Актуальности Арктики как центра стратегических интересов России и других государств возрастает. Активное участие начинают принимать и страны, традиционно не относящиеся к Арктическому региону. В то же время освоение Арктики ставит множество проблем и требует значительных инвестиций. Кроме этого, потребуются новые технологические решения и технологии добычи и транспортировки ресурсов, гарантирующие сохранение окружающей среды Заполярья. Разрушение плановой экономики сильно повлияло на индустриальный потенциал арктических регионов. Арктической зоне необходима реиндустриализация на основе новейших технологий, в противном случае из-за растущей изношенности производственной базы и инфраструктуры, а также системных макроэкономических проблем экономика макрорегиона может полностью деградировать [1]. В то же время одних бюджетных источников финансирования проектов недостаточно для динамичного развития территорий. Бюджетное финансирование не покроет всю потребность при реализации проектов и в формировании инфраструктуры в Арктике. Возрастает уровень межгосударственного сотрудничества, нарастает конкуренции, в военной отрасли. Неоднократно указывается на возрастание конфликтных факторов, в плоть до крупномасштабных региональных конфликтов за обладание ресурсами. «Защита национальных интересов в Арктике является приоритетной для Вооруженных Сил России», заявил министр обороны РФ Сергей Шойгу на заседании коллегии военного ведомства. По словам министра «Арктика является объектом территориальных, ресурсных и военно-стратегических интересов сразу нескольких государств, что может привести к нарастанию конфликтного потенциала в данном регионе в связи с активизацией его освоения со стороны всех государств, в т. ч. не арктических». В северных широтах находятся ледоколы не только России, но также и Южной Кореи, Швеции, Германии, США и Китая [2].
Не смотря на перспективность и заинтересованность в регионе среди многих государств, существует и ряд сложностей с точки зрения освоения: Наличие больших расстояний, логистические затраты; Слабость развития инфраструктуры; Сложные климатические условия освоения; Необходимость использования передовых дорогостоящих технологий; Низкая плотность населения; Слабость развития потенциально опорных точек для дальнейшего освоения. Особый интерес в регионе Арктики у России. Это обосновано в историческом [3], экономическом [4], военном [5], географическом плане [6]. Учитывая вышеизложенное, освоение и использование Арктики для России, с учетом роста геополитической конкуренции в области обладания и использования ресурсов, военного и научного присутствие, с наложением потенциальных изменений климата, является не только важным шагом для развития российского Севера, и одним из способов обновления и развития экономики в целом, но и жизненно необходимым элементом политики, для защиты собственных интересов, и безопасности как своих территорий, так и безопасности всего региона в целом.
Федеральная повестка на данном этапе развития сводиться к масштабным опорным (якорным) проектам, в основном в рамках исследования и освоения минерально-сырьевой базы, формирование логистических морских центров, совершенствованию нормативно-правовой базы. Разрабатываются новые и совершенствуются действующие механизмы повышение привлекательности территорий для инвесторов и предпринимателей. Предпринимателям нужна уверенность и законодательная стабильность, которая минимизирует риски. Прямые контакты с ближайшими партнерами в ходе этих процессов могут способствовать формированию подобной уверенности. Самым главным стратегическим механизмом стимуляции как краткосрочных, так и долгосрочных инвестиций в Арктическом регионе является работа с такими партнерами, которые готовы разделять результаты, риски и ответственность. Это обладает ресурсами для многих групп инвесторов — открытость многих коммерческих ниш, имиджевая составляющая проектов в Арктике, уникальный климат, который заставляет вырабатывать уникальные решения и инновационные продукты. Реализация инвестиционных проектов, привлечение дополнительных внебюджетных источников, увеличение базы налогообложения через привлечение новых субъектов деятельности позволит более эффективно оказывать услуги в области здравоохранения и образования, ускорит развитие экономики, поддержит местных предпринимателей, скажется на развитие комфортной социальной среды, что является важнейшим компонентом для привлечения и сохранения кадров для развития Арктики. На сегодняшний день во многих регионах Арктики отсутствие высокоскоростного интернета замедляет прогресс, что ощущается во многих областях, начиная с защиты окружающей среды и заканчивая подготовленностью к чрезвычайным ситуациям [7]. В современном мире сложно представить развитие и стабильную работу организаций без интернета.
