«Социальная работа» — это целая группа профессий, в которых есть свои уровни, свои профили и направления деятельности; представители профессии работают в самых разных социальных организациях, разных форм собственности и выполняют самые разные виды деятельности. Эти специалисты ежедневно решают задачи помощи людям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, нуждающимся в социальной помощи. Но ситуации очень разнообразны, как и сами люди; они возникают по разным причинам, и разные люди по-разному на них реагируют. Содержание, направленность и объем этой помощи зависят как от сложности ситуации, так и от возможностей людей, столкнувшихся со сложными проблемами. Кроме того, успех помощи зависит от знаний и профессиональных навыков, от компетентности специалистов.
Разработанные профстандарты признаны помочь профессионалам привести разнообразные и разноплановые требования «к общему знаменателю» и построить алгоритм своей деятельности. В стандартах дается инвариант профессиональной деятельности, т. е. тот профессиональный минимум действий, умений и знаний, который необходим каждому социальному работнику или специалисту по социальной работе, с какой бы группой населения он ни работал и к какой бы проблеме ни обращался.
В России существует три уровня профессиональной деятельности:
1) социальный работник (работает с населением, чаще всего в социальном обслуживании на дому, может не иметь профессионального образования или иметь среднее профессиональное);
2) специалист по социальной работе (работает с населением и координирует деятельность привлеченных учреждений, организаций и специалистов, имеет высшее или среднее профессиональное образование);
3) руководитель организаций социального обслуживания населения (выполняет руководящие функции и должен иметь высшее образование).
Проблема заключается в том, что многие сотрудники работают, не имея профильного профессионального образования. Четверть века назад, когда появилась современная социальная работа в нашей стране, заполнение кадрами в организациях социального обслуживания происходило стихийно, так как профессионально подготовленных социальных работников или специалистов тогда не было. За прошедшее время те, кто остался в системе, приобрели большой жизненный и профессиональный опыт. Многие сотрудники и по сей день уверены, что приобретенного опыта им вполне хватает, однако анализ их работы показал, что их трудовые функции ограничены, а деятельность малоэффективна.
Внедрение профессиональных стандартов в организации — это многоуровневый процесс, который начинается с изучения текста стандарта с целью определения сферы деятельности и, соответственно, должностей, к которым он применим.
Комплекс мероприятий по внедрению профстандартов в ГБУ СО КК «Кореновский КЦСОН» включает следующие этапы:
- Издание приказа о создании комиссии по внедрению профстандартов в деятельность компании.
- Проведение заседания комиссии и составление плана-графика внедрения.
- Определение трудовых функций работников и применение в соответствии с ними нужных профстандартов.
- Проведение аттестации сотрудников.
- Проведение мероприятий по переподготовке и подготовке служащих.
- Переименование должностей в соответствии с текстами профстандартов (внесение предложение по изменения штатного расписания).
- Внесение изменений в должностные инструкции.
- Изменение системы оплаты труда.
- Проведение иных организационно-штатных мероприятий, связанных с внедрением профстандартов.
Рассмотрим выполнение этапов внедрения профстандартов подробнее.
- Своим приказом руководитель учреждения назначает комиссию из числа работников, которая будет ответственна за внедрение профстандартов в учреждении. В приказе помимо указания членов комиссии прописаны полномочия каждого из них и сроки выполнения работы. В состав рабочей группы включены сотрудники отдела кадров, юрист, председатель профсоюзной организации учреждения, экономист — лица, которые так или иначе в своей деятельности будут в дальнейшем использовать профстандарты.
- Проводится первое заседание комиссии, на котором определяется фронт работы и составляется пошаговый план по введению профстандартов на предприятии. В плане отражаются промежуточные задачи по вводу профстандартов, обозначаются конкретные сроки выполнения работ и назначаются ответственные за выполнение пунктов плана лица. План утверждается руководителем учреждения.
