Мотивация как основная составляющая в процессе обучения | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Мотивация как основная составляющая в процессе обучения / В. Е. Скачок, В. В. Баранов, А. А. Котлярович [и др.]. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 40 (226). — С. 75-77. — URL: https://moluch.ru/archive/226/52891/ (дата обращения: 16.11.2024).



Известная цитата Наполеона Бонапарта гласит: «Есть два рычага, которыми можно двигать людей, — страх и личный интерес». Зона комфорта для каждого человека носит повседневный характер. Выход из неё за границы дозволенного, получение новых знаний — первый шаг к наработке опыта.

По сути, выход из зоны комфорта может основываться на мотивации. Мотивация — это сила, основанная на глубинном желании, которая заставляет людей стремиться к достижению своих целей.

С одной стороны, это несколько абстрактное и неведомое, но дает возможность осознавать и осуществлять задуманное. Мотивация должна двигать вперед к новым вершинам и целям, но как их достичь, если сперва мы не обозначим эти цели?

Есть главные цели, а есть промежуточные. Всё как в обучении. Мы все проходим через 11 лет школьного образования и не сталкиваемся в первом классе с интегралами или органической химией, так как на начальном этапе нам будут не понятны и не свойственны эти знания. Плановая подготовка от урока к уроку, от одного учебного года к другому, мы расширяем круг нашего знания и дальнейший интерес к учебе.

В жизни всё то же самое. Ведь наша мотивация связана с нашими интересами и потребностями. Но в отличие от общего образования она более индивидуальна. Именно поэтому по окончании обучения мы определяемся со специальностями: кто-то станет врачом, кто-то инженером, а кто-то художником. Всё это определяется стремлением личности и ее психофизиологическими свойствами.

Ключевое понятие мотивации — мотив. Это идеальный и не обязательно существующий в материальном мире предмет, на достижение которого направлена деятельность личности. Чтобы достичь определенных целей, нужно приложить максимум усилить и быть очень активным.

Молодежь всегда являлась активной группой населения максимально подверженной влиянию разнообразных факторов внешней социальной среды. Молодежь — это особая социально-демографическая группа граждан страны, которая определяет её будущее. Современное состояние российского общества определило социальные проблемы молодежи.

Инфантилизм, импульсивность, инертность, негативизм, нигилизм и другие присущие проблемы для молодежи всё более и более привычное явление. Остро реагировать на простые вопросы и уходить от откровенно прямого вопроса. Всё это больше ставит вопрос о компетенции и, конечно же, мотивации.

Качественная характеристика мотивов, прежде всего, связана с выделением мотивов внутренних и внешних. [1, стр. 145]

Ребенок, который спрашивает, что это и много всяких почему, задает их непроизвольно. Это именно внутренняя мотивация, так как на подсознательном уровне понимает, что это может понадобиться в дальнейшем. Всем знакомые слова «больно», «горячо» и «горько» формируют уже определенные визуально-тактильно-вкусовые ощущения, которые не являются приятными, но имеющийся опыт помогает избегать в дальнейшем схожие ситуации.

Внешняя мотивация — это череда определенных обстоятельств, способных побудить на совершение каких-либо действий человека, который при иных обстоятельствах вряд ли бы этим специально занялся. Мы затеваем уборку, когда должны прийти гости, мы изучаем иностранный язык, когда едем путешествовать в другую страну, мы идем за подарками, так как у знакомых день рождение. Мы получаем новые знания, умения, навыки, чтобы в дальнейшем получить профессию и применять это на практике.

В настоящее время, проблемы мотивации обучаемых заставляют говорить о необходимости формирования методов, пригодных для решения этих проблем. В начале статьи, были озвучены такие рычаги как «страх и личный интерес».

Страх — это сильнейший мотиватор у человека, поэтому у метода «кнута и пряника» доминирует именно «кнут». Не выучил уроки — поставили двойку, а за двойку родители точно не похвалят. Прогулял работу — выгнали с работы, значит, не будет денежных средств на оплату коммунальных услуг, на покупку еды, на содержание семьи.

Тенденция избегать неудачи понимается как сила, подавляющая у индивидуума выполнение действий, которые, как он ожидает, приведут к неудаче. Она проявляется в том, что человек стремится выйти из ситуации, содержащей угрозу неудачи. [2, стр. 238]

Страх действительно основной мотиватор, но в современном демократическом обществе многие учебные заведения и компании вводят поощрительные примеры-«пряники». Учишься на одни пятерки — получишь красный диплом, значит, будет повышенная стипендия и льготное устройство на работу. Выполняешь и перевыполняешь плановые показатели по работе — получаешь дополнительные грамоты и премии.

Раздвигая границы познания, у нас увеличивается граница непознанного. Таким образом, складывается парадоксальная ситуация и изречение Сократа: «я знаю, что ничего не знаю» это следствие развития человека.

