Проблемы уголовной ответственности за преступления, совершенные против несовершеннолетних | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №40 (226) октябрь 2018 г.

Дата публикации: 04.10.2018

Статья просмотрена: 1021 раз

Библиографическое описание:

Невзгодова, И. Ю. Проблемы уголовной ответственности за преступления, совершенные против несовершеннолетних / И. Ю. Невзгодова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 40 (226). — С. 45-47. — URL: https://moluch.ru/archive/226/52876/ (дата обращения: 20.12.2024).



В современном уголовном законодательстве большое внимание уделяется проблемам охраны интересов семьи и формирования личности несовершеннолетнего. Именно поэтому, в настоящее время, преступления против несовершеннолетних, являются наиболее актуальной проблемой в нашей стране.

По данным портала правовой статистики Генеральной Прокуратуры Российской Федерации неуклонно возрастает число преступлений в отношении несовершеннолетних в течении последних пяти лет в Российской Федерации [8].

К преступлениям, которые совершаются взрослыми в отношении несовершеннолетних, относятся такие, как вовлечение несовершеннолетних в совершение преступления (ст. 150 УК РФ); вовлечение несовершеннолетних в совершение антиобщественных действий (ст. 151 УК РФ); подмену ребенка (ст. 153 УК РФ); незаконное усыновление (удочерение) (ст. 154 УК РФ); разглашение тайны усыновления (удочерения) (ст. 155 УК РФ); злостное уклонение от уплаты средств на содержание детей или нетрудоспособных родителей (ст. 157 УК РФ); неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего (ст. 156 УК РФ) и другие. Кроме того, не перестает расти статистика по преступлениям, связанным с домашним насилием родителей над несовершеннолетними детьми.

Безусловно проводится ряд мер по профилактике и предупреждению данного рода преступлений, но, несмотря на это, Генеральная прокуратура Российской Федерации отмечает, что профилактическая работа в сфере предотвращения семейного насилия и раннего выявления жестокого обращения с детьми, проводимая правоохранительными органами в субъектах Российской Федерации, бессистемна и непоследовательна. Почти во всех территориальных единицах России отмечается слабая координирующая роль комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав в отношении деятельности органов системы профилактики [8].

Формальный подход работников органов и учреждений при проведении профилактической работы с семьями, находящимися в социально неблагополучных ситуациях, также способствует совершению преступлений. Так, гражданка С., проживающая в городе Тобольск, в 2012 году родила дочь. С января 2013 года она состояла на учете КДНиЗП по городу Тобольску, в течение года она 6 раз привлекалась по ст. ст. 5.35, 20.21 КоАП РФ за неисполнение родительских обязанностей и распитие спиртных напитков. В апреле 2015 года ребенок был у нее изъят. В нарушение требований ст. 69 Семейного кодекса РФ органы опеки не приняли мер по ограничению (лишению) ее прав. Незаконная выдача органами опеки ребенка матери повлекло тяжкие последствия. В декабре 2015 года гражданка С. насмерть избила свою дочь [5].

Согласно ст. 4 Федерального закона от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» в систему профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних включаются: комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав; органы управления социальной защитой населения; органы, осуществляющие управление в сфере образования; органы опеки и попечительства; органы по делам молодежи; органы управления здравоохранением; органы службы занятости; органы внутренних дел; учреждения уголовно-исполнительной системы [1].

Полномочия этих органов направлены на защиту и охрану прав и законных интересов несовершеннолетних. Вместе с тем, ученые отмечают, что механизм защиты прав ребенка в России имеет определенные недостатки. Причины, по мнению М. В. Немытиной, заключаются в наличии огромного массива нормативных актов, регулирующих права ребенка и деятельность различных органов по их защите, при слабом развитии межотраслевой связи, и как следствие, возникновении пробелов и коллизий. Помимо этого, разветвленная система органов системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних нуждается в координации взаимодействия между ними, поскольку большинство из них осуществляет защитные функции в отношении детей наряду с другими обязанностями [3].