- Для соотнесения текстов профстандартов и трудовых функций, указанных в них, с должностями, которые имеются в учреждении, сравнивается штатное расписание и разделы соответствующих 3 профстандартов. Название профессии в стандарте может совпадать с названием должности в расписании. Например, в штатном расписании учреждения имеется должность работника отдела кадров, а в профстандарте указано, что подобным видом деятельности занимается специалист по управлению персоналом.
- Проведение аттестации сотрудников необязательно при внедрении профстандартов в деятельность учреждения, но необходимо для того, чтобы работодатель смог определить квалификацию работников и понять, соответствуют ли их знания и умения занимаемым должностям. По результатам аттестации непрошедшего ее сотрудника можно перевести на другую должность или уволить.
В ГБУ СО КК «Кореновский КЦСОН» аттестация была проведена в 2016 году, в которой приняло участие 263 работника. Для проведения аттестации в учреждении была создана аттестационная комиссия, которая на основании предложения рабочей группы, составила график проведения аттестации, списки работников для прохождения аттестации, критерии оценки. Результатом прохождения аттестации выступили рекомендации, согласно которым работнику необходимо пройти либо повышении квалификации, либо присвоение квалификации в соответствии с требованиями профессиональных стандартов.
- Если в профстандарте по определенному виду деятельности при обязательности его применения установлена квалификация работника выше той, что имеется у него, работодатель вправе направить его на курсы по повышению квалификации или поднять вопрос о получении дополнительного образования. Вопрос о том, за чей счет будет проводиться обучение, решается в рамках переговоров между сторонами трудовых отношений или на основании положений локальных актов предприятия.
Согласно проведенной аттестации в учреждении и полученным рекомендациям 256 социальных работников в период 2017–2018гг. прошли обучение с присвоением квалификации «социальный работник» и повышение квалификации. 22 заведующих отделениями и 19 специалистов по социальной работе прошли программу переподготовки.
- Переименование должностей в соответствии с текстами профстандартов (внесение предложение по изменения штатного расписания).
Специалистами отдела кадров и руководителем учреждения были подготовлены рекомендации для внесения изменений в штатное расписание учреждения, для учредителя (Министерства труда и социального развития Краснодарского края).
- Внесение при необходимости изменений в должностную инструкцию работника в связи с изменением его трудовой функции, производится только с согласия работника на это.
В ГБУ СО КК «Кореновский КЦСОН» внесены изменения в должностные инструкции с переименованием должности и изменением основной трудовой функции: заведующий отделением — специалист по социальной работе 7 уровня, специалист по социальной работе — специалист по социальной работе 6 уровня, санитарка — санитар.
- Изменение системы оплаты труда необходимо потому, что законодатель устанавливает правило, по которому работники, выполняющие одинаковые трудовые функции, должны получать равную оплату за это.
Вышеуказанная работа должна осуществляться в отношении тех профессий и должностей, по которым уже приняты профессиональные стандарты, так как пока очередной профстандарт не утвержден, у работодателя не возникает обязанность по его применению. Поэтому важным этапом внедрения является мониторинг вновь принятых профессиональных стандартов. При выявлении «новых» стандартов их необходимо учитывать, анализировать и, в случае их применения в вашей организации, внедрять в установленном порядке.
Рассматривая опыт ГБУ СО КК «Кореновский КЦСОН» по внедрению и применению профессиональных стандартов в отношении социальных работников, можно сделать следующие заключение:
- Применение профессиональных стандартов дает возможность отслеживания профессионального уровня работника.
- При отсутствии необходимого уровня образования профессиональный стандарт обязует работника получить необходимый уровень грамотности.
Литература:
- Как применять профстандарты в работе? // Кадровое дело. 2076. № 5. С. 4–12.
- Название должности не соответствует профстандарту: что делать// Кадровое дело. 2017. № 4. С. 12–36.
- Профстандарты. Объясняем нюансы, разоблачаем мифы // Трудовые споры. 2016. № 6. С. 45–49.