Много проектов и предложений рассматривается на крупных профильных мероприятиях, посвященные взаимодействию в Арктике. Растет уровень прямого взаимодействия Китая с регионами внутри государств, количество проектов и объем их финансирования увеличиваются [8]. Вопрос сотрудничества в Арктическом регионе затрагивается в «Совместном заявлении Российской Федерации и Китайской Народной Республики о дальнейшем углублении отношений всеобъемлющего партнерства и стратегического взаимодействия», которое было подписано по результатам д визита в Россию Председателя КНР Си Цзиньпина в июле 2017 г. В документе отдельно подчеркивается большое значение сотрудничества государств в развитии и использовании Северного морского пути, о чем также упоминал и Президент РФ В. Путин: «Большой потенциал видим в совместном использовании северного морского пути — Транссибирской и Байкало-Амурской магистрали. Это во многом созвучно и с инициативой китайских партнеров, обсуждавшийся недавно на форуме в Китае по теме «Один пояс, один путь». Ряд СМИ — как западных, так и китайских — приводя слова Председателя Си, называют проект «ледяным Шелковым путем» (“Ice Silk Road”), и отмечают значительный потенциал его реализации [18].
Заместитель директора аналитического департамента «Альпари» Анна Кокорева также уверена, что визит главы России в Китай был в первую очередь посвящен инвестициям. «Арктический шельф — это огромные запасы. С учетом того, что у нас западносибирские месторождения постепенно истощаются, для России развитие Арктики очень важно. Кроме того, идет борьба за Арктику и со стороны США, Канады, а также других стран. Все хотят там что-то делать. И если мы не будем заниматься арктическими проектами, за нас это сделают другие страны. Но добыча и разведка в Арктике требуют огромных инвестиций. На данный момент у нас, кроме Китая, реальных инвесторов, кто может осуществлять серьезные инвестиции, нет», — резюмировала эксперт [10].
В Москве прошла III Международная конференция «Арктика-2018". Обсуждение перспектив изучения и освоения региона организовали компания «Системный Консалтинг», журнал «Региональная энергетика и энергосбережение» и РГУ нефти и газа имени И. М. Губкина. В работе конференции участвовали представители профильных федеральных министерств и комитетов Государственной Думы РФ. За два дня на круглых столах и дискуссиях выступили более 600 экспертов из России и Европы, федеральных и региональных чиновников и депутатов. Участники конференции согласились, что Арктика — перспективный район для шельфовых проектов. Устойчивое развитие регионов могут гарантировать инвестиции и инновации в добыче полезных ископаемых. Эксперты проектного офиса развития Арктики «ПОРА» — Александр Воротников, Сергей Майоров и координатор программ Александр Стоцкий сделали доклады о перспективах Арктики как полигон для инновационных технологий. Для комплексного подхода «ПОРА» разрабатывает Полярный индекс — рейтинг устойчивого развития регионов и промышленных компаний. На сегодняшний день Арктика дает около 20 процентов ВВП, 40 процентов национального дохода и почти 90 процентов общероссийского экспорта. Несомненно, значения этого региона буде только расти, и недаром к нему приковано внимание руководства России [11].
На саммите «Арктика и шельфовые проекты: перспективы, развитие и инновации» отмечено, что создание благоприятного инвестиционного климата в регионе является „Условием успешного развития Севера и Дальнего Востока должен стать комплексный характер освоения этих территорий, при активном решении производственных, ресурсных, транспортного, инфраструктурных проектов на основе современных высокоэффективных технологий и разработок“, — заявили организаторы мероприятия [12]
В рамках Международной выставки «ВТТА2015» в г. Омске состоялось выездное заседание президиума Экспертного совета по Арктике и Антарктике при Совете Федерации Федерального Собрания РФ под председательством В. А. Штырова. Участники обсуждали государственные задачи в сфере реализации приоритетных проектов развития Арктической зоны РФ, постарались обобщить предложения по совершенствованию процесса освоения данной территории и обеспечению её необходимыми ресурсами. ревизия инвестиционных проектов показала, что на территории Арктической зоны реализуется более 160 мероприятий и инвестиционных проектов. Их объём составляет порядка 1 триллиона рублей. Из них за счёт средств федерального бюджета — около 400 млрд. рублей. За счёт средств субъектов — около 21 млрд. рублей. И за счёт внебюджетных источников — немногим более 580 млрд. рублей.
При этом более 90 % финансирования приходится на следующие 4 направления:
- Развитие транспортной инфраструктуры. Реализуется 36 мероприятий с общим объёмом финансирования 511,7 млрд. рублей, или около 50 % от общего объёма всех мероприятий.
- Развитие энергетики — это 37 мероприятий с общим объёмом финансирования 198,3 млрд. рублей (порядка 20 %).
