Особая и целевая квоты приема в вуз: специфика подачи и регистрации документов (на примере ТГПУ им. Л. Н. Толстого) | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №40 (226) октябрь 2018 г.

Дата публикации: 07.10.2018

Статья просмотрена: 102 раза

Библиографическое описание:

Логачев, А. И. Особая и целевая квоты приема в вуз: специфика подачи и регистрации документов (на примере ТГПУ им. Л. Н. Толстого) / А. И. Логачев. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 40 (226). — С. 43-45. — URL: https://moluch.ru/archive/226/52910/ (дата обращения: 16.11.2024).



В данной статье приводятся и кратко характеризуются основные правовые положения для поступающих на бюджетную основу в вуз по программам бакалавриата и специалитета.

Особое право дает возможность абитуриенту поступить без вступительных испытаний. В соответствии с действующим законодательством [1] к таковым относятся:

  1. победители и призеры заключительного этапа всероссийской олимпиады школьников, члены сборных команд Российской Федерации, участвовавших в международных олимпиадах по общеобразовательным предметам в течение не более 4 лет, следующих за годом проведения соответствующей олимпиады;
  2. чемпионы и призеры Олимпийских игр, Паралимпийских игр и Сурдлимпийских игр, чемпионы мира, чемпионы Европы, лица, занявшие первое место на первенстве мира, первенстве Европы по олимпийским видам спорта по направлениям подготовки в области физической культуры и спорта.

Кроме того, вуз имеет право зачислить без экзаменов абитуриента, если он является победителем или призером олимпиады или конкурса, проводимого вузом самостоятельно, если на это есть соответствующее разрешение Министерства образования РФ. В ТГПУ им. Л. Н. Толстого для этого поводится Толстовская олимпиада школьников. Поступать без экзаменов в 2018 году могли победители и призеры по предметам: история, обществознание, литература. Ограничение составляло условие, что по данному предмету у абитуриента должно быть менее 75 баллов ЕГЭ [2].

В особую квоту абитуриентов входят лица имеющие льготы на поступление, определенные законодательством Российской Федерации. К ней относят социально незащищенные категории граждан, а именно:

– инвалиды I и II группы;

– инвалиды с детства;

– дети-сироты;

– дети, оставшиеся без попечения родителей;

– военнослужащие, получившие инвалидность во время прохождения службы.

Согласно пункту 4 статьи 71 ФЗ-273 «Об образовании РФ», минимальное количество выделенных бюджетных мест для лиц, поступающих по особой квоте, составляет 10 % от их общего числа по каждому направлению подготовки [3].

К целевой квоте относят абитуриентов, которые заключили трехсторонний договор с вузом и направляющей организацией. Их количество зависит от поступивших до определенного срока заявок.

Конкурс между абитуриентами подавшими заявления на особую или целевую квоту проводится по сумме набранных баллов ЕГЭ, ЦТ проводимого в вузе, с учетом преимущественных прав и индивидуальных достижений. Оставшиеся бюджетные места распределяются по общему конкурсу.

В контрольные цифры приема входят так же абитуриенты, поступающие по договору об оказании образовательных услуг. В данном случае конкурс не предусматривается, единственным условием для поступления является набор минимального порога баллов по профильным предметам и выполнение условий договора по оплате.

Зачисление абитуриентов в несколько этапов. 80 % поступающих по общему конкурсу на очную форму обучения в 2018 году были зачислены приказом ректора по университету 3 августа. Оставшиеся 20 % и 100 % зачисляемых на заочную форму — 8 августа. Однако, в эти цифры не входят те, кто прошел «без экзаменов», по особой и целевой квотам. Приказ об их зачислении выходил 29 июля 2018 года.

Отдельно следует упомянуть преимущественные права и индивидуальные достижения. Преимущественное право, определенное федеральным законом «Об образовании» позволяет установить более высокий приоритет для поступающего в конкурсе при одинаковой сумме баллов. Данное право имеют все лица имеющие основания для прохождения по особой квоте, а также следующие категории граждан:

– Граждане РФ, подвергшиеся воздействию либо постоянно проживающие на территории радиационного поражения после аварии на Чернобыльской АЭС;

– Граждане, прошедшие военную службу по контракту в течение не менее трех лет;

– Ветераны войны и боевых действий;

– Граждане, принимавшие участие в испытании ядерного оружия;

– Военнослужащие РФ, сотрудники органов внутренних дел РФ, уголовно-исполнительной системы, МЧС, исполняющие свои служебные обязанности во время вооруженного конфликта на территории Чеченской Республики, а также принимавшие участие в контртеррористических операциях в Северо-кавказском регионе;

– Дети погибших или получивших заболевание, повлекшее смерть при исполнении служебных обязанностей военнослужащих ВС РФ, сотрудников МВД РФ, Прокуратуры РФ, Следственного комитета РФ, МЧС РФ.

