В современном уголовном законодательстве большое внимание уделяется проблемам охраны интересов семьи и формирования личности несовершеннолетнего. Именно поэтому, в настоящее время, преступления против несовершеннолетних, являются наиболее актуальной проблемой в нашей стране.
По данным портала правовой статистики Генеральной Прокуратуры Российской Федерации неуклонно возрастает число преступлений в отношении несовершеннолетних в течении последних пяти лет в Российской Федерации [8].
К преступлениям, которые совершаются взрослыми в отношении несовершеннолетних, относятся такие, как вовлечение несовершеннолетних в совершение преступления (ст. 150 УК РФ); вовлечение несовершеннолетних в совершение антиобщественных действий (ст. 151 УК РФ); подмену ребенка (ст. 153 УК РФ); незаконное усыновление (удочерение) (ст. 154 УК РФ); разглашение тайны усыновления (удочерения) (ст. 155 УК РФ); злостное уклонение от уплаты средств на содержание детей или нетрудоспособных родителей (ст. 157 УК РФ); неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего (ст. 156 УК РФ) и другие. Кроме того, не перестает расти статистика по преступлениям, связанным с домашним насилием родителей над несовершеннолетними детьми.
Безусловно проводится ряд мер по профилактике и предупреждению данного рода преступлений, но, несмотря на это, Генеральная прокуратура Российской Федерации отмечает, что профилактическая работа в сфере предотвращения семейного насилия и раннего выявления жестокого обращения с детьми, проводимая правоохранительными органами в субъектах Российской Федерации, бессистемна и непоследовательна. Почти во всех территориальных единицах России отмечается слабая координирующая роль комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав в отношении деятельности органов системы профилактики [8].
Формальный подход работников органов и учреждений при проведении профилактической работы с семьями, находящимися в социально неблагополучных ситуациях, также способствует совершению преступлений. Так, гражданка С., проживающая в городе Тобольск, в 2012 году родила дочь. С января 2013 года она состояла на учете КДНиЗП по городу Тобольску, в течение года она 6 раз привлекалась по ст. ст. 5.35, 20.21 КоАП РФ за неисполнение родительских обязанностей и распитие спиртных напитков. В апреле 2015 года ребенок был у нее изъят. В нарушение требований ст. 69 Семейного кодекса РФ органы опеки не приняли мер по ограничению (лишению) ее прав. Незаконная выдача органами опеки ребенка матери повлекло тяжкие последствия. В декабре 2015 года гражданка С. насмерть избила свою дочь [5].
Согласно ст. 4 Федерального закона от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» в систему профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних включаются: комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав; органы управления социальной защитой населения; органы, осуществляющие управление в сфере образования; органы опеки и попечительства; органы по делам молодежи; органы управления здравоохранением; органы службы занятости; органы внутренних дел; учреждения уголовно-исполнительной системы [1].
Полномочия этих органов направлены на защиту и охрану прав и законных интересов несовершеннолетних. Вместе с тем, ученые отмечают, что механизм защиты прав ребенка в России имеет определенные недостатки. Причины, по мнению М. В. Немытиной, заключаются в наличии огромного массива нормативных актов, регулирующих права ребенка и деятельность различных органов по их защите, при слабом развитии межотраслевой связи, и как следствие, возникновении пробелов и коллизий. Помимо этого, разветвленная система органов системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних нуждается в координации взаимодействия между ними, поскольку большинство из них осуществляет защитные функции в отношении детей наряду с другими обязанностями [3].
В Тюменской области правовую базу в данной сфере общественных отношений дополняет Закон Тюменской области от 06.10.2000 № 205 «О системе профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних и защиты их прав в Тюменской области» (в ред. от 06.12.2017 № 94), согласно которому областную систему профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних и защиты их прав составляют комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, уполномоченные органы исполнительной власти Тюменской области, органы местного самоуправления, организации, подведомственные вышеуказанным органам, органы службы занятости, органы внутренних дел, а также иные органы и организации, осуществляющие в пределах своей компетенции меры по профилактике правонарушений несовершеннолетних и защите их прав. Координация деятельности органов и организаций областной системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних и защиты их прав на областном уровне возлагается на комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав при Губернаторе Тюменской области, действующую на постоянной основе. Граждане и должностные лица могут оказывать содействие органам и учреждениям, осуществляющим профилактику безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, а также сообщать о безнадзорных, беспризорных несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении или проживающих в семьях, находящихся в социально опасном положении, а также заблудившихся и подкинутых (найденных) несовершеннолетних [2].
Обратим внимание на статистические показатели. В первом квартале 2017 года пострадавшими от взрослых признаны 2,5 тысячи детей до 14 лет. Из них более 500 пострадали от рук близких, членов семьи, то есть родителей, опекунов, усыновителей, попечителей [6]. Каждый день от насильственных действий в России погибают 5 детей, — заявляет глава Следственного комитета РФ Александр Бастрыкин [7].