- Развитие добывающей и перерабатывающей промышленности — 12 мероприятий с общим объёмом финансирования 145,3 млрд. рублей (более 13 %).
- В рамках государственной поддержки развития судостроения реализуются мероприятия на сумму более чем 120 млрд. рублей (11 %) [13].
Среди большинства профильных мероприятий выделяется несколько опорных направлений обсуждения:
– развитие единой арктической транспортной системы РФ в качестве национальной морской магистрали, ориентированной на круглогодичное функционирование, включающей в себя Северный морской путь и тяготеющие к нему меридиональные речные и железнодорожные коммуникации, а также аэропортовую сеть;
– оптимизация экономических механизмов «северного завоза» за счёт использования возобновляемых и альтернативных источников энергии, реконструкции и модернизации, выработавших ресурс энергетических установок, внедрения энергосберегающих материалов и технологий;
– разработка и внедрение новых видов техники и технологий в области рационального природопользования, освоения морских месторождений полезных ископаемых и водных биологических ресурсов и т. д.
Детальная проработка указанных направлений осуществляется в профильных подгруппах:
– развития нефтегазового сектора в Арктической зоне;
– развития угольной и торфяной промышленности в Арктической зоне;
– развития энергетики в Арктической зоне;
– обеспечения энергетической безопасности и антитеррористической защищённости объектов в Арктической зоне [14].
На данном этапе прослеживается основной вектор развития в следующих направлениях повестки:
- Установление прочных экономических связей между арктическими государствами;
- Развитие партнерства между государственным и частным сектором для инвестиций в инфраструктуру;
- Создание стабильных и предсказуемых законодательных основ;
- Поддержание процесса обмена знаниями и данными между промышленными и академическими сферами;
- Поддержание традиционных знаний, обычаев и культуры коренных народов;
- Деятельность по освоению недр;
- Модернизация и создание элементов СМП;
- Усиление военного присутствия и модернизация военной инфраструктуры в Арктике для обеспечения безопасности в регионе.
Большинство инвестиционных проектов, которые могут быть рассмотрены в Арктике, и не связанные с добычей недр и сельским хозяйством можно охарактеризовать как:
- Дорогостоящие (за счет сложной логистики, высокой стоимости, климатического фактора);
- Долго окупаемые (так как количество населения в качестве потребителей потенциальных услуг в большинстве — малочисленно и рассеяно на большие расстояния)
- Высоко рискованные;
- Отсутствие или плохое качество интернета (сказывается на всех стадиях бизнес-процессов) отпугивает потенциальных инвесторов
В связи со сложностью освоения и наличием рисков, одним из возможных эффективных выходов из сложившейся ситуации может быть привлечение большего количества партнеров, и распределение между ними рисков по инвестиционному проекту. Сферами совместного международного освоения территорий могут быть различны: совместные инвестиционные проекты, совместная разработка новых технологий, тестирование новейшей техники в арктическом регионе, тестирования робототехники, в том числе для космической отрасли в условиях критических погодных воздействий; совместное изучение, мониторинг, добыча морских биологических ресурсов; совместное освоение и разработка полезных ископаемых, нефтегазовых ресурсов, изучение и строительство восполняемых источников энергии; экологические программы, программы мониторинга изменения климата и др. Совместное освоение региона возможно только при соблюдении взаимных интересов традиционно арктических государств, взаимное уважение, объективное распределение рисков и доходов.
Необходимо учитывать, что кроме конкуренции на геополитической арене среди государств, существует конкуренция международных корпораций за освоение региона и лоббирование ими интересов на уровне своих государства, а также конкуренция между субъектами РФ за размещение инфраструктурных проектов на их территории. Так как вопрос использования арктического региона с каждым годом поднимается все чаще, многие регионы готовят и внедряют соответствующую нормативно правовую базу, техническую, технологическую, научную, кадровую базу, для участия в распределении ресурсов от федерального центра на освоение арктических территорий. Освоение Арктики по всему маршруту и протяженности, с использованием всех имеющихся современных технологий, согласованностью действий между всеми участниками процесса, позволит обновить и вывести экономику РФ на новый уровень, в том числе на международной арене [16].
Не смотря на перспективность и заинтересованность в регионе среди многих государств и партнеров, существует и ряд ограничивающих инвестиции факторов. В рамках регионального аспекта арктических территорий прослеживаются в целом общие проблемы:
- Большие расстояния, логистические затраты;
- Слабость развития инфраструктуры;
- Сложные климатические условия освоения;
- Необходимость использования передовых дорогостоящих технологий;
- Низкая плотность населения;
- Слабость развития потенциально опорных точек для дальнейшего освоения.