В Тюменской области правовую базу в данной сфере общественных отношений дополняет Закон Тюменской области от 06.10.2000 № 205 «О системе профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних и защиты их прав в Тюменской области» (в ред. от 06.12.2017 № 94), согласно которому областную систему профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних и защиты их прав составляют комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, уполномоченные органы исполнительной власти Тюменской области, органы местного самоуправления, организации, подведомственные вышеуказанным органам, органы службы занятости, органы внутренних дел, а также иные органы и организации, осуществляющие в пределах своей компетенции меры по профилактике правонарушений несовершеннолетних и защите их прав. Координация деятельности органов и организаций областной системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних и защиты их прав на областном уровне возлагается на комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав при Губернаторе Тюменской области, действующую на постоянной основе. Граждане и должностные лица могут оказывать содействие органам и учреждениям, осуществляющим профилактику безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, а также сообщать о безнадзорных, беспризорных несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении или проживающих в семьях, находящихся в социально опасном положении, а также заблудившихся и подкинутых (найденных) несовершеннолетних [2].

Обратим внимание на статистические показатели. В первом квартале 2017 года пострадавшими от взрослых признаны 2,5 тысячи детей до 14 лет. Из них более 500 пострадали от рук близких, членов семьи, то есть родителей, опекунов, усыновителей, попечителей [6]. Каждый день от насильственных действий в России погибают 5 детей, — заявляет глава Следственного комитета РФ Александр Бастрыкин [7].

В 2016 году потерпевшими по уголовным преступлениям против жизни и здоровья, а также против половой неприкосновенности следователями СК были признаны 11,734 тыс. несовершеннолетних, из которых в отношении 1,753 тыс. детей преступление было совершено близким лицом или членом семьи. Об этом в Совете Федерации заявил старший помощник главы Следственного комитета РФ Игорь Комиссаров. Из них родителями в отношении 1,114 тыс. несовершеннолетних. При этом в 2016 году возбуждено 189 уголовных дел о преступлениях против жизни, здоровья и половой неприкосновенности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в отношении которых были применены различные формы семейного устройства.

По данным Следственного комитета РФ, в 2016 г. от рук своих близких и родственников, в том числе родителей, усыновителей, опекунов и попечителей пострадало более 2000 детей.

За 2016 год СК возбудил 18,6 тысячи уголовных дел по преступлениям, совершенным в отношении несовершеннолетних, расследование 13,4 тысячи уголовных дел было завершено. Потерпевшими признаны 16,9 тысячи детей. Из общего числа потерпевших 9,6 тысячи детей — младше 14 лет.

Вышеизложенная статистика говорит о том, что в данный момент государство не может дать полных гарантий защиты безопасности несовершеннолетних и малолетних.

По нашему мнению, одной из проблем привлечения к уголовной ответственности является то, что многие преступления в отношении несовершеннолетних, совершающиеся в семье, не могут быть выявлены правоохранительными органами. Данные преступления имеют место чаще всего в неблагополучных семьях, где процветает пьянство, бродяжничество и девиантный образ жизни. В неполных семьях, где есть только мама или только папа, так же возрастает вероятность, что ребенок будет вовлечен в криминогенную сферу. Это возникает по причинам того, что опекуну не хватает времени для воспитания, а также не уделяется достаточного внимания ребенку. Ребенок предоставляется сам себе, начинает проявлять и реализовывать себя, именно в дворовых подростковых компаниях, зачастую становясь жертвой преступления. Соответственно тот факт, что Генеральная Прокуратура Российской Федерации отмечает бессистемность мониторинга, подтверждается. Необходимо разработать более четкий механизм выявления и предупреждения таких преступлений.

Кроме того, отсутствует система мер оценки эффективности деятельности комиссии по делам несовершеннолетних, вследствие чего и профилактика преступлений в отношении несовершеннолетних не носит положительного характера в общем. Отсутствие универсальных критериев эффективности препятствует возможности объективной оценки деятельности комиссий по делам несовершеннолетних по различным направлениям. Дисбаланс проявляется в упрощении либо усложнении региональных систем критериев эффективности, преобладании количественных показателей, формализованном подходе к оценке качества работы комиссий по делам несовершеннолетних. В таких условиях объективно обусловлена необходимость разработки проектного перечня критериев эффективности деятельности комиссий по делам несовершеннолетних.

