Актуальность программы:
Детский сад — новый период в жизни ребенка. Для него это, прежде всего, первый опыт коллективного общения с другими детьми и взрослыми. Часто случается, что для многих родителей после того, как они отдали своего ребенка в сад, наступает пора разочарования: детские слезы, капризы, отказы идти в сад, бесконечные болезни, невысказанные претензии и обиды в адрес воспитателей. Чтобы избежать этих неприятных ситуаций, необходимо готовить ребенка к поступлению в дошкольное учреждение. Зачастую к детскому саду не готовы сами родители. Их представления о жизнедеятельности ДОУ сводятся только к получению информации через интернет, которая носит осведомительный характер. А приобретение теоретических знаний в вопросах воспитания и развития детей и их закрепление в практической деятельности, родителям бывает недостаточно. Как уже известно, человек усваивает 10 % информации из того, что слышит, 50 % информации из того, что видит и 90 % информации из того, что делает сам. Ссылаясь на данное утверждение, возникла идея оказания помощи родителям и детям до поступления в дошкольное учреждение с целью успешной социализации ребенка и его гармоничного развития в рамках работы группы кратковременного пребывания «Вместе с мамой».
Основная концепция:
Ранняя социализация ребёнка проходит по законам развивающейся отражательной способности мозга ребёнка и формирующейся на её основе особой форме поведения — подражании. Отражая социальный мир, ребёнок копирует, имитирует мимику, жесты, артикуляцию, интонации голоса, звуков, слова, действия, эмоции, поведение взрослых, находящихся рядом с ним. Именно взрослый создаёт все условия для нормального психофизического развития малыша. Социальная среда и общение имеют особое значение для развития и воспитания детей раннего возраста. Общение со взрослым — жизненно необходимая канва генетической задачи раннего детства вхождения в социальный мир. Неслучайно, движущими силами психического развития в ранний период детства выступает интегративное взаимодействие ребёнка с окружающей средой, которое включает развивающее общение со взрослым, окружающий предметный мир и активную деятельность самого малыша, направленную на его познание и освоение. Все осваивается и познается впервые. Нет еще навыков, отсутствуют представления, знания. Но велика предрасположенность к усвоению, высока обучаемость, так как имеются врожденные механизмы, служащие основой формирования психических качеств. В раннем возрасте выделяются периоды, связанные с психофизиологическими особенностями развития. Если не уделять внимание тем или иным направлениям, которые наиболее успешно могут быть реализованы именно на данном возрастном этапе, то ребенок не достигнет того уровня, на который вправе был рассчитывать, если бы с самого рождения с ним занимались исходя из возможностей возраста и только ему присущей индивидуальности.
Автор новейших концепций воспитания и обучения детей раннего возраста Массару Ибука пишет: «Раннее развитие не предполагает насильственное вскармливание грудных детей фактами и цифрами. Главное — введение нового опыта вовремя. Ни один ребенок не рождается гением. Все зависит от стимуляции и степени развития головного мозга в решающие годы его жизни. Это годы с рождения до трехлетнего возраста». Предлагаемая программа «Вместе с мамой» — адаптационная программа к условиям детского сада для детей 1,5–3 лет, учитывающая психологические, физиологические и социальные особенности детей этого возраста, и представляющая собой модель взаимодействия родителей и специалистов дошкольного учреждения.
Основные направления исодержание деятельности:
Работа с детьми осуществляется на основе практических занятий специалистов: педагога-психолога — Ивановой Наталии Владимировны, музыкального руководителя — Семеновой Светланы Юрьевны, инструктора по физической культуре — Орловской Ирины Владимировны, воспитателя — Ронжиной Ольги Николаевны.
Каждым специалистом разработана система игровых занятий, соответствующая возрастным особенностям детей.
Развивающие занятия, проводимые воспитателем, направлены на сенсорное и познавательное развитие детей раннего возраста. Они включают в себя элементы игротерапии, сказкотерапии и арт-терапевтические техники, направленные на коррекцию негативных эмоциональных состояний.
В художественном творчестве применяются различные материалы — пластилин, тесто, пальчиковые краски, гуашь. Используются нетрадиционные техники рисования: губками, ватными палочками, штампами, пальчиками. Эти занятия развивают мелкую моторику, творческое мышление, способность к эстетическому восприятию.
Физкультурные занятия направлены на развитие двигательной активности детей, ориентировки в пространстве, умения понимать указания взрослого и выполнять их, взаимодействовать в паре. Для стимулирующей функции используются разнообразный инвентарь: обручи, мячи, скамейки, шнуры, ортопедические дорожки, коврики, сюжетные игрушки, погремушки, мягкие модули.
Цель музыкальных занятий — побуждать детей к слушанию музыки, вызывать эмоциональный отклик на песни различного содержания и характера, формировать ритмичность в движениях, передавать ритм ходьбы и бега, различать звучание музыкальных инструментов, приобщать к пению, подпевая повторяющиеся слова.
Новизна Программы состоит в том, что расширено взаимодействие дошкольного образовательного учреждения и семьи: родители имеют возможность вместе с детьми посещать детский до поступления в него ребёнка, а также получать квалифицированную помощь специалистов по развитию и воспитанию детей.
Здесь ребенок имеет возможность, находясь вместе с мамой, играть, двигаться, получать первые уроки общения со взрослыми и сверстниками, первые знания. А родитель может общаться со своим или чужим ребенком, другими родителями, обсуждать сходство переживаемых ситуаций. Разработанная специалистами система игр и игровых упражнений может использоваться родителями для занятий с детьми в домашних условиях.
