Роль образовательной среды и ее влияние на результаты обучения и профессиональной деятельности представляет интерес для исследований на протяжении многих веков. Есть множество подходов к понимаю термина «образовательная среда». Но по большей части это касается школы и дошкольных образовательных организаций. А о влиянии образовательной средынаформировании общепрофессиональных компетенций у педагогов дошкольной образовательной организации изучены не вполне и недостаточно.
В связи с чем, актуальность исследования несомненна. В настоящее время имеются достижения в области осмысления понятия «образовательная среда» в различных исследованиях. Анализ теории и практики влияния средовых факторов в педагогическом образовании своими корнями уходит в эпоху древнего мира. Впервые в Древней Греции был создан прообраз высшего учебного заведения. В четвертом веке до нашей эры Платоном была организована философская школа, где учащиеся обсуждали вопросы философии. Образовательная среда позволяла на равных вести беседы. В 425 году в Константинополе была учреждена высшая школа «Аудиториум», в которой исключались любые возможности самоуправления. Образовательная среда представляла собой кафедры различных наук [2, с.113].
Особую роль в развитии высшей школы сыграла церковь. Монастырские высшие школы основывались на раннехристианских традициях. И это также накладывало отпечаток на среду образования [2 с. 114].
Первые упоминания о влиянии образовательной среды в воспитании молодежи относятся к 18 веку. В. Н. Новиков приводит исторические аспекты образовательной среды и ее особенности в современном мире [8].
Изучению и организации образовательной среды посвятили свои научные труды С. Т. Шацкий, А. С. Макаренко.
Г. А. Медяник рассматривает педагогические аспекты формирования общепрофессиональных компетенций у бакалавров в период педагогической практики [6].
Ученые Н. С. Журавлева, И. Ф. Кашлач, С. Л. Мякишев в своих трудах уделяли достаточно внимания информационно-образовательной среде, проблемам формирования профессиональных и общепрофессиональных компетенций у студентов педагогических вузов [4], [7].
Н. В. Смирнова проводит анализ феномена «Образовательная среда» [10].
Профессор В. А. Ясвин «образовательную среду» называет системой влияний и условий формирования личности. Он также считает, что образовательная среда предоставляет возможности развития личности [11, с. 14].
Анализ практики высшего педагогического и дополнительного профессионального образования показал, что эффективная система подготовки бакалавров педагогики регламентируется Федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования и представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основных профессиональных образовательных программ высшего образования.
В Стандарте сказано, что педагог, освоивший программу бакалавриата педагогики, должен обладать следующими общепрофессиональными компетенциями:
– готовностью осознавать социальную значимость своей будущей профессии, обладать мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности (ОПК-1);
– способностью осуществлять обучение, воспитание и развитие с учетом социальных, возрастных, психофизических и индивидуальных особенностей, в том числе особых образовательных потребностей обучающихся (ОПК-2);
– готовностью к психолого-педагогическому сопровождению учебно-воспитательного процесса (ОПК-3);
– готовностью к профессиональной деятельности в соответствии с нормативно-правовыми актами сферы образования (ОПК-4);
– владением основами профессиональной этики и речевой культуры (ОПК-5);
– готовностью к обеспечению охраны жизни и здоровья обучающихся (ОПК-6) [9].
В соответствии с этим, была сформулирована цель исследования — выявить и обосновать роль образовательной среды в формировании общепрофессиональных компетенций у педагогов дошкольной образовательной организации.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
– провести диагностику мотивационно-потребностной сферы педагогов и роль образовательной среды в ее формировании (ОПК-1);
– провести исследование с помощью вопросника Н. В. Клюевой [5] для самоанализа педагогами особенностей индивидуального стиля профессиональной деятельности (ОПК -2);
– изучить уровень психолого-педагогических знаний педагогов с помощью проективной методики (ОПК-3);
– провести анкетирование на тему правовой компетенции (ОПК-4);
– провести экспресс — анализ речевой культуры и коммуникативных навыков педагогов (ОПК-5);
– провести семинар «Формирование здорового образа жизни в условиях реализации ФГОС через систему здоровьесберегающих технологий» (ОПК-6).
Методы исследования и испытуемые
В исследовании приняли участие педагоги МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 42». Исследование проходило в марте-июне 2018 года. Всего приняли участие 24 педагога.
Методы исследования:
- Опросник «Мотивация профессиональной деятельности» (Методика К. Замфир в модификации Реан А. А.) [2, с.280–283].
- Вопросник Н. В. Клюевой для самоанализа педагогом особенностей индивидуального стиля профессиональной деятельности [5, с.83–90].
- Проективная методика «Я и Вселенная».
- Анкетирование «Моя правовая компетенция» (авторская).
- Тест «Транзактный анализ общения» [2]. Проведенный семинар «Формирование здорового образа жизни в условиях реализации ФГОС через систему здоровьесберегающих технологий» позволил определить сформированность ОПК-6.
