Ключевые слова: Российская Федерация, государственный финансовый контроль, финансовый контроль, Счетная палата, государственный контроль, федеральный бюджет.
История существования финансового контроля в России насчитывает более 350 лет, в течение которых происходили различные организационно — правовые изменения в зависимости от особенностей общественно- экономической ситуации. Государственное значение этому событию было придано Президентом Российской Федерации, который 14 февраля 2006 года вынес Распоряжение N 65-РП «О праздновании 350-летия установления государственного финансового контроля в России». [2]
Финансовый контроль очень важный инструмент управления государством. Так во времена войны с Польшей (1653–1654) появилась необходимость проверить раздачу полкового жалования, и царь Алексей I Михайлович подписывает Счетный приказ, который в дальнейшем решал зачади по приходу и расходу сумм, не поступивших в казну, разных учреждений. Так же Счетный приказ производил ревизию деятельности Приказа Большой казны за 50 лет, так появилась контрольно-ревизионная функция финансового контроля. [5]
В своем время Петр I, проводя реформы по улучшению государственного управления создает Ревизион-контору, которая заведует счетами расходов и доходов государства, и суд над лицами, уличенными в злоупотреблении использования государственных средств, это дало начало контрольной функции государственного финансового контроля по противодействию коррупции того времени.
Александр I при своем правлении разделил управление финансами на три части, одна часть управления переходит к министру финансов, другая к государственному казначею, а третья часть государственному контролёру, который непосредственно имел возможность докладывать императору.
Даже после смены монархического режима в России новое правительство создало Народный комиссариат государственного контроля для осуществления проверки хозяйственной деятельности госучреждений и коллегию государственного контроля.
В период существования советской власти реорганизация учреждений системы государственного финансового контроля проводилась, но не изменяла сути этих учреждений в виду однопартийной системы и централизованной экономики.
В 90-х годах прошлого века изменения принципов государственного управления и смена экономической ситуации потребовали и изменения государственного контроля, так 18 ноября 1994 года Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации приняла Федеральный закон «О Счетной палате Российской Федерации». [5]
В настоящее время деятельность счетной палаты Российской Федерации регламентирует Федеральный закон от 5 апреля 2013 года 41-ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации». Счетная плата Российской Федерации осуществляет свою деятельность во внешне государственном аудите, управлении и распоряжении средствами федерального бюджета, государственных внебюджетных фондов и федеральной собственности. [3]
Как видно из истории система финансового контроля это одна из главной функции управления государством. На сегодняшний день система государственного финансового контроля разделена на три уровня: Федеральный уровень, Региональный уровень и Муниципальный уровень. Каждый из этих уровней обеспечен собственными органами государственного контроля. Так на федеральном уровне Федеральное Собрание Российской Федерации осуществляет законодательный контроль. Счетная палата Российской Федерации осуществляет контрольно-ревизионную, экспортно-аналитическую и информационную деятельность государственного финансового контроля. Центральный банк Российской Федерации отвечает за кредитно-денежную политику и работоспособность платежной системы. Правительство Российской Федерации разрабатывает Федеральный бюджет, обеспечивает его исполнение и отчитывается перед государственной думой о его исполнении, осуществляет управление федеральной собственностью. Министерство финансов Российской Федерации занимается обеспечением единой финансовой политики, и осуществляет общее руководство в организации финансов Российской Федерации. Федеральное казначейство обеспечивает исполнение федерального бюджета и кассовое обслуживание бюджетов Российской Федерации.
На региональном и муниципальном уровне государственный финансовый контроль осуществляется теми же органами, что и на федеральном только в пределах своего региона или муниципалитета.
