В данной статье автор рассказывает о существующих проблемах возрождения национальной культуры в современной школе, об основных видах учебных и внеурочных занятий в рамках ФГОС и о том, что для современных обучающихся, на сегодняшний день, главное освоить как можно больший объем разнообразных знаний, умений и навыков. А главное для современной школы — это воспитание человеческих качеств, основанных на богатой русской духовной традиции, что и является одной из приоритетных педагогических задач настоящей современности.
Ключевые слова: сельская школа, национальная культура, ФГОС, духовные традиции, педагогические задачи.
In this article, the author talks about the existing problems of the revival of national culture in modern school, the main types of training and extracurricular activities within the framework of the GEF and that for modern students, today, the main thing is to master as much as possible a variety of knowledge, skills. And the main thing for the modern school is the education of human qualities based on the rich Russian spiritual tradition, which is one of the priority pedagogical tasks of the present day.
Key words: rural school, national culture, FSES, spiritual traditions, pedagogical tasks.
Хочется начать свою статью с, казалось бы, всем известной банальности: современная школа — это та точка, в которой решается судьба завтрашней культуры общества. Однако за этой банальностью порой кроется достаточно серьезная опасность. Главная наша беда: современный учитель оказался в глубочайшем нравственном кризисе — потерял прежние ориентиры своей деятельности и не приобрел новые. Любая педагогика состоятельна только тогда, когда у нее есть нравственный смысл.
На сегодняшний день существуют определенные понятия, которые и должны стать стратегическим смыслом, основой каждодневного существования. Сегодня практически всем очевидно, что содержание образования не может определяться неким фиксированным объемом знаний, который будто бы должен освоить современный ребенок, чтобы в дальнейшем стать образованным человеком. Культура принципиально многолика, вариативна и неисчерпаема: поэтому перед нашей школой и встала задача не только предложить обучающимся ту или иную отобранную информацию, а в том, чтобы сформировать у ребенка принципиальную потребность находиться в непрерывном диалоге с культурой, сформировать потребность в освоении все новых и новых культурных пластов. Не так-то просто сформировать эти потребности в сегодняшней сельской малочисленной, так же, как и в городской школе.
О проблемах сельских школ сказано и написано немало. Однако их количество не уменьшается, они приобретают характер глобальных, решительно выходя за рамки образовательных систем. Мы вынуждены констатировать: все те же трудности, все те же проблемы. И наши проблемы решить извне никто к великому сожалению, не сможет, из кризиса выбираться учителям сельских школ приходится самим (пока на данном этапе).
Давно доказано, что человека формирует среда. Вся человеческая жизнь-это или сопротивление среде, или согласие с ней, или корректировка внешних воздействий. В особых взаимосвязях со средой находятся дети. Их сопротивление окружающему миру минимально, зато его влияние колоссально. Доступность любой информации для детской аудитории не всегда благо, поскольку ребенок «заглатывает» ее без анализа и критики.
Поэтому перед нами в первую очередь встала задача воспитания национальной культуры. Ей отводится определяющая роль в формировании личности, ибо она выражает духовную сущность нации. Образование без воспитания национальной культуры. Ей отводится определяющая роль в формировании личности, ибо она выражает духовную сущность нации. Образование без воспитания национальной русской культуры не спасет Россию [3].
Передача культурного наследия от одного поколения к другому и созидание новых ценностей — процесс очень сложный. В короткий период должны быть переданы и усвоены отдельным человеком культура, традиции, ценности человеческого общества. А для этого ему необходимо обеспечить минимум доступных средств индивидуального развития, которые составили бы базу для освоения необходимых ему культурных ценностей.
Культурная преемственность не осуществляется автоматически. Для ее реализации необходима согласованная система образования.
В этой связи мы выделили в образовании три основных этапа [2].
Основной задачей первого этапа является ознакомление с общими нормами и ценностями. Это этап эмоционального освоения духовно-нравственных ценностей. Второй этап предполагает освоение норм и ценностей, составляющих содержание собственной культурной традиции. Третий этап связан с переходом к восприятию человеческих культур, уважение к иным культурным традициям, самостоятельной ориентации в многообразии ценностей и культур. Это выглядит следующим образом: начальная школа, основная школа — человек культуры; средняя школа — культурный человек.
Проблема возрождения национальной культуры в сельской малочисленной школе стала для нас главенствующей. Была разработана целевая комплексная программа. В проблеме национального регионального содержания особое значение имеет соотношение стандарта общего среднего образования и регионального компонента.
С переходом на новый базисный план и стандарты имеются возможности за счет инвариантной части, а также вариативной обеспечить приобщение к общекультурным ценностям.
Эти две части в учебном плане нашей школы представлены двумя основными видами учебных занятий: — обязательные занятия, составляющие базовое ядро(предметы); — факультативные занятия.
Образование сейчас все больше подменяется технологией обучения. Главное — освоить как можно больший объем разнообразных знаний, умений, навыков.