Особую опасность представляет информация, которую размещают в сети Интернет, различного рода игры, пропагандирующие тематику суицида. При этом действующее уголовное законодательство не позволяет привлечь к ответственности за склонение к самоубийству, если в действиях лица отсутствуют угрозы, жестокое обращение или систематическое унижение человеческого достоинства.

Осознавая актуальность и важность проблемы, представляется необходимым усилить уголовную ответственность за особо опасные формы посягательств на несовершеннолетних. Именно, следует установить уголовную ответственность за преступления, совершаемые близкими людьми или находящихся в близком родстве и вступивших в половую близость с несовершеннолетним. Последствия после таких преступлений могут быть самые различные, начиная от причинения вреда здоровью самого потерпевшего, заканчивая негативными последствиями для его потомства в будущем.

Литература:

  1. Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних: Федеральный закон от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ: с посл. изм. и доп. // Российская газета. 1999. 30 июня.
  2. О системе профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних и защиты их прав в Тюменской области: Закон Тюменской области от 06.10.2000 № 205: (в ред. от 06.12.2017 № 94) // Тюменские известия. 2000. 12 октября.
  3. Борисова В. Ф., Ильгова Е. В., Кузнецова И. О. Оценка эффективности деятельности системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. — Саратов: ФГБОУ ВО «Саратовская государственная юридическая академия», 2015. С.9.
  4. Интернет-портал. Официальный сайт Портала правовой статистики Генеральной Прокуратуры Российской Федерации. [URL] http://crimestat.ru/offenses_map. (Дата обращения: 27.09.2018).
  5. Интернет-портал. Официальный сайт некоммерческой бесплатной справочно-правовой системе по судебным решениям судов общей юрисдикции, мировых и арбитражных судов РФ. [URL] rospravosudie.ru. (Дата обращения: 27.09.2018).
  6. Интернет-портал. Официальный сайт Новости. ру. [URL] newsru.com. (Дата обращения: 27.09.2018).
  7. Интернет-портал. Официальный сайт Интерфакс. ру. [URL] http://www.interfax.ru/business/509350. (Дата обращения: 27.09.2018).
  8. Интернет-портал. Официальный сайт Портала правовой статистики Генеральной Прокуратуры Российской Федерации. [URL] http://crimestat.ru/offenses_map. (Дата обращения: 27.09.2018).
Основные термины (генерируются автоматически): УК РФ, ребенок, Российская Федерация, дело, преступление, Генеральная Прокуратура, орган, отношение, уголовная ответственность, жестокое обращение.


Похожие статьи

Особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних

Особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних

Оптимизация системы профилактики правонарушений и преступлений, совершаемых несовершеннолетними

Практические вопросы привлечения к административной ответственности за правонарушения в сфере безопасности дорожного движения

Проблемы уголовной ответственности за применение насилия сотрудниками правоохранительных органов

Актуальные вопросы о видах административной ответственности за правонарушения в области организации дорожного движения

Особенности преступности несовершеннолетних правонарушителей

Особенности личности женщин, совершающих преступления

Правовые проблемы административной ответственности за нарушение земельного законодательства

Актуальные проблемы страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств

Похожие статьи

Особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних

Особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних

Оптимизация системы профилактики правонарушений и преступлений, совершаемых несовершеннолетними

Практические вопросы привлечения к административной ответственности за правонарушения в сфере безопасности дорожного движения

Проблемы уголовной ответственности за применение насилия сотрудниками правоохранительных органов

Актуальные вопросы о видах административной ответственности за правонарушения в области организации дорожного движения

Особенности преступности несовершеннолетних правонарушителей

Особенности личности женщин, совершающих преступления

Правовые проблемы административной ответственности за нарушение земельного законодательства

Актуальные проблемы страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств

Задать вопрос