Мотивация также бывает:

‒ положительной (если я уберу комнату, то получу подарок)

‒ отрицательной (если я не уберу комнату, то меня накажут)

Мотивация также подразделяется на:

‒ индивидуальная мотивация (голод/жажда/избегание боли)

‒ групповая мотивация (совместная забота о потомстве/избрание руководителя)

Деление по уровню устойчивости:

‒ устойчивая (действует длительное время, например, спортсмен отрабатывает один и тот же элемент, чтобы при исполнении программы не возникло трудностей).

‒ неустойчивая (нуждается в дополнительном подкреплении, например, желание учиться может у одного быть сильным и осознанным, у другого — слабым, колеблющимся).

Мотивация во многом зависит от потребностей. В своей работе «Мотивация и личность» (1954) Маслоу предположил, что все потребности человека врождённые, или инстинктивные, и что они организованы в иерархическую систему приоритета или доминирования.

Ступени (снизу вверх):

  1. Физиологические
  2. Безопасность
  3. Любовь/Принадлежность к чему-либо
  4. Уважение
  5. Познание
  6. Эстетические
  7. Самоактуализация

Причём последние три уровня: «познание», «эстетические» и «самоактуализация» в общем случае называют «Потребностью в самовыражении»

Последовательное удовлетворение первичных ступеней пирамиды приводит к дальнейшим потребностям и другим побуждающим фактором. Стоит отметить, что базовые ступени по большей части зависят от внешних факторов (состояния среды, наличия продовольствия, социума), в то время как познание, эстетизм и самоактуализация — это больше внутренняя потребность и именно внутренние мотивы будут играть главенствующую роль.

Мотивация существует как процесс и включает в себя несколько этапов:

  1. Сначала возникает потребность.
  2. Человек решает, как ее можно удовлетворить (либо не удовлетворять).
  3. Далее нужно определить цель и способы ее достижения.
  4. После этого совершается само действие.
  5. По окончании действия личность получает или не получает вознаграждение. Под вознаграждением понимается любой успех. Результативность действия влияет на дальнейшую мотивацию.
  6. Необходимость действия исчезает, если потребность полностью закрыта. Или остается, при этом характер действий может измениться.

Стимулом, побуждающим человека к деятельности, учебе могут в равной степени стать и желание достичь успеха, и страх перед неудачей. Четко поставленная цель — тот маяк на который ориентируется человек и идет навстречу, в то время как страх провалиться, быть непризнанным или слабее других может подстегивать к обратным действиям и стать тем самым стимулом.

В наше время, когда человека окружает большой поток информации, задача качественного обучения будущих специалистов должна решаться путем поиска, подбора и поддержания мотивации. [3, стр. 73]

Мотивация успеха носит положительный характер. При этом действия человека направлены на достижение конструктивных, положительных результатов. В этом случае личностная активность зависит от потребности в достижении успеха.

Мотивация боязни неудачи носит негативный характер. При таком типе мотивации человек стремится прежде всего избежать плохого отношения к себе, и даже наказания. Ожидание неприятностей определяет его деятельность.

Для мотивации, как для внутренней, так и для внешней, хорошим средством будет вызов. Вызов — это преодоление себя или трудностей, которые встали или поставлены искусственно, например, доказать что-то именно себе. Этот вызов ему могут бросить другие люди, обстоятельства или он сам. Но этот вызов нужно принять, чтобы пробудить в себе нужные силы и энергию.

Страх, гнев, жадность, тщеславие, половое влечение, стремление к самореализации, интерес — все эти эмоции постоянно возникают у каждого человека и их нужно использовать для мотивации себя к достижению каких-то целей или для борьбы с различными обстоятельствами.

Подводя итог, можно констатировать, что для преодоления проблемы мотивации у учащихся требуется единый комплексный подход. В качестве стимулирования мотивации можно использовать постановку перед студентами определенных целей, как долгосрочных, так и на каждом занятии. [3, стр. 73] От грамотной работы различных правительственных комитетов, занимающихся проблемами мотивации в рабочей сфере, в том числе в рамках образовательного учреждения, зависит явность принимаемых мер.

Комитеты по образованию, профессорско-педагогические составы и сами обучаемые — это звенья одной цепи, составной целью которых является воспитать многогранных и образованных личностей, конкурентоспособных на нынешнем рынке труда с позитивным мышлением и подлинными ценностями.

Литература:

  1. Исследование мотивации успеха и мотивации боязни неудачи в структуре учебной мотивации студентов вуза / Степанова Т. В. — Вестник кузбасского государственного технического университета. 2004. № 6–2 (44). С. 144–145.
  2. Особенности временной перспективы у студентов с мотивацией достижения успеха и мотивацией избегания неудач: теоретический аспект / Иконникова А. П. — Материалы 67-й научно-практической конференции преподавателей и студентов в 2х частях. 2017. С. 235–240.
  3. К вопросу о мотивациях студентов к обучению / Оселедец М. В., Новикова Т. А. — Инновационная экономика и общество. 2014. № 2 (4). С. 67–73.
Основные термины (генерируются автоматически): мотивация, достижение, зона комфорта, личный интерес, потребность, проблема мотивации, работа, страх.


Задать вопрос