Цели и задачи школы определяет так называемая предметно-содержательная ориентация. Формируется человек с односторонним развитием- рационально-интеллектуальным, который обладает мышлением, но является бесформенным в духовном и душевно-чувственном плане. Обучение, по сути своей безобразное, т. е. не сознающее в человеке образа творца своей судьбы, субъекта природы и общества.
Образование в современной России существует при острейшем дефиците духовной культуры, русской — в особенности.
Воспитание человеческих качеств на основе богатой русской духовной традиции — одна из приоритетных педагогических задач сегодняшней современности [1]. Исходя из этого, мы и пришли к выводу: необходимо кардинально изменить современные цели образовательной системы.
Для этого были составлены культурологические основания к базисному учебному плану с учетом того, что содержание образования как средство личностного и культурного развития обучающихся необходимо обновить. При этом главное- не изменять набор дисциплин в базисном учебном плане школы, а предлагать освоить новые способы и формы педагогической деятельности по всем предметам учебного плана. Также необходимо усилить национально-гуманитарный компонент в содержании образования, выступающего ключевым звеном в системе воспитания русского народа, в формировании исторического мышления, в мотивации на духовное развитие личности.
Требует изменения сам подход к преподаванию гуманитарных дисциплин, обучающих основам русской культуры. Три предмета составляют блок русского гуманитарного образования в современной школе: русский язык, русская литература, русская история.
Каково же положение на данном этапе в школе? Приходится констатировать: пока недостаточны изменения в подходе к преподаванию русского языка. В 10–11 классах русскому языку отводится 2 часа в неделю. При этом предполагается, что обучающийся должен к концу 11 класса овладеть всеми нормами литературного языка. Но как раз на этом этапе обучения старшеклассники отлучены от интенсивного обучения русскому языку. Представляется, что такое положение — это следствие недоразумения, которое должно быть устранено, и наши дети, наконец, смогут получить возможность овладения полноценным литературным языком. Не уменьшать, а увеличивать число часов на преподавание русского языка.
В современный учебный план очень важно включать дисциплины, с помощью которых можно обучить русской словесности, русской философии, фольклору, основам православия. Подобные изменения в содержании образования позволяют обучающимся строить свой жизненный образ на основе включенности в родную культуру, освоения русской духовной традиции и построения собственной системы нравственных координат.
И здесь большая роль отводится литературе. Каждое литературное произведение содержит определенный культурный компонент, отражающий факты и явления материальной и духовной культуры народа. Выявление его и входит в задачу культурологического аспекта изучения литературного произведения. Как показывает практика, необходимо включать культуроведческую информацию в анализ литературного произведения. Представляется, что такое включение реалий культуры не только сделает их восприятие и усвоение более эффективным, но и поможет глубже понять само художественное произведение.
По нашему мнению, путь решения проблемы распадается на два уровня. Первый — в возможно более ограниченном включении культурологических сюжетов во все существующие школьные предметы. Второй — разработка учебных пособий, «Книг для чтения», «Хрестоматий» и т. д.
Культурология должна стать научно- прикладной междисциплинарной областью в специальной учебной дисциплиной.
Реализовать педагогический потенциал культурологии в школе возможно только с помощью прикладной культурологии.
Также необходимо включение этнокультурного компонента. Это не реставрация прошлого, не увлечение его бытом, ремеслами, фольклором, а поиск и внедрение в учебный процесс всего того, что способствует развитию творческих возможностей учащихся, их успешному вхождению в динамично развивающееся открытое общество.
Этнокультурный компонент базисного учебного плана дает во многом возможность более полно представить богатства национальной культуры, уклад жизни народа, его жизни народа, его историю, язык, культуру, традиции, социальные нормы поведения, духовные цели и ценности.
У русских, как у этноса, появилась необходимость познать самих себя, ответить на вечные вопросы: кто мы, откуда вышли, куда идем, что берем из прошлого. И, обернувшись к своим корням, прежде всего, осознать себя как православных христиан, как граждан мировой цивилизации.
Литература:
- Арнольдов А. Наука постижения культуры / Народное образование. — 1998. — № 5. — с. 184–190.
- Гончаров И. Ф. Русская новая школа./ Народное образование. — 1995. — № 4. — с. 69–75.
- Зарбалиева Э. А. С седой древности до наших дней / Сельская школа. 1997. — № 3 — с. 117–119.
- Иваненко Г. Н. Центр культуры речи. / Народное образование. –№ 2. — с. 36–38.
- Лисовой Н. А. Слово о русской духовности. / Народное образование. — 1995. — № 2. — с. 36–38.
- Пушкин А. С. О народном воспитании.Соб.соч. А. С. Пушкина.- М., 1962.
- Селеменев С. И. На уроке — диалог культур./ Народное образование. — 2000. — № 5. — с. 42–48.
- Ушинский К. Д. О необходимости сделать русские школы русскими.- М., «Просвещение», 1998.