Цель программы:
Социальная адаптация ребенка раннего возраста в условиях дошкольного учреждения, способствующая повышению его адаптационных возможностей, необходимых для дальнейшего развития.
Основные задачи:
‒ знакомство детей и родителей с жизнедеятельностью детского сада;
‒ обучение родителей теоретическим аспектам и практическим методам по развитию, воспитанию и оздоровлению ребенка;
‒ гармонизация детско-родительских отношений;
‒ формирование умения общаться со сверстниками;
‒ развитие соответствующих возрасту видов деятельности;
‒ установление взаимодействия между семьей и детским садом.
Методы иприемы:
‒ Организационные
‒ Наглядные
‒ Словесные
‒ Практические
‒ Мотивационные
‒ Форма организации: игровая
Ожидаемые результаты:
‒ Вхождение ребенка в новую социальную среду, его комфортная адаптация, взаимодействие в детско–взрослом сообществе;
‒ Повышение уровня педагогической компетенции родителей в вопросах развития и воспитания малышей, установление доверительных отношений с педагогами и специалистами детского сада;
‒ Накопление сенсорного опыта детей;
‒ Становление речи ребенка;
‒ Развитие мелкой и крупной моторики;
‒ Формирование игровых и коммуникативных навыков;
‒ Расширение представлений об окружающем мире;
‒ Овладение элементарными приемами работы с изобразительным материалом.
Программа рассчитана на один год (с сентября по май). Занятия проводятся 3 раза в неделю. Занятия чередуются с учетом смены разных видов деятельности: развивающее, музыкальное, занятие по двигательной активности, занятие на развитие творческих способностей (рисование/лепка/аппликация).
Продолжительность одного занятия — 1 час.
Тематический план работы
Месяц |
Количество занятий |
Тема |
Сентябрь |
13 |
1. «Солнышко» — рисование 2. «Яблочко с червячком» — рисование 3. «Яблонька» — аппликация 4. «Грибочки» — лепка 5. «Дождик» — пластилинография 6. «Ветка рябины» — рисование ватными палочками 7. «Корзинка с фруктами» — аппликация 8. «Осенняя веточка» — лепка 9. «Мухомор» — аппликация 10. «Домик для куклы» — аппликация 11. «Забор для домика» — лепка 12. «Осеннее дерево» — обрывная аппликация 13. «Маша с яблочками» — рисование |
Октябрь |
13 |
1. «Рыбка» — аппликация 2. «Цыпленок» — лепка 3. «Кораблик» — аппликация 4. «Улитка на грибочке» — рисование 5. «Змейка» — лепка (украшение зернышками) 6. «Ежик» — лепка 7. «Осенний лес» — рисование 8. «Медвежонок» — обрывная аппликация 9. «Утенок» — рисование 10. «Уточка» — аппликация 11. «Матрешка» — рисование 12. «Звездочки на небе» — лепка 13. «Месяц» — аппликация |
Ноябрь |
13 |
|
Декабрь |
13 |
|
Январь |
9 |
|
Февраль |
11 |
|
Март |
12 |
|
Апрель |
12 |
|
Май |
14 |
|
Литература:
- «Адаптация детей раннего возраста в условиях ДОУ» Белкина Л. В. Практическое пособие. — Воронеж: Учитель, 2006.
- «Адаптационные группы в ДОУ» Давыдова О. И., Майер А. А. Методическое пособие. — М.: ТЦ Сфера, 2005.
- «Программа воспитания и обучения в детском саду» М. А. Васильева, В. В. Гербова — М.: Мозаика — Синтез, 2005.
- Программа «Кроха» Г.Григорьева, Д.Сергеева, Н.Кочетова, И.Чиркова.
- «Игровая деятельность с детьми раннего возраста» Е. А. Янушко Методическое пособие для воспитателей и родителей. — М.: Мозаика — Синтез, 2006.
- «Кроха» Г. Г. Григорьева, Н. П. Кочетова, Д. В. Сергеева, Г. В. Груба Пособие по воспитанию, обучению и развитию детей до 3 лет. — М.: «Просвещение», 2001.
- «Кроха. Играем с малышами» Г. Г. Григорьева, Н. П. Кочетова, Г. В. Груба.- М.: «Просвещение», 2011.
- «Воспитание и развитие детей раннего возраста» В. В. Гербова, Р. Г. Казакова, И. М. Кононова, Г. М. Лямина, С. Н. Теплюк. — М.: «Просвещение».
- «Воспитание сенсорной культуры ребенка» Л. А. Венгер, Э. Г. Пилюгина, Н. Б. Венгер.
- «Развивающие игры с малышами до трех лет» Т. В. Галанова.
- «Развивающие игры. От 1 до 3 лет» С.Кантор.
- «Лучшие развивающие игры для детей от 1 до 3 лет» А. Е. Кузнецова — М., 2006.
- «Игры с пальчиками» Ю.Соколова — М., 2004.
- «Физическое воспитание и развитие детей раннего возраста» Н. П. Кочетова — М.: «Просвещение», 2008.
- Сборники стихотворений: А.Барто, М.Ивенсен, М.Клоковой, З.Александровой, О.Высоцкой.
- «Занятия по развитию речи в первой младшей группе детского сада» В. В. Гербова, А. И. Максаков.
- «Творю, строю, мастерю» М. Г. Борисенко, Н. А. Лукина.