В рамках инвестиционной привлекательности территорий, обозначенные минусы, необходимы брендировать и использовать как плюсы. Так климат может быть использован для апробации новой техники и технологий. Низкая плотность населения позволяет локально на местах набирать, готовить, переподготавливать специалистов для необходимых проектов. Слабость инфраструктуры позволяет занять потенциально прибыльные ниши практически без конкуренции, и долгое время быть «монополистом» на территории.
Для реализации инвестиционного потенциала необходимо снимать законодательные барьеры, создавать специальные условия для инвесторов. Регулирование деятельности в Арктике требует практически по всем вопросам отдельной нормативно-правовой базы, в том числе в вопросах государственных закупок, межбюджетных отношениях, особых экономических стимулах для территорий и населения — для привлечения инвесторов и высококвалифицированных кадров
необходимо учитывать текущую демографическую динамику, и уровень кадровой подготовки. С большинства арктических территорий продолжается отток населения. Для обеспечения раскрытия инвестиционного потенциала территорий требуется качественная кадровая подготовка, создание комфортных условия для привлечения специалистов и их удержания на местах. Чтобы уровень жизни в арктических регионах продолжал расти, на северные территории должны приходить все новые инвестиции. Для инвесторов также требуется качественная инфраструктура, наличие высокоскоростного интернета, и понятная, доступная логистика. В связи с этим решение вопросов с интернетом, транспортной доступностью и специальным нормативным регулированием являются основными и первоочередными [15].
Важность местного компонента, на районных уровнях зачастую недооценивается. Проблемы всей Арктической зоны, схожи, и обобщает все проблемы муниципалитетов входящих в АЗ РФ в своих субъектах. Необходимы в первую очередь проекты, которые способны преодолеть сдерживающие факторы дальнейшего развития, возможные для тиражирования после апробации, на территориях схожих по климату, рельефу, транспортной логистики и т. д. В связи с этим проекты, реализуемые в одной точке, после апробации, адаптации и «упаковки» можно переносить на территории с идентичными сдерживающим факторами, и схожие по параметрам. В такие случаи можно получить достаточно быстрый рывок развития территорий, за счет снятия барьеров в ряде арктических городов и поселений. В рамках преодоления сдерживающих факторов на местном уровне, в частности в Булунском районе предполагается реализации взаимоувязанных проектов (кластерная модель). Так на данный момент реализуются и рассматриваться следующие проекты, которые способны произвести перемены на районном уровне:
- Реализация программ по внедрению интернета с большой скоростью (Интернет);
- Реализация программы по межрайонной перевозке грузов и людей с помощью современных машин вездеходов (Транспорт)
- Формирования комфортной предпринимательской среды (Предпринимательство)
- Формирование активной гражданской среды: НКО, общественные объединения, общественные группы активистов (Гражданское общество)
- Формирование экспертного контура и контура партнеров на федеральном, региональном и местном уровне, установление тесных межведомственных отношений (Проектное управление)
- Формирование пула форвардных и сопровождающих проектов, влияющих на социально-экономическую сферу (Проектное управление)
- Внедрение ИТ технологий как прорывной стратегии Якутии с мультипликативными эффектами в образовании, культуре, науке (IT- инфраструктура)
- Изменение логики отношений: с закрытости и «нахождения» в текущей ситуации к «инициативному» переходу: инициативность, активность, инициация проектов и поиск коммерческих партнеров, выход на стратегическое планирование и формирование новых неординарных положительных ситуаций (Внешние связи)
- Подготовка научно-исследовательской и доказательной базы для дальнейшего оформления в крупные проекты развития территории (Наука и проектное управление)
- Подготовка и согласование разработки полигона по тестированию, апробации и патентованию техники, устройств (прототипов) и разработок для дальнейшего внедрения (Технологическое тестирование технологий)
- Развитие элементов цифровой экономики: безналичные платежи, платежи по бесконтактным технологиям, формирование Wi-Fi точек, внедрение систем электронного документооборота и обмена данными (Цифровая экономика)
- Разработка предложения по выработки Хара-Улахского хребта и Таймылырских месторождений угля для использования в котельных с помощью пыленадувных технологий, и возможности поставки в соседние районы (ТЭК)
- Разработка предложения по альтернативным источникам снабжения малых отдаленных потребителей с использование водородных технологий (ТЭК, альтернативная энергетика)
- Разработка предложения по тестированию и дальнейшему использованию газогидратных отложений для пилотного проекта газоснабжения за счет местных ресурсов (ТЭК)
Кластерный подход предполагает формирование взаимосвязанных, взаимоопыляемых, но не зависимых проектов. Данный подход позволяет с одной стороны укреплять проекты, которые готовятся на стадии запуска (через взаимодополнение и взаимосвязи), с другой стороны снижает риски в случаи «ухода» одно из инвесторов, что бы это не сказалось на общую систему кластера. В рамках связок необходимостью является использования передового опыта ведущих научных школ, высших учебных заведений, средне-специальных (прикладных) учебных заведений, фондов, государственных и муниципальных органов, средств массовой информации вокруг форвардных (прорывных) проектов, которые становятся «локомотивами» для реализации последующих проектов и диверсифицирует экономику территории. Полученные результаты и пилотные модели на уровне района, возможно тиражировать на уровне Республики Саха (Якутия) и на схожих территориях субъектов РФ, что способно привести к увеличению динамики развития арктической зоны РФ.