Обсуждение результатов. По диагностике «Мотивация профессиональной деятельности» подсчитывались показатели внутренней мотивации (ВМ), внешней положительной мотивации (ВПМ) и внешней отрицательной мотивации (ВОМ). Полученные результаты говорят о том, что образовательная среда детского сада требует всестороннего ресурсного, научного и психологического обеспечения. Для формирования ОПК-1 необходимо создать среду, которая оказывала бы стимулирующее воздействие на профессиональное и личностное развитие педагогов. В психологической поддержке нуждаются педагоги, которые испытывают огромный стресс перед аттестационными испытаниями.
По пункту 2. Самоанализ педагогами особенностей индивидуального стиля профессиональной деятельности оказался эффективным. Результаты разные, но показано, что педагоги имеют знания в области психофизиологии, возрастной психологии, все готовы и могут использовать знания на практике. Недостаток влияния образовательной среды не выявлен. Педагоги регулярно проходят курсы повышения квалификации, участвуют в конкурсах, олимпиадах.
По пункту 3. Проективная методика «Я и Вселенная» заключалась в проекции себя с окружающим миром и выражалась в графическом изображении. Уровень психолого-педагогических компетенций педагогов требует небольшой корректировки. Эффективным было бы обучение участников образовательного процесса вопросам теории и практики создания профессиональной стимулирующей среды и методологии деятельности по ее реализации.
По пункту 4. Анкетирование «Моя правовая компетенция» показало средний уровень правовой компетенции. Исправить ситуацию и сделать образовательную среду личностно ориентированной возможно, если провести дополнительные курсы повышения квалификации по формированию правовой компетенции.
По пункту 5. Тест «Транзактный анализ общения» показал, что коммуникативные навыки педагогов развиты в должной мере. Организационно-деятельностный компонент образовательной среды дошкольной образовательной организации формирует стиль общения и поведения, как преподавателей, так ируководителя.
Для создания образовательной среды в области здоровьесбережения проведен семинар «Формирование здорового образа жизни в условиях реализации ФГОС через систему здоровьесберегающих технологий». Обсуждались темы: «Реализация ВФСК ГТО в вузе», «Традиционные и инновационные технологии оздоровительной физической культуры, реабилитации и рекреации», «Физическая культура и спорт как фактор профилактики соматических заболеваний», «Развитие интеллектуальных и познавательных способностей школьников средствами практической психологии», «Развитие личностных ресурсов студентов с помощью элементов позитивной психологии в рамках здоровьесбережения», «Формирование культуры здоровья» и др. Семинар носил прикладной характер, обмен мнениями был полезен для всех участников.
Таким образом, образовательная среда дошкольной образовательной организации, несомненно, оказывает существенное влияние на формировании общепрофессиональных компетенций педагогов. Развитие образовательной среды, преобразование, насыщение электронными образовательными ресурсами, создание условий цифрового обучения, широкого спектра педагогической практики является одной из приоритетных задач руководящего состава МБДОУ.
Общепрофессиональные компетенции педагогов будут совершенствоваться, если уделять внимание мировоззренческой направленности личности, деятельностному подходу в профессиональной деятельности, психолого-педагогическим аспектам.
Заключение. Исследование показало, общепрофессиональные компетенции у педагогов дошкольной образовательной организации развиваются благодаря образовательной среде.
Литература:
- Антонова А. В. Методика формирования профессиональных компетенций будущего учителя истории в процессе внеаудиторной работы. Журнал «Педагогическое образование в России». 2017, № 139 с. 36–43.
- Бордовская., Н. В. Реан А. А. Б82 Педагогика. Учебник для вузов ⎯ СПб: Издательство «Питер»,2000. ⎯ 304 с. (Серия «Учебник нового века»)
- Выготский Л. С. Основы педологии / под ред. М. А. Левиной. — Ленинград: Ин-т, артель «Стеклограф», 1935. — 133 с.
- Журавлева Н. С., Кашлач И. Ф. Формирование профессиональной компетенции будущих учителей физико-математических дисциплин через выполнение межпредметных проектов. Международный научно-исследовательский журнал. 2017, № 07 (61) Часть 1 с. 73–77.
- Клюева Н. В. Технология работы психолога с учителем. М., ТЦ «Сфера». 2000, с. 192.
- Медяник Г. А. Формирование общепрофессиональных компетенций у бакалавров в период педагогической практики. Журнал «Инновации. Наука. Образование». 2017, № 3 (6). С. 3.
- Мякишев С. Л. Роль информационно-образовательной среды вуза в процессе формирования профессиональной компетентности специалиста // Научно-методический электронный журнал «Концепт». — 2017. — Т. 27. — С. 250–252. — URL: http://e-koncept.ru/ (дата обращения: 22.09.2018).
- Новиков В. Н. Образовательная среда вуза как профессионально и личностно стимулирующий фактор. Электронный журнал «Психологическая наука и образование». № 1, 2012, с. 1–8.
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 4 декабря 2015 г. № 1426 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование (уровень бакалавриата)» http://fgosvo.ru/news/8/1583 URL: (дата обращения: 21.09.2018).
- Смирнова Н. В. Анализ дефиниций феномена «Образовательная среда». Альманах современной науки и образования. Тамбов: Грамота, 2008. № 10. Ч. 2. С. 158–160.
- Ясвин, В. А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию / В. А. Ясвин. — М.: Смысл, 2001. — 365 с.