общественная позиция, внеурочная деятельность, гражданская воспитанность, общественная жизнь, проект, Россия, участие, формирующаяся гражданская воспитанность.


Похожие статьи

Проектная деятельность в условиях ДОО как эффективное средство развития познавательной мотивации дошкольников

Внеурочная деятельность как средство формирования социальной компетентности учащихся

Формирование коммуникативной культуры школьников на уроках обществознания посредством технологии обучения в группе (из опыта работы)

Внеурочная деятельность как средство формирования здорового образа жизни у младших школьников

Самостоятельная деятельность младших школьников как средство формирования лингвистических компетенций на уроках русского языка

Организация надпредметного обучения как способ формирования культуры отношений младших школьников

Проектная деятельность на уроках русского языка и литературы как способ формирования активной мотивации обучения

Патриотическое воспитание учащихся во внеурочной деятельности (из опыта работы)

Внеурочная деятельность как средство достижения воспитательных результатов в условиях начальной школы

Формы организации внеурочной деятельности в начальной школе в рамках экологического воспитания

Похожие статьи

Проектная деятельность в условиях ДОО как эффективное средство развития познавательной мотивации дошкольников

Внеурочная деятельность как средство формирования социальной компетентности учащихся

Формирование коммуникативной культуры школьников на уроках обществознания посредством технологии обучения в группе (из опыта работы)

Внеурочная деятельность как средство формирования здорового образа жизни у младших школьников

Самостоятельная деятельность младших школьников как средство формирования лингвистических компетенций на уроках русского языка

Организация надпредметного обучения как способ формирования культуры отношений младших школьников

Проектная деятельность на уроках русского языка и литературы как способ формирования активной мотивации обучения

Патриотическое воспитание учащихся во внеурочной деятельности (из опыта работы)

Внеурочная деятельность как средство достижения воспитательных результатов в условиях начальной школы

Формы организации внеурочной деятельности в начальной школе в рамках экологического воспитания

Задать вопрос