В 2016 году потерпевшими по уголовным преступлениям против жизни и здоровья, а также против половой неприкосновенности следователями СК были признаны 11,734 тыс. несовершеннолетних, из которых в отношении 1,753 тыс. детей преступление было совершено близким лицом или членом семьи. Об этом в Совете Федерации заявил старший помощник главы Следственного комитета РФ Игорь Комиссаров. Из них родителями в отношении 1,114 тыс. несовершеннолетних. При этом в 2016 году возбуждено 189 уголовных дел о преступлениях против жизни, здоровья и половой неприкосновенности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в отношении которых были применены различные формы семейного устройства.
По данным Следственного комитета РФ, в 2016 г. от рук своих близких и родственников, в том числе родителей, усыновителей, опекунов и попечителей пострадало более 2000 детей.
За 2016 год СК возбудил 18,6 тысячи уголовных дел по преступлениям, совершенным в отношении несовершеннолетних, расследование 13,4 тысячи уголовных дел было завершено. Потерпевшими признаны 16,9 тысячи детей. Из общего числа потерпевших 9,6 тысячи детей — младше 14 лет.
Вышеизложенная статистика говорит о том, что в данный момент государство не может дать полных гарантий защиты безопасности несовершеннолетних и малолетних.
По нашему мнению, одной из проблем привлечения к уголовной ответственности является то, что многие преступления в отношении несовершеннолетних, совершающиеся в семье, не могут быть выявлены правоохранительными органами. Данные преступления имеют место чаще всего в неблагополучных семьях, где процветает пьянство, бродяжничество и девиантный образ жизни. В неполных семьях, где есть только мама или только папа, так же возрастает вероятность, что ребенок будет вовлечен в криминогенную сферу. Это возникает по причинам того, что опекуну не хватает времени для воспитания, а также не уделяется достаточного внимания ребенку. Ребенок предоставляется сам себе, начинает проявлять и реализовывать себя, именно в дворовых подростковых компаниях, зачастую становясь жертвой преступления. Соответственно тот факт, что Генеральная Прокуратура Российской Федерации отмечает бессистемность мониторинга, подтверждается. Необходимо разработать более четкий механизм выявления и предупреждения таких преступлений.
Кроме того, отсутствует система мер оценки эффективности деятельности комиссии по делам несовершеннолетних, вследствие чего и профилактика преступлений в отношении несовершеннолетних не носит положительного характера в общем. Отсутствие универсальных критериев эффективности препятствует возможности объективной оценки деятельности комиссий по делам несовершеннолетних по различным направлениям. Дисбаланс проявляется в упрощении либо усложнении региональных систем критериев эффективности, преобладании количественных показателей, формализованном подходе к оценке качества работы комиссий по делам несовершеннолетних. В таких условиях объективно обусловлена необходимость разработки проектного перечня критериев эффективности деятельности комиссий по делам несовершеннолетних.
Особую опасность представляет информация, которую размещают в сети Интернет, различного рода игры, пропагандирующие тематику суицида. При этом действующее уголовное законодательство не позволяет привлечь к ответственности за склонение к самоубийству, если в действиях лица отсутствуют угрозы, жестокое обращение или систематическое унижение человеческого достоинства.
Осознавая актуальность и важность проблемы, представляется необходимым усилить уголовную ответственность за особо опасные формы посягательств на несовершеннолетних. Именно, следует установить уголовную ответственность за преступления, совершаемые близкими людьми или находящихся в близком родстве и вступивших в половую близость с несовершеннолетним. Последствия после таких преступлений могут быть самые различные, начиная от причинения вреда здоровью самого потерпевшего, заканчивая негативными последствиями для его потомства в будущем.
Литература:
- Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних: Федеральный закон от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ: с посл. изм. и доп. // Российская газета. 1999. 30 июня.
- О системе профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних и защиты их прав в Тюменской области: Закон Тюменской области от 06.10.2000 № 205: (в ред. от 06.12.2017 № 94) // Тюменские известия. 2000. 12 октября.
- Борисова В. Ф., Ильгова Е. В., Кузнецова И. О. Оценка эффективности деятельности системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. — Саратов: ФГБОУ ВО «Саратовская государственная юридическая академия», 2015. С.9.
- Интернет-портал. Официальный сайт Портала правовой статистики Генеральной Прокуратуры Российской Федерации. [URL] http://crimestat.ru/offenses_map. (Дата обращения: 27.09.2018).
- Интернет-портал. Официальный сайт некоммерческой бесплатной справочно-правовой системе по судебным решениям судов общей юрисдикции, мировых и арбитражных судов РФ. [URL] rospravosudie.ru. (Дата обращения: 27.09.2018).
- Интернет-портал. Официальный сайт Новости. ру. [URL] newsru.com. (Дата обращения: 27.09.2018).
- Интернет-портал. Официальный сайт Интерфакс. ру. [URL] http://www.interfax.ru/business/509350. (Дата обращения: 27.09.2018).
- Интернет-портал. Официальный сайт Портала правовой статистики Генеральной Прокуратуры Российской Федерации. [URL] http://crimestat.ru/offenses_map. (Дата обращения: 27.09.2018).