Значение современных педагогических технологий в системе обучения студентов-музыкантов | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №40 (226) октябрь 2018 г.

Дата публикации: 02.10.2018

Статья просмотрена: 265 раз

Библиографическое описание:

Давыдова, Т. Ю. Значение современных педагогических технологий в системе обучения студентов-музыкантов / Т. Ю. Давыдова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 40 (226). — С. 187-189. — URL: https://moluch.ru/archive/226/52645/ (дата обращения: 19.12.2024).



Ключевые слова: образовательный процесс, профессиональная подготовка музыкантов, музыкально-теоретические дисциплины, современные педагогические технологии.

Состояние высшего образования в настоящее время определяется необходимостью постоянной модификации образовательного процесса.

Главная цель данной модификации — обеспечение подготовки квалифицированных кадров в условиях изменяющихся требований.

Модернизация, как очередная веха развития высшей школы, призвана привести в соответствие вызовы времени, формирующие общественный запрос на повышение качества образования с реальными и перспективными возможностями высших учебных заведений. Поэтому насущной потребностью времени является проблема воспитания молодежи, в том числе студентов — музыкантов как творчески активных, самостоятельно мыслящих и широко эрудированных личностей.

Соответственно, основная цель современного обучения состоит в том, чтобы создать систему, обеспечивающую образовательные потребности каждого студента в соответствии с его склонностями, интересами и возможностями, что представляется возможным на основе разработки методов развития способностей студентов с помощью синтеза современных педагогических и информационных технологий.

Говоря о педагогических технологиях, надо заметить, что в современной педагогической науке определение «педагогическая технология» применяется довольно широко. Несмотря на обилие дифференциаций в отношении феномена «педагогическая технология», можно констатировать, что под педагогической технологией следует понимать педагогически обоснованный процесс достижения гарантированных, потенциально воспроизводимых результатов, а также определенный алгоритм взаимодействия, обучающего и обучаемых по достижению запланированных целей обучения.

При использовании педагогических технологий в сфере музыкально — теоретических дисциплин существуют присущие им особенности. Точное, адекватное применение педагогами-музыкантами разработанных технологий не всегда возможно, поскольку их деятельность поливариативна по сути, всегда носит творческий характер и зависит от условий того или иного задания. К числу условий, определяющих успешность применения технологий, необходимо отнести: психофизиологические особенности учеников, включая их музыкальные способности, темперамент, характер, возрастные особенности. Не менее важным фактором является психологический микроклимат во взаимоотношениях преподавателя и студентов, способность педагога установить контакт с учениками, мобилизовать, правильно сориентировать их и повести за собой.

В педагогике применяется большое количество педагогических технологий. Самые известные из них могут применяться и в музыкально — теоретических дисциплинах, например, в курсе анализа музыкальных произведений.

Курс анализ музыкальных произведений играет важную роль в профессиональном музыкально-педагогическом образовании. Именно он, параллельно с изучением истории музыки, дает свободу понимания различных стилевых пластов, течений, индивидуальных авторских стилей, углубляет и расширяет диапазон знаний и, следовательно, способствует духовному, культурному и профессиональному росту будущих педагогов. Анализ музыкальных произведений представляет собой теоретическое обоснование творческой практики и способствует развитию умения «вслушивания» в музыку, понимания внутреннего формирования ее содержания посредством формы, осознания процесса становления музыкальных образов. Возникающая при этом целенаправленная организация музыкального восприятия дает возможность грамотного осмысления и разбора музыкального произведения в отличие от только эмоционально — субъективного переживания и прослушивания музыки. Данный курс обладает значительными возможностями в развитии творческого потенциала студентов, формировании у них навыков самостоятельного мышления. И именно всемерное развитие индивидуальности обучающегося, его самостоятельного творческого мышления должно быть одним из основополагающих принципов методики преподавания предмета анализ музыкальных произведений.

Все задания для аудиторной и самостоятельной работы нацелены на формирование общекультурных и профессиональных компетенций, понимаемых как способность применять знания, умения и личностные качества для успешной деятельности в области дидактики.

В соответствии с требованиями современного образовательного процесса традиционные методы обучения сочетаются с занятиями, которые проводятся в интерактивных формах: игровые ситуации, дискуссионное обсуждение, творческие задания, работа в малых группах. Студент при этом выступает активным элементом обучающей системы. Это проявляется через усвоение теоретических положений дисциплины в активных видах музыкальной деятельности: слуховом анализе, сочинении. Процесс интерактивного обучения предполагает организацию вышеперечисленных видов деятельности, формирование у студента навыков слухового самоконтроля, самостоятельности и творческого подхода к выполнению заданий. Главная же задача педагога в период прохождения курса заключается в умении максимально развить музыкальное мышление студента, воспитать стремление к самообразованию, самосовершенствованию его профессионального уровня.

Современный педагог должен хорошо овладеть не только базовой методикой преподавания предмета, но также и специальными методиками, знанием технологий и умением их применять в учебном процессе. Можно практиковать внедрение в учебный процесс определенной технологической системы, интегрирующей несколько технологий, четко обозначающих цели, задачи, методы обучения и воспитания, определенный алгоритм действий от урока к уроку. Важно, чтобы она имела четко прописанные параметры, но при этом не превращалась в некий трафарет и позволяла самому педагогу выбирать необходимые технологии, пути и методы обучения.