– Дети умерших Героев СССР, Героев РФ, полных кавалеров ордена Славы.

Индивидуальные достижения позволяют абитуриенту получить дополнительные баллы. При поступлении на направления бакалавриата и специалитета учитываются:

– Наличие аттестата о полном среднем образовании или диплома о среднем профессиональном образовании с отличием;

– Наличие документов, подтверждающих волонтерскую деятельность;

– Оценка за итоговое сочинение, которое является допуском для выпускников учреждений среднего полного образования к сдаче ЕГЭ;

– Удостоверение, подтверждающее сдачу норм ГТО с присвоением «Золотого знака»

– Диплом победителя или призера предметных олимпиад, конкурсов, спортивных соревнований регионального, федерального и международного уровня проводимых министерством образования РФ.

Литература:

  1. Приказ Министерства образования и науки РФ от 14 октября 2015 г. N 1147 «Об утверждении Порядка приема на обучение по образовательным программам высшего образования — программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры» — URL: http://base.garant.ru/71238710/#ixzz5Slot5y1d (дата обращения 20.09.2018).
  2. Приказ «Об утверждении Правил приема на обучение по образовательным программам высшего образования — программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры на 2018/19 учебный год в ФГБОУ ВО ТГПУ им. Л. Н. Толстого. — URL: http://tsput.ru/ent/2018/docs/f/Pravila_priema_TGPU_26.09.17.pdf (дата обращения 22.09.2018)
  3. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ. — URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения 22.09.2018)
Основные термины (генерируются автоматически): целевая квота, абитуриент, вуз, конкурс, направление подготовки, общий конкурс, особая квота, Российская Федерация, РФ.


Похожие статьи

Право на получение бесплатного образования: распределение бюджетных мест в высшем учебном заведении (на примере ТГПУ им. Л. Н. Толстого)

Практические аспекты проведения предметных тематических декад (на примере ФГБОУ «Средняя школа-интернат МИД России»)

Отчетность, предоставляемая в информационно-аналитические системы и на официальном сайте образовательной организации с 2016 года от ГБОУ во «ЮУрГИИ им. И. И. Чайковского»: к обзору планирования методической деятельности

Особенности организации детского экологического театра (на примере МОУ «МГМЛ» г. Магнитогорска)

Экологическое образование студентов как базовая составляющая компетентности специалиста среднего звена (на примере ГАПОУ НСО «Новосибирский архитектурно-строительный колледж»)

Вопросы трудоустройства: планы и ожидания учащихся педагогического вуза (на материалах КазГосЖенПУ)

Проблемы выбора очного и онлайн-обучения на примере специальности «парикмахер-универсал»

Мотивационный профиль личности студентов-психологов (на примере студентов ВГУЭС, г. Владивосток)

Выявление учебно-профессиональной мотивации в процессе обучения в вузе (на материале тестирования студентов-дефектологов 1–3 курсов)

Анализ дискурсивной стратегии продвижения вуза: стилистический аспект (на примере сайтов ТПУ и ВКПУ)

Похожие статьи

Право на получение бесплатного образования: распределение бюджетных мест в высшем учебном заведении (на примере ТГПУ им. Л. Н. Толстого)

Практические аспекты проведения предметных тематических декад (на примере ФГБОУ «Средняя школа-интернат МИД России»)

Отчетность, предоставляемая в информационно-аналитические системы и на официальном сайте образовательной организации с 2016 года от ГБОУ во «ЮУрГИИ им. И. И. Чайковского»: к обзору планирования методической деятельности

Особенности организации детского экологического театра (на примере МОУ «МГМЛ» г. Магнитогорска)

Экологическое образование студентов как базовая составляющая компетентности специалиста среднего звена (на примере ГАПОУ НСО «Новосибирский архитектурно-строительный колледж»)

Вопросы трудоустройства: планы и ожидания учащихся педагогического вуза (на материалах КазГосЖенПУ)

Проблемы выбора очного и онлайн-обучения на примере специальности «парикмахер-универсал»

Мотивационный профиль личности студентов-психологов (на примере студентов ВГУЭС, г. Владивосток)

Выявление учебно-профессиональной мотивации в процессе обучения в вузе (на материале тестирования студентов-дефектологов 1–3 курсов)

Анализ дискурсивной стратегии продвижения вуза: стилистический аспект (на примере сайтов ТПУ и ВКПУ)

Задать вопрос