Одной из ключевых задач современного образования является формирование гражданской идентичности личности, определяющей целостное отношение человека к духовному, социальному и природному миру.
В последние годы в России гражданская идентичность превратилась в актуальную проблему. Это обусловлено потребностью в формировании, развитии и укоренении идей, способствующих объединению российского общества.
Гражданская идентичность имеет личностный смысл и предполагает формирование следующих структурных компонентов:
– когнитивного — знания о государственной символике, общественно-политических событиях страны;
– ценностно-ориентировочного — уважение прав других людей, самоуважение, признание права на свободный и ответственный выбор каждого человека, умение определять влияние общественной жизни на свою собственную, готовность к принятию и анализу явлений общественной жизни; принятие и уважение правовых основ государства и общества;
– эмоционально-оценочного — наличие собственного отношения к поступкам взрослых и сверстников, способность четко выражать и аргументировать свою точку зрения;
– поведенческого — участие в общественной жизни школы; самостоятельность в выборе решений, способность противостоять асоциальным и противоправным поступкам и действиям; ответственность за принятые решения, действия и их последствия.
Достижение гражданской идентичности — важная задача развития личности. Поэтому работу по её формированию и становлению необходимо активно проводить уже в начальной школе.
Для этого нами был разработан долгосрочный проект, рассчитанный на два учебных года и реализованный в условиях группы продленного дня.
Гражданская идентичность младших школьников формируется на основе семейной идентичности и под воздействием внешней среды. Но именно в школе ребёнок становится человеком общественным. Для того чтобы спланировать и проводить внеурочную деятельность по воспитанию гражданской идентичности, необходимо было провести диагностику ее сформированности.
Первым этапом нашего исследования стало изучение уровня нравственной воспитанности младших школьников и выявление особенностей их ценностных отношений к жизни, к людям и к самим себе. Для этого мы использовали методику «Пословицы», разработанную кандидатом психологических наук С. М. Петровой. Согласно методике учащимся предлагается бланк с пословицами, сгруппированными попарно. Ученику необходимо внимательно прочитать каждую пару пословиц и выбрать ту, с содержанием которой он согласен в наибольшей степени. В нашем случае результаты распределились следующим образом: количество ответов, которые свидетельствуют об устойчивости желательных ценностных отношений к жизни, к людям и к самим себе, составило 62 %, а количество ответов, свидетельствующих об устойчивости нежелательных ценностных отношений, составило 43 %.
Затем было проведено анкетирование, в котором детям предлагалось оценить себя по семи различным направлениям. В результате высокий уровень гражданской воспитанности продемонстрировали 12 % школьников, средний уровень выявлен у 70 % респондентов, низкий уровень определен у 18 % ребят, критический уровень не выявлен ни у одного ребёнка.
В завершении мониторинга была проведена диагностика по методике М. И. Шиловой, где за основу была взята диагностическая программа изучения уровней проявления формирующейся гражданской воспитанности у младших школьников. По данной методике признаком высокого уровня гражданской воспитанности является наличие устойчивой и положительной самостоятельности в деятельности и поведении наряду с проявлением активной общественной позиции. Для среднего уровня свойственны самостоятельность, проявление саморегуляции и самоорганизации, хотя активная общественная позиция еще отсутствует. Низкий уровень представляется неустойчивым опытом положительного поведения, которое регулируется в основном требованиями старших и другими внешними побудителями, при этом саморегуляция и самоорганизация ситуативны. Недопустимый уровень характеризуется отрицательным опытом поведения, которое с трудом исправляется под влиянием педагогических воздействий.
Опираясь на полученные данные, нами была определена цель проекта: разработка и реализация плана мероприятий по формированию гражданской идентичности младших школьников в условиях ГПД, направленного на достижение ими личностных результатов в освоении основной образовательной программы начального образования. Эффективность внеурочной деятельности зависит от качества программы, её модернизации и развития уровня управления этой программой. Поэтому реализация проекта осуществлялась через планирование, контроль и корректировку действий. А добиться положительных результатов можно только при тесном взаимодействии с учителями — предметниками, психологом, педагогами дополнительного образования, родителями и т. д.
– Разработанный нами проект предполагал формирование у младших школьников краеведческих знаний;
– устойчивого интереса к историческому прошлому своей малой родины и России;
– пробуждение и развитие интереса к познанию, стремления к самовыражению и самореализации; посильное служение Отечеству;
– уважительного отношения к памятникам архитектуры и культуры; активной жизненной позиции, инициативности и творчества в труде;
– воспитание любви и бережного отношения к родной природе; самоуважение и соблюдение правил культуры общения.
На втором операционально-деятельностном этапе проекта были организованы и проведены запланированные мероприятия, многие из которых стали традиционными.
Знакомство с важнейшими событиями в истории нашей страны, содержанием и значением государственных праздников (мероприятия и события, посвящённые государственным праздникам, участие в смотре строя и песни, конкурсе патриотической песни, конкурсе чтецов, выставках плакатов, рисунков, поделок).
Ознакомление с героическими страницами истории России, Республики, с жизнью замечательных людей (просмотр кинофильмов, путешествия по историческим местам, посещение музеев, встречи с интересными людьми).
Участие в благотворительности, милосердии, в оказании помощи нуждающимся, заботе о животных, природе (участие в благотворительных акциях, чествование ветеранов, изготовление открыток, поделок, игрушек для дома малютки).
Знакомство с деятельностью общественных организаций патриотической и гражданской направленности, детско-юношеских движений, организаций, сообществ, с правами гражданина (участие в социальных проектах и тематических мероприятиях).
Получение первоначального опыта межкультурной коммуникации с детьми и взрослыми — представителями разных народов России, знакомство с особенностями их культур и образа жизни (народные игры, организация национально-культурных праздников, участие в фольклорных фестивалях).
Усвоение позитивных образцов взаимодействия с природой, расширение опыта общения с природой, участие вместе с родителями в экологической деятельности по месту жительства (стимулирование взаимодействия родителей с детьми).
На третьем завершающем оценочно-регулятивном этапе проекта нами был проведен анализ реализации проекта и достигнутых результатов: средний показатель высокого уровня по всем направлениям проявления формирующейся гражданской воспитанности у младших школьников поднялся с 13 % до 27,8 %.
Таким образом, практическим путем мы убедились, что формирование гражданской идентичности является одной из приоритетных целей федеральных государственных образовательных стандартов общего образования. И именно младший школьный возраст наиболее подходящий период для воспитания общечеловеческих ценностей и качеств личности.
А разработанный нами проект позволяет заложить в детях чувство единения с родной землёй, ее природой, культурой и традициями, а так же воспитывать чувство ответственности за свои дела и поступки. Ведь стоит только утратить «…патриотизм, связанные с ним национальную гордость и достоинство, мы потеряем себя как народ, способный на великие свершения» (В. В. Путин).