Известная цитата Наполеона Бонапарта гласит: «Есть два рычага, которыми можно двигать людей, — страх и личный интерес». Зона комфорта для каждого человека носит повседневный характер. Выход из неё за границы дозволенного, получение новых знаний — первый шаг к наработке опыта.
По сути, выход из зоны комфорта может основываться на мотивации. Мотивация — это сила, основанная на глубинном желании, которая заставляет людей стремиться к достижению своих целей.
С одной стороны, это несколько абстрактное и неведомое, но дает возможность осознавать и осуществлять задуманное. Мотивация должна двигать вперед к новым вершинам и целям, но как их достичь, если сперва мы не обозначим эти цели?
Есть главные цели, а есть промежуточные. Всё как в обучении. Мы все проходим через 11 лет школьного образования и не сталкиваемся в первом классе с интегралами или органической химией, так как на начальном этапе нам будут не понятны и не свойственны эти знания. Плановая подготовка от урока к уроку, от одного учебного года к другому, мы расширяем круг нашего знания и дальнейший интерес к учебе.
В жизни всё то же самое. Ведь наша мотивация связана с нашими интересами и потребностями. Но в отличие от общего образования она более индивидуальна. Именно поэтому по окончании обучения мы определяемся со специальностями: кто-то станет врачом, кто-то инженером, а кто-то художником. Всё это определяется стремлением личности и ее психофизиологическими свойствами.
Ключевое понятие мотивации — мотив. Это идеальный и не обязательно существующий в материальном мире предмет, на достижение которого направлена деятельность личности. Чтобы достичь определенных целей, нужно приложить максимум усилить и быть очень активным.
Молодежь всегда являлась активной группой населения максимально подверженной влиянию разнообразных факторов внешней социальной среды. Молодежь — это особая социально-демографическая группа граждан страны, которая определяет её будущее. Современное состояние российского общества определило социальные проблемы молодежи.
Инфантилизм, импульсивность, инертность, негативизм, нигилизм и другие присущие проблемы для молодежи всё более и более привычное явление. Остро реагировать на простые вопросы и уходить от откровенно прямого вопроса. Всё это больше ставит вопрос о компетенции и, конечно же, мотивации.
Качественная характеристика мотивов, прежде всего, связана с выделением мотивов внутренних и внешних. [1, стр. 145]
Ребенок, который спрашивает, что это и много всяких почему, задает их непроизвольно. Это именно внутренняя мотивация, так как на подсознательном уровне понимает, что это может понадобиться в дальнейшем. Всем знакомые слова «больно», «горячо» и «горько» формируют уже определенные визуально-тактильно-вкусовые ощущения, которые не являются приятными, но имеющийся опыт помогает избегать в дальнейшем схожие ситуации.
Внешняя мотивация — это череда определенных обстоятельств, способных побудить на совершение каких-либо действий человека, который при иных обстоятельствах вряд ли бы этим специально занялся. Мы затеваем уборку, когда должны прийти гости, мы изучаем иностранный язык, когда едем путешествовать в другую страну, мы идем за подарками, так как у знакомых день рождение. Мы получаем новые знания, умения, навыки, чтобы в дальнейшем получить профессию и применять это на практике.
В настоящее время, проблемы мотивации обучаемых заставляют говорить о необходимости формирования методов, пригодных для решения этих проблем. В начале статьи, были озвучены такие рычаги как «страх и личный интерес».
Страх — это сильнейший мотиватор у человека, поэтому у метода «кнута и пряника» доминирует именно «кнут». Не выучил уроки — поставили двойку, а за двойку родители точно не похвалят. Прогулял работу — выгнали с работы, значит, не будет денежных средств на оплату коммунальных услуг, на покупку еды, на содержание семьи.
Тенденция избегать неудачи понимается как сила, подавляющая у индивидуума выполнение действий, которые, как он ожидает, приведут к неудаче. Она проявляется в том, что человек стремится выйти из ситуации, содержащей угрозу неудачи. [2, стр. 238]
Страх действительно основной мотиватор, но в современном демократическом обществе многие учебные заведения и компании вводят поощрительные примеры-«пряники». Учишься на одни пятерки — получишь красный диплом, значит, будет повышенная стипендия и льготное устройство на работу. Выполняешь и перевыполняешь плановые показатели по работе — получаешь дополнительные грамоты и премии.
Раздвигая границы познания, у нас увеличивается граница непознанного. Таким образом, складывается парадоксальная ситуация и изречение Сократа: «я знаю, что ничего не знаю» это следствие развития человека.