Таким образом, выбор технологии обучения будущего специалиста — музыканта зависит от планируемого направления развития образования.

Безусловно, современные педагогические технологии не претендуют на универсальность и не заменят полностью традиционно сложившиеся формы обучения, однако смогут значительно повысить уровень сформированности познавательной активности будущих учителей в сфере музыкального искусства. Применение в учебном процессе современных образовательных технологий, активных форм и методов обучения меняет мотивацию к обучению, так как будущие специалисты чаще посещают такого рода занятия и, как показало наше исследование, проявляют высокую познавательную активность, немотивированную включенность в учебно-практическую деятельность и повышенный интерес к ней.

Литература:

  1. Кит Ю. Подготовка работников социокультурной сферы: выбор педагогической технологии. М., 2015. — 218 с.
  2. Фарберман Б., Мусина Р., Джумабаева Ф. Современные методы преподавания в вузах. — Ташкент, 2001. — 273 с.
  3. Ходиев Б. Ю., Голиш Л. В. Способы и средства организации самостоятельной учебной деятельности: Учебно-методическое пособие для студентов. — Ташкент: ТГЭУ, 2008. 94 с.
Основные термины (генерируются автоматически): метод обучения, учебный процесс, образовательный процесс.


Ключевые слова

образовательный процесс, современные педагогические технологии, профессиональная подготовка музыкантов, музыкально-теоретические дисциплины

Похожие статьи

К вопросу о проблемах и перспективах дистанционного инженерного образования

Технологии организации учебного сотрудничества на уроках музыки и во внеурочной деятельности

Статья посвящена обобщению опыта разнообразных способов формирования групп обучающихся для организации учебного сотрудничества.

Организация комплексной музыкальной подготовки будущего вокального исполнителя

В статье рассматриваются теоретические аспекты организации комплексной музыкальной подготовки будущего вокального исполнителя в контексте сопоставления содержания, структуры и технологий. Представлены особенности системной организации обучения в проц...

Роль ИКТ в обеспечении качества преподавания физической культуры

В статье рассматриваются информационно-коммуникационные технологии и их роль в современном образовании, в частности, в преподавании физической культуры. Широкое развитие и распространение информационно-коммуникационных технологий оказывает значительн...

Педагогические технологии в профессиональной работе педагога дошкольного учреждения

В статье рассмотрены особенности внедрения педагогических технологий в среду ДОУ.

Применение дистанционных технологий в современном образовательном процессе ДОУ: перспективы развития

Особенности применения мультимедийного учебника по дисциплине «Технология машиностроения» в образовательном процессе по специальности «Технология машиностроения»

Данная статья посвящена роли мультимедийного учебника в формировании профессиональных и общих компетенций при изучении дисциплины «Технология машиностроения».

Проблемы повышения качества и эффективности общепедагогической подготовки учителя начальных классов

Содержание педагогической системы формирования профессиональной подготовки будущих учителей информатики

Цель статьи — теоретическое обоснование формирования профессиональной подготовки будущих учителей информатики на основе специальных профилирующих дисциплин средствами информационно-коммуникационных технологий и ее практическая реализация.

Информатизация учебного процесса во время преподавания юридических дисциплин

Рассмотрены информационные аспекты использования учебных автоматизированных информационных систем для обеспечения преподавания правовых дисциплин. Доказана целесообразность использования таких инновационных образовательных технологий для повышения по...

Похожие статьи

К вопросу о проблемах и перспективах дистанционного инженерного образования

Технологии организации учебного сотрудничества на уроках музыки и во внеурочной деятельности

Статья посвящена обобщению опыта разнообразных способов формирования групп обучающихся для организации учебного сотрудничества.

Организация комплексной музыкальной подготовки будущего вокального исполнителя

В статье рассматриваются теоретические аспекты организации комплексной музыкальной подготовки будущего вокального исполнителя в контексте сопоставления содержания, структуры и технологий. Представлены особенности системной организации обучения в проц...

Роль ИКТ в обеспечении качества преподавания физической культуры

В статье рассматриваются информационно-коммуникационные технологии и их роль в современном образовании, в частности, в преподавании физической культуры. Широкое развитие и распространение информационно-коммуникационных технологий оказывает значительн...

Педагогические технологии в профессиональной работе педагога дошкольного учреждения

В статье рассмотрены особенности внедрения педагогических технологий в среду ДОУ.

Применение дистанционных технологий в современном образовательном процессе ДОУ: перспективы развития

Особенности применения мультимедийного учебника по дисциплине «Технология машиностроения» в образовательном процессе по специальности «Технология машиностроения»

Данная статья посвящена роли мультимедийного учебника в формировании профессиональных и общих компетенций при изучении дисциплины «Технология машиностроения».

Проблемы повышения качества и эффективности общепедагогической подготовки учителя начальных классов

Содержание педагогической системы формирования профессиональной подготовки будущих учителей информатики

Цель статьи — теоретическое обоснование формирования профессиональной подготовки будущих учителей информатики на основе специальных профилирующих дисциплин средствами информационно-коммуникационных технологий и ее практическая реализация.

Информатизация учебного процесса во время преподавания юридических дисциплин

Рассмотрены информационные аспекты использования учебных автоматизированных информационных систем для обеспечения преподавания правовых дисциплин. Доказана целесообразность использования таких инновационных образовательных технологий для повышения по...

Задать вопрос