Контрольные функции по обеспечению государственного финансового контроля Федерального собрания закреплены в пункте 5 статьи 101 Конституции Российской Федерации: «Для осуществления контроля за исполнением федерального бюджета Совет Федерации и Государственная Дума образуют Счетную палату, состав и порядок деятельности которой определяются федеральным законом». [1]
В пункте 1 статьи 102 Конституции Российской Федерации описываются функции Совета Федерации в финансовом контроле: «назначение на должность и освобождение от должности заместителя Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов». [1]
В пункте 1 статьи 103 Конституции Российской Федерации описывается роль Государственной Думы в государственном финансовом контроле: «заслушивание ежегодных отчетов Правительства Российской Федерации о результатах его деятельности, в том числе по вопросам, поставленным Государственной Думой; назначение на должность и освобождение от должности Председателя Центрального банка Российской Федерации; назначение на должность и освобождение от должности Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов;»
Также статьей 106 Конституции Российской Федерации закреплено обязательное рассмотрение в Совете Федерации, принятые Государственной Думой федеральные законы по вопросам:
а) «федерального бюджета;
б) федеральных налогов и сборов;
в) финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования, денежной эмиссии». [1]
Обеспечение деятельности остальных государственных органов по осуществлению функции государственного финансового контроля закреплены в других Федеральных Законах и нормативно-правовых актах Российской Федерации.
Так же для создания качественной системы контроля необходимо рассматривать не только исторический опыт собственной страны, но и обращаться к опыту других стран.
Так, например, во Франции высший орган государственного контроля — это Суд счетов, образованный еще в 1319 году. Он помогает парламенту и правительству в проверке правильного исполнения национального бюджета. Суд счетов Франции это не зависимый орган государственной власти общей численностью 400 человек, который занимается проверкой счетов государства, государственных ведомств, счетов, принадлежащих государственным компаниям и независимым подразделения медицинского и социально обеспечения. [4]
Рассматривая систему государственного финансового контроля Великобритании, можно выделить следующее — в этом государстве нет отдельного законодательства, обеспечивающего работу контрольно-ревизионного механизма. Общий контроль за деятельностью осуществляют законодательные органы, судебные власти и общественные организации. Ревизионную функцию осуществляет национальный ревизионный совет. Руководит национальным ревизионным советом — Генеральный ревизор, который назначается премьер-министром. Генеральный ревизор лично набирает свой штат порядка 900 человек. Национальный ревизионный совет занимается подготовкой заключений балансовой отчетности государственных органов и анализом эффективности произведенных расходов, выделенных парламентом средств. [4]
Вся деятельность органов финансового контроля Соединённых Штатов Америки определяется законом 1921 года «О бюджете и финансовым контроле». Главным контрольным органом является — Главное контрольное управление Соединённых Штатов Америки, и подчиняется только Конгрессу, а Главный контролер назначается президентом. Оно занимается проверкой деятельности всех правительственных учреждений за исключением ЦРУ и ФБР. Также главное контрольное управление занимается исследовательской деятельностью, по оценке эффективности государственных программ.
Функционирование системы государственного финансового контроля должно осуществляться на базе соблюдения ряда принципов, основополагающими среди которых являются: принцип — независимости, эффективности, системности, законности, объективности, плановости, непрерывности, гласности. Все принципы взаимосвязаны и определяют качество и зрелость системы государственного финансового контроля.
Современная система государственного финансового контроля сложилась из исторического опыта государства, но как видно, рассматривая системы финансового контроля других стран, принципы и основные контрольные функции заложились в период становления государства и со временем усовершенствоваются, в силу естественного развития государства, обеспечивая более эффективное управление.
Литература:
- «Конституция Российской Федерации»(принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ, 04.08.2014, N 31, ст. 4398.
- Распоряжение Президента РФ от 14.02.2006 N 65-рп «О праздновании 350-летия установления государственного финансового контроля в России» // «Собрание законодательства РФ», 20.02.2006, N 8, ст. 916
- Федеральный закон от 05.04.2013 N 41-ФЗ (ред. от 07.02.2017) «О Счетной палате Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 28.06.2017) // «Собрание законодательства РФ», 08.04.2013, N 14, ст. 1649, «Российская газета», N 77, 10.04.2013.
- Швайко М. Л. Финансы зарубежных стран: Учебно — методическое пособие. — Х.: ХНУ имени В. Н. Каразина,2007. — 133с.
- История финансового контроля // Официальный сайт Контрольно-счетной палаты Московской области. URL: http://ksp.mosreg.ru/history (дата обращения: 29.09.2018).