Мотивация также бывает:
‒ положительной (если я уберу комнату, то получу подарок)
‒ отрицательной (если я не уберу комнату, то меня накажут)
Мотивация также подразделяется на:
‒ индивидуальная мотивация (голод/жажда/избегание боли)
‒ групповая мотивация (совместная забота о потомстве/избрание руководителя)
Деление по уровню устойчивости:
‒ устойчивая (действует длительное время, например, спортсмен отрабатывает один и тот же элемент, чтобы при исполнении программы не возникло трудностей).
‒ неустойчивая (нуждается в дополнительном подкреплении, например, желание учиться может у одного быть сильным и осознанным, у другого — слабым, колеблющимся).
Мотивация во многом зависит от потребностей. В своей работе «Мотивация и личность» (1954) Маслоу предположил, что все потребности человека врождённые, или инстинктивные, и что они организованы в иерархическую систему приоритета или доминирования.
Ступени (снизу вверх):
- Физиологические
- Безопасность
- Любовь/Принадлежность к чему-либо
- Уважение
- Познание
- Эстетические
- Самоактуализация
Причём последние три уровня: «познание», «эстетические» и «самоактуализация» в общем случае называют «Потребностью в самовыражении»
Последовательное удовлетворение первичных ступеней пирамиды приводит к дальнейшим потребностям и другим побуждающим фактором. Стоит отметить, что базовые ступени по большей части зависят от внешних факторов (состояния среды, наличия продовольствия, социума), в то время как познание, эстетизм и самоактуализация — это больше внутренняя потребность и именно внутренние мотивы будут играть главенствующую роль.
Мотивация существует как процесс и включает в себя несколько этапов:
- Сначала возникает потребность.
- Человек решает, как ее можно удовлетворить (либо не удовлетворять).
- Далее нужно определить цель и способы ее достижения.
- После этого совершается само действие.
- По окончании действия личность получает или не получает вознаграждение. Под вознаграждением понимается любой успех. Результативность действия влияет на дальнейшую мотивацию.
- Необходимость действия исчезает, если потребность полностью закрыта. Или остается, при этом характер действий может измениться.
Стимулом, побуждающим человека к деятельности, учебе могут в равной степени стать и желание достичь успеха, и страх перед неудачей. Четко поставленная цель — тот маяк на который ориентируется человек и идет навстречу, в то время как страх провалиться, быть непризнанным или слабее других может подстегивать к обратным действиям и стать тем самым стимулом.
В наше время, когда человека окружает большой поток информации, задача качественного обучения будущих специалистов должна решаться путем поиска, подбора и поддержания мотивации. [3, стр. 73]
Мотивация успеха носит положительный характер. При этом действия человека направлены на достижение конструктивных, положительных результатов. В этом случае личностная активность зависит от потребности в достижении успеха.
Мотивация боязни неудачи носит негативный характер. При таком типе мотивации человек стремится прежде всего избежать плохого отношения к себе, и даже наказания. Ожидание неприятностей определяет его деятельность.
Для мотивации, как для внутренней, так и для внешней, хорошим средством будет вызов. Вызов — это преодоление себя или трудностей, которые встали или поставлены искусственно, например, доказать что-то именно себе. Этот вызов ему могут бросить другие люди, обстоятельства или он сам. Но этот вызов нужно принять, чтобы пробудить в себе нужные силы и энергию.
Страх, гнев, жадность, тщеславие, половое влечение, стремление к самореализации, интерес — все эти эмоции постоянно возникают у каждого человека и их нужно использовать для мотивации себя к достижению каких-то целей или для борьбы с различными обстоятельствами.
Подводя итог, можно констатировать, что для преодоления проблемы мотивации у учащихся требуется единый комплексный подход. В качестве стимулирования мотивации можно использовать постановку перед студентами определенных целей, как долгосрочных, так и на каждом занятии. [3, стр. 73] От грамотной работы различных правительственных комитетов, занимающихся проблемами мотивации в рабочей сфере, в том числе в рамках образовательного учреждения, зависит явность принимаемых мер.
Комитеты по образованию, профессорско-педагогические составы и сами обучаемые — это звенья одной цепи, составной целью которых является воспитать многогранных и образованных личностей, конкурентоспособных на нынешнем рынке труда с позитивным мышлением и подлинными ценностями.
Литература:
- Исследование мотивации успеха и мотивации боязни неудачи в структуре учебной мотивации студентов вуза / Степанова Т. В. — Вестник кузбасского государственного технического университета. 2004. № 6–2 (44). С. 144–145.
- Особенности временной перспективы у студентов с мотивацией достижения успеха и мотивацией избегания неудач: теоретический аспект / Иконникова А. П. — Материалы 67-й научно-практической конференции преподавателей и студентов в 2х частях. 2017. С. 235–240.
- К вопросу о мотивациях студентов к обучению / Оселедец М. В., Новикова Т. А. — Инновационная экономика и общество. 2014. № 2 (4). С. 67–73.