Развитие российской части Арктики будет зависеть от развития всей протяженности северной границы входят географически и климатически в Арктику принадлежащей России. Общий уровень развития российских арктических территорий будет зависеть от развития каждого отдельно взятого субъекта РФ, где такая территория присутствует [17].
Учитывая вышеизложенное, освоение и использование Арктики для России, с учетом роста геополитической конкуренции в области обладания и использования ресурсов, военного и научного присутствие, с наложением потенциальных изменений климата, является не только важным шагом для развития российского Севера, и одним из способов обновления и развития экономики в целом, но и жизненно необходимым элементом политики, для защиты собственных интересов, и безопасности как своих территорий, так и безопасности всего региона в целом.
Литература:
- Официальный сайт: Сетевое издание центра исследований и аналитики Фонда историческое перспективы «Перспективы» http://www.perspektivy.info [Электронный ресурс]
- Официальный сайт «Телерадиокомпания Вооруженных Сил Российской Федерации «ЗВЕЗДА» (ОАО «ТРК ВС РФ «ЗВЕЗДА») https://tvzvezda.ru/ [Электронный ресурс]
- Официальный сайт: Международный экспертный Совет по сотрудничеству в Арктике (АНО «Центр стратегических оценок и прогнозов» http://www.iecca.ru [Электронный ресурс]
- Официальный сайт информационного интернет издания «Эксперт Онлайн» группы «Эксперт» http://expert.ru [Электронный ресурс].
- Официальный сайт: информационное издание интернет журнал «Моя Россия» https://moiarussia.ru [Электронный ресурс]
- Официальный сайт: информационно-аналитическое издание интернет журнал «ПолитАрктика» http://politarktika.ru [Электронный ресурс]
- Официальный сайт: Международный информационный агрегатор информации https://www.uarctic.org/ [Электронный ресурс]
- Официальный сайт: Российский Совет по международным делам http://russiancouncil.ru/ [Электронный ресурс]
- Официальный сайт: «Международное информационное агентство «Россия сегодня» (МИА «Россия сегодня»). Россиясегодня.рф, ria.ru [Электронный ресурс]
- Официальный сайт: Электронное периодическое издание «Нефть и Капитал» https://oilcapital.ru/ [Электронный ресурс]
- Официальный сайт: «Всероссийская государственная телевизионная и радиовещательная компания» (ВГТРК) https://www.vesti.ru/ [Электронный ресурс]
- Официальный сайт: Информационный портал [Электронный ресурс] https://news.rambler.ru/other/39148802-investitsii-v-arktiku/
- По материалам выступления Р. М. АБРАМЯНА, директора Департамента развития межрегионального и приграничного сотрудничества Минэкономразвития России 7 октября 2015 года, форум в г. Омск)
- По материалам Специальный корреспондент журнала «Нефть и Газ Сибири» на ВТТА2015 — А. Либерова
- Официальный сайт: «Информационное телеграфное агентство России (ИТАР-ТАСС) https://tass.ru/v-strane/4732590 [Электронный ресурс]
- Официальный сайт: интернет издание «Газета.ру» https://www.gazeta.ru [Электронный ресурс].
- Милославский В. Г. Освоение российской Арктики и арктических территорий: потенциал, конкуренция и проблематика // Молодой ученый. — 2017. — № 18. — С. 157–161. — URL https://moluch.ru/archive/152/43047/
- https://ria.ru/economy/20170704/1497821166.html