На
обложке изображена Ханна Арендт (1906–1975), немецко-американский философ
еврейского происхождения, политический теоретик и историк, основоположница
теории тоталитаризма.
Ханна
Арендт родилась в Линдене (Ганновер) в секулярной еврейской семье
выходцев из Восточной Пруссии. Мать требовала от Ханны не допускать в себе
униженной покорности. В случае антисемитского заявления учителя Ханна,
согласно чёткой маминой инструкции, должна была встать и покинуть класс,
предоставив матери право написать официальное письмо. Однако на антисемитские
замечания одноклассников она должна была отвечать сама.
Образование
она получила в Марбургском, Фрайбургском и Гейдельбергском
университетах, училась у Мартина Хайдеггера и Карла Ясперса;
занималась в протестантском теологическом семинаре Рудольфа Бультмана,
результатом чего стала её диссертация, посвящённая Блаженному Августину,
и первая книга, которую она успела опубликовать в Германии.
В
1933 году после прихода к власти нацистов Ханна Арендт по договорённости
с сионистской организацией собирала обличительные материалы о нацистах.
Её арестовали, но через неделю освободили, так как ей повезло со следователем,
который отнесся к ней благожелательно. После этого она уехала во Францию.
В мае 1940 года была интернирована в концентрационный лагерь Гюрс,
откуда ей удалось спастись. В том же году бежала из оккупированной Франции
в Лиссабон, а затем в Нью-Йорк.
В
1951 году Арендт опубликовала «Истоки тоталитаризма» (The Origins of
Totalitarianism), открыв тем самым дорогу исследованиям по теории тоталитарного
общества «Тоталитарная диктатура и автократия» (1956 г.) Карла
Фридриха и Збигнева Бжезинского. По их мнению, тоталитаризм представляет
собой совокупность принципов, общих для фашистских режимов и СССР периода
Сталина.
Она
(вместе с Альбертом Эйнштейном) подписала письмо редакторам «Нью-Йорк
Таймс» по поводу визита Менахема Бегина в США: «Среди наиболее тревожных
политических явлений нашего времени — появление в недавно созданном
государстве Израиль «Партии Свободы» (тнуат ха-Херут), политической партии, по
своей организации, методам, политической философии и социальным целям
близко родственной нацистским и фашистским партиям. Она была сформирована
из членов и последователей бывшей террористической и шовинистской
организации правого толка в Палестине — Иргун Цваи Леуми»...
Важной
вехой ее пути стал репортаж-размышление о процессе над нацистским
преступником Адольфом Эйхманом. По мнению Арендт, ирония в том, что Эйхман
был не способен мыслить и действовать, жил по инерции, — в этой
банальности зла, а не в злодейской воле настоящая опасность нацизма.
В новейшее время, по мнению Арендт, главная опасность мировой цивилизации
грозит не извне — от природных катаклизмов или «внешнего варварства»,
а изнутри, так как XX век показал, что мировая цивилизация может порождать
варварство из себя самой. Одним из явлений, давших непосредственный толчок
зарождению тоталитарных движений, Арендт считает появление в XX веке
феномена «массы».
Наследие
Арендт включает в себя более 450 работ, разнообразных по проблематике, но
объединённых идеей осмысления современности («думать над тем, что мы делаем»).