Особая и целевая квоты приема в вуз: специфика подачи и регистрации документов (на примере ТГПУ им. Л. Н. Толстого) | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №40 (226) октябрь 2018 г.

Дата публикации: 07.10.2018

Статья просмотрена: 102 раза

Библиографическое описание:

Логачев, А. И. Особая и целевая квоты приема в вуз: специфика подачи и регистрации документов (на примере ТГПУ им. Л. Н. Толстого) / А. И. Логачев. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 40 (226). — С. 43-45. — URL: https://moluch.ru/archive/226/52910/ (дата обращения: 18.12.2024).



В данной статье приводятся и кратко характеризуются основные правовые положения для поступающих на бюджетную основу в вуз по программам бакалавриата и специалитета.

Особое право дает возможность абитуриенту поступить без вступительных испытаний. В соответствии с действующим законодательством [1] к таковым относятся:

  1. победители и призеры заключительного этапа всероссийской олимпиады школьников, члены сборных команд Российской Федерации, участвовавших в международных олимпиадах по общеобразовательным предметам в течение не более 4 лет, следующих за годом проведения соответствующей олимпиады;
  2. чемпионы и призеры Олимпийских игр, Паралимпийских игр и Сурдлимпийских игр, чемпионы мира, чемпионы Европы, лица, занявшие первое место на первенстве мира, первенстве Европы по олимпийским видам спорта по направлениям подготовки в области физической культуры и спорта.

Кроме того, вуз имеет право зачислить без экзаменов абитуриента, если он является победителем или призером олимпиады или конкурса, проводимого вузом самостоятельно, если на это есть соответствующее разрешение Министерства образования РФ. В ТГПУ им. Л. Н. Толстого для этого поводится Толстовская олимпиада школьников. Поступать без экзаменов в 2018 году могли победители и призеры по предметам: история, обществознание, литература. Ограничение составляло условие, что по данному предмету у абитуриента должно быть менее 75 баллов ЕГЭ [2].

В особую квоту абитуриентов входят лица имеющие льготы на поступление, определенные законодательством Российской Федерации. К ней относят социально незащищенные категории граждан, а именно:

– инвалиды I и II группы;

– инвалиды с детства;

– дети-сироты;

– дети, оставшиеся без попечения родителей;

– военнослужащие, получившие инвалидность во время прохождения службы.

Согласно пункту 4 статьи 71 ФЗ-273 «Об образовании РФ», минимальное количество выделенных бюджетных мест для лиц, поступающих по особой квоте, составляет 10 % от их общего числа по каждому направлению подготовки [3].

К целевой квоте относят абитуриентов, которые заключили трехсторонний договор с вузом и направляющей организацией. Их количество зависит от поступивших до определенного срока заявок.

Конкурс между абитуриентами подавшими заявления на особую или целевую квоту проводится по сумме набранных баллов ЕГЭ, ЦТ проводимого в вузе, с учетом преимущественных прав и индивидуальных достижений. Оставшиеся бюджетные места распределяются по общему конкурсу.

В контрольные цифры приема входят так же абитуриенты, поступающие по договору об оказании образовательных услуг. В данном случае конкурс не предусматривается, единственным условием для поступления является набор минимального порога баллов по профильным предметам и выполнение условий договора по оплате.

Зачисление абитуриентов в несколько этапов. 80 % поступающих по общему конкурсу на очную форму обучения в 2018 году были зачислены приказом ректора по университету 3 августа. Оставшиеся 20 % и 100 % зачисляемых на заочную форму — 8 августа. Однако, в эти цифры не входят те, кто прошел «без экзаменов», по особой и целевой квотам. Приказ об их зачислении выходил 29 июля 2018 года.

Отдельно следует упомянуть преимущественные права и индивидуальные достижения. Преимущественное право, определенное федеральным законом «Об образовании» позволяет установить более высокий приоритет для поступающего в конкурсе при одинаковой сумме баллов. Данное право имеют все лица имеющие основания для прохождения по особой квоте, а также следующие категории граждан:

– Граждане РФ, подвергшиеся воздействию либо постоянно проживающие на территории радиационного поражения после аварии на Чернобыльской АЭС;

– Граждане, прошедшие военную службу по контракту в течение не менее трех лет;

– Ветераны войны и боевых действий;

– Граждане, принимавшие участие в испытании ядерного оружия;

– Военнослужащие РФ, сотрудники органов внутренних дел РФ, уголовно-исполнительной системы, МЧС, исполняющие свои служебные обязанности во время вооруженного конфликта на территории Чеченской Республики, а также принимавшие участие в контртеррористических операциях в Северо-кавказском регионе;

– Дети погибших или получивших заболевание, повлекшее смерть при исполнении служебных обязанностей военнослужащих ВС РФ, сотрудников МВД РФ, Прокуратуры РФ, Следственного комитета РФ, МЧС РФ.

– Дети умерших Героев СССР, Героев РФ, полных кавалеров ордена Славы.

Индивидуальные достижения позволяют абитуриенту получить дополнительные баллы. При поступлении на направления бакалавриата и специалитета учитываются:

– Наличие аттестата о полном среднем образовании или диплома о среднем профессиональном образовании с отличием;

– Наличие документов, подтверждающих волонтерскую деятельность;

– Оценка за итоговое сочинение, которое является допуском для выпускников учреждений среднего полного образования к сдаче ЕГЭ;

– Удостоверение, подтверждающее сдачу норм ГТО с присвоением «Золотого знака»

– Диплом победителя или призера предметных олимпиад, конкурсов, спортивных соревнований регионального, федерального и международного уровня проводимых министерством образования РФ.

Литература:

  1. Приказ Министерства образования и науки РФ от 14 октября 2015 г. N 1147 «Об утверждении Порядка приема на обучение по образовательным программам высшего образования — программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры» — URL: http://base.garant.ru/71238710/#ixzz5Slot5y1d (дата обращения 20.09.2018).
  2. Приказ «Об утверждении Правил приема на обучение по образовательным программам высшего образования — программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры на 2018/19 учебный год в ФГБОУ ВО ТГПУ им. Л. Н. Толстого. — URL: http://tsput.ru/ent/2018/docs/f/Pravila_priema_TGPU_26.09.17.pdf (дата обращения 22.09.2018)
  3. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ. — URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения 22.09.2018)
Основные термины (генерируются автоматически): целевая квота, абитуриент, вуз, конкурс, направление подготовки, общий конкурс, особая квота, Российская Федерация, РФ.


Похожие статьи

Право на получение бесплатного образования: распределение бюджетных мест в высшем учебном заведении (на примере ТГПУ им. Л. Н. Толстого)

Практические аспекты проведения предметных тематических декад (на примере ФГБОУ «Средняя школа-интернат МИД России»)

Отчетность, предоставляемая в информационно-аналитические системы и на официальном сайте образовательной организации с 2016 года от ГБОУ во «ЮУрГИИ им. И. И. Чайковского»: к обзору планирования методической деятельности

Особенности организации детского экологического театра (на примере МОУ «МГМЛ» г. Магнитогорска)

Особенности организации и работы экологических отрядов в системе общего образования (на примере МАОУ СОШ № 2 г. Златоуста Челябинской области)

Экологическое образование студентов как базовая составляющая компетентности специалиста среднего звена (на примере ГАПОУ НСО «Новосибирский архитектурно-строительный колледж»)

Вопросы трудоустройства: планы и ожидания учащихся педагогического вуза (на материалах КазГосЖенПУ)

Проблемы выбора очного и онлайн-обучения на примере специальности «парикмахер-универсал»

Мотивационный профиль личности студентов-психологов (на примере студентов ВГУЭС, г. Владивосток)

Выявление учебно-профессиональной мотивации в процессе обучения в вузе (на материале тестирования студентов-дефектологов 1–3 курсов)

Похожие статьи

Право на получение бесплатного образования: распределение бюджетных мест в высшем учебном заведении (на примере ТГПУ им. Л. Н. Толстого)

Практические аспекты проведения предметных тематических декад (на примере ФГБОУ «Средняя школа-интернат МИД России»)

Отчетность, предоставляемая в информационно-аналитические системы и на официальном сайте образовательной организации с 2016 года от ГБОУ во «ЮУрГИИ им. И. И. Чайковского»: к обзору планирования методической деятельности

Особенности организации детского экологического театра (на примере МОУ «МГМЛ» г. Магнитогорска)

Особенности организации и работы экологических отрядов в системе общего образования (на примере МАОУ СОШ № 2 г. Златоуста Челябинской области)

Экологическое образование студентов как базовая составляющая компетентности специалиста среднего звена (на примере ГАПОУ НСО «Новосибирский архитектурно-строительный колледж»)

Вопросы трудоустройства: планы и ожидания учащихся педагогического вуза (на материалах КазГосЖенПУ)

Проблемы выбора очного и онлайн-обучения на примере специальности «парикмахер-универсал»

Мотивационный профиль личности студентов-психологов (на примере студентов ВГУЭС, г. Владивосток)

Выявление учебно-профессиональной мотивации в процессе обучения в вузе (на материале тестирования студентов-дефектологов 1–3 курсов